Какие уроки преподнесла нам литература ХIХ века? В какой степени мы их усвоили? Каково отношение современных молодых людей к духовным ценностям? Продолжает ли литература играть великую роль в воспитании человека? Именно на эти вопросы попытались ответить ученицы в проектной работе, сделав вывод о том, что классика не устарела, что все лучшее в нас – результат влияния литературы и что причины духовного кризиса кроются в недооценке силы ее воспитательного воздействия.
Вложение | Размер |
---|---|
literatura1.ppt | 2.69 МБ |
Слайд 1
Проект по литературе на тему «Влияние классической литературы XIX века на формирование человека XXI века»Слайд 2
Значимость литературной классики заключается прежде всего в том, что она утверждает ценности, не зависящие от предпочтений и капризов отдельного человека. Классику нужно читать, поскольку в ней содержится огромный опыт человечества, воспользоваться которым просто необходимо. Litclassic.ru
Слайд 3
Идейное содержание произведений классиков русской литературы XIX века
Слайд 4
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 5
Роман «Отцы и дети» I . Конкретно-исторический смысл романа Примирение между либералами и демократами невозможно, у них глубокие идейные разногласия и взаимное сословное презрение. Первенство за молодыми силами. Народ, мало что понимая в идейной борьбе, пойдет за тем, кто сумеет его увлечь, кто понятнее, ближе народу, то есть за демократами. Либералы - носители дворянской культуры, хранители исторического прошлого, связи поколений, но они далеки от практической деятельности. Демократы готовы к решительным действиям на пути к преобразованию государства, но их радикальные, крайние, революционные взгляды грозят России гражданской войной.
Слайд 6
II . Общечеловеческий смысл романа Базаров после смерти соединился с родителями, Аркадий – при жизни. В этом мысль Тургенева о преемственности поколений и невозможности разрыва. Стремление разрушать, ломать приводит к саморазрушению человека. Основа жизни – согласие, примирение, единение. Базаровы нужны, так как молодые должны не только повторять путь «отцов», но и делать шаг вперёд, должны дерзать, искать. В этом состоит прогресс.
Слайд 7
Социологический опрос Студенты и школьники Средний возраст Пожилые люди 1. Возможность политической борьбы, открытой оппозиции власти, свобода слова и печати 20% 33% 8% 2. Согласие и компромисс между представителями разных слоев общества 16% 5% 7% 3. Демократический путь развития страны 9% 7% 5%
Слайд 8
4. Необходимость революционных преобразований 1% 5% 2% 5. Снижение социальной напряженности в обществе, меры по улучшению жизни народа 27% 10% 11% 6. Сохранение культуры, национальных традиций, преемственности поколений 13% 18% 36% 7. Борьба с бедностью, сокращение разрыва между бедными и богатыми 10% 13% 18%
Слайд 10
Результаты социологического опроса За свободу слова и печати готовы бороться молодые люди. Также они способны идти на компромисс ради сохранения согласия в обществе, они практически единогласно отвергают революционный путь. Среди выступающих за демократический путь развития страны гораздо больше молодежи. Либеральные реформы поддерживают пенсионеры, а в снижении социальной напряженности заинтересованы и те, и другие. Бороться с бедностью готовы представители самого мудрого поколения.
Слайд 11
Иван Александрович Гончаров
Слайд 12
Роман «Обломов» I . Конкретно-исторический смысл романа Крепостное право - зло и позор России, оно уродует жизнь господ и крестьян, так как первые привыкают жить за чужой счет, а вторые не знакомы со свободным и результативным трудом. Это ведет к кризису и распаду государства. Обломовщина — отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика Илюши Обломова и показывает вредное влияние на него патриархально-помещичьей среды и обломовской системы воспитания. Обломов - последний в ряду «лишних» людей (сначала Чацкий, потом Онегин, Печорин, а теперь Обломов), у которых расходятся слово и дело. Богатство внутреннего мира и практическая никчемность приводят человека к жизненной трагедии. Необходима гармония внутреннего мира человека и внешней среды.
Слайд 13
II . Общечеловеческий смысл романа Смешной Обломов бросает вызов современному обществу, цивилизации, готов выйти из суетного круга истории. Он мечтает, чтобы люди перестали гоняться за комфортом, излишествами, техническим прогрессом, а стремились к простой и непритязательной жизни, соединенной с природой. Духовные ценности Обломов ставит выше материальных и экономических.
