Проектно-исследовательская работа по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Данная работа направлена на поиски загадочной и сказочной стороны - Лукоморья. В ходе поиска автор ещё раз проработал литературные источники, где упоминается Лукоморье, критические статьи. Также подбирал вспомогательный материал из источников по географии. Обнаружил, что чудесное Лукоморье имеет конкретные географические координаты.
Вложение | Размер |
---|---|
lukomore.doc | 571 КБ |
risunki_k_lukomoryu.doc | 477 КБ |
Тема моей исследовательской работы:
«Путешествие в Лукоморье».
Эта тема выбрана мной неслучайно. С самого раннего детства я был знаком с творчеством А.С.Пушкина: с удовольствием слушал чудесные стихи, волшебные сказки. А вступление к поэме «Руслан и Людмила» мне настолько понравилось, что я каждый вечер приставал к маме и просил читать до тех пор, пока не выучил наизусть. Ночью мне снились эти сказочные персонажи. Помню даже, как с удовольствием что рисовал их.
Данная работа направлена на поиски загадочной и сказочной стороны - Лукоморья. В ходе поиска я ещё раз проработал литературные источники, где упоминается Лукоморье, критические статьи. Также подбирал вспомогательный материал из источников по географии. Обнаружил, что чудесное Лукоморье имеет конкретные географические координаты.
Я думаю, что мне удалось достичь цели, потому что получилось настоящее путешествие в Лукоморье. Ребята из моего класса тоже заинтересовались этой темой. Творческая часть исследовательской работы включает в себя рисунки, выполненные мной и моими одноклассниками: « Как я представляю себе Лукоморье?»
Я приглашаю всех в такую знакомую, но и в тоже время неизвестную страну- сказочное Лукоморье, населённое персонажами русских сказок .
Немного истории…
Уже в детские годы Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские народные сказки. «Что за прелесть,- говорил,- эти сказки! Каждая есть поэма!» Он считал, что по сказкам можно изучать народный характер и родной язык.
Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку? Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна. Она выросла на финской земле, под Гатчиной, в одном из имений Ганнибалов. Крепостная крестьянка была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок. Она рассказывала маленькому Саше русские и финские сказки и пела песни.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: „Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб..." 1 В этой же тетради и знакомые всем нам стихи „У лукоморья дуб зеленый..."».
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо сказочку мурлычет,
Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок. Так постепенно и рождались образы.
.
Что же такое лукоморье и где оно находится?
Во- первых, давайте разберёмся, что же такое Лукоморье и где оно находится, существует ли оно на самом деле? Интересно, что слово лукоморье написано у А.С.Пушкина со строчной буквы. Значит, это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? В словаре современного русского языка я прочитал, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.
В словаре Ожегова даётся определение - Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.
Таким образом, русское слово «лукоморье» означает изгиб реки недалеко от её устья
А вот что пишет географ Александр Гваньини в книге «Описание Европейской Сарматии» в 1578 году: «Область Лукоморья тянется длинной полосой подле Северного моря; её обитатели живут без всяких построек в лесах и полях…Современные географы- краеведы отождествляют Лукоморье с местом впадения рек Оби и Таза в Карское море. Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов, могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.
В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно, Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра. Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
Кто населяет Лукоморье?
«У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов,наполненную необыкновенным, волшебным. Здесь много сказочных героев: русалка, Баба Яга, есть страшный колдун, леший… Объединяет всех говорящий кот.
В стихотворении, возможно, говорится о коте-Баюне, пришедшем из русских сказок. Он сидел на высоком столбе. Сказки сказывал да сон необоримый на людей напускал и многое множество народу насмерть побивал. А у Пушкина он смирный, на цепь посажен. Ходит себе кругом, направо пойдёт- песни поёт, налево- сказки сказывает.
« Там чудеса, там Леший бродит…».
Наши предки верили в его существование, считали его хозяином: все звери и птицы находились у него в подчинении повиновались ему беспрекословно. Особенно подвластны ему были зайцы, он даже имел право проигрывать их в карты соседнему Лешему.
Согласно поверьям, Лешие не столько вредят людям, сколько проказят, шутят. Но проказят они грубо, а шутят зло. Самые обычные проказы и шутки заключаются в том, что они либо заводят человека в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза туман, собьют с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу на одном и том же месте, пока, наконец, натерпевшись страху, не выберется из чащи.
«…Русалка на ветвях сидит…»
Наши предки считали, что это души умерших людей. А почему Русалка сидит на дереве, а не плещется в водоёме, хотя она в воде обитает?
Оказывается, что гребень русалки сделан из рыбьей кости, а рыба в древности была символом влаги. Запасшись таким гребнем, русалка может жить в лесу, далеко от воды.
