Цель работы: Раскрыть понятие «праведник» в русской литературе ХIХ-ХХ в.в. посредством художественных образов женщин-матерей в контекстах произведений
Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И.Солженицына «Матренин двор»
и в житийной литературе через образ святой праведной блаженной матушки Матроны.
Задачи:
1. Изучить материал о праведничестве как о духовном подвиге с целью определения его значения для человека;
2. Раскрыть образы:
- Матрены Тимофеевны, героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», - Матрены Васильевны, героини рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»,
- святой блаженной матушки Матроны как великой праведнице и представительнице духовного подвига.
3. Привлечь внимание современников к данной теме.
Предмет исследования - тексты названных произведений, научная, справочная, святоотеческая литература, словари и другие источники.
Объект исследования – образы трех Матрен как собирательные образы разных людей.
Методы: информационно-аналитический, исследовательский, обобщающий.
Актуальность работы – воспитание и развитие нравственных качеств у молодежи.
Назначение работы – пособие для учителей и учащихся
Новизна работы пополнение имеющейся базы знаний за счет научной литературы и святоотеческих трудов.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в Воскресной и общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
Для изучения востребованности работы было проведено анкетирование учащихся (Приложене№1).
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская ученическая работа по литературе | 413 КБ |
VI Открытые Международные Славянские чтения
Секция: «Литература»
Три Матрены
Автор: Ефремова Татьяна Алексеевна,
учащаяся 10 класса
МОУ Неприкская СОШ,
Научный руководитель: Козлова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы
Самара,2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. Система ценностных представлений как проверочная мера оценки
жизненных ситуаций и обстоятельств..................…………………………...……… ….4
1.1 Притча о трех праведниках ……………………… …………………………….…..5
1.2. Праведник, кто он такой?………………………………………….............………....7
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ РАБОТЫ .…………………………………………………….….8
2. Образ праведника в русской литературе
2.1. Образ Матрены Тимофеевны, героини поэмы Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»……………………………………………………………..9
2.2. Образ Матрены Васильевны, героини рассказа А.И.Солженицына
«Матренин двор»………………………………………………….………………………11
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ РАБОТЫ: сравнительно-сопоставительная
характеристика двух Матрен, героинь литературных произведений
Н.А.Некрасова и А.И.Солженицына…………….………………………...……….……14
3. Великая праведница - святая блаженная матушка Матрона
3.1. Белая птица с человеческим лицом……………………………………………...…15
3.2.Духовный дар Матроны …………………………...………………………….……...16
3.3. «И всем я буду помогать, и всех услышу…»………………………………………..17
3.4. Великая заступница матушка Матрона……………………………………………...18
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ РАБОТЫ: сводная сравнительно-сопоставительная
характеристика трех Матрен……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....19
Практический выход:……………………………………………………………………...20
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………....22
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: Раскрыть понятие «праведник» в русской литературе ХIХ-ХХ в.в. посредством художественных образов женщин-матерей в контекстах произведений
Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И.Солженицына «Матренин двор»
и в житийной литературе через образ святой праведной блаженной матушки Матроны.
Задачи:
1. Изучить материал о праведничестве как о духовном подвиге с целью определения его значения для человека;
2. Раскрыть образы:
- Матрены Тимофеевны, героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», - Матрены Васильевны, героини рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»,
- святой блаженной матушки Матроны как великой праведнице и представительнице духовного подвига.
3. Привлечь внимание современников к данной теме.
Предмет исследования - тексты названных произведений, научная, справочная, святоотеческая литература, словари и другие источники.
Объект исследования – образы трех Матрен как собирательные образы разных людей.
Методы: информационно-аналитический, исследовательский, обобщающий.
Актуальность работы – воспитание и развитие нравственных качеств у молодежи.
Назначение работы – пособие для учителей и учащихся
Новизна работы пополнение имеющейся базы знаний за счет научной литературы и святоотеческих трудов.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в Воскресной и общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
Для изучения востребованности работы было проведено анкетирование учащихся (Приложене№1).
1. Система ценностных представлений как проверочная мера оценки жизненных ситуаций и обстоятельств
Духовное общение на наших уроках литературы - явление нередкое. Оно осуществляется с помощью словесника не на интуитивном или эпизодическом уровне, а более глубоком, потому что урок литературы является полем такой деятельности, где мы, ученики, обретаем возможность обмениваться идеями, представлениями, проверяя их правильность, где происходит накопление и обогащение ценностного сознания. Такие уроки, конечно, отличаются от традиционных: речь идет о необходимости укрепления ценностного фундамента урока через общение, пронизанное духом соборности, где множественность стремлений, позиций, мнений направлены к одной цели - к подлинному взаимообогащению учащихся. Сотворчество учителя и ученика-читателя в таком русле дает постижение ценностно-смыслового мира художественного произведения, что является важнейшей стороной нравственной рефлексии учащихся. Без ценностных знаний мир чувств и мыслей героев произведений будет закрыт для читателя. Умения и навыки, приобретенные на таких уроках, готовят хорошую основу для подключения нас, старшеклассников, к учебному исследованию, чем я успешно и занимаюсь уже второй год в свободное время.
В школьном преподавании литературы многогранная проблема «литература и культура», как точно заметила литературовед М.В. Черкезова, «наметилась как тенденция «погружения» учащихся в культуру эпохи, литература которой изучается на уроке. Такой подход обеспечивает широкое поле ассоциативных связей, являет собой источник культуротворческой деятельности человека».
На современном этапе развития общества основным предназначением литературы как учебного предмета является гуманизация картины мира и толкование системы ценностей культуры. Это способствует становлению ценностного мироосвоения учащихся, выбору гуманистических ценностных ориентации в поисках смысла жизни. [7, с.4].
