Наша творческая работа об изготовителе национальной гармошки из села Бабаюрт, Бабаюртовского района.Результаты деятельности Апаева Батыра Аббасовича характеризуют, как человека, внёсшего личный вклад в развитие культурной жизни Республики Дагестан и Северног Кавказа.
Вложение | Размер |
---|---|
v_dushe_ego_poet_garmon.doc | 73 КБ |
ГКОУ « Бабаюртовская средняя школа-интернат№11» Р.Д.
Доклад
на тему « В его душе поёт гармонь»
Автор:ученица 11 класса Махтимагомедова Зайнаб.
Научный руководитель: Карагишиева З.И.
Бабаюрт
Оглавление
а) Батыр – хранитель семейных традиций.
б) Батыр – лауреат Всероссийского фестиваля
«Играй, гармонь!»
в) Батыр – признанный, единственный мастер
по изготовлению национальных гармошек.
г) Личная коллекция гармошек Батыра в
московском музее.
преклонения.
Введение
Сердце человеческое призвано радоваться и гордиться своим краем, всем тем, чем оно связано с родной землей. Мы гордимся нашими земляками, у которых есть чему научиться. Вспоминаются слова великого поэта Дагестана Р.Гамзатова.
«Люди, люди, высокие звезды
Долететь бы мне только до Вас…»
Наши предки завещали нам такие великие духовные ценности, которые способны формировать достойного во всех отношениях человека и активного гражданина, и неутомимого труженика, и доброго семьянина.
Бабаюртовский район весьма богат замечательными людьми, которые своими стараниями, честным созидательным трудом и высокими патриотическими порывами вошли в «Золотой фонд Дагестана», создавая и утверждая ее честь, славу и высокий авторитет в содружестве республик и краев Российской Федерации1.
Я хочу рассказать о нашем земляке, прославившем нашу республику не только в местной печати, но и в других средствах массовой информации .
Основная часть
Это Апаев Батыр Аббасович – Заслуженный работник культуры Республики Дагестан. В 1988 году в Каспийск приехала Тбилисская студия завода грампластинок. Именно тогда по рекомендации Министерства культуры студия записала 13 кумыкских мелодий, сыгранных Батыром Апаевым вместе с сыном Муслимом.
Он один из лучших гармонистов Северного Кавказа, лауреат Всероссийского фестиваля «Играй, гармонь» в городе Иванове 1998 и 2008 года.
В семье Апаевых все братья и сестры, племянники, внуки поют и играют практически на всех музыкальных инструментах.
На наш вопрос: «С чего началась Ваше становление как изготовителя гармони? ». Батыр Аббасович ответил так : «А всё началось с бабушкиной гармони, которая по наследству перешла к моей маме. Моя мама Патив зеркально отразила славу бабушки. Гармонь В её руках стала украшением кумыкских и чеченских свадеб и праздников в округе. И дома в свободные минуты не выпускала её из рук. И вот однажды гармонь замолчала. Как же можно было смириться с эти? Что же делать? Везти её в Северную Осетию – долго и накладно. Решил сам посмотреть.
Памятная пластинка и ныне хранится как семейная реликвия Апаевых.
Долгое время Батыр работал в государственном ансамбле песни и танца «Дагестан». Играл на гармошке в оркестре национальных инструментов.
В оркестре было шестнадцать музыкантов. Он много ездил по Северному Кавказу, по республикам СССР. И везде каждый их номер встречали на «ура», устраивали овации.
Батыр Аббасович вспоминает, как они выступали на гастролях в селе Ведено ЧИАССР, где ученик Махмуда Эсенбаева - Хасан создал профессиональный хореографический коллектив. И концерт ансамбля «Дагестан» был своего рода экзаменом в этом селе, который достойно выдержали танцоры и музыканты.
После концерта жители Ведено устроили большой праздник в честь дагестанского ансамбля. С Чечней у Батыра Апаева очень много связано. Свою первую гармонь он сделал по заказу руководителя чеченского Государственного танца «Вайнах» для гармониста Халида. И жену свою Зухру, первую и единственную, Батыр привез из Чечни. Там есть старинное кумыкское село Брагуны, куда его молодым парнем пригласили играть на свадьбе.
Батыр приехал один, а уехал с красавицей Зухрой: украл ее по обоюдному согласию. Чтобы не оставалась любимая жена в стороне от семейных традиций, Батыр научил ее играть на гармошке.Батыр Аббасович Апаев не только гармонист – виртуоз, но и признанный мастер по изготовлению национальных гармошек.
На наш вопрос: «С чего началась Ваше становление как изготовителя гармони? ». Батыр Аббасович ответил так : «А всё началось с бабушкиной гармони, которая по наследству перешла к моей маме. Моя мама Патив зеркально отразила славу бабушки. Гармонь В её руках стала украшением кумыкских и чеченских свадеб и праздников в округе. И дома в свободные минуты не выпускала её из рук. И вот однажды гармонь замолчала. Как же можно было смириться с эти? Что же делать? Везти её в Северную Осетию – долго и накладно. Решил сам посмотреть. В итоге оказалось, что сломана пружина, накрутил её из стальной проволоки. Заодно присмотрел и к внутреннему механизму. Интересно было выяснить, как работает гармошка. А потом решил попробовать сделать гармошку. И пошло!...
