Работа ученицы посвящена исследованию одного из наиболее ярких и противоречивых в системе образов - "скучающего" типа. Ученицей показано, как Достоевский развивал этот тип в романах "Преступление и наказание" и "Бесы". На примере двух героев - Свидригайлова и Ставрогина - рассмотрена эволюция данного типа. Автором работы ставится задача проследить изменения в поведении героев и их отношении к окружающей действительности.
Вложение | Размер |
---|---|
ot_svidrigaylova_k_stavroginu.docx | 133.14 КБ |
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
Научно-исследовательская работа
От Свидригайлова к Ставрогину.
К эволюции литературного типа в творчестве Ф.М. Достоевского
Выполнила
ученица 11 класса Б
Суханинская Дарья Дмитриевна
Руководитель
Уварова Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Противоречивость образа Свидригайлова…............................................................5
Глава 2. Образ Ставрогина как глобальное воплощение зла……………………………......8
Глава 3. Эволюция характера от Свидригайлова к Ставрогину……………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………………....17
Приложение…………………………………………………………………………………....18
Введение
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Ф.М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, исследователь человеческой души. В душевной и духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаянье испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми. Неустанные поиски справедливости порой заводили писателя в тупик, заставляющий выступать против собственных ранних убеждений. Но и в самые тяжелые для писателя и для всего русского народа годы он продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй.
Достоевский создал уникальную, неповторимую форму романа. Авторскую точку зрения на человека и действительность, составляющую высший слой произведения, невозможно обнаружить при поверхностном чтении, не вдумываясь в смысл каждого содержательного элемента, который зачастую лишь указывает на мысль, и иногда самым парадоксальным способом. И хотя это все можно сказать о любом другом литературном произведении, Достоевский ставит множество преград и противоречий на пути к пониманию произведения, которые читателю предстоит преодолеть для раскрытия авторских замысла и идеи. Однако позиция Достоевского до конца не выражается ни одним из героев романа, она читается в его целостном смысле, который создается всеми элементами. Как художник он стремился понять и передать явление во всей его конкретности, не вырывая его из жизненного контекста.
Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского говорит о том, что оно было обращено не только к настоящему, но и к будущему времени: «хотя я и неизвестен русскому народу теперешнему, - писал Федор Михайлович, - но буду известен будущему». Проблемы, затронутые автором в произведениях, не утратили актуальности и в наши дни, такие как любовь и преданность, гордость и самоутверждение, честь и предательство, духовная борьба героев со сложившимися обстоятельствами. Его работы построены на исследовании душевных переживаний героев, на отношениях, складывающихся между ними.
Писатель воспринимал окружающий мир с особой чуткостью и проницательностью, он тонко подмечал самые сложные черты характера человека, его частую противоречивость и неспособность жить в сложившейся действительности. Его отличительной особенностью является способность раскрывать в своих персонажах всю многогранность их души, сложность и глубину их нравов. Он писал о тяжести их положения, о борьбе с часто запутанным внешним миром, о несоответствии их внутреннего восприятия с существующей реальностью.
Первых читателей романов Достоевского поражало изобилие персонажей и эпизодов, которые на первый взгляд не имели отношения к основному сюжету. Но каждый персонаж в его работах нес в себе конкретную цель, совершал важные действия для фабулы и раскрытия сюжетных линий. Для того чтобы лучше понять психологию персонажей писателя, мотивы их поведения, причины тех или иных поступков, необходимо непосредственно обратиться к ним и проанализировать их деятельность на протяжении всего произведения.
Персонажи Федора Михайловича обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают собой не только определенный характер, но и определенный тип. «Скучающий» тип в романе Достоевского – один из наиболее ярких и противоречивых в системе образов. В независимости от времени этот тип продолжает существовать, он может воздействовать своими убеждениями на жизни других людей, внушать им ложные и страшные идеи, рушить чужие судьбы. В этом и состоит его актуальность. Достоевский развивал этот тип в романах «Преступление и наказание» и «Бесы», написанные в самые плодотворные годы для автора. Таковыми являются два неоднозначных персонажа – Ставрогин и Свидригайлов.
В проводимом научном исследовании необходимо убедиться, действительно ли происходит эволюционный переход от одного персонажа к другому. Как следствие, цель данной работы заключается в том, чтобы на примере двух антигероев рассмотреть эволюцию данного типа в произведениях Федора Михайловича, изучить способы воплощения представителей «скучающего» типа в романах и проследить изменения в их поведении и отношении к окружающей действительности.