Неслучайно следующую главу работы я начну с литературной притчи, жанра, изученного мной в прошлом учебном году, что служит для человека уроком мудрости на все времена. Идея «Притчи о трех праведниках» раскрывает смысл моего интеллектуального труда. В моей работе речь пойдет о трех праведницах, трех Матренах. Две из них – литературные героини, а третья – реальная женщина - святая праведная блаженная Матрона.
Так дадим же себе труд пытливого исследователя для изучения образов трех Матрен путем приобщения к культурному наследию нашего народа.
1.1.Притча о трех праведниках
В разные времена в разных городах жили трое разных мужчин. И общего у них было то, что все они прослыли праведниками. Вели благочестивый образ жизни, зла не творили, соблюдали законы. И вот в каждом из них от праведности их созревало зерно самодовольства. И с каждой человеческой похвалой росла их уверенность в своей праведности. И узрел сатана, что света в их душах не мало, но души незрелые, и решил забрать свет их душ себе. И явился он к каждому из них в ангельском обличии и сказал, что молва о праведности твоей достигла небес и коли желаешь, то прямо сейчас можешь получить свою награду, отныне, о чем не попросишь меня - все будет тебе дано. И ни кто из этих праведников не сумел устоять перед искушением, и начали желать всяческих благ для себя, о коих мечтали в тайне от других. И получили они по желаниям своим имения роскошные, золото и драгоценности, женщин прекрасных. И радовались бесконечно и благодарили своего благодетеля. И свет их душ утекал к сатане. И очень быстро опустели их души и, потеряв свет, утратили они радость и впали в беспричинное уныние. А вслед за унынием пришли и болезни. И каждый из них призвал ангела и просил исцелить и вернуть радость. И ответил каждому из них сатана:
- Разве не знал ты, несчастный, что за всякое благо нужно платить. Твои желания исполнялись, покуда был свет в ваших душах. Теперь же не осталось в тебе света и не могу я более исполнять твои желания. И исказила лицо сатаны кривая ухмылка, и раздался злорадный смех, и каждый из праведников понял, что был обольщен сатаной и потерял за несколько дней все то, что было заработано десятилетиями праведности. И первый праведник испытал глубокую ненависть к сатане. И ненависть его была такой силы, что он тут же скончался от собственной злобы. И душа его попала в ад. Второй праведник впал в глубочайшее уныние, которое забрало остатки жизненных сил из него и переродилась его душа животным.
Третий же праведник глубоко раскаялся и взмолился к Господу простить его слабость и наставить на путь Истины. Три дня и три ночи молился он, и на третий день пришло к нему озарение, раздать все имущество свое на дела Божьи, и остаток дней своих посвятить служению Богу.
И совершил он так, и долгой была его жизнь, и многих людей уберег он от обольщения сатаны. И молва о делах его стала сильнее прежнего, но больше это не смущало его разум. И учил он людей так, что всякое благое дело увеличивает свет в вашей душе. Но всякое удовольствие отнимает его. Не потому Бог не спешит исполнять наши желания, что жалко ему для нас, а потому, что, получив желаемое, потеряем мы свет нашей души, что увеличит наши страдания. Потому, не желайте больше того, что дает вам Бог, а, получая удовольствие, делитесь радостью от него прежде с Богом, а не с тем, кто стал источником этой радости. Много на земле нашей лжеучителей, которые обещают исполнение наших желаний и получение всяких благ, но все они, суть - слуги сатаны. Не желайте ничего, кроме любви Божьей. Взращивайте в себе зерно любви, дарите любовь другим, и велика будет ваша награда. [3, с.45].
Согласно принципу толкования притч [6, с.80]:
Во-первых, неслучайно, что праведники жили в разные времена.
Во-вторых, они имели одинаковую цель в жизни, поэтому жили по законам.
В-третьих, не сразу они стали таковыми, значит, праведником может стать любой грешник, если захочет, конечно.
Проблема состоит в том, что от похвалы человеческой созрело в них зерно самодовольства. А все потому, что душа человека незрелая.
Конфликт в том, что сатана решил забрать свет их душ себе, явился в ангельском обличии. Кульминация – праведники соблазнились, «не устояли перед искушениями».
Далее действие притчи развивается стремительно, это подтверждается употреблением глаголов прошедшего времени и глаголов, указывающих на этапы выполнения действия или их стадии. Глаголы неоднородны по своему значению, причем глаголов совершенного вида больше, чем несовершенного. Да, дело сделано, то есть совершено. А каковы последствия?
Композиция выстраивает происходящее в следующий итоговый событийный ряд: первый праведник умер от ненависти к сатане, второй праведник впал в отчаяние, а третий – раскаялся и взмолился к Господу простить его слабость и наставить на путь Истины. И пришло к нему озарение, раздать все имущество свое на дела Божьи и остаток дней своих посвятить служению Богу. Пример жизни настоящего подвижника - праведника!
И долгой была его жизнь, и многих людей уберег он от обольщения сатаны. И молва о делах его стала сильнее прежнего, но больше это не смущало его разум. И учил он людей.
Заданность характера праведника - в его духовном росте, ведь он шел к высокой цели.
Внутренний конфликт в его душе прогрессирует, что доказывает его горячую веру.
Яркая рефлексия – служит показателем анализа собственного состояния его поступков, чувств, мировосприятия.
Идея притчи, бесспорно, в том, что Бог не спешит исполнять наши желания потому, что, получив желаемое, мы потеряем свет души. Не стоит желать больше того, что дается. Всегда надо делиться радостью и уметь быть благодарным Творцу, а не лжеучителям, которых во все времена было много. Они обещают исполнение наших желаний и получение всяких благ, но все они, суть - слуги сатаны. Не желайте ничего, кроме любви Божьей. Взращивайте в себе зерно любви, дарите любовь другим, и велика будет ваша награда.
Итак, главное в жизни человека – не потерять свет души.
1.2. Праведник, кто он такой?
«Праведник» - сегодня звучит иронично. Полагаю, это потому, что человек отошел от Истины, идет процесс «стирания» культурного наследия. Прямое значение определенного понятия забывается – появляется новое, современное. Происходит подмена ценностей.
