С самого раннего детства я узнала о Царевне - лягушке, часто просила маму рассказать эту сказку. А когда научилась читать, сама часто перечитывала ее. И каждый раз я почему -то думала об одном и том же: "Почему Кощей Бессмертный превратил царевну именно в лягушку?" Сейчас, когда я немного повзрослела, я решила найти ответ на давно волнующий меня вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа "Исторические корни сказки "Царевна-лягушка" | 33.84 КБ |
VII конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников
"Я познаю мир
(в рамках Российской программы «Я – исследователь»
Секция: филология
Тема:»Исторические корни сказки
«Царевна-лягушка»
Автор: Гаглоева Елена, ученица 3 класса МБОУ СОШ №26
Научный руководитель:ДжиоеваЛ.В., Владикавказ,2013 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть 3
1.1. Как возникли волшебные сказки 4
1.2. Как строится волшебная сказка 4
1.3. Исторические корни сказки "Царевна - лягушка" 7
1.4. Лягушка - инопланетянка 9
1.5. Лягушка - созвездие 9
1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов 10
Глава 2. Практическая часть
2.1. Цель и задачи исследования 11
Заключение 12
Библиографический список 13
Приложения
- 3 -
Введение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в шорохе листвы, в падающих снежинках, в завывании ветра... Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, будет жить и сказка. Я очень люблю читать разные сказки, но больше всего мне нравятся волшебные сказки. Их герои пользуются коврами - самолетами и шапками - невидимками, добывают "живую и мертвую воду", побеждают Змея Горыныча. А сказочным героям помогают Серый волк, Сивка - Бурка, Щука и другие.
С самого раннего детства я узнала о Царевне - лягушке, часто просила маму рассказать эту сказку. А когда научилась читать, сама часто перечитывала ее. И каждый раз я почему -то думала об одном и том же: "Почему Кощей Бессмертный превратил царевну именно в лягушку?" Сейчас, когда я немного повзрослела, я решила найти ответ на давно волнующий меня вопрос.
Цель моей работы :1. Узнать, как и когда появилась сказка "Царевна-лягушка". 2. Почему Кощей Бессмертный выбрал для превращения царевны именно лягушку?
Гипотеза: Предположим, что история о Царевне - лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события.
Объект исследования: волшебная сказка, принципы ее построения.
Предмет исследования: исторические корни сказки "Царевна-лягушка".
Методы исследования: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Актуальность: работа имеет образовательное и воспитательное значение, так как направлена на формирование познавательной деятельности.
- 4 -
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Как возникли волшебные сказки.
Сказка зародилась в древние времена, когда на Руси поклонялись языческим богам. Тогда существовал обряд инициации - обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. В обряде разыгрывалась временная смерть - путешествие в царство мертвых. Обряд был окружен тайной, проводился в лесу специальными людьми( обычно представителями того племени, из которого юноша брал жену), Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Испытания, которым подвергались юноши, были очень жестокими: например, им могли залепить глаза глиной и оставить наедине с дикими зверями.
Со временем от этого обряда остались только воспоминания. Эти рассказы передавались из уст в уста, от поколения к поколению, обрастая новыми деталями и подробностями. Так возникли волшебные сказки.
1.2. Как строится волшебная сказка.
Все волшебные сказки имеют общие черты. Во-первых, они схожи общностью построения. Во-вторых, ни одна волшебная сказка не обходится без чудес: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и спасительная сверхъестественная сила. Чудесный вымысел лежит в основе любой волшебной сказки.
- 5 -
На примере сказки "Царевна-лягушка" проследим, по каким законам строится волшебная сказка .В сказке всегда действуют два поколения героев - старшие и младшие, но все испытания выпадают на долю младших, ведь именно юноши должны пройти испытания.
Первая часть сказки, в которой нас знакомят с героями, называется исходной ситуацией. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван царевич.
Начало во всех сказках похоже:"В некотором царстве в некотором государстве....". или "Жили - были..." Это зачин. Царь повелевает своим сыновьям пустить стрелы в разные стороны, и на чей двор упадет стрела, там и посвататься. Ивану - царевичу пришлось жениться на лягушке. В те давние времена, когда проходили описанные события, люди придавали большое значение этому своеобразному гаданию и твердо верили в судьбу, которой вверяли себя. Этот древний мотив отмечен в сказочном повествовании.
Следующая часть сказки - испытание героини. Царь подвергает своих невесток испытаниям. Царевна - лягушка трижды выдержала испытание, а другие невестки нет. Связь с могущественными силами природы делает сильным героя сказки. Ему и его жене помогают "мамки-нянюшки", которых батюшка некогда приставил к лягушке.
Царевна в сказке, конечно, красавица, но сказка никогда не описывает точно, как она выглядела. Вместо описания мы узнаем, что красоту ее "ни в сказке сказать, ни пером описать".
Идем дальше. Иван - царевич спалил лягушачью коже на огне - сделал то, чего делать было нельзя. Эта часть - запрет и нарушение запрета. Теперь Василиса Премудрая должна покинуть своего мужа."Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоей. А теперь прощай. Ищи меня
- 6 -
за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного", - сказала она. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Эту часть назовем уход героя из дома.
