Геннадий Иванович Игнатов, уроженец нашего села, который много лет занимался краеведением. Он не однажды бывал у нас в школе, рассказывал о себе, читал свои стихи, знакомил с новыми работами. Геннадий Иванович был частым гостем нашей школы, появились в печати его книги «Путь на Кушлу», «Частушки Причулымья», «Цыгановские частушки», «Мои современники в фотографиях», «Деревня моя», «Далекое и близкое», стихи.
Вложение | Размер |
---|---|
permyakov_e.istoriya_sela_v_stikhakh_poeta-zemlyaka_g.i.ignatova.doc | 71.5 КБ |
prilozheniya_1.docx | 167.02 КБ |
prilozheniya_2.docx | 361.86 КБ |
prilozheniya_3.docx | 578.66 КБ |
prilozheniya_4.docx | 99.61 КБ |
Департамент по культуре и туризму Томской области
Цыгановский филиал МБУ МЦБС Зырянского района
Областной конкурс историко-поисковых, исследовательских, литературных работ «Россия, Родина моя!»
Номинация «Моя малая Родина»
Тема: «История села в стихах поэта-земляка Г.И.Игнатова»
Выполнил: Пермяков Эдуард,
ученик 7 класса Цыгановского филиала
МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района.
Руководитель: Ширямова Татьяна
Николаевна, учитель русского языка
и литературы Цыгановского филиала
МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района.
Адрес: 636865 Томская область, Зырянский район,
с..Цыганово, ул.Чапаева, 66; т.:8(38243)42423,
e-mail: cs_zir@mail.ru
2014г.
Содержание
поэта-земляка Г.И.Игнатова 3-8
Г.Игнатова. 8
I. Введение. Г.Игнатов – наш земляк.
Геннадий Иванович Игнатов, уроженец нашего села, который много лет занимался краеведением. Он не однажды бывал у нас в школе, рассказывал о себе, читал свои стихи, знакомил с новыми работами. Геннадий Иванович был частым гостем нашей школы, появились в печати его книги «Путь на Кушлу», «Частушки Причулымья», «Цыгановские частушки», «Мои современники в фотографиях», «Деревня моя», «Далекое и близкое», стихи.
Эти произведения принадлежат перу нашего земляка Г.И.Игнатова, краеведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации, который родился в 1928 г. в с. Цыганово. Он рос в районной глуши возле чистейших рек и озер, ему нашептывали слова белотелые березовые колки, темнохвойные боры. Стихи его просты, искренни и сердечны, как сибирская природа. В этих стихах сияют крестьянские зори, шумят леса и спят затерявшиеся в сибирских просторах деревушки. Нелегкий труд на пашне, веселые посиделки, встречи и проводы, гибель близких на войне, раннее взросление. Любовь и печаль о невозвратимом. Нам интересна поэзия Г.Игнатова еще и тем, что мы в его стихах встречаем милые сердцу названия: Цыганово, Кушла, Чедодат…, родные до боли фамилии: Герасимовы, Ануфриевы, Цыганковы…Именно Геннадию Ивановичу мы обязаны тем, что он написал для нас историю нашей малой родины.
Во время встреч автор всегда дарил нам на память свои книги. Мы подружились, так как в школе мы тоже занимаемся краеведением. Много лет используем стихи Г.Игнатова в концертных и конкурсных программах. Листаю сборник стихов и нахожу знакомые фамилии. Это имена людей, которым посвятил свои труды автор. Жизнь каждого человека в отдельности представляет большую ценность. Именно поэтому мне хотелось бы проследить историю села в истории страны по стихам Геннадия Ивановича Игнатова. В этом и заключается цель моей работы. Я хочу обратить внимание слушателей на ту любовь к родной земле, которой пронизаны все его стихи, побудить к изучению истории своей малой родины, воспитанию любви и бережного отношения к людям, настроить слушателей на успешность в их делах. Ведь на самом деле столько таких вот маленьких деревень, как наша, на просторах России, и мне хотелось бы доказать всем, прежде всего самому себе, что история пишется не только в больших городах: гении рождаются повсюду.