А ведь праведник - это человек, живущий по заповедям, сочетающий в себе ум и веру, любовь и смирение, миролюбие и целомудрие, горячее сердце и послушание, стремление к истине, национальную самобытность и православное миросознание русского человека. Это своего рода юродивый, ведь его поведение в мирском понимании не поддается никакой логике, но только критике. Известно, подвижник добровольно отказывается от своей личности, то есть от своей воли, положившись во всем лишь на волю Божию. Он подобен безумцу, но это безумство служит только маской, и это лишь перед людьми, но не перед Богом. Они живут, не имея ничего своего, порой не принимаемые и поносимые обществом. Известно, что и Сам Христос Спаситель был гоним, его считали просто чудаком.
Тяжел путь праведника, ведь, отвергая свою волю, он подчиняет свое тело духу. Таким образом подвижник входит в состояние блаженства, потому что «блаженны нищие духом». Непросто осознать, а тем более, признать себя слабым тварным созданием. У тех, кому это удается, есть шанс стать лучше, то есть шанс для спасения бессмертной души. Это и есть объяснение, кто же такие «блаженные нищие духом».
Между тем, словарная статья сообщает следующее: Юродивый – 1.Чудаковатый, помешанный (разг.). 2.Безумец, который обладает даром прорицания. [10, с.654]. На самом же деле праведник – юродивый таковым не является: он просто живет трудно по воле Божией.
Вот схематические моменты, соединяющиеся в самом высоком духовном подвиге:
1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. 2.Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру ( I Кор. I - IV).
3.Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством.
Дар пророчества приписывается почти всем подвижникам. Первая и третья сторона подвига - это трудничество, имеющее духовно-практический смысл. Вторая служит непосредственным выражением религиозной потребности. Между первой и третьей существует жизненное противоречие. Аскетическое подавление собственного тщеславия покупается ценою введения ближнего в соблазн и грех осуждения, а то и жестокости за попрание человеческого разума. (I Кор. I - IV). [13,с.32].
Праведник – это человек-подвижник, то есть духовный труженик, плоды которого, на первый взгляд, не видны.
Согласно Толковому словарю [10, с.714]: Праведник, - а, м. 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон.) И пьет, и гуляет, а прикидывается праведником. Спать сном праведника (шутл.) – спать спокойно, безмятежно. // ж. праведница, -ы. // прил.праведнический, - ая, - ое.
Праведный, - ая, - ое; - ден, - дна. 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь. 2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). Праведный суд. Праведный судья. От трудов праведных не наживешь палат каменных (разг.) –посл. о том, что трудясь честно, трудно разбогатеть.//сущ. праведность, -и, ж.
* Др.рус., ст.-слав. правьдьнъ – «справедливый»; истинный, правильный; производн. от правьда.
Вывод по 1 главе работы
Жизненная цель праведника - открыть людям глаза на Бога и на истину. У духовного труженика-подвижника - ясное видение смысла Бога, и призвание Его сообразуется с волей человека, так как человек свободен. «Уходя» от мирского, подвизавшийся приобретает другие ценности. Такой жизненный путь суждено пройти далеко не каждому. [11, с.34].
По словам Игнатия Брянчанинова, «человек не может быть не тем, чем он создан …» [8,с.109]. Он есть сосуд Божественной благодати, и это обязывает его ко многому.
Смысл жизни праведника состоит в том, чтобы расти духовно и по-настоящему «быть», совсем как «по-гамлетовски», ведь смысл жизни любого человека и состоит в труде стать человеком с большой буквы. В каждом из нас «живет маленький Гамлет» и вопрошает: «Быть или не быть»? Что это значит? Это значит, что пока жив человек как свободная личность, то он может воспользоваться правом выбора, каким ему быть. Следовательно, «быть» - значит жить, причем не только на земле, но и вечно, ведь душа человека бессмертна. «Не быть» - значит, погибнуть для Вечности, то есть иметь муки вечные. Праведник выбирает «быть», или «жить». Легко ли ему, праведнику? В этом и состоит предмет моего дальнейшего исследования.
Изучать такую литературу мне интересно, в первую очередь, это полезно, потому что в таком эстетическом поле я черпаю духовную мудрость и узнаю о культурном наследии своего народа, исследование языковых средств и литературоведческий анализ дает мне возможность взглянуть на мир другими глазами, через призму нравственности, наконец, я постигаю истину во избежание ложных концепций.
2. Образ праведника в русской литературе
2.1. Образ Матрены Тимофеевны,
героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ключи от счастья женского … у Бога самого!