На вопрос: « С чего началась история Вашей бабушки, как гармонистки ?»- вот, что он поведал. - Жила в Кумыкской степи девочка Гулистан, которая слышала музыку во всем. Для неё и ветер не просто шумел,а играл в зарослях камыша , пел ковыль в степи , и дождь дождь отбивал барабанную дробь.
Батыр Апаев бесконечно благодарен своим русским учителям, старым мастерам – гармонистам, которые без утайки раскрывали перед ним все секреты изготовления гармошек. Он часто бывал в Туле у известного мастера Ивана Федоровича Караева, который работал на фабрике тульской гармошки.
Иван Караев хорошо разбирался в национальной гармошке и давал много дельных советов по усовершенствованию звука, тональности, лучшему звучанию.
В 1998году Батыр Апаев стал лауреатом Международного фестиваля гармонистов «Играй, гармонь» в городе Иванове. И поразил своей виртуозной игрой Геннадия Заволокина. «До того он расчувствовался, - говорит Батыр, - что даже подарил мне свой галстук». На фестивале Б. Апаев вместе с другими участниками выступал в разных городах и селах Ивановской области. А на концертах играл по памяти все, что знал
вплоть до песен Великой Отечественной войны. На концерты приходили и земляки из Дагестана. «По 5-8 концертов в день давали», - говорит Батыр Апаев, вспоминая благодарных зрителей – ивановцев.
Наверное, это про Батыра сложена поговорка: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Руками Батыра созданы 230 гармошек и ни один не повторяет другой по декору. Схожи они лишь в идеальном звучании.
В 2008году, летом он сделал гармошку для популярной исполнительницы народных песен Аллы Кокаевой из Северной Осетии – Алании.
Гармошки Батыра Апаева экспонируются в музее русской гармошки в городе Москве.
Таких музеев в мире еще три: в Германии, итальянском городе Кастельфидаро и в американском Супер Иор – Делусе. Основой московского музея стала коллекция знатока гармошки, Заслуженного деятеля искусств, профессора Альфреда Мирека.
В этом музее историка русской гармоники, начиная с концертино, фисгармонии. А. Мирек, как истинный коллекционер, увлекшись с пяти лет игрой на баяне, впоследствии стал собирателем. Годами он колесит по городам и селам России, собирая редкие гармонии, аккордеоны, баяны.
Если хотите познать гармонику, обязательно загляните в музей Мирека. Вы увидите редкую коллекцию всех русских гармоник, от простых пятиклапанок XIX века до первого русского баяна. Увидите предметы украшения гармоник, документы, которые дают представление об истории инструмента на земле российской.
Здесь же представлена история баяна и аккордеона, сольного и ансамблевого мастерства, признания российских музыкантов на международной арене. В экспозиции есть отдел, посвященный роли гармоники в Великой Отечественной войне, которая звучала на фронте и в тылу.1
Сегодня личная коллекция гармошек Батыра внесена в картотеку музея, часть его коллекции выставлена в музее. А гармошка бабушки Гюлистан, с которой началась творческая история семьи Апаевых, хранится у Батыра Апаева.
Гармошке 169лет, но она и сегодня звучит на семейных торжествах Апаевых.
Батыр Апаев был выдвинут Республиканским Домом народного творчества Министерства культуры и туризма РД на соискании Премии Правительства
Российской Федерации «Душа России» в области культуры в номинации «Самодеятельное декоративно-прикладное искусство» и получил её.
В ходе исследования творчества Батыра Аббасовича, мы встретились с его сестрой Ильмухан. Вот о чем она нам рассказала: «О личной коллекции национальной гармоники моего брата в 2002году был показан материал по каналу РТР Российского телевидения. По инициативе Заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения профессора Альфреда Мирека это коллекция поставлена на учет в картотеку музея г. Москвы и для нее заведена личная папка в учетном отделе музея.
С.А. Мирек мой брат познакомился на фестивале «Играй, гармонь!» в г. Иванове, в 1998 году. С братом мы двойняшки родились 23 октября 1945года».
Также встретилась с его коллегами. Заслуженный работник культуры Дагестана, руководитель хора Муцалханов Имальдин Вагидович о Батыре: «Я знаю Батыра Аббасовича с 1967 года и работаю по настоящее время. Ни одно торжество в селе не проходило без участия гармонистов из династии Апаевых.
Батыр Аббасович единственный в Дагестане мастер – изготовитель национальной гармони. Его гармошками поют на сцене народная артистка России Бурлият Ибрагимова, Заслуженная артистка Дагестана Зоя Чунаева. Услугами Апаева Б.А. пользуются все гармонисты Дагестана и Чеченской Республики.
Он на высоком уровне выполняет заказы от музыкальных коллективов и отдельных известных деятелей культуры , музыкальных исполнителей Дагестана , Чечни, Ингушетии, Кабардино- Балкарии, Северной Осетии . В числе заказчиков только за последние годы можно назвать коллектив ансамбля « Молодость Дагестана» (г.Хасавюрте), Дома культуры Карабудахкентского , Кумтаркалинского районов и г. Буйнакска(ансамбль «Темирхан-Шура») и другие».