Цель:
Проследить историю села в истории страны через поэтическое творчество Г.И.Игнатова.
Задачи:
Вот что из этого получилось.
II. История села в стихах поэта-земляка Г.И.Игнатова.
«Из поколения в поколение передавалась легенда о цыганке-разбойнице, жившей когда-то в домике на берегу Курьи и занимавшейся разбоем на сером скакуне. Мой дед Филипп показывал мне и ручей на Чедодатском лугу, где она утонула. Ручей так и называли «Цыганка» ,- вспоминает Геннадий Иванович.
Стихотворение «Цыганово»
Цыгангка-разбойница дедовой сказки
Припомнилась сызнова мне:
Вот скачет она вдоль курьи без опаски
На сером своем скакуне.
Коль встретится кто ей на этой дороге,
Зовет отдохнуть у костра,
Под рокот гитары забыть все тревоги,
Цыганка нежна и быстра.
Бандит ли, купец – расставался с добычей,
За ласки мог озолотить,
Но был у цыганки особый обычай-
За все только пулей платить.
Но что это? Крики! Погоня верхами!
И выстрел звучит в стороне.
Не раз уходила, сверкая очами,
На верном своем скакуне.
На луг Чедодатский она проскочила.
Пришпорила снова коня,
Погоня все ближе. «Нечистая сила,
Спасай от погони меня!»
Трясина. И конь закружился тревожно,
Но плетка ожгла сгоряча.
Беду разглядела цыганка, но поздно:
В подпругу вонзилась карча
Давно обмелел тот ручей среди луга,
Где гибель цыганка нашла,
Но все же легенда от деда до внука
Из дней тех далеких дошла.
И там, где когда-то гуляла цыганка,
В Цыганово люди живут,
В лесу на полянке лесные саранки
Совсем, как цыганки, цветут.
Существует и другая версия, что деревня названа по фамилии первых поселенцев, братьев Цыгановых. В дореволюционных документах, церковных книгах очень распространенная в деревне фамилия «Цыганковы» ранее писалась «Цыгановы». Видимо, по невнимательности пишущих людей фамилия потерпела такое изменение.
Когда-то в школе за уроком
Я мог резинкою стрелять,
Кого обидеть ненароком,
Кому шпаргалку передать.
«Игнатов, ты не из злодеев….
Зачем девчонок донимать?»-
Кричал учитель наш Фадеев,
За уши силясь приподнять.
…А сердце снова вольно бьется,
И слышен окрик журавлей,
Но многих класс не дозовется,
Мы многих не найдем друзей…
(Памяти учителя И.М.Фадеева)
Комсомольская юность самого поэта и его сверстников связана с именем учительницы Августы Фёдоровны Кузьминой. Авторитет учителя в ту пору был очень велик на селе. Считалось, что учитель – это человек особого склада ума, мыслей, образа жизни.
Мне припомнились снова твоих мыслей слова,
Наш вожак комсомола, юный друг – Кузьмина.
Ты всегда говорила: «Не ищи легкий путь».
И звездой мне светила. «А еще не забудь:
Против вражеских танков нет дороги иной,
Вырви сердце, как Данко, и зажги их собой».
А мальчишки, кто старше, надев каски, ушли…
И погибли на марше, но Россию спасли.
Они жизни отдали, завещая нам, друг,
Чтоб мы в космос летали и любили подруг.
Ты – как солнечный зайчик в моей скромной судьбе.
Я давно уж не мальчик, не ровесник тебе.
Но всегда вспоминаю чистоту твоих глаз
И по ним я сверяю свою совесть сейчас.
(«Память»)
Эти строки посвящает Г.Игнатов своим учителям А.Ф.Кузьминой и И.М. Фадееву, выучивших не одно поколение цыгановцев. Вглядитесь в старые фотографии и везде вы найдете этих учителей в окружении ваших дедушек и бабушек, мам и пап. Это - целая страница в истории села. В 1898г. впервые была организована в селе школа на общественных началах, позднее в 1912г. была построена своя школа, но вплоть до 1964г. все дети продолжали обучение в Берлинской школе, где жили на квартирах.