Иван - царевич отправляется на поиски своей любимой жены. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, попадается ему навстречу старичок .Он уже знает о беде Ивана-царевича и дает ему клубок, который укажет дорогу. Эта часть называется "Встреча с героем- помощником и получение волшебного средства".
По пути Иван - царевич встречает медведя, селезня, зайца, но не убивает их, потому что они обещают помочь Эта часть сказки - договор. Обратим внимание, что герой встречает именно трех помощников, да и многие события в сказке повторяются три раза. Число три имеет особое значение. Долгое время число три для многих народов было пределом счета, совершенством, символом полноты. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трехглавым божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три в древности было магическим еще и потому. что складывалось из суммы предыдущих чисел(3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.
Но вернемся к нашей сказке "Царевна - лягушка" Следующая часть сказки - встреча с Бабой Ягой или испытание героя. После того, как Иван-царевич прошел через все испытания, он вошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После этого они жили долго и счастливо. Эта часть - "Свадьба." Сказки часто кончаются богатым сказочным пиром. При этом сказитель добавляет присловье :"Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "Стали они жить - поживать и добра
-7-
наживать". Если мы попробуем составить план любой другой волшебной сказки, то увидим, что хотя герои будут разными, хотя различны их цели и испытания, но основные части нашего плана будут совпадать. Законы построения сказки действуют в любой из них.
Волшебная сказка из поколения в поколение передавалась устно, и каждый, кто рассказывал ее, мог что - то изменить или добавить. Поэтому появилось множество волшебных сказок, которые отличались друг от друга. Например, в "Царевне - лягушке" в одном случае рассказывается, что лягушка сама выполняла все поручения, а в другом позвала на помощь слуг. Но законы, по которым строится сказка, всегда одинаковы. Герой сжигает лягушачью кожу и должен пройти испытания, чтобы вернуть жену.
Возвращаясь, герой уже не тот, каким он вышел в путь. В конце сказки герой преображается. И не важно, был ли герой в начале сказки силачом, богатырем или "на печи сажу перебирал". После возвращения он становится молодцем, красавцем и может стать царем, королем.
1.3. Исторические корни сказки "Царевна - лягушка".
Впервые сказка о царевне-лягушке была опубликована в 18 веке. Называлась она " О женщине - змее и богатыре". История эта началась очень давно и не на Руси. Древнегреческий историк Геродот записал ее в 5 веке до нашей эры, но она произошла гораздо раньше.
Жил - был богатырь Геракл (Геркулес) - сильнейший человек на свете. В стране шумеров его звали Лугальванда ( шумеры - это древняя культура
- 8 -
Земли). Пришел Геракл - Лугальванда в одну страну( потом ее назвали Скифией). В поисках пропавших лошадей он попал в пещеру, где увидел удивительную женщину: верхняя часть ее туловища человеческая, а нижняя - змеиная. Гость приглянулся женщине. Она соглашается отдать ему коней, если он станет ее мужем. От этого брака родятся три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Уходя на новые подвиги, богатырь наказывает жене подвергнуть сыновей, когда они подрастут, испытанию: тот из них, кто сможет опоясаться его поясом и натянуть его лук, должен стать царем. Царем и основателем нового народа становится Скиф.
Теперь некоторые историки( например, В.Щербаков) говорят, что это начало русской сказки о царевне - лягушке. Змея же стала лягушкой совсем просто: слово "лугаль" у шумеров и вавилонян означает "царь ,царская". Значит, "Царевна - лягушка" переводится "Царевна царская". А царевич Лугальванда из шумерских мифов - это лугаль Ванда, превратившийся в царевича Ваню. Возможно, что все это - только совпадения, а слово "лягушка" происходит не от слова "лугаль", которому около 5000 лет, а от глагола "лягаться", как это и записано в словаре.
Может быть многие поколения рассказчиков скифского мифа изменили божественные образы, упростили, приземлили их. Женщина - змея превратилась в царевну - лягушку. Кощею просто ничего другого не оставалось, как воплотить в жизнь готовый скифский персонаж.
В более старом варианте сказки Василиса Премудрая оборачивается то лягушкой, то жабой, то змеей. А ведь археологи нашли изображение женщины- полузмеи -полу-лягушки скифского времени, это 2000 лет тому назад .Таким образом, всеми любимая героиня дошла до нас сквозь века, уже несколько веков назад ее изображали в камне и бронзе.
-9-
1.4. Лягушка - инопланетянка.
Некоторые исследователи говорят, что некая "лягушка" на самом деле существовала и была она инопланетянкой. Эту версию подтверждает перечень чудес, которые она совершает. Лягушка обладает умениями и знаниями, которые неподвластны человеку. В пошиве рубашки ей помогают ветры, поэтому рубашка получается дивной, бесшовной. На такое способны только инопланетяне. Кроме того, лягушка умеет управлять пространством. Версия интересная, но слишком уж сказочная и неправдоподобная.