Но чаще всего, выходя на берег, она взбирается на плакучую иву или берёзку и качается на ветвях, омываемых речной струёй. Только пушкинская русалка выбрала себе дуб. А на сыром берегу отпечаталось много разных таинственных следов.
«Следы невиданных зверей…».Видимо, звери сюда на водопой приходят, потому что это сказочный лес. И звери в нём должны быть сказочные, волшебные.
«Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…» Да, интересно, как же в неё входить, если ни окон, ни дверей не видно. А живёт в той избушке Баба-Яга - Костяная нога. И, наверное, она на своей ступе влетает в избушку через трубу. Из финского фольклора в русские сказки пришла Баба-Яга.
« Там лес и дол видений полны….»
Я представляю заколдованный лес. Рядом с молодой зелёной порослью стоят деревья- великаны. И лежат поваленные стволы, покрытые тёмным мхом. На деревьях повисли лишайники, как бороды. Здесь полумрак и влажная прохлада. Кажется, что всякое движение замерло. Только под ветром стволы деревьев трутся один о другой и скрипят…И этот скрип наводит на меня тоску и ужас.
Мастерство поэта.
Пушкин одним словом может описать героя и выразить своё отношение к нему.
« Кащей над златом чахнет…» Здесь главное слово-чахнет. Оно означает, что Кащей медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
« Там королевич мимоходом пеняет грозно царя…» А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
« А бурый волк ей верно служит»…У Пушкина даже волк необычный. Он не серый, как в народных сказках, а бурый. .Почему? Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
Словосочетание «русский дух» в народной сказке отличается от значения, которое вкладывает поэт.. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух,
Там Русью пахнет…-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
В прологе можно обнаружить и другие устаревшие слова –архаизмы. Из словаря С.И. Ожегова нахожу :
Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.
Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел.
Дол – долина, равнина.
Витязь – воин, богатырь.
Чредой (выходят) – идут парами.
Пленяет – берет в плен.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу
А.С.Пушкин использует устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой. Для чего?.Я думаю, что употребление архаизмов придаёт стихотворению волшебность, загадочность, торжественность.
В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…)
Эти устаревшие слова помогают яснее представить прошедшее время.
Построение стихотворения.
Пушкин представлял героев сказок, поэтому и построение стихотворения напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…
1.Присказку, или зачин. /Это рассказ о коте./
2.Рассказ о чудесных героях.
3.И концовку.
Традиционная концовка у сказки такова:
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Пушкин изменил концовку:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...
Поэт не отрицает, что «по усам текло, а в рот не попало»). Он, наоборот, утверждает: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Почему? На мой взгляд, чтобы подчеркнуть достоверность всего сказанного.
«Победителю-ученику от побеждённого учителя.»
Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.
Заключение.
Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! Пушкинское Лукоморье, могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири. На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила». На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что
эдесь был А.С.Пушкин.
Заявка
на участие в районном заочном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно- художественного творчества
Номинация: Литературоведение.
2. Ф.И.О. ученика Родин Николай Викторович
3. Домашний адрес ученика (с индексом)сотовый телефон, электронный адрес_412122 Саратовская область, Екатериновский район, С.Воронцовка, ул .Верхняя,27__тел. 8(84554) 73-3-74
4. Число, месяц, год рождения_21 февраля 2002 года
5. Юридическое название образовательного учреждения согласно печати муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
6. Почтовый адрес( с индексом)образовательного учреждения_412122 Саратовская область, Екатериновский район, с .Воронцовка, ул. Луговая,7____________________________________________________________________
7.Телефон, факс образовательного учреждения ( с указанием телефонного кода)__________ 8(84554) 73-3-81 Адрес электронной почты образовательного учреждения voronzovka1@yandekx.ru
8.Ф.И.О. педагога, подготовившего ученика
_Панкратова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
9.Контактная информация педагога ( сотовый или рабочий телефон)_
8(84554) 73-3-49
Директор МКОУ СОШ с.Воронцовка______________________________________/Курышова Т.А./
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Воронцовка
Номинация : Литературоведение
Исследовательская работа:
Работу выполнил:
Родин Николай Викторович,
21.02.2002 г.р.
Адрес:
Саратовская область,
Екатериновский район,
с. Воронцовка,ул.Верхняя.27
тел. 8(84554) 73-3-74
Руководитель:
Панкратова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы.
2014 год
Родин Николай Викторович,
21.02.2002 г.р.
Адрес:
Саратовская область,
Екатериновский район,
с.Воронцовка,ул.Верхняя.27
тел. 73-3-74
Руководитель:
Панкратова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы.
2014 год
А теперь — мультфильм
Пятёрки
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем зимние домики
Разлука