Противоречивость образа Свидригайлова
Злодей, развратник и циник, Свидригайлов на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые.
В. Я. Кирпотин
Аркадий Иванович Свидригайлов — самый загадочный герой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Характер Свидригайлова создан из поразительных контрастов, из самых резких противоречий, и, несмотря на это, а может быть, благодаря этому, он до такой степени живой, что нельзя отделаться от странного впечатления, что Свидригайлов больше, чем лицо романа, что когда-то знал его, видел, слышал звук его голоса» - так характеризует образ Свидригайлова Д. Мережковский.
«… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска — маска, которую носит герой, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. Свидригайлов – прирожденный циник. Ни во что не верит, ничего не боится. Будущая жизнь представляется ему как «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, вот и вся вечность». В своей погоне за наслаждениями он не считается с последствиями, к которым приводят его прихоти. Свидригайлов сознательно преступает закон ради наслаждений. На его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней девочки. Он уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой ему особенно тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.
Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир. Однако ему свойственно проявлять и великодушие. Заманив в пустую квартиру Дуню, он все же отпускает ее, понимая в отчаянии, что она его не любит. Этот порыв, вложенное в него достоинство опустошают его. В нем, никогда никого не любившем, пробуждается подлинное чувство. На него, до сих пор испытывавшего лишь одни ощущения, надвигается настоящая человеческая любовь. Также он отдает Соне крупную сумму денег для нее и для Раскольникова, обеспечивает после смерти Катерины Ивановны ее семейство, дарит невесте, девочке-подростку, 15тыс.рублей. Деньги – единственное, чем он способен помочь другим людям, но в то же время такая помощь есть признак человечности в Свидригайлове.
О прошлом Свидригайлова почти ничего неизвестно, кроме некоторых фактов: «Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне. Вот моя биография!» Из его рассказов о прошлом становится ясно, что определенных пристрастий у него никогда не было, занимался тем, чем хотел, легко сходился с людьми. Однако при всей разносторонности и общительности у него нет увлечений, он ни к чему не стремится. Ему всегда было скучно, и скука эта – ощущение бесполезности существования. У него нет определенной жизненной позиции, он не живет согласно конкретному плану. «Всем людям надобно воздуху. воздуху, воздуху-с… Прежде всего!» - говорит он, чувствуя себя несвободным именно от своей скуки, от самого себя. У читателя он вызывает неоднозначные впечатления, однако ему сложно не сочувствовать. Во многом Свидригайлов «скучает» от разочарованности в жизни, от бессмысленности своего существования. Аркадий Иванович губит себя окончательно, без надежды на искупление и возрождение своей привычкой идти на поводу у страстей.
В раскрытии образа Свидригайлова особое значение играют сны, увиденные им перед смертью. В первом сне ему за пазуху вскакивает мышь. Будучи нечистым животным, воплощением души умершего, мышь служит предвестием грядущей беды. Просыпаясь и переходя в следующий сон, Свидригайлов неминуемо движется к скорой смерти. В следующем сне он видит мертвую девочку в гробу, причиной самоубийства которой он был. Здесь он вспоминает о своих преступлениях, совершенных им на протяжении жизни. В заключительном сне он видит маленькую девочку, поразившую его своими нахальством и развязностью, несвойственную детям. Переходы Свидригайлова из одного сна в другой имеют свою внутреннюю логику: в них есть тема разврата, нарастающая от первого к третьему. В первом сне, где появляется мышь, тема разврата «дана лишь намеком, лишь ощущением скользкого, противного», во втором сне возникает девочка-утопленница, жертва разврата, в третьем сне - пятилетняя девочка, которой полностью овладевает разврат.
Жизнь не приносит Свидригайлову ни радости, ни печали. Он утрачивает все человеческое, впоследствии обретает какую-то неопределенность и растерянность в окружающем мире. Праздность больше не приносит ему никакого удовольствия. Подкрепленный отказом Авдотьи Романовны, обреченностью никогда не быть ею любимым, собственной ненужностью, он кончает жизнь самоубийством. Для Аркадия Ивановича смерть – это освобождение, уход от скуки и прежней жизни, которой он успел насытиться. Именно поэтому, увидев револьвер, он принимает такое решение, таким образом избавляя героев от морального давления со своей стороны.