Заслуженная артистка Республики Дагестан Шамшидова Вагидат Байрамалиевна о Батыре Аббасовиче: «Я работаю с Апаевым Б.А. с 1967 года. На работе Батыра
Аббасовича очень уважают и любят. Он показал себя как талантливый и умелый музыкант во всех жанрах музыки. За время работы я много ездила с ним по селам с концертами, агитбригадой. Где бы он не выступал, везде он на почете у зрителей. Я неоднократно обращалась к Батыру Аббасовичу по ремонту гармони. Ведь я гармонистка и певица. Он ремонтировал мою гармонь несколько раз».
Батыр Апаев о себе: «Я, как любитель-гармонист, аккомпанировал солистам, вокалистам, танцорам нашей концертной программы.
Во время перегона овец с летних на зимние и обратно, агитационно-художественная бригада районного Дома культуры обслуживала чабанов в пути их следования, обеспечивая их свежими газетами и журналами. Этим самым поднимала их дух на ратные дела. Особой страстью и энтузиазмом мы работали во время весенних полевых работ. На полевых станах выпускали боевые листки, молнии. Наши мероприятия завершались концертной программой.
Как художественный руководитель РДК, на мне лежала большая ответственность при подготовке коллектива художественной самодеятельности района на республиканские смотры, фестивали, конкурсы.
Ни одно республиканское мероприятие не проходило без участия художественной самодеятельности нашего Дома культуры.
Я, как художественный руководитель РДК, упорно занимался
выявлением талантов, проведением районных смотров, фестивалей, конкурсов. Мы не забывали о том, что нужно возрождать наши обычаи, обряды, адаты».
Мы, краеведы, гордимся, что такой знаток искусства, продолжатель семейных, народных традиций живет в нашем селе.
Жизненный и трудовой путь нашего земляка – это своего рода народная энциклопедия, которая учит нас достойно, красиво прожить эту единственную, неповторимую жизнь.
Многолетний, добросовестный труд Б.А. Апаева на поприще культуры отмечен многочисленными наградами. Он награжден юбилейной медалью к 25-летию Победы ВОВ, медалью «Лауреата Всесоюзного народного творчества» к 70-летию Великой Октябрьской революции, Почетной грамотой к 50-летию Дагестанской АССР и III Всесоюзного фестиваля народного творчества (1987год); является лауреатом республиканского смотра «Конкурс семейных ансамблей» (1988год). В 1990 году он стал дипломантом VI республиканского фестиваля «Фольклор Дагестана». В 1991 году стал дипломантом Северо-Кавказского народного творчества «Терек – река дружбы» и V Всесоюзного фестиваля «Играй, гармонь!» в городе Иваново в 1998 и 2008 году.
Заключение
Наряду с многолетней ,плодотворной работай и определенным вкладом в развитие любительского музыкального искусства Дагестана Б. Апаев не менее популярен во всем Северокавказском регионе и как талантливый мастер-самоучка по изготовлению и реставрации национальной Кавказской гармоники.
Результаты его деятельности характеризует Б. Апаева, как человека, внесшего личный вклад в развитие культурной жизни нашей республики и Северного Кавказа.
Как один из лучших гармонистов и известный мастер по изготовлению и реставрации национальной гармоники, он включен в книгу «Известные кумыки», изданную в 1999 году в городе Махачкале.
О таком самородке, сокровищнице кумыкского народа нынешняя молодежь знает мало. Я слушала его игру на гармошке и душа моя заполнялась какой-то необъяснимой радостью.
Выводы. Мы считаем:
1) О Батыре Аббасовиче надо выпустить отдельную книгу, чтобы
молодое поколение никогда не забывало, что в Бабаюрте живет
кладезь народного музыкального искусства.
2) О Батыре Апаеве надо бы писать в учебнике «Культура и традиции
народов Дагестана» для школ нашей республики. С этой целью
хотим обратиться к автору учебника.
3) В школе мы задумали организовать вечер, посвященный творчеству Батыра Аббасовича .
4) Мы постоянно будем пополнять наши исследования об уникальном
потомственном музыканте.
участия в фестивале исследовательских и творческих работ
учащихся «Портфолио», проводимый в городе Москве. Таким образом, о гении
21 века будет знать все, кто интересуется самобытным народным
музыкальным творчеством.
Наши информаторы.
Использованная литература.
1. Газета старшего поколения «Достоинство» № 46 (603) 2005г
г Москва.
2. Газета «За высокий урожай» 2006г, сентябрь
3. Газета «Дагестанская правда» 2008г, июнь
4. Книга «Известные кумыки» Измулла Аджиев г. Махачкала,
1999г
5. Бабаюртовский район: 1928 – 1998гг Махачкала, 1999г.
Рукавичка
Петушок из русских сказок
Л. Нечаев. Яма
Без сердца что поймём?
О чем поет Шотландская волынка?