Работа ученица 9 класса, представленная на конкурс творческих работ "Один день русского языка" (в рамках социально-просветительского проекта "Грамотный Нижний"
Вложение | Размер |
---|---|
Убережем русский язык от слов-паразитов | 19.4 КБ |
Убережем русский язык от слов-паразитов
Вся жизнь человека от рождения и до старости связана с языком. Малыш еще не умеет говорить, а его чистый слух уже ловит бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, наставления отца.
В мире более 250 языков. Нам повезло – мы можем говорить по-русски, как говорили Пушкин и Толстой, Горький и Бунин, и другие великие мастера слова. Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык, как сказал когда-то М. В. Ломоносов, «повелитель многих языков», один из богатейших и красивейших языков мира.
Основным критерием, позволяющим судить о красоте языка является наличие словарного запаса, четкость определения и присутствие множества понятий, соответствующих тем или иным предметам, явлениям и эмоциям, позволяющим отражать все их нюансы в словоформе. Если рассматривать понятие «красоты языка» именно с точки зрения его насыщенности и богатства, то, несомненно, первое место однозначно достанется Великому Русскому языку.
Русский язык звонок, мелодичен, певуч и разнообразен. Богатый русский язык имеет более пяти миллионов различных смысловых понятий, которые в зависимости от интонации в голосе могут передавать многоцветную гамму смысла-образа, и тончайшие оттенки состояния человеческой души.
Авторами часто используется звукопись-совокупность приемов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой. Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чем пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками. В стихах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. В. Маяковского и других поэтов мы находим большое количество звукописи.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К. Бальмонт)
Повтор звуков «в» и «л» придают напевность, мелодичность, мы слышим, как плавно качается лодка на волнах; звуки «б» и «р» повторяют вой бури.
Так же многие произведения русского языка богаты цветописью. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передает чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведений. У каждого цвета есть своя символика и значение. Например, чёрный цвет – предупреждение о грядущей беде, цвет печали, разлуки. Именно этот цвет использует И. А. Бунин в своем рассказе «Ворон», описывая главного героя: «Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон - особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска…»
Для поэта Сергея Есенина Родина была началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия! Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее» что-то…» «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь» - поэт «залил» родные пейзажи голубым цветом, стремясь показать нам просторы Родины, ее небо, ее воду. Синий и голубой усиливают ощущение необъятности просторов России. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга», даже его старый клен и тот стережет «голубую Русь».
Только вот беда-мы сами губим и засоряем всю красоту русского языка.
Лишние, "пустые" словосочетания, слова-паразиты, которые используются в письменной и разговорной речи, не несут никакой смысловой нагрузки и непроизвольно искажают смысл высказывания.
Слова-паразиты в русском языке – это чаще всего частицы. Среди них: указательная (вот) и утвердительная (так), модальная (пожалуй) и резюмирующая (ну). Словом-паразитом могут являться и следующие частицы: эмоционально-экспрессивная (прямо, просто) и вопросительная (да), а также сравнительная (как бы).
Надо понимать, что, изначально, они таковыми не являются, но становятся, когда применяются людьми невпопад. Злоупотребление эпитетами и крылатыми выражениями – так же даёт эффект замусоренной лексики. Ярким примером тому может служить образ П. П. Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. Окружающих раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. В его речи много специфичных слов и выражений, которые он употребляет, перемешивая их со словами литературного языка. Вместо общенародного «этот», «этим» Павел Петрович говорит «эфтим», «эфто», вместо «принцип» – «принсип». Кирсанов очень часто прибегает к витиеватым оборотам речи, например, «А вот извольте выслушать. В начале вашего пребывания в доме моего брата, когда я ещё не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами…»; «Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости…»
Но и в наше время среди подростков особенно распространены англицизмы. В речи молодежи можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как «никнейм», «мейкап», «логин», «тренинг» и т.д. Молодежь заменяет уже существующие совершенно адекватные русские слова более “крутыми”, более привлекательными английскими эквивалентами. Некоторые англицизмы используются неоправданно, тем не менее они используются все чаще, обедняя наш богатый русский язык. Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики.
Большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засоренности языка. Речь их быстрая, спонтанная, неподготовленная. Также причиной может служить и недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удается быстро найти нужное слово). Например, наиболее часто используемые в речи моих одноклассников слова-паразиты: «блин», «типа», «это самое», «короче», «вот», «в натуре».
В современном мире мы постоянно сталкиваемся с рекламой различных товаров и услуг, которая в свою очередь полна словами-паразитами и лишними эпитетами. Однако, в отличие от лингвистических, рекламные слова-паразиты имеют свою специфику. Эти слова приклеивают к предмету рекламы для веса, в качестве псевдо-характеристики товара, когда говорить о товаре просто нечего, когда мысль недосказана и еще не хочется ставить логическую точку. Примером этому может служить слишком частое и ненужное употребление эпитета «свежий»: Свежая рыба, Свежие пирожки, Свежая косметика, Свежее молоко и пр.
Наличие или отсутствие слов-паразитов в разговоре любого человека – это показатель его индивидуальной культуры речи, воспитания и уровня интеллектуального развития, качества образования и социального статуса.
Слова-паразиты способны сделать неинтересным общение с человеком. Слушать бессмысленные слова, автоматически вставляемые собеседником в свою речь, не только трудно, но и скучно.
Русские люди владеют самым богатым и поистине волшебным языком. Настоящая любовь к своей Родине немыслима без любви к своему языку. Мы должны учиться языку постоянно, до последних дней своей жизни, обогащать, а не засорять его. Мы должны всегда помнить слова И. С. Тургенева «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Как зима кончилась
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Дерево в снегу
Осенняя паутина
Кто грамотней?