Н.А.Некрасов
Н.А.Некрасов удивительно ярко и реалистично в образе Матрены Тимофеевны соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. Судьба некрасовской Матрены во многом схожа с судьбой других настоящих сильных женщин. Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Самые первые годы ее жизни были по-настоящему счастливыми, и героиня с умилением вспоминает об этой поре, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше времени, а на первом месте - нелегкая крестьянская работа. Матрена Тимофеевна часто с умилением вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, поэтому неудивительно, что скоро появился суженый, за которого родители отдают замуж свою Матрену. С замужеством свободная и вольная жизнь девушки закончилась. Теперь она будет жить, главным образом, не для себя, но самоотверженно ради ближнего своего: Чужая-то сторонушка / Не сахаром посыпана, // Не медом полита! / …И люди засмеют! // В новой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не пожалеет и не заступится за жену. Как говорят старые люди, жалеть, значит, любить. Матрена Тимофеевна делится со странниками своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою привычную жизнь в родительском доме, и уже с самых первых дней в доме мужа она поняла, как тяжело ей теперь придется: «…попала я с девичьей холи в ад!» Ее жизнь не завидная, а горькая. Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже и при такой нелегкой жизни находились свои немудреные и простые радости, например, «когда зимой пришел Филиппушка и привез платочек шелковый, да прокатил на саночках в Екатеринин день, и горя, словно не было!» Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно. Автор рисует нам картины семейных отношений, когда муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь, скрашивает, а любовь к малышу согревает и радует ее душу: «…на Казанскую я сына родила…Не стала я тревожиться, что ни велят – работаю, как ни бранят – молчу». Но эта радость не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала его с собой в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик не доглядел — и ребенок погиб. У Матрены это был первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием. А тут еще дополнительная беда — в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом. Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума… Все тяготы жизни не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. А ведь известно, что женщина спасается чадородием! Она продолжает жить сама, давая новую жизнь. Мать Матрена готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота. Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел «примерно бабу наказать». За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает ее Филиппу. Матрена Тимофеевна еще молода, но ей уже пришлось вынести слишком много: смерть ребенка, голод, попреки, побои. В главе «Крестьянка» на фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия: Легко вздохнули странники: /…Красива показалася / Толпа жнецов и жниц...// А в центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера - Матрена Тимофеевна в образе «величавой славянки»: «осанистая женщина, широкая и плотная,…красивая, на ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо». Этот женский тип не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. «Крестьянка»,- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица». [2, с.113]. Голос Матрены Тимофеевны отнюдь не единичный, это голос самого народа, значит, это образ собирательный. Она чаще поет, чем рассказывает, полагаю, что это способ устоять перед трудностями, своего рода - протест, брошенный нелегкой судьбе. В начале знакомства с некрасовской героиней мы узнаем о ее счастливом детстве. В итоге работы над ее поэтическим образом мы убеждаемся, что она счастлива, к тому же, она сама считает себя счастливой. Странники искали счастливых, а ее таковой они могут назвать в полной мере? Что такое счастье и кто есть счастливый? «Счастливая» - значит «блаженная» - согласно Объяснительному словарю церковнославянских слов. [4,с.8]. По Аристотелю «благо есть совершенная цель», причем, «сама по себе…не что иное, как счастье». [14,с.43]. Мы соглашаемся с древнегреческим философом, ученым-энциклопедистом. Действительно, быть счастливым – высшее благо. Любой человек, живущий на земле хочет быть счастливым. Впрочем, каждый человек рождается, чтобы стать счастливым. На деле получается, что человек лишь стремится к счастью. И «счастье» понимается как «СО- участие» с Богом. [4, с. 34]. В «Прологе» поэмы звучит рефрен: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» [15, с. 65 ]. А если пойти «от обратного» и спросить, кому живется плохо на Руси? У меня есть ответ на этот вопрос как у исследователя и читателя: плохо праведнику, ведь он живет не изолированно, а в обществе. Причем люди часто не принимают его за то, что он не такой, как все, поэтому приходится противостоять. Праведник живет по заповедям и решается посмеяться миру, чтобы у окружающих открылись духовные глаза. Так что праведнику хуже всех, тяжелее всех. Всегда.
2.2. Образ Матрены Васильевны,
героини рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
… есть она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...
А.И.Солженицын
А.И.Солженицын – великий мастер по исследованию русского характера. В рассказе «Матренин двор» (1959г.) авторская цель реализуется в двух образах – рассказчика и главной героини, что для меня как исследователя очень важно. Акцент на ее имени возник в связи с заглавием, которое придумал редактор журнала «Новый мир» А.Твардовский. Впервые произведение было напечатано в 1963 году.
В первоначальном варианте рассказ назывался «Не стоит село без праведника», а действие в нем происходило в 1956 году (в опубликованной редакции события развивались в дохрущевское время – в 1953 году). Изменения в названии были направлены, чтобы придать произведению более частный смысл, не позволяющий увидеть в героине развитие классической традиции символического воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер названия сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). [2, с. 74].
Имя А.И.Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе «Матренин двор». [15, с.74].
«Двор» Матрены я понимаю как художественный образ подворья, избы, дома. В понятие «дом» я вкладываю широкое и емкое значение. Это не только строение и жилье для человека, не только учреждение, но это еще и малая и большая Родина. И не только. Это еще и социум – и это еще не все. Это, прежде всего, сам человек, его внутренний духовный мир. Взрослея, я понимаю, что, дома, как люди, бывают разные. По благоустройству каждого дома, необходимо стараться, чтобы в нем было уютно. Человек, с духовной точки зрения, оказывается больше мира, в котором он живет, потому что душа – бессмертна, поэтому он может, вполне, вместить в себя целый мир. Значит, человек – это храм, то есть дом, где живет его душа. Чтобы жилой дом был уютным, необходимо потрудиться по его благоустройству. А чтобы дом как сосуд Божий был благолепным, надо очень много работать над собой, творить добро, нести Мир в мир, искать точки соприкосновения с вектором времени, пока еще существует самое время. Непростая задача, и решать ее придется каждому из нас.
«Матренин двор» занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, за «палочки». Замуж вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты.
Матрена Васильевна, потеряв на фронте мужа, похоронив шестерых детей, жила одна в большом старом доме. «Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Да, одинокая, но не одна, с ней всегда рядом - Господь. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно. Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. По тексту, «я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Солженицынская Матрена очень близка к народу и природе, скорее, она ее самая прекрасная, если не сказать, лучшая составная часть. Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет... А для Матрены было это — конец жизни». Интересное замечание: «сорок» - от «срок», то есть полнота жизни. Числительные до сотни, обозначающие десятки, оканчиваются на – дцать-, что и значит «десять» (др.русск.), кроме «сорок», и это символично. Во второй части рассказа узнаем о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, так сложилось, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова: «...если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих». Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом. И в том, что поезд сошел с рельсов, я тоже вижу знак, или символ, сбой в системе, «срок» - земной путь праведницы окончился. Горница разрушена, но «дом», что сумела построить внутри себя Матрена, будет вечным, а ее «двор» не забудет никто. И лексема «горница», то есть светлая комната с образами, вела нашу неленностную труженицу в горний мир. Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А вот Матрена смогла. Автор в своем рассказе стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна. [2, с.94].