Образ Ставрогина как глобальное воплощение зла
Несомненно, сложнейшим образом в романе «Бесы» является Николай Ставрогин. С первых страниц его личность отмечается как очень разносторонняя и одаренная от природы. Сама фамилия «Ставрогин» (от греч. – «крест») намекает на его высокое предназначение, которое он не сумел исполнить, так же, как и не сумел реализовать заложенные в нем способности.
Особенно интересно описание его внешности. «Волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, - казалось бы писаный красавец, а в то же время как будто бы и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску»
Многократный повтор наречия «очень» в описании внешности, придающее сомнение утверждениям о его красоте, уподобление лица маске, означающее его неподвижность и отсутствие каких-либо эмоций, указывает на душевную пустоту героя, его безразличие ко всему окружающему.
Николаю Ставрогину присуще не только нравственный, но и умственный раскол: он способен внушать другим противоположные идеи, не сомневаясь их в правильности. Так, он внушает Шатову идею русского народа-Богоносца, граничащую с идеей славянофильства, доводит Кириллова до самоубийства, развратив его идеей о «человекобоге». Будучи уверенным в глупости и бесполезности создания тайного круга Петром Верховенским, ради развлечения он создает идейную основу и подробнейший план действий для данного чудовищного общества.
Мы встречаем Николая Ставрогина, когда у него уже нет никакой духовной жизни. Он уже ни к чему не способен. Вся жизнь его в прошлом, Ставрогин – гениальный, но потерянный человек. Все идеи вышли из него и породили смысл существования других людей. Все живут тем, что было некогда внутренней жизнью Ставрогина. Все бесконечно ему обязаны, все чувствуют свое происхождение от героя, все от него ждут великого и безмерного - и в идеях, и в любви. Все влюблены в Ставрогина - мужчины и женщины. Верховенский и Шатов не менее, чем Лиза и Марья Тимофеевна, все прельщены им, все боготворят его, как кумира, и в то же время ненавидят его, оскорбляют его, не могут простить Ставрогину его брезгливого презрения к самим себе, а это еще раз подчеркивает двойственность в герое. Идеи и чувства Ставрогина отделились от него и демократизировались, они вызывают в нем отвращение, брезгливость, следовательно, как и люди, воспитанные на его мыслях.
Именно Ставрогин виноват в образовании общества «бесов». Все «бесы», вышедшие из его сознания, дали жизнь новому, еще более устрашающему злу. Сам же он замер и утих. На протяжении всего романа он остается спокоен и невозмутим, в то время как вокруг него происходят ужасные события, которым герой во многом способствовал. По моему мнению, происходит перевоплощение Ставрогина в Верховенского, Шатова, Кириллова, Лебядкина, Липутина и в др. героев произведения.
Раздвоенность в Ставрогине наблюдается и самими героями, которые ждут от него великих совершений и не прекращают преклоняться ему. Для Верховенского, Кириллова и Шатова, с одной стороны, он носитель грандиозных идей, человек, способный перевернуть мир, а с другой - развратный, праздный прожигатель жизни. Двойственность героя также ощущают и женщины, окружающие его. Юродивая Марья Тимофеевна, скрываемая от других жена Ставрогина, распознает неестественность героя, его бесчисленное число масок, которые он с удовольствием примеряет на себя. «Нет, голубчик, плохой ты актер! Похож ты, очень похож, может родственник ему будешь – хитрый народ! Только мой – ясный сокол и князь, а ты – сын и купчишка». Сравнивая Николая Всеволодовича с Гришкой Отрепьевым, Марья Тимофеевна указывает на его потерю собственной личности, оторванность от естественного бытия, отсутствие цели в существовании.
Николай Ставрогин не прекращает искать для себя новые ощущения, испытывая от этого наслаждение. Буквально, его жизнь – вечный поиск развлечений. Ставрогин ищет средства развеять свою хандру и не брезгует никаким развлечением, не находя ни в одном из них нужного ему удовлетворения. Он получает пощечину, но и не помышляет ответить тем же, желая насладиться новым ощущением злости и унижения. Он дерется на дуэли, чтобы испытать ярость и стыд. Он в лицо смеется над своим противником, чтобы почувствовать на себе чужое негодование. Он женится на юродивой Марье Тимофеевне, чтобы ощутить позор за свой выбор и насытиться этим чувством. Ввязавшись в социальную борьбу, он тоже не может найти себе места, т.к. ни во что не верит.