Слайд 14
Социологический опрос Студенты и школьники Средний возраст Пожилые люди 1. Отсутствие сословного неравенства 18% 13% 39% 2. Возможность получения образования и хорошего воспитания 18% 7% 14% 3. Самореализация личности в трудовой деятельности, финансовая независимость 42% 39% 5%
Слайд 15
4. Чистая совесть, жизнь в гармонии с самим собой и окружающим миром 7% 11% 5% 5. Преобладание духовных ценностей над материальными 3% 8% 19% 6. Умение ценить малое, не гнаться за излишествами, внешними атрибутами успеха 12% 22% 18%
Слайд 17
Результаты социологического опроса За отсутствие сословного неравенства выступают пожилые люди, за возможность получения образования и хорошего воспитания голосуют молодые, кроме того, они обеспокоены проблемой самореализации. К сожалению, мы видим, что у современной молодежи материальные ценности преобладают над духовными.
Слайд 18
Федор Михайлович Достоевский
Слайд 19
Роман «Преступление и наказание» I . Конкретно-исторический смысл романа Слепая вера в модные общественные теории, экономические и политические идеи, не проверенные жизнью и временем, а также атеизм приводят к крайнему индивидуализму личности, нигилизму, потере традиций, исторической памяти, а в итоге - к преступлениям, к физической и духовной смерти людей. Вера в Бога, соблюдение христианских заповедей, нравственное и духовное совершенствование – это единственный путь сохранения человека и общества.
Слайд 20
II . Общечеловеческий смысл романа Идейные преступления во имя лучшего будущего, уничтожение себе подобных из-за идейных разногласий – это путь к апокалипсису, уничтожению целых народов и государств, о чем пророчески предупреждает Достоевский в последнем сне Раскольникова (трихины).Общечеловеческие (божеские законы) непреложны, никакая благая цель не может быть оправданием насилия, но необходимо понимать разницу между социальными преступлениями и идейными. Следствием физического насилия является духовная смерть преступника, но путь к спасению души есть: через наказание, раскаяние, страдание.
Слайд 21
Социологический опрос Студенты и школьники Средний возраст Пожилые люди 1. Вера в Бога, соблюдение нравственных законов 9% 19% 28% 2. Духовное совершенствование каждого человека, преодоление индивидуализма, корыстолюбия, зависти 15% 31% 27% 3. Силовые методы борьбы за национальные, экономические, классовые интересы 27% 6% 4%
Слайд 22
4. Сострадание и милосердие, терпимость, умение прощать 31% 14% 12% 5. Снижение социальной напряженности в обществе, меры по улучшению жизни народа 5% 8% 6% 6. Борьба с бедностью, сокращение разрыва между бедными и богатыми 13% 22% 23%
Слайд 24
Результаты социологического опроса Вера в бога является важной составляющей жизни лишь пожилых людей, к духовному совершенствованию больше стремятся люди среднего возраста. За силовые методы в борьбе за национальные и классовые интересы выступает молодёжь. С бедностью бороться готовы пенсионеры.
Слайд 25
Александр Николаевич Островский. Александр Николаевич Островский
Слайд 26
Драма «Гроза» I . Конкретно-исторический смысл пьесы Островский – обличитель самодурства в купеческой среде, основанного на власти денег, правил Домостроя, социальном неравенстве людей, ханжестве , невежестве, отсутствии прав и свобод у женщин. Трагизм пьесы “Гроза” — в неразрешимости конфликта между человеком новой морали, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом самодуров, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.
Слайд 27
II . Общечеловеческий смысл пьесы Искренняя вера в Бога, соблюдение нравственных принципов, одухотворенность жизни, умение отстаивать свое человеческое достоинство, готовность идти до конца, даже на смерть, за правду, справедливость, свободу, любовь – это качества православных святых и истинно народных героев, облик которых формировался веками. Катерина - одна из них.
Слайд 28
Социологический опрос Студенты и школьники Средний возраст Пожилые люди 1. Равноправие полов, взаимоуважение в семье, доверие, любовь 26% 36% 38% 2. Духовная и материальная поддержка со стороны старшего поколения 37% 27% 19%
Слайд 29
3. Право на самостоятельную жизнь, личное мнение 21% 15% 5% 4. Готовность молодежи отстаивать свои права, бороться за свободу 9% 12% 9% 5. Вера в Бога, соблюдение нравственных принципов 7% 10% 29%
Слайд 31
Результаты социологического опроса За равноправие полов готовы бороться молодые люди. Они же нуждаются в поддержке со стороны старшего поколения. Но мы наблюдаем парадокс: молодежь стремится к самостоятельности, но при этом не прочь пожить за чужой счет. Отстаивать свои права готовы люди средних лет, а верят в Бога пожилые люди.