Вывод по 2 главе работы
Сравнительно-сопоставительная характеристика двух Матрен,
героинь литературных произведений Н.А.Некрасова и А.И.Солженицына
№п/п | Матрена Тимофеевна
| Матрена Васильевна |
1 | Женщина- крестьянка, очень нетребовательна. | Деревенская женщина, всю жизнь проработавшая за «палочки». |
2 | Жила в непростое историческое время: «Да, хороша ты грамота, да не при нас ты писана…» | Страдала от советской власти. |
3 | Тяжелый непосильный труд. | Верным средством вернуть себе расположение духа – считала работу. |
4 | С мужем отношения складывались не всегда безоблачными. | С мужем жили хорошо – погиб на войне.
|
5 | Никто никогда ее в семье не защищал. | В семье ей никогда нет поддержки. |
6 | Потеряла первого ребенка, что был ей большим утешением. Каждый год рожает детей: спасается чадородием. | Потеряла шестерых детей. |
7 | Представляет собой образ «величавой славянки». | Как сильная личность живет в обществе и противостоит ему |
8 | Одинока, но не одна, она с Богом. Считает себя счастливой. | Полагается лишь на свои силы. Всегда всем довольна. |
9 | Ей живется на Руси трудно, плохо. | Ничему не противится, принимает от жизни все; у нее всегда все обстоит по «ходу жизни». |
10 | Она «в толпе», но выделяется из нее как личность, и сама рассказывает о себе странникам. | Непоказная праведность. |
11 | Безмерная любовь к ближнему. |
Из сравнительной характеристики видно, что в поведении литературных героинь много общего, и их по праву можно назвать, во-первых, настоящими женщинами, во-вторых, надежными матерями, в-третьих, истинными праведницами. И пока есть на свете такие люди, не кончится самая жизнь и не иссякнет добро, и не исчезнет надежда, и не охладеет любовь, и не угаснет вера в светлое будущее.
3. Великая праведница - святая блаженная матушка Матрона
3.1. Белая птица с человеческим лицом
Блаженная старица Матрона Московская (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее – Димитрий и Наталия, крестьяне – были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев – Иван и Михаил, и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей.
Когда она родилась, родители ее были уже немолоды, и при той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наошупь выбиралась оттуда и брела домой.
3.2. Духовный дар Матроны
С семи - восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее – в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет. Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» - она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»
Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный. Многие приходили к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея представительство перед Богом, она помогала многим.
В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживет до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России».
Святая праведная блаженная Матрона обещала всегда помогать нуждающимся.
3.3. «И всем я буду помогать, и всех услышу…»
Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних. Зинаида Жданова, например, была осуждена как участница церковно-монархической группы.
Анна Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Или, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довести ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».
Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».
В начале 1941 года двоюродная сестра З. В. Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки совета, идти ли ей в отпуск (давали путевку, а ей не хотелось ехать отдыхать зимой). Матушка сказала: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».
Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить.
Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест.
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла.
Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
3.4. Великая заступница матушка Матрона
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка – так ласково называют ее многие. Она – так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. (Приложение 2).
Молятся святой покровительнице люди православные: «О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящего дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». [по 1, с. 258].
Вывод по 3 главе работы
Сводная сравнительно-сопоставительная характеристика трех Матрен
Некрасовская Матрена (поэзия) | Солженицынская Матрена (проза) | Святая матушка Матрона (житие) |
Литературная героиня 19в. Живет счастливо. | Литературная героиня 20в. Погибла. | Реально жившая на свете святая. Она вне времени: на все времена |
Одинаковое имя. Матрона, Матрена - от «мать», «матрешка», «матрица». | ||
Считали себя счастливыми. | Блаженная, значит, счастливая. | |
Имели свои семьи. | Своей семьи не имела, но стала для всех людей настоящей матерью, мамой, матушкой. | |
Выполняли много физического труда. | Беспрестанный духовный труд. | |
Зрячие; умевшие терпеть обиду. | Незрячая, но с отличным духовным зрением. | |
Пытливый читатель берет пример с героинь с целью нравственного совершенства. | Люди прибегают к ее раке за духовной помощью. | |
Праведницы. |
Заключение
«Простые понятия не имеют определений: их можно объяснить»,- писал Платон.
Самое время сделать добрые выводы в моем литературно-лингвистическом исследовании:
Согласно Толковому словарю русского языка [10, с.434]
- «Матрона»:
1. в Древнем Риме: почтенная женщина, мать семейства;
2. полная, солидная женщина (разг., ироничн.)
- «Мать»:
- «Матрешка» - полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
- «Матрица»:
1. зеркальная копия печатной формы, служащая для отливки стереотипов;
2. таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов;
3. в некоторых инструментах: деталь для обработки металла давлением.
Образы трех Матрен – собирательные образы русских женщин, причем две из них – литературные героини, а третья, святая Матрона, - реальная женщина, жившая на русской земле. Временные рамки ее земной жизни пришлись на конец ХIХ в. - середины ХХ в.
Трех Матрен можно, бесспорно, назвать Матронами, потому что раньше так называли всех женщин. А еще они - настоящие матери, правда, у святой Матроны своих детей не было, но она стала для всех людей матушкой, молитвенницей, доброй заступницей и верной помощницей. У блаженных монашеское положение в миру, но как известно, у монахов своих детей нет, а духовных – очень много.