Так давно это было,
А забыть все нельзя,
Над Сибирью всходило
Утро нового дня.
Тихо речка струилась,
И не знала страна,
Что уже подступила
К нашим избам война.
Бабы тесто месили
И доили коров,
Но детей не будили:
Пусть поспят до блинов.
Вся изба озарялась
Из загнетки огнем
И, шкворча, улыбалась
Сковородка блином.
Долго памятны будут
Детям эти блины,
Они их не увидят
До конца той войны.
Сколько тех, кто отведав
Довоенных блинов,
Не дожил до Победы
И до радостных снов.
И не обнял подругу,
Что в надежде ждала.
Сколько судеб, как вьюгой,
Та война замела.
(«Блины»)
Так написал поэт о войне, которая сделала суровым детство многих мальчишек и девчонок той поры. В далекой сибирской деревушке не рвались снаряды, не шли бои, но дыхание войны ощущалось повсюду.
Пора вставать уж, ребятёнки,-
Наставник-дед нам говорил,-
Пора натягивать постромки,
Работайте, сколь хватит сил…
И вновь лошадок запрягая,
Всяк шел своею бороздой.
И вкус ржанухи забывая.
Я ел картошку с лебедой.
Мы жили на полях в кульстане,
Один лишь праздник был у нас –
Сходить домой в субботу в баню
И возвратиться в тот же час.
И не забыть мне, как когда-то
Шагал за плугом я своим,
А дед Иван кричал: - Ребята!
Родится хлеб – мы победим!
(«Мальчишки военных лет»)
В своих воспоминаниях о трудном военном детстве автор обращается к ленинградскому профессору А.А.Румянцеву, который в числе эвакуированных из Ленинградского детского дома обрел себе пристанище в доме Игнатовых.
Ты помнишь ли, Саша, деревню Цыганово,
Что затерялась в сибирском краю?
По-детски она открывалась нам заново,
Спасенье неся и надежду свою.
Вас осенью хмурого сорок второго
К нам в дом ваша мать привела,
И в нашей семье, кроме общего крова,
Друзей навсегда обрела…
(«А.А.Румянцеву»)
Много огненных верст прошли наши земляки в солдатских сапогах. В первые дни войны, 25.06.41г., более 70 мужчин выехали из села вместе с военкомом Шалагиным Петром Ивановичем в Зырянский РВК, откуда команда отправилась в ряды сражающейся Красной Армии. Через наше село по целому дню двигались подводы, на которых сидели опечаленные женщины, а рядом с ними иногда выглядывали не по-детски задумчивые ребятишки. Местом расставания цыгановцы выбрали родник неподалеку от деревни.
Есть родник неподалеку
От родимого села,
Где дорога в сорок первом
На войну людей вела.
Мужика, что провожали
На ту страшную войну,
До горы мы провожали,
Где родник журчал ему.
«Воротись, дружок. Обратно,
Пожалей детей, жену,
Покрестись ты троекратно
На родную сторону.
Пусть тебя на поле брани
Черный ворон не склюет
И дорога в путь обратный
В дом родимый приведет».
Если плохо тебе стало,
Головою ты поник,
Как бы не был ты усталый,
Приходи на тот родник.
Припади, испей водицы
И морщины окропи.
Вспомни ты родные лица,
не вернувшихся с войны.
Посиди у родника ты,
Вспомни мать свою, отца.
Не должны они забыты
Быть до смертного конца.
(«Родник»)
Уроженцы д.Цыганова Зырянского района, Новосибирской области в бою за Социалистическую Родину, верные воинской присяге, проявив мужество и героизм, погибли:
10 Ануфриевых,
11 Цыганковых,
7 Герасимовых,
4 Степановых,
3 Волковых,
3 Даниловых – всего 78 человек…
Были трудности, многие потеряли мужей, отцов, братьев, случались семейные трагедии – все это вынесли, пережили наши земляки.