Трагедия Ставрогина заключается в его оторванности от национальной почвы. Обращаясь к писательской теории «почвенничества», следует отметить, что для Достоевского национальная почва – благо, сохраняющее в себе нравственность, православные идеалы, настоящую жизнь, отрицающее ужасающие и безрассудные идеи. Достоевский видел в отрыве от народных корней роковую ошибку русской интеллигенции. Именно этот отрыв и является первопричиной нравственной гибели и душевной пустоты героя.
«Никогда никого не могу я любить» - признается Ставрогин в своей «Исповеди», и эта неспособность его любить проявляется в особенно яркой форме в его отношении к женским образам романа. Сын своенравной и деспотической генеральши Ставрогиной, тайным браком женатый на безумной Марии Лебядкиной, любовник гордой и страстной Лизы, он «бесценным другом своим» считает «нежную и великодушную» Дашу, воспитанницу его матери и сестру Шатова. При этом, однако, он ни сын, ни супруг, ни любовник, ни друг, ему недостает любви, чтобы это его внешнее отношение к близко стоящим к нему женщинам сделалось конкретным и живым отношением. Отношение его к ним отвлеченно и мертво, не только внутренне раздвоено, но и пропитано все обманом и ложью. Все четыре женщины живут им, любят его до самозабвения, и все же он внушает им столько же смертного страха, сколько и любви. Их любовь проявляет наружу всю двойственность его природы: его оторванность от Бога и его горькое сознание этого отпада. Страстная и наивная Лиза мечтает его спасти своей любовью, вдохнуть в него снова жизнь своей страстью, но наталкивается на такое безразличие души, что одной ночи оказалось достаточным для того, чтобы ее мечта рассеялась, как «опереточная иллюзия». «Мне всегда казалось», говорит она, «что вы заведете меня в какое-нибудь место, где живет огромный злой паук в человеческий рост, и мы там всю жизнь будем на него глядеть и его бояться, в том и пройдет наша взаимная любовь». Даша тоже вполне сознает, какая перспектива ее ожидает, хотя любовь ее и ее вера питают в ней надежду, что смирение ее и терпение в конце концов превозмогут безразличие Ставрогина, и она сможет ему «восставить цель». На этот раз, однако, сам Ставрогин не вынес перспективы «жизни в Ури». Он чувствует, что в своем абсолютном уединении он не только не может ничего дать, но и ничего взять от Даши, как бы ни была прекрасна и действенна ее любовь. «Вникните тоже, что я вас не жалею, коли зову, и не уважаю, коли жду. А между тем и зову и жду», — пишет он Даше. Он находит в себе силы отказаться от обмана такой любви без жалости и без уважения, и из гордости, в конце концов, выбирает он второй путь, тоже обманный, — «показать великодушие», которого у него на деле нет. Гордость заставляет его все же избрать этот второй путь — самоубийства. Настолько хватило в нем все-таки силы, чтобы мгновенную смерть предпочесть медленному умиранию.
Это бессилие Ставрогина выйти из обмана, в котором он пребывает, приобретает глубокий символический смысл в отношении Ставрогина к Хромоножке. Девственная душа тайной жены Ставрогина заперта в ее больном теле, как в темнице. Сумасшедшая Мария Лебядкина тоскует по своему возлюбленному, по небесном своем князе, который бы освободил душу ее от власти князя тьмы, искупил бы ее неведомый грех своею любовью) Ставрогин то представляется ей этим именно князем, то, напротив, она чувствует смертный грех в его присутствии. Когда Ставрогин принимает решение объявить свой брак с ней, то все, что он может предложить ей — это безнадежность существования, ничем не отличающегося от той же медленной смерти. Из гордости и презрения к людям Ставрогин готов нести тяжесть своего каприза. Он готов наказать себя, но он не может сострадать, не может нести бремени любви и, стало быть, также и бремени жизни. Для этого он слишком уединен, и нет веры в его равнодушном сердце.