Неслучайно я провела такую лексемную параллель: Матрона, Матрена, мать, матрешка, матрица. Самая интересная лексема в словарном ряду - «матрешка». Русская красочная яркая матрешка – хороший подарок, сувенир и любимая игрушка для детей. Если рассматривать трех Матрен как игрушки, то самой главной из них я бы назвала святую Матрону. Почему? Ее образ – вне времени, и, на мой взгляд, она как бы вбирает два других образа в себя. Она их объединяет, соединяет, поэтому она есть самый сложный образ. Второй, что поменьше, я определяю Матрену солженицынскую. Объясняю это тем, что она по отношению ко мне как к читателю самая близкая по времени. Мы с ней родом из ХХ века! Третья Матрена – некрасовская: относительно вектора времени, она находится от меня дальше других и ведет меня вглубь истории. И литературным Матренам, и святой Матроне, вне всякого сомнения, присуще типическое начало, как и всем русским героическим женщинам, натурам цельным, полным, гармоничным.
Практический выход: цель работы по раскрытию понятия «праведник» посредством образов женщин-матерей в контекстах художественных произведений и в житийной литературе через образ святой праведной блаженной матушки Матроны достигнута. Исследовательские задачи выполнены. В работе есть яркая наглядная сравнительно-сопоставительная характеристика трех Матрен, и это дало мне основание делать четкие выводы. С целью сделать общий вывод моего труда, я намеренно вернусь к началу работы – к «Притче о трех праведниках». Так что же является самым главным в жизни человека? Самое главное – не потерять свет души. Именно праведнику, человеку чистой души, это и удается!
Праведник, или духовный труженик, для человека играет огромную роль, открывая ему духовные слух и зрение. Во все времена людям следует с них брать пример духовного возрастания, стремиться жить по заповедям, чтобы стать лучше, чище и выше.
Литература
1. Акафисты святым: ОАО «Печатный двор» им. М.Горького, г.С.- Петербург, 2006г.
2. Буслакова Т.П. Русская литература ХХ века: Учебный минимум для абитуриента. – М.: Высшая школа, 2001г.
3. Васильков А. Сборник стихов и притч «Мудрость и долголетие»: ИР, - 2006г.
4.Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ/ Отв.ред .В.И.Немцев. Самара: Изд-во СамГПИ,1994г.
5.Княжицкий А. Притчи. Учебная книга. – М.,1994г.
6. Лихачев Д.С. Притча в русской и западноевропейской литературе XX века. И-С «Слово», 1998, 215с.
7. Лихачев Д.С. Культурологический аспект преподавания литературы в школе./. «Литература в школе», 3/2001.
8. Отечник. /Сост.Свт.Игнатий (Брянчанинов) – М.: Изд. В.П.Ильин, Лучи Софии,2005г.
9. Объяснительный словарь церковнославянских слов/А.Н.Соловьев - ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2002г.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН.Ин-т р.яз.им. В.В.Виноградова.- 4-е изд.,- М., «Просвещение», 1999г.
11. Православный телеканал «Спас», передача «Точка опоры», выступления психолога Наталии Ининой и священника Ильи Дорогойченко.
12. Серафимова В.Д. Русская литература ХХ в.: Учебные материалы: 10-11 кл.: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002г. – Ч.1.
13.Федотов Г., Бражников И. Святые древней Руси. Юродивые. Мимесис юродивого /М: «Московский рабочий», 1991г.
14. Энциклопедия афоризмов/ Э. Борохов / Худож.Ю.Д.Федичкин.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999г.
15. Э.Л.Безносов. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.-320с.
Приложения
Приложение 1
1.1. Анкета для учащихся
Самые интересные вопросы анкеты: № 2, 3, 10.
Самые трудные вопросы анкеты: № 1, 6.
Вопрос на эрудицию: № 4,5.
Вопрос, для долгой подготовки: № 6.
(По № 10) Самые интересные вопросы, заданные учениками
(По №10) Самые интересные пожелания
1.2. Анализ анкетирования учащихся
В анкетировании принимали участие 30 учащихся.
№ вопроса | Вопрос | Да; | Нет; | Полный ответ | Неполный ответ |
знаю | не знаю | ||||
1 | Кто такой праведник? | - | - | 13 | 17 |
- | - | 9 | 21 | ||
2 | Существуют ли праведники в реальной жизни? | 11 | 19 | - | - |
- | - | ||||
3 | Какие художественные произведения о праведниках вам известны? | - | - | 5 | 25 |
10 | 20 | ||||
4 | Трудно ли живется праведнику? | - | - | 12 | 18 |
5 | Кого из праведников-подвижников вы знаете? | - | - | 22 | 8 |
14 | 16 | ||||
6 | Зачем нужны праведники в обществе, и какое значение имеет праведник для людей? | 13 | 17 | 11 | 19 |
23 | 7 | 8 | 22 | ||
7 | Как стать праведником? | - | - | 14 | 16 |
9 | 21 | ||||
8 | Каждый ли человек может стать праведником? | 3 | 7 | 8 | 12 |
5 | 4 | ||||
9 | Хотели бы Вы узнать подробнее о праведниках? | 30 | 0 | - | - |
- | - | ||||
10 | Задайте вопрос праведнику или напишите ему пожелание. | 30 | - | - | - |
Приложение 2
Святая Матрона
(Матрона, Матрона Московская, Блаженная Матрона, Матрена, Святая Матрена)
вт., 07/10/2008 - 01:50
Святая Матрона в Рязани
С 5 по 7 октября 2008 г. в Успенском соборе Рязанского кремля будет пребывать ковчег с мощами Матроны Московской — одной из самых почитаемых в России святых.
Святая Матрона
Патриарх Алексий: Одним из оснований для канонизации святых является почитание народное и чудеса, которые происходят у мощей подвижников веры и благочестия. И вот в почитании блаженной Матроны мы видим огромное народное почитание. Люди из разных мест приходят, чтобы поклониться этой подвижнице веры и благочестия и по вере получают просимое. Нескончаем поток православных верующих, которые идут к святым мощам святой блаженной Матроны Московской.
Ежедневно в Московский Свято-Покровский монастырь, что на Таганке приходят сотни людей. Каждый со своими скорбями и проблемами. Приходят к святым мощам маленькой хрупкой женщины, еще не так давно жившей среди нас и тоже смиренно несущей по жизни свои скорби, болезни и невзгоды.