Жизнь продолжалась. Люди рожали и растили детей, любили и расставались, плакали и смеялись, уходили в мир иной и нарождались новые поколения цыгановцев.
Следует сказать еще об одной стороне сельской жизни, необыкновенном оптимизме, тонком юморе, увлеченности прозвищами. Так, например, только в семье Цыганкова Григория Антоновича звучали прозвища: Булай, Дрозд, Дырдынка, Макака, Морей, Колчак, Кухтерин, Хохол. Все это не могло не найти отражения и в частушках, собирателем которых является Г.И.Игнатов:
Если хочешь веселиться, С неба звездочка упала
Приходи на пятачок, Прямо «Рыре» на ремень.
Там играет Иван Павлыч, Всем по сотке он запишет,
Или Костя – куличок. А Евгенье – трудодень.
Особенность цыгановских частушек в том, что в них нашли отражение местные названия, события, имена:
У Петрова Гошеньки
Три жены хорошеньки.
Но четвертая жена
Взять за шиворот должна.
Чедодат, Чедодат –
Чистенькая улочка.
Вы скажите, где живет
Колесникова Шурочка.
Г.И.Игнатов надеется, что новое поколение цыгановских жителей будет знать свою родословную, как и чем жили наши предки, и даже какие песни и частушки пели.
С каждым годом я больше седею,
И хотя не обижен судьбой,
Перед домом родным я немею.
И он всюду незримо со мной.
Все мне кажется снова и снова,
Что живу я не дома, вдали,
Видно, теплится в каждом родова:
Она в сердце и в жилах земли.
Она греет в осеннюю сырость.
Она в горе поддержит, любя,
И за самую высшую милость
Не оставлю, мой край, я тебя.
(«Родова»).
III. Выводы. Мое отношение к творчеству Г.Игнатова.
Пусть кто-то скажет, что стихи эти просты и понятны, что далеко им до совершенства, но нам они дороги. Дороги потому, что в них отражается судьба каждого из нас: моих дедушек и бабушек, моих родителей и меня. Цыганово для Г.Игнатова – это то же, что для Пушкина - Михайловское, для Лермонтова – Тарханы, для Шукшина – Сростки… Где бы ни был человек, мыслями он всегда стремится к своему родному дому. И когда мы произносим слово «Родина», мы представляем не необъятные просторы, а узкую деревенскую улочку, стадо коров, возвращающееся с пастбища, берёзку у покосившегося забора и яркие головы подсолнухов… Понять и полюбить всю эту незатейливую красоту помогают и стихи Г.Игнатова. Именно они помогли мне и моим одноклассникам понять многое в жизни, поэтому наши встречи с его книгами будут продолжаться. Этим не ограничивается мой интерес к стихам Г.Игнатова. Я знаю, что буду стремиться к успеху, добиваться уважения окружающих, учиться и буду всегда любить то маленькое местечко, где я сейчас живу. Считаю, что историю пишет каждый из нас.
IV. Заключение.
В процессе работы я обращался в нашу сельскую библиотеку, где имеются все книги Г.Игнатова. С его произведениями я познакомился в нашей школе на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.
Писатель Борис Климычев писал: «В его стихах нет каких-то изысков, они просты, как жизнь в деревне Цыганово, и так же искренни. Хочется сказать миру о многом: о тяжком крестьянском труде, о красоте его, о том, как кричат петухи и поют птицы, как журчат ручьи и как скрипят стволы деревьев….И томят древние поверья, и плачет где-то Ярославна, и многие матери оплакивают своих детей, и многие дети скорбят об ушедших. И светит солнце, и женщины, как прежде, прекрасны, и жизнь продолжается, всегда, везде…» Я полностью согласен с этим.
ЛИТЕРАТУРА:
3. Г.И.Игнатов. Цыгановские частушки. К 320-ю с.Цыганова, г.Асино, 1995г.
Хризантема и Луковица
Ворона
Почему Уран и Нептун разного цвета
Две лягушки
Позвольте, я вам помогу