Данная работа исследует молодёжную лексику как лингвистический фенрмен, а также причины возникновения сленга как явления социальной культуры
Вложение | Размер |
---|---|
sleng_kulikova.docx | 24.98 КБ |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ДАННОМ ЭТАПЕ: МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ
Автор: Куликова Алёна, 10 «А» класс.
Руководитель: Мартынова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», Коломна
The main directions of modern Russian language development nowadays: youth slang
Общая характеристика работы.
Данная работа исследует молодёжную лексику как лингвистический феномен, а также причины возникновения молодёжного сленга как явления социальной культуры.
Актуальность исследования обусловлена происходящими изменениями в языке, пополнение лексики за счёт выхода за рамки литературных норм подростками, молодёжи в целом. Понятие сленга все больше начинает завоевывать внимание современной филологии за счёт его широкого употребления в разговорной речи. При этом сленг – явление подвижное: каждое поколение использует свои специфические средства для передачи смысла, идеи, образа.
Понятие «прогресс языка» неотделимо от роста культуры, развития науки, шире – процесса цивилизации народа – носителя данного языка. Получается, что сленг, который нынешняя молодёжь часто употребляет в разговорной речи, является частью прогресса в языке. Но многие процессы, протекающие в современном русском языке, не дают пока достаточных данных для признания их полезными, благодетельными для языкового будущего. Исследование молодёжного сленга поможет выявить положительное и отрицательное влияние его широкого употребления на грамотность и самосознание общественности.
Молодёжный сленг определяется как
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
На основе данных определений можно выявить основные черты молодёжного сленга и его характерные особенности:
Истоки молодёжного сленга и его влияние на грамотность подростков.
Лексика молодёжного сленга пополняется за счёт:
1 . социальных преобразований и изменений в жизни русскоязычного общества. Так, долгое время говорить красиво и правильно не считалось престижным, особенно среди элитарных кругов советского общества. Лидеры нашего государства демонстрировали свою «близость к народу», человек, говоривший на безупречном русском языке, воспринимался с определенным оттенком иронии.
Сначала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек;
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Задача исследования не искать отрицательные и положительные стороны распространения молодёжного сленга, а рассмотреть это языковое явление со стороны лингвиста, то есть относиться к ненормативным явлениям русского языка в качестве черты, характерного для разговорного стиля.
Цель исследования: определить степень популярности слега среди молодёжи, выявить характерные особенности современного сленга, в том числе и те, которые допускают преобладание сленга лишь в разговорном стиле.
Объект исследования: диалоги со сверстниками.
Предмет исследования: формы проявления сленга, т.е. поиск закономерностей в употребляемых сленгизмах.
Гипотеза исследования: влияние молодёжного сленга на общество не может быть оценено положительно или отрицательно, так как это языковое явление изменчиво, а также циклично. Молодёжь прибегает к «словомейкерству», т.к.
Методы исследования: для проверки выдвинутой гипотезы следовательской на различных этапах исследовательской работы использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ данных, полученных в ходе исследований, опросные методы (анкетирование, беседы); метод экспертных оценок; методы математической обработки материалов.
Опытно-экспериментальная база исследования была организована на базе МОУ СОШ №15, в экспериментальное пространство входили учащиеся старших классов. В результате исследованием было охвачено более 200 человек.
Организация исследования.
На первом этапе, аналитико-поисковом, изучалась методическая литература, опорные ресурсы, затем изучались особенности устного общения учащимися старших классов, разрабатывалась гипотеза.
На втором этапе, опытно-экспериментальном, были разработаны опросы, анкеты, позволяющие определить, насколько популярен сленг в неформальном общении.
На третьем этапе, оценочном, определялось влияние сленга на общую культуру молодёжи с точки зрения сверстников, учителей, авторов используемой литературы, с собственной точки зрения; способы образования сленгизмов, истоки возникновения и причины популяризации молодёжного сленга, его место в современном русском языке.
Практическая ценность заключается в том, что она связана с актуальными проблемами «засорения» русского языка лексикой, не соответствующей общеупотребительной.
Аналитические результаты:
Теоретические результаты:
Несмотря на свободу в словообразовании, сленгизмы подчиняются определённым закономерностям словообразования, для них характерны определённые аффиксы.
Прикладные результаты:
Экспериментальным путём выявлены
Основные выводы:
Молодёжный сленг – естественное явление социальной культуры, но нам стоит расширять свой лексикон не только за счёт словотворчества, но и стараться украсить речь художественными речевыми оборотами, обратить внимание на грамотность, доступность изложения мысли для людей любого возраста и социального типа.
Литература:
Шкапенко Т.М., Хюбнер Ф. Русский тусовочный как иностранный: Учебное пособие, 2003 г.
Никитина Т.Г. Словарь молодежного сленга 1980-2000 гг., «Фолио-Пресс», С/Пб, 2003
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 519
Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодёжь. М.,1990
Огонь фламенко
Большое - маленькое
Две лягушки
Ребята и утята
Воздух - музыкант