Особенно важной в раскрытии образа Ставрогина является глава «У Тихона». Исповедь, заданная изначально как церковная, неожиданно становится исповедью литературной и из покаяния оборачивается самоутверждением. Она поражает полным нежеланием героя дать прямую этическую оценку своему поступку - насилию над девочкой. Читатель не замечает ни одного слова самоосуждения. Эта исповедь – очередной вызов обществу, попытка испытать новые ощущения. Ставрогин находит свой поступок красивым и величественным. В рассказе же о преступных актах нет ни сознания низости, одно лишь сильное чувство владеет им - страх быть уличенным. В психологическом отчете Ставрогина неизменно акцентируется лишь одно - обнаженность чудовищного, безобразного преступления, несовместимого с обликом человека, обладающего исключительной одаренностью. Суть этого впечатления очень точно формулирует Тихон: "Меня ужаснула великая праздная сила, ушедшая нарочито в мерзость" Здесь мерзость не только в самом преступлении, но и в рассказе о нем, в характере его переживания. Здесь действительно обнаруживается ужасающая сила – сила, разрушающая человека. Ставрогин сохраняет полное самообладание и в момент насилия, и в минуты, когда, по его расчету, девочка совершает самоубийство. Им владеет полное бесчувствие к судьбе Матреши и к ее переживаниям. После совершенного им акта преступления Ставрогин уезжает за границу. Там его преследует образ девочки, грозящей ему кулачком. Это очевидный образный укор пробудившейся в нем совести. Примечательно, что это видение неотвязно и представляется по воле самого Ставрогина: "Я его сам вызываю и не могу не вызывать, хотя и не могу с этим жить". Кстати, видение девочки уточняет и характер галлюцинаций, мучающих героя: оказывается, мучает его не один черт-провокатор, но еще и девочка - его совесть. Не случайно, однако, признаваясь в этих видениях, Ставрогин утверждает, что, хотя видение является ему в разных лицах и характерах, он все же угадывает в нем одно «злобное существо», имея в виду черта. Сам Ставрогин не решается назвать образ мучающей его девочки угрызением совести, сам он сомневается в этом: "Это ли называется угрызением совести или раскаянием? Не знаю и не смог бы сказать до сих пор. Может быть, это воспоминание заключает в себе даже и теперь нечто для страстей моих приятное. Нет, - мне невыносим только один этот образ, и именно на пороге, со своим поднятым и грозящим мне кулачонком, один только ее тогдашний вид, только одна тогдашняя минута, только это кивание головой".
Николай Ставрогин раскрывает свою исповедь Тихону – монаху Спасо-Ефимьевского Богородского монастыря. При первом же знакомстве с Тихоном Ставрогин вступает в спор с ним «как-то не в меру» и по всякому поводу, подозрительно встречает все вопросы старца и даже весьма невежливо выражает свое мнение о его осведомленности: «Ужасно много у вас времени лишнего». Все это недопустимо при серьезном обращении к исповеднику. Складывается впечатление, что Тихон важен для него не как священник, способный отпустить ему грехи, а как авторитетный представитель общественного мнения, по реакции которого Ставрогин хочет проверить возможный широкий отклик на публикацию его «Исповеди». Тихон угадал сразу скрытый стимул его исповеди - бесовскую гордыню: «Предчувствую, что вас борет намерение чрезвычайное, может быть ужасное». Бес овладел волей неверующего. Очевидно, в стремлении исповедоваться Тихон увидел не покаянный стимул, а нечто прямо противоположное ему - может быть, новый позыв к преступлению. Тихон направляет разговор на выявление скрытых мотивов и преступления. Он уничтожает убежденность Ставрогина в величии и особой красоте его действий. Тихон уверяет Ставрогина, что его «Исповедь» вызывает «смех всеобщий» и только. Монаху удалось понять мотив данного поступка Николая Всеволодовича. Это можно подтвердить выкриком Ставрогина, обращенным к Тихону: «Проклятый психолог!».
Ставрогин, совершивший столько преступлений, глупых поступков, испытавший на себе стыд, разврат, презрение, так и не смог открыть тайну истинного удовольствия. Скука съедает его окончательно. В своем письме он упоминает о самоубийстве как о высшем проявлении величия, но в то же время он боится его совершить. И все же в конце Ставрогин совершает этот акт великодушия, устав от скуки и от бессмысленности своего существования. Но совесть его при этом не беспокоит. Вот почему для Достоевского Ставрогин - воплощение глобального зла, которое должно погибнуть.
Эволюция характера от Свидригайлова к Ставрогину
Несмотря на то, что Ставрогин и Свидригайлов занимают разные позиции в системе персонажей произведения, они близки друг другу по духу: ведут сходный образ жизни, озабочены одними мыслями, одинаково безразличны к своему будущему, оба заканчивают жизнь самоубийством. Сходство этих героев подчеркиваются рядом деталей, найдем их, обратившись к романам.