Блаженная старица, Матрона Дмитриевна Никонова или просто матушка Матрона, Матронушка, Матреша как звали ее близкие люди еще при жизни умела творить чудеса.
Молитвой и святой водой исцеляла болезни, духовным предвидением предостерегала от опасностей и бед. К ней шли за помощью в безнадежных безвыходных ситуациях. Она утешала:все будет хорошо. Молилась и беда отступала. Благодаря своему особому данном Богом дару, матушка Матрона помогла очень многим людям, ее почитали еще при жизни. А после смерти причислили к лику святых.
Ежедневно возле раки с мощами святой Матрены совершается молебен. Затем люди подходят и припадают к ней, порою всего на несколько секунд, успевая шепнуть матушке свою печаль. Уходят с надеждою - матушка поможет. И у скольких эти надежды сбылись...
Свидетельства о чудесах, совершенных матушкой Матроной в Покровском монастыре собирают в особый ящичек, куда вместе с пожертвованиями люди опускают записки с рассказами о Божией помощи, которую они получили после молитв святой старице. Обращаются к святой Матроне не только в больших бедах: кто-то просит и о решении давно наболевших житейских проблем и помощь приходит. Неожиданно удачный вариант обмена квартиры, возвращение потерянных документов, долгожданное повышение зарплаты. А у кого-то исчезла неизлечимая болезнь, восстановилась семья, осуществилась казалось совершенно несбыточная мечта.
Блаженная Матрона святая московская. В Москве прошли долгие годы ее жизни, здесь она творила свои чудеса, в московской церкви Ризоположения ее отпевали, а хоронили на
Даниловском кладбище. Москвичи считают ее своей святой, хотя родилась матушка Матрона в 1871 году достаточно далеко от столицы.
Примерно в двадцати километрах от Куликова поля, в Тульской губернии есть большое и некогда ничем неприметное село Себино. Дома в нем до революции стояли в виде
буквы "П" и где-то в перекладине этой буквы была маленькая избушка семьи Никоновых. Супруги Дмитрий и Наталья Никоновы жили очень бедно. Они с трудом могли прокормить
троих детей, когда же Господь послал им четвертого они решили, что сразу после родов отдадут младенца в приют для детей бедняков, который находился в соседнем селе. Казалось судьба еще не рожденной Матронушки была предрешена. Но однажды ночью Наталья увидела вещий сон, к ней прилетела белая птица с человеческим лицом и села
на правую руку. Глаза птицы были закрыты. Вскоре на свет появилась девочка - ее веки были плотно сомкнуты как и у той белой птицы. Ребенок родился слепым. Вспомнив тот
вещий сон, мать решила, что это был знак от Бога и навсегда оставила мысль о приюте.
Девочку крестили в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой святой пятого века. Неожиданно во время крещения над купелью поднялся легкий благоухающий дым, а надо сказать, что таинство совершал очень опытный и уважаемый священник из соседнего села отец Василий, крестивший на своем веку огромное число младенцев. Он был весьма поражен увиденным и сразу же предрек родителям, что их дочка наверняка станет большой Божьей угодницей. О богоизбранности новорожденной можно было судить и еще по одному обстоятельству - в постные дни среду и пятницу ребенок отказывался от материнской груди - спит целыми днями и разбудить ее невозможно - жаловалась соседкам мать.
Благочестивые родители восприняли как знак и то, что дочь их как-будто особым крещением крещена - на груди девочки была явно заметна выпуклость в виде креста. Дар прозорливости открылся у Матрюши, как ее звали домашние, довольно рано - лет в семь-восемь. Окружающие стали замечать, что все происходит именно так как предсказывает девочка. Ей были открыты мысли и чаяния людей. Заранее был известен исход любого дела, по ее молитве отступали болезни и невзгоды. Постепенно к Матроне в Себино стало приезжать довольно много людей. Добирались порой издалека, кто на телегах, кто пешком. Односельчане вспоминали как однажды к дому Матроны 4 километра полз парализованный мужчина. В дом вполз, а обратно на ногах вышел - Матронушка помогла. Особенно много сил Матрона тратила на духовное исцеление бесноватых. К ней их привозили со всех окрестных сел.
Лидия Сорокина: Матушка Матрена прежде чем принять такого тяжело больного человека как моя бабушка она отказывалась от пищи хотя она сама была еще ребенок, она не могла
спать, она все время пребывала в мольбе и молитве, потому что это укрепляло ее силы. Единственной помощью в состоянии моей бабушки это было только посещение Матроны.
Себинский храм Успения Божьей Матери стоял прямо напротив дома Никоновых. Эта церковь с детства стала для Матроны родной. Она приходила сюда так часто, что родители, потеряв из виду дочку, в первую очередь искали ее в храме. Обычно во время богослужения она становилась с левой стороны от двери и всю службу отстаивала неподвижно, тихонько подпевая хору. Нередко малютку находили среди ночи в красном углу, конечно слепая девочка не могла видеть изображения на иконах, но она осторожно на ощупь снимала их, клала на стол, и тихонько играла с ними в ночной тишине.
Врачуя чужие беды, Матронушка с большим смирением переносила свои. От рождения, не имея возможности видеть в семнадцать лет она потеряла способность и ходить - у девушки отнялись ноги. Матренушка со смирением приняла и эту болезнь. Она говорила, что на то есть воля Божия и не противилась ей.
Со временем жители Себино и окрестных сел стали просить у Матрены не только излечения от болезней, но и советов и помощи в любой житейской нужде. Собираясь в дальнюю дорогу приходили за напутствием, затеяв какое-либо дело спешили в домик Никоновых, чтобы заранее узнать об исходе.