Слайд 32
Лев Николаевич Толстой
Слайд 33
Роман «Война и мир» I . Конкретно-исторический смысл романа Причина победы в войне 1812 года – единение народа, духовный подъем нации без оглядки на сословное неравенство. Настоящее счастье – жить простой , естественной жизнью, наполненной трудом, как живет русский деревенский мужик. Декабристы - лучшие представители дворянства, прошедшие путь духовных исканий и сознательно поднявшиеся на борьбу с самодержавием.
Слайд 34
II . Общечеловеческий смысл романа Жизненный путь человека с большой буквы – путь сближения с народом, общественно значимая деятельность, нравственное самосовершенствование. Семейные ценности – залог духовного здоровья нации. Война – противное человеческой природе , страшное событие, которому не может быть оправдания. Вера в Бога, значимость духовных ценностей, внутренней красоты человека, умение прощать, жить для людей – в этом счастье и смысл жизни.
Слайд 35
Социологический опрос Студенты и школьники Средний возраст Пожилые люди 1. Мирная жизнь 37% 29% 31% 2. Общественно значимая деятельность 6% 8% 6% 3. Семейные ценности 15% 17% 10%
Слайд 36
4. Преодоление разобщенности в обществе, формирование активной гражданской позиции 9% 13% 8% 5. Патриотизм, вера в свой народ 19% 16% 18% 6. Готовность помогать людям, творить добро 11% 4% 6% 7. Преобладание духовных ценностей над материальными, внутренней красоты над внешней 3% 13% 21%
Слайд 38
Результаты социологического опроса За мирную жизнь респонденты проголосовали единогласно. Но общественно значимая деятельность, как ни странно, мало кого интересует. Несмотря на то, что духовные ценности не стоят на первом месте у молодёжи, всё же семья для многих является неотъемлемой составляющей счастья. Преодолевать разобщенность в обществе готовы люди средних лет. Любовь к родине и стремление творить добро не чужды молодежи. А вот духовным ценностям отдает первенство самое мудрое старшее поколение.
Слайд 39
Мы не претендуем на то, чтобы все вышесказанное считалось истиной в последней инстанции, так как данные размышления и выводы субъективны, а результаты социологического опроса отражают взгляды сравнительно небольшого количества людей. Главный итог работы заключается в следующем: мы поняли, что роль русской классической литературы Х I Х века в формировании человека ХХ I века трудно переоценить, поскольку темы, проблемы, идеи этих произведений актуальны и современны, процесс воспитания человека и общества далеко не завершен, а все лучшее, что есть в нас, - результат воспитательного воздействия русской классической литературы.
Слайд 40
Результаты проекта. Выводы Мы предлагаем ряд мер, и все они направлены на усиление роли литературы в жизни современного человека: 1 . Увеличить количество часов на изучение литературы в школе. 2. Ввести во всех высших учебных заведениях преподавание предмета «Литература». 3. Повысить статус учителей литературы в учебных заведениях. 4. Сделать обязательным экзамен по литературе в средней школе: с 5 по 8 класс – в устной форме, 9-10 класс – в устной и письменной форме (сочинение), 11 класс – ЕГЭ. 5. Обязать Министерство культуры создать агентство, которое бы занималось организацией выступлений артистов, мастеров художественного чтения, в школах. 6. 1 -2 раза в неделю, перед первым уроком, проводить в школе пятиминутки для чтения интересных отрывков из различных произведений (читать вслух должны наиболее способные ученики и учителя). 7. В каждом округе создать Совет современных писателей, чтобы они встречались с молодежью, организовывали диспуты, конференции, пропагандировали классику и современную литературу. 8. Организовать обязательное бесплатное посещение учащимися литературных музеев и литературных экскурсий по городу. 9. Снабдить школы учебными фильмами о жизни и творчестве классиков литературы.
Слайд 41
10. Создать программу посещения школьниками в течение учебного года театральных постановок по произведениям русской литературы. 11. Финансировать из госбюджета создание телепередач о писателях и их произведениях. 12. Приглашать в школу людей разных профессий и разного возраста для выступления на тему «Книга в моей жизни», «Чем я обязан литературе», «Литературный герой, похожий на меня» и т.д.
Загадочная система из шести экзопланет
Как я избавился от обидчивости
Для чего нужна астрономия?
Сочини стихи, Машина
Осенняя паутина