Оба героя отличаются своей разбросанностью в деятельности, поражает противоречивость поступков. В их жизни присутствует и грязный разврат, и в то же время они совершают подвиги самоотвержения. И доброе, и злое носит в их действиях характер случайности. Они лишены всякой морали, будто находятся в стороне от нее.
И Свидригайлов, и Ставрогин в какой-то степени обаятельны своей интригующей противоречивостью до тех пор, пока читателю неизвестны их мотивы. Однако некоторые их поступки все же отличаются нравственностью, а это обостряет вопрос, встающий перед читателем: в чем же причина страданий этих людей и страданий, которые они причиняют окружающим, в чем причина их духовной гибели?
Герои оторваны от национальной почвы, оба они уходят от действительности в уединенный мир. В таком одиночестве появляются мрачные мысли и идеи, герои начинают жить иллюзорной жизнью. В то же время жизненная сила призывает их к существованию в действительности. И тогда, не имея цели и веры, герои все же живут, совершают бессмысленные поступки, иначе жизнь их превратится в настоящую скуку. Такое существование безобразно и опасно для окружающих, оно приобретает игровой характер. Более того, оно искусственно. Наделяя героев «муляжной» красотой, Достоевский подчеркивает их ненатуральность.
Можно предположить, что Ставрогин является органическим продолжением «скучающего» типа Свидригайлова. Однако эволюция характера в данном случае становится деградацией, что подчеркивается определенными различиями этих героев в отношении их к окружающему миру.
В «Бесах» присутствует мотив грязи, сопутствующий упоминаниям о Ставрогине в тексте романа и рассказу о его ночных визитах: «…пошел по проулку, увязая с каждым шагом вершка на три в грязь», «ноги ехали в грязи», «широко шагая по грязи» и др. Грязь здесь олицетворяет нравственное падение героя.
В отличие от Свидригайлова, Ставрогин совершает самоубийство через повешение – «позорное» самоубийство, которое ассоциируется со смертью Иуды. В предсмертном письме Ставрогин пишет: «Никогда, Никогда я не смогу застрелиться!». В это же время застреливается Кириллов – человек, который при жизни вызывал у Николая восхищение своей фанатичной приверженностью идее и стоял в своем нравственном развитии на ступень выше, чем он. «Преступлении и наказании» также застреливается и Свидригайлов. Выбранный способ самоубийства намекает на неравную степень падения этих героев.
Проследим по тексту, как это происходит. О деградации личности Ставрогина. свидетельствует то, как к нему обращаются другие герои произведения. Они по-разному называют Николая: принцем Гарри, князем, Иваном Царевичем. Однако мнения героев по ходу действия изменяются в худшую сторону. Марья Тимофеевна, назвав его Гришкой Отрепьевым, указывает на потерю героя собственного «я», на его многоликость. В «Преступлении и наказании» герой так и остается Свидригайловым на протяжении всего романа.
«Вникните тоже, что я вас не жалею, коли зову, и не уважаю, коли жду. А между тем и зову и жду», — пишет в письме Ставрогин Даше – девушке, которая может его спасти и дать шанс на новую, лучшую жизнь. Николай Всеволодович не скрывает, что готов погубить ее, сообщает о своем неуважении и безжалостности по отношению к ней. Ему решительно все равно, что может произойти с героиней, его волнует лишь собственная судьба. В отличие от Ставрогина, Свидригайлов, несмотря на тяжесть принятого им решения, не стал губить жизнь Авдотьи Романовны, сохранил ей честь и достоинство.
Несмотря на явный интерес к «скучающему» типу, самыми яркими представителями которого являются Свидригайлов и Ставрогин, по окончании работы над романом «Бесы» Достоевский более не обращается к этому типу людей. Затронутый в «Преступлении и наказании», именно в «Бесах» этот тип нашел наиболее полное и красочное воплощение. Оба «скучающих» персонажа умирают в конце произведений, так и не найдя своего предназначения. Таким образом Достоевский выносит им молчаливый приговор.
Заключение
Образ великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского не потускнел после его смерти. Уже с конца XIX столетия его творчество оказывало огромное влияние на литературу и духовную жизнь человечества. Трудно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его работы насыщены глубокими проблемами, существующими не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны – тайны души человека.
