Что собой представляет человек ХХI века? Каков его собирательный образ? Насколько усвоены им уроки классической литературы ХIХ века? В статье учениц содержатся ответы на эти вопросы, основанные на анализе произведений русской классики и результатах социологического опроса.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.75 КБ |
Аналитический обзор
(часть проекта по литературе на тему
«Влияние классической литературы XIX века
на формирование человека XXI века»)
Уроки классической литературы
Что собой представляет человек ХХI века? Каков его собирательный образ? Насколько усвоены им уроки классической литературы ХIХ века?
Наши выводы, основанные на анализе произведений русской классики и результатах социологического опроса, главным образом касаются современных молодых людей.
1. Спасибо Ивану Александровичу Гончарову.
Сословное неравенство, узаконенное государством, осталось в прошлом. Современный человек дорожит своей свободой, гражданскими правами и знает им цену.
Хорошее образование как средство достижения материального благополучия, финансовой независимости, как условие успешной самореализации личности стало нормой нашей жизни. Но ведь и Обломов учился в университете...
К сожалению, семейное воспитание в наше время нередко формирует человека, мало приспособленного к жизни. Стремясь оградить детей от многих проблем, трудностей, облегчить им жизнь, родители повторяют ошибки семьи Обломовых. Сейчас в прессе много пишут об амбициях молодых специалистов, мало что умеющих, но претендующих на высокую зарплату.
Мы считаем также, что не вполне усвоенным остался урок Гончарова о значимости трудовой деятельности в жизни человека. Современная молодежь ставит материальное благополучие на первое место в системе жизненных ценностей. Немногие мечтают трудиться для того, чтобы приносить пользу обществу. Но ведь Андрей Штольц, споря с Обломовым, утверждал, что трудиться надо ради самого труда, чтобы оставаться человеком, не терять самоуважения. Вспомним, с какой гордостью он говорил о том, что вскоре близ Обломовки будет проложена железная дорога (не без его участия в этом проекте).
Однако наибольшую тревогу вызывает отношение молодых людей к духовным ценностям, которые как ценность рассматриваются меньшинством респондентов. Предприимчивость, деловая хватка Андрея Штольца, его сила воли, целеустремленность, напористость взяты на вооружение. Но современный человек, как правило, проявляет деловые качества, если речь идет о его собственных интересах, и не очень считается с теми, кто слабее и менее приспособлен к жизни. А ведь Андрей Штольц был всегда готов помочь другу, взять на себя часть его проблем, воспитывал его сына как родного, был честным, благородным и порядочным человеком.
А такие качества Обломова, как мечтательность, чистота помыслов, доброта, непритязательность, кротость души, неприятие суетности и пустоты светской жизни - словом, то, что было дорого Гончарову в человеке и за что Обломова любили Штольц и Ольга, сейчас вызывает ироническую усмешку. Наши современники считают, что умение ценить малое и не гнаться за излишествами - для неудачников.
2. Александр Николаевич Островский - учитель "этики и психологии семейной жизни" (был когда-то в школе такой предмет). Спасибо драматургу.
Равноправие полов, взаимоуважение, доверие, любовь - основа счастливой семейной жизни современных людей. Сейчас не женятся по сговору и принуждению родителей. Знают: ни к чему хорошему это не приведет. А если отношения разладились, нет необходимости идти на крайние меры: семья - не тюрьма.
Но, с другой стороны, мы наблюдаем боязнь молодых создавать семью. Мужчины боятся потерять личную свободу (вспомним, как Тихон мечтал о двухнедельной поездке, чтобы пожить вдали от жены и матери), а женщины - гнета семейных обязанностей, под которыми нередко оказываются раздавленными их мечты, чувства, человеческое достоинство.
Урок Островского женщинами усвоен более чем хорошо: нельзя быть во всем зависимой от мужа. По телевидению иногда рассказывают о случаях из жизни, когда женщины оказываются в беспомощном положении: муж бросил, жилья нет, профессии, работы, средств нет, а на руках ребенок. Однако большинство наших современниц не желают мириться с унижениями и несправедливостью, стараются получить хорошее образование, устроиться на работу. Они зачастую играют ведущую роль в семье, но мечтают, чтобы рядом были не слабовольные Тихоны и трусливые Борисы, а настоящие мужчины, не боящиеся брать на себя ответственность за семью.
Взаимоотношения свекрови и невестки - вечная тема. Еще раз спасибо драматургу, научил: во-первых, лучше молодой семье жить отдельно, во-вторых, хочешь видеть сына счастливым - береги его жену.
К сожалению, один из уроков Островского остался неусвоенным: право на личное мнение и самостоятельность возможны при условии финансовой независимости. Но современные молодые люди не готовы отказаться от материальной поддержки со стороны родителей.
Настораживает и тот факт, что религия и нравственность не являются ориентирами в личной жизни молодых. Возможно, в этом кроется причина многочисленных разводов и неузаконенных отношений (гражданских браков).
3. Иван Сергеевич Тургенев научил главному: идейные разногласия нельзя устранять путем насилия, как это происходило не раз в ХХ веке. Наши современники в этом вопросе в подавляющем большинстве поддерживают писателя.
Демократы, радикалы, призывающие к революционным преобразованиям, опасны для общества, поскольку их действия могут привести к уничтожению культуры, традиций, преемственности поколений, обесцениванию человеческой жизни. Так называемые "горячие точки", терроризм, бесчинства скинхедов - реалии современной жизни, подтверждающие мысль Тургенева о том, что стремление разрушать, ломать приводит к саморазрушению человека. Основа жизни - согласие, поиски компромиссных решений, единение, примирение. По большому счету, наша мирная жизнь, стремление общественно-политических организаций договориться, действовать парламентскими методами, чтобы не допускать усиления социальной напряженности, разобщенности в обществе, - заслуга великих писателей-гуманистов ХIХ века, в том числе И. С. Тургенева.