В середине двадцатых годов Матронушка приехала в столицу. Во время черных дней для верующих людей. Тогда уже во всю воплощался призыв Дзержинского - наша ставка на
коммунизм, а не на религию. Уже вышел указ об изъятии церковных ценностей, арестован патриарх Тихон, расстрелян митрополит Вениамин. Уже репрессированы тысячи священников и мирян. Все эти события Матрена предсказывала задолго до 1917 года - она описывала как будут грабить, разорять храмы и гнать всех подряд. Помещику их села советовала уехать жить за границу, заранее предвидя печальную судьбу их семьи. Она говорила - если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то погибает и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать; молитесь, просите, кайтесь - Господь вас не оставит и сохранить землю нашу.
Во времена, когда исповедовать веру в бога решались уже не многие Матрона исповедовала. По-прежнему принимала у себя людей, лечила их молитвами и святой водой.
Переезд в Москву из родного села, где прошли более сорока лет жизни был для Матронушки тяжелым испытанием, но она опасалась за судьбу матери и судьбу близких ей людей. Они могли пострадать из-за нее. В столице эта незрячая и немощная женщина скиталась по чужим квартирам, радуясь любому предоставленному ей уголку.
Где-то в Сокольниках матушка жила в маленьком фанерном домике. Условия в нем были настолько ужасные, что однажды, когда матушка лежала на кровати от сырости и холода ее волосы примерзли к стене. Но Матренушка никогда не роптала, в любой приютивший ее дом, в любой уголок она всегда несла радость, спокойствие и душевное тепло.
Очень скоро молва о матушке разнеслась по столице. К ней также как и в Себино пошли вереницей люди, в день она принимала до сорока человек и молилась о каждом приходящем. Читала матушка Отче Наш и другие известные всем православным христианам молитвы и вскоре по чистой и светлой вере Матренушки Господь посылал облегчение скорбящим. А многие приходили к ней за советом или просто пообщаться с этим светлым и добрым человеком.
Отечественную войну также как и революцию Матрона предсказывала заранее также как и ее исход. Конечно народу много погибнет, но наш русский народ победит. Уже в скорости после массовой отправки на фронт к ней часто стали приходить люди с одним лишь вопросом - жив ли? Кому-то матушка отвечала - не волнуйтесь, жив. Кому-то сочувствовала - поминайте. Открыто принимая у себя многих посетителей Матрона очень рисковала, ведь в Москве она жила без прописки и неоднократно могла быть арестована под этим предлогом. Если бы не прозорливость матушки. всегда накануне приезда милиции она спешно собиралась и переезжала на другую квартиру.
Тот кто хотя бы раз пообщался с матушкой никогда бы не назвал ее колдуньей или вещуньей. От таких матушка Матрона сама предостерегала. В отличие от подавляющего
большинства современных магов, экстрасенсов, академиков народной медицины и прочих целителей, внушающих больному веру в свои сверхъестественные способности матушка Матрона всегда приводила людей к вере в Бога, говоря, что это не она посылает им помощь, а Господь.
Она наставляла всех с кем сводила ее судьба в годы безбожия быть твердыми в вере. Говорила: враг подступает - надо обязательно молиться, внезапная смерть бывает, если
жить без молитвы; враг у нас на левом плече сидит, а на правом ангел и у каждого своя книга - в одну записываются наши грехи, в другую - добрые дела; чаще креститесь - крест такой же замок как на двери.
Нередко, приходящие к матушке люди удивлялись - как она от рождения слепая имеет такое правильное и естественное представление об окружающем мире. На это святая Матрона отвечала, что однажды Господь открыл ей глаза и показал свое творение и увидела она всю красоту земную. И солнышко, и звезды на небе, и горы, и реки, и травку, и цветы и птичек. Еще в юности святой Матрене довелось попутешествовать по России. Дочь сибирского помещика брала ее в свои паломнические поездки. В Троице-Сергиеву лавру и в Петербург. Была у Матронушки и весьма необычная встреча со святым Иоанном Кронштадтским, очевидцы утверждают, что увидев ее он попросил народ расступиться и сказал: Матронушка, иди, иди ко мне; Вот идет ко мне моя смена, мой столб России.
Несмотря на тяжелые недуги Матренушка имела необыкновенную внутреннюю силу, которой она делилась с окружающими людьми. Общаясь с ней они нередко забывали, что перед ними незрячий обездвиженный человек.
В военные и послевоенные годы жить в столице было особенно тяжело. Матронушка не имела возможности зарабатывать на жизнь, но денег с посетителей никогда не брала и всегда помогала бесплатно.
Быт святой Матроны складывался в основном из молитвы и очень кратковременного сна. ее питание было очень скудно. Она даже то, что приносили ей люди, которые много к ней приходили, просила раздать тем, которые нуждались больше. Там, где были дети. И себе оставляла буквально крохи.
Приходящие к матушке Матрене люди просили об облегчении своих бед и болезней, даже не предполагая, что сама она уже смертельно больна. Матронушка принимала страждущих почти до самой своей кончины.
Последние дни своей земной жизни святая Матрона провела на подмосковной станции Сходня, где был дом у ее дальней родственницы. Уже будучи очень тяжело больной она продолжала принимать посетителей, о своей кончине матушка сообщила за три дня. Сюда на Сходню к матушке приехал священник отец Дмитрий, который ее всегдя исповедовал и причащал. Матушка очень волновалась а так ли сложила ручки и искренне созналась, что боится смерти также как и все.
Святая Матрона ушла из жизни 2 мая 1952 года. Похороны состоялись 5 мая. Ее отпели в церкви Ризоположения на Донской улице. Затем траурная процессия двинулась на Даниловское кладбище. Матушка Матрена хотела быть похороненной именно здесь, чтобы слышать службу из стоящего рядом действующего храма. В тот день о Матроне скорбили и односельчане, знавшие ее с детства и люди, видевшие ее всего лишь несколько или даже один раз в жизни. Приехали и монахи из Троице-Сергиевой Лавры. В этом монастыре матушку хорошо знали и почитали как праведницу. О том, что будет после ее смерти Матронушка пророчила:на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, то