В произведениях Федор Михайлович рассматривал образы людей разных сословий, социального положения, образованности и возраста. Именно в романах «Преступление и наказание» и «Бесы» возник «скучающий» тип человека. Характерными чертами для такого типа стали поиск развлечений, разочарованность жизнью, скука и безразличие ко всему, за исключением собственной выгоды. Несмотря на их схожесть, есть и различия. От образа Свидригайлова к Ставрогину мы проследили, как в романах эволюционировал «скучающий» тип и убедились в их неравном нравственном разложении как личностей. Свидригайлов, будучи развратным и праздным человеком, все же оказывает помощь другим. Он заканчивает жизнь самоубийством, дабы облегчить чужое существование и избавить других людей от собственного давления. В отличие от него, Ставрогин утратил все человеческое, более того, он пробуждает в окружающих опасные идеи и подталкивает их к осуществлению злых помыслов. Он – истинное воплощение зла в понимании Достоевского. Даже причины самоубийства у Ставрогина иные: уход из жизни обусловлен лишь его собственной усталостью от окружающего мира, неспособностью получать удовольствие от человеческих ощущений. Но даже после своей смерти Ставрогин продолжает существовать в сознании других людей, сохраняющих его мысли. Нет, он никуда не исчез после самоубийства. Ставрогин порождает зло в мыслях и чувствах других. В этих последствиях заключается опасность «скучающего» типа, таящих в себе исключительное зло. Они, как никто другой, способны раскрывать в окружающих людях самые худшие черты, при этом поступая так ради собственного удовольствия. Своим поведением они напоминают кукловодов: с особой легкостью могут манипулировать другими, словно куклами-марионетками, во всем их слушающимися и повинующимися.
Достоевский утверждал, что свобода как величайшая ценность человека есть и самый крупный камень преткновения, если она понимается как "разнузданность желаний", приводящих к рабской зависимости от похоти, денег и ложных авторитетов, а в конечном итоге - к самоуничтожению. Ярким примером тому могут послужить исследуемые в данной работе образы Свидригайлова и Ставрогина. Подлинная же свобода заключается "в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином". Поэтому для достойной жизни как отдельных личностей, так и целых народов необходимо, по мнению писателя, умение усмирить собственную свободу, видоизменить ложную силу мнимой свободы в жизнеутверждающую силу свободы действительной.
Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно мыслям писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и перспективы будущего человечества, пробуждают их разум и совесть.
Произведения Достоевского интересны и сегодня, ведь в них рассматриваются проблемы, которые существуют и будут существовать всегда. Еще хочется отметить, что основная причина, которая порождает неизменный, и даже растущий интерес людей к Достоевскому за прошедшее время, – та огромная внутренняя напряженность, которая свойственна всей общественной, духовной и нравственной жизни нашего времени. Этой внутренней напряженности XXI-ого века созвучна духовная напряженность творчества Достоевского, напряженность бытия, мироощущения, мысли, страстей его главных героев. Ответственность за свои поступки, сострадание и внимание к другому человеку, чувство причастности ко всему, что совершается в мире - все эти человеческие ценности, утверждавшиеся Достоевским, определяют идеал современного человека.
Список литературы
1. Белов С.В. «Есть один закон» – //. Слово, 2000
2. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. //Русские эмигранты о Достоевском. //Под ред. С. Н. Холстининой. – СПб: Андреев и сыновья, 1994
3. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. – М.: Художественная литература, 1986
4. Кожинов «Преступление и наказание Достоевского» - М., 1971
5. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». Москва, 1979
6. Муравьев А.Н. Статья «Раскольников и другие». Москва, «Просвещение», 1983 7. Комова Т.Д. Статья «От Свидригайлова к Ставрогину» - //Русская словесность, 2011
8. Перье Ж.-Л. «Его “эстетическое кредо”» – //. За рубежом, 1999
9. Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма. //Русские эмигранты о Достоевском. //Под ред. С. Н. Холстининой. – СПб: Андреев и сыновья, 1994
10. Шаховской А. Д. Можно ли «гуманизировать» Достоевского? //Русские эмигранты о Достоевском. //Под ред. С. Н. Холстининой. – СПб: Андреев и сыновья, 1994
11. Щенников Г.К. «Художественное мышление Достоевского». Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978
12. Хунданов «Раздумье о Достоевском» – //. Наш современник, 1999
Приложение
Позвольте, я вам помогу
Лепесток и цветок
Солнечная система. Взгляд со стороны
Сочини стихи, Машина
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)