Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы реально учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей. И ничто так не помогает нам в этом деле , как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки. В своей работе я хочу остановиться на скороговорках. Почему именно скороговорки? На этот вопрос я отвечу в заключительной части своей работы.
Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес к скороговорке. А жаль…
Вложение | Размер |
---|---|
skorogovorka.docx | 34.57 КБ |
vsekh_skorogovorok.rar | 2.97 МБ |
Оглавление
Обзор литературы 2 стр.
Глава 1. Введение 3 стр
1.1 Немного истории…
1.2 Что такое скороговорка
Глава 2. Практическая часть 4 стр.
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Какова роль скороговорок в нашей жизни 4-6 стр.
2.3 Виды работ со скороговоркой 7 стр.
2.4 Актуальность скороговорок в современном мире 7 стр.
Заключение 8 стр.
Приложение 9 стр.
Глава 1.
Обзор литературы
1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984.
2. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986.
3. Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ Сост. В.Аникин. - М.: Детская литература, 1975.
4. М.Мельников. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
5. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки/ Сост. Г.Науменко. - М.: Детская литература, 1989.
6. На Буяне, славном острове: Сборник русского фольклора/ Сост. и обраб. Н.Колпаковой. - М.: Детская литература, 1978.
7. В.Селивёрстов. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.
8. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок/ Сост. Е.Новикова, А.Лебедева. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.
9. Народное красное слово: 9Сборник загадок, пословиц и поговорок, побасенок, присказок, сказок-шуток и песен: Фольклор Пензенской области/ Сост. А.Анисимова. - Пенза: Пензенское книжное издательство, 1959.
http://rebenok-mama.ucoz.ru/forum/29-1413-1
http://edu.rin.ru/html/2377.html
http://www.umka.by/library/skorogovorki.html
Введение.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы реально учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей. И ничто так не помогает нам в этом деле , как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки. В своей работе я хочу остановиться на скороговорках. Почему именно скороговорки? На этот вопрос я отвечу в заключительной части своей работы.
Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес к скороговорке. А жаль…
1.1 Немного истории…
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Что такое скороговорка
Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора В.И. Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок.
Обратимся к научной литературе:
Определение из Толкового словаря В. И. Даля: "Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.
Например:
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности
Глава 2. Практическая часть
2.1 Представим цели и задачи, которые решает скороговорка, схематично:
Формирование положительного эмоционального настроя | Снятие напряжения | Развитие памяти, внимания | Развитие речевой моторики | Выработка четкой артикуляции (произношения) | Развитие фонематического слуха и восприятия | Развитие и обогащение словарного запаса | Повышение орфографической зоркости |
Гипотеза: я предположил, что скороговорки полезны и актуальны в современном мире .
2.2 Какова роль скороговорок в нашей жизни
Во- первых, скороговорка- это история.
Она доносит до нас дыхание давно прошедших эпох. Такая, например, скороговорка:
«Семь — те, стрел каленых, страшилище»
могла возникнуть во времена татаро-монгольского нашествия. Могла появиться до огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”.
В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”.
В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.
Эти скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д.
Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа. Счастливыми были числа - три, семь, сорок:
Летят три пичужки
Через три пустых избушки.
На семеры в сани
По семеры в сани .
Благодаря скороговоркам мы можем узнать, о чем велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка.
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
В скороговорках мы найдём
- указания на средства передвижения
От топота копыт пыль по полю летит .
- о домашних животных
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
- о распространённой пище
Бабкин боб расцвёл в дождь - будет бабке боб в борщ.
Во-вторых, скороговорки несут педагогическую ценность. С помощью скороговорок можно довольно быстро научить ребенка говорить чётко выговаривать и правильно произносить слова. Малышам они помогут научиться говорить внятно.
Уж бежал кривой дорожкой,
ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул, да не мог,
потому что был без ног.
Оказывается, не только детская забава – скороговорки! Если вам приходится выступать перед аудиторией, и вы хотите иметь хорошо поставленную речь, то позабавьтесь и вы скороговорками.
Современные исследователи отмечают особую популярность скороговорок, тексты которых имеют частые повторы. Попробуйте по моему рисунку угадать известную всем скороговорку:
Ехал грека через реку.
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека в реку руку.
Рак за руку грека – цап!
Сосед спросил соседа:
Сколько стоит воз сена?
Сосед сказал соседу:
Стог сена стоит сто сот.
На земле много разных народов, но у каждого народа есть свои скороговорки . С такими скороговорками меня познакомили учителя по английскому языку и осетинскому языку. Ведь именно скороговорки помогают в изучении иностранных языков. С их помощью можно развивать иностранную речь, легко избавиться от акцента, улучшить речь.
Английская скороговорка:
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why, Willy? Why?
Осетинская скороговорка:
Базон – базонӕй йӕ фаззон
Базон – базон циу?
Базон – базонӕй йӕ фаззон
У уыциу – уыциу.
А эти скороговорки я нашел в Интернете. Они мне понравились, и я решил их выучить.
Японская скороговорка:
李も桃も桃の内 Транскрипция: сумомо мо момо мо момо но ути Перевод: и сливы, и персики, персиковая косточка .
Современные скороговорки.
2.3 Виды работ со скороговоркой
Учитель – логопед рассказал мне о том, как она работает с детьми, у которых нарушена дикция, темп речи. А у нас в детском доме 99% детей имеют какие-то проблемы в устной речи. Один из видов работы при коррекции в устной речи – проговаривание скороговорок.
2.4 Актуальность скороговорок в современном мире
Когда и кем были придуманы скороговорки для развития речи, на данный момент уже не особо важно. Но одно действительно ясно, что эти короткие и в то же время забавные стишки с различными труднопроизносимыми звуками стали частью народного фольклора во многих странах. Эти маленькие стишки берут в свое вооружение учителя, логопеды, родители и воспитатели.
Старайтесь петь ребенку песни и частушки, водите с ним хороводы, разучивайте вместе простые и сложные скороговорки, играйте в загадки, объясняйте события из жизни, используя при этом различные народные пословицы.
Именно таким образом вы приучите ребенка активно воспринимать окружающее пространство, творчески осваивать его, постоянно двигаться и развиваться, тренировать память и речь, быстро находить нестандартные решения сложных задач.
Этим вы прививаете им чувство справедливости, учите добру, любви, заботе, честности, самостоятельности, формируете у них положительное эмоционально-психическое состояние.
Заключение
Попробуйте выучить небольшую скороговорку на русском языке и предлагайте повторить ее своим знакомым - и взрослым, и детям. Вы увидите, что у всех реакция будет одинаковая - от первых неудачных попыток повторить ее люди приходят в восторг, улыбаются.
- Почему мне нравятся скороговорки?
- Потому что мне нравится их произносить!
Проба пера.
Я решил сам попробовать сочинять скороговорки. Вот что у меня получилось:
Из неё лакала киска.
Голубая лягушка
Лавовая лампа
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Барсучья кладовая. Александр Барков
Золотой циркуль