Однако он понимал, что жизнь должна идти по пути прогресса. Базаровы должны дерзать, искать, делать шаг вперед. Именно Базаровым мы, современные люди, должны быть благодарны за свободу слова и печати, возможность быть в оппозиции к власти, за экономические и политические реформы.
В этой связи необходимо отметить, что современные молодые люди политически неактивны, нередко безразличны к общественным проблемам, демонстрируют незрелость и инфантильность, ожидая, что кто-то другой сделает жизнь лучше. Может быть, поэтому у нас в стране все больше становится разрыв между бедными и богатыми, плохо исполняются законы, несовершенна избирательная система. Отсутствие гражданского самосознания - опасная примета нашего времени.
4. Значимость уроков Федора Михайловича Достоевского оценена во всем цивилизованном мире.
Преступление, совершенное по идейным мотивам, все равно остается преступлением. Никто не имеет права отнимать у другого жизнь, данную Богом. Цель не оправдывает средства. Спасение человека - в соблюдении христианских заповедей, вере в Бога, преодолении индивидуализма. Если жить по-другому, не избежать масштабных трагедий.
Мы можем сказать, что формально человек ХХI века воспитан в духе идейного наследия Достоевского. Тем более что исторические события ХХ века (революции, войны) полностью подтвердили правоту пророческих предостережений писателя. Но когда дело касается конкретных людей, то мы видим, что немало есть таких, кто готов применять силовые методы борьбы за свои личные экономические или национальные интересы (заказные убийства, организованная преступность, терроризм, коррупция, хищения, мошенничество, присвоение в собственность того, что принадлежит народу).
Сострадание, милосердие, терпимость современный человек считает важными качествами, но старается оставаться в стороне от ситуаций, где требуется их проявить. Реформы в стране, борьба с коррупцией, нравственное воспитание молодежи - все это приветствуется, но мало соотносится с его жизнью. Наш современник - индивидуалист, который если и верит в Бога, то неискренне, на всякий случай (в связи с этим невольно вспоминается стихотворение А. Блока "Грешить бесстыдно, непробудно...")
Жажда обогащения любой ценой, стремление улучшить свою жизнь, в том числе и за счет других людей, нежелание думать о последствиях и возможной расплате - это то, от чего старался нас уберечь Ф. М. Достоевский, рассказав о преступлении Раскольникова и подвиге Сони Мармеладовой.
Мы берем на себя смелость утверждать, что уроки великого писателя-мыслителя усвоены поверхностно, несмотря на то что в современной жизни встречаются примеры благородства, самоотверженности, жертвенности, порядочности (кто-то содержит на свои средства детский дом, кто-то собирает деньги больным детям на операции, кто-то сдает кровь). Но благие поступки совершают, как правило, люди старшего возраста. Молодое поколение скептически воспринимает мысль о том, что духовное начало должно преобладать в человеке и что не бывает счастья, построенного на чужом несчастье.
5. Лев Николаевич Толстой научил гордиться своей страной, ее историей, народом.
Благодаря Толстому мы понимаем, что дворянская культура - часть общенародной и для того, кто считает себя ее преемником, жизненный путь - это путь сближения с народом, это простая, естественная жизнь, наполненная трудом. Духовные искания, самосовершенствование, любовь к людям, обогащение внутреннего мира, преодоление разобщенности, общественно полезная деятельность - вот чем, по мнению писателя, должна быть наполнена жизнь человека.
Наши современники к перечисленным идеям Толстого относятся довольно равнодушно. И жизнь это подтверждает: народ, в том числе молодежь, спивается, растет число наркоманов, заболевших СПИДом, многие стремятся уехать за границу, заработанные средства не вкладываются в экономику России, уровень жизни в стране невысокий, а богатые продолжают богатеть, плохо работают законы, граждане не чувствуют себя защищенными, коррупция разъедает органы власти.
Но в то же время современный человек очень дорожит мирной жизнью, осознает значимость прочных семейных отношений. Он патриот своей страны. Но нравственность, духовность, активная гражданская позиция не входят в систему его ценностей. Наш современник не против того, чтобы творить добро, помогать людям, но не в ущерб себе самому. Очевидно, что уроки Л. Н. Толстого усвоены наполовину.
Мы не претендуем на то, чтобы все вышесказанное считалось истиной в последней инстанции, так как данные размышления и выводы субъективны, а результаты социологического опроса отражают взгляды сравнительно небольшого количества людей.
Главный итог работы заключается в следующем: мы поняли, что роль русской классической литературы ХIХ века в формировании человека ХХI века трудно переоценить, поскольку темы, проблемы, идеи этих произведений актуальны и современны, процесс воспитания человека и общества далеко не завершен, а все лучшее, что есть в нас, - результат воспитательного воздействия русской классической литературы.
В том, что уроки литературы ХIХ века плохо усвоены, виноваты мы сами: ценности надо беречь, приумножать и стараться передавать детям. Очевидно, что духовное оздоровление - тяжелый, болезненный и очень длительный по времени процесс, и мы находимся на полпути к цели. Нельзя останавливаться и безнадежно разводить руками.
Как убедить людей в одной простой истине: «душа обязана трудиться» хотя бы потому, что все материальное тленно? Вечны и непреходящи только духовные ценности, именно они всегда спасали человека в трудные времена. Необходимо принять меры, направленные на усиление роли литературы в жизни современного человека.
Лупленый бочок
Этот древний-древний-древний мир!
Свинья под дубом
Снежная сказка
Астрономический календарь. Февраль, 2019