1.5. Лягушка - созвездие.
По другой версии, сказка о лягушке - это отдаленная и очень искаженная история погибшей Атлантиды. Точнее, о созвездиях Атлантов.А выяснилось это так. Однажды ученые, просматривая древние небесные карты, составленные около пяти тысяч лет назад, увидели что-то очень напоминающее сюжет классической сказки о царевне-лягушке. Они увидели созвездие, которое называлось "Поле", а рядом с ним "Лук" и "Стрела". А еще созвездие "Змея"( а ведь по версии скифов царевна была не лягушкой, а именно полузмеей). И группу звезд "Лугаль", что в переводе, мы знаем, означает "царь, царственный". Были даже звезды Энлиля - владыки ветров, тех, что шили для царя сорочку без швов.
Много позже все эти звезды были объединены в другие созвездия, получившие новые названия. Но в глубокой древности на протяжении
- 10 -
тысячелетий на небе ярко горели не только имена героев сказки, но и все волшебные диковинные предметы из сказки - лук и стрела, поле, где братья выпустили по стреле. Только теперь становится ясно, что в сказке имелось в виду поле не земной луг, а небесный. Его звезды на современных атласах неба очерчены известным нам созвездием Пегас, похожим на прямоугольник.
1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов.
В мифах различных народов встречаются как положительные( связь с плодородием, возрождением), так и отрицательные ( связь с подземным миром, болезнью, смертью) функции лягушки. Но все они связывают ее с водой, в частности с дождем.
У алтайцев лягушка обнаруживает гору с березой и камнями, из которых добывается первый огонь .В Бирме и Индокитае с образом лягушки связывается дух, который проглатывает Луну ( поэтому лягушка считается причиной затмения). В Китае, где лягушек также связывают с Луной, их называют "небесными цыплятами", так как там существует поверье, что лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения лягушек позволяет рассматривать их как превращенных детей ( или жену ) бога- громовержца Зевса, изгнанных на землю, в воду. в нижний мир. В России лягушку тоже связывают с водой. Вспомним народную примету:"До первой грозы лягушки не квакают" или представление о кваканье лягушки к дождю, об их появлении вместе с дождем. В мифах некоторых народов людей за обман превращают именно в лягушек.
-11-
Глава 2. Практическая часть.
Проделав данную исследовательскую работу, узнав много нового о волшебных сказках и, в частности. о сказке "Царевна - лягушка", я решила провести опрос среди учащихся вторых классов. Мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Когда появилась волшебная сказка? Сколько ей лет?
2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?
3.Кто главный герой волшебных сказок?
4. Какие волшебные предметы из сказок ты знаешь?
5. Почему в сказке "Царевна - лягушка" Кощей Бессмертный превращает Василису Премудрую именно в лягушку?
Проанализировав все ответы, я пришла к выводу: Многие дети знакомы со сказкой "Царевна - лягушка", знают, чем отличается волшебная сказка от других сказок, даже называют некоторые волшебные предметы( клубочек, яблоко). Но никто не смог ответить на вопрос, почему героиню превращают именно в лягушку.
-12-
Заключение.
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много сказок, узнала многое о волшебных сказках, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.
Но самое главное, я нашла подтверждение своей гипотезе, что история о Царевне - лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события. Я обязательно расскажу об этом своим товарищам.
Я думаю, что анализировать сказки разных видов очень интересно, и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят сказки, будут их читать, рассказывать. А самое главное , у них появится интерес к чтению. Мир литературы так увлекателен, интересен и безграничен.
-13-
Библиографический список.
1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева, М.,"Детская литература", 1987 г., с.239
2 .Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958г
3. "Мифы народов мира. Энциклопедия.", М., "Советская энциклопедия", 1988г., с. 84 - 85
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Морфология сказки.-М.:1969
5. "Чудеса света. По странам и континентам". Энциклопедия тайн и загадок.-М., "Белый город", 2009г. с.275-276
6. "Я познаю мир: Дет. энциклопедия; Литература/Авт.-состав. В.А.Маркин-М: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998 , с.446-448
7. Сеть Интернет
Пятая школьная научно - практическая конференция "Познание и творчество" Направление: математика Название работы: "Старинные меры длины и устное народное творчество" Автор работы: Салбиев Георгий Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс Владикавказ Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна, учитель начальных классов первой категории Владикавка, 2013. |
Пятая школьная научно - практическая конференция
"Познание и творчество"
Направление: литературоведение
Название работы:"Исторические корни волшебной
сказки "Царевна-лягушка"
Автор работы: Гаглоева Елена
Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс
Владикавказ
Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
первой категории
Владикавка, 2013.
Пятая школьная научно - практическая конференция
"Познание и творчество"
Направление: география
Название работы: "Семь чудес природы"
Автор работы: Чиаева Анна
Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс
Владикавказ
Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
первой категории
Владикавка, 2013.
Муравьиная кухня
Рисуем ананас акварелью
Загадочная система из шести экзопланет
Мать-и-мачеха
Где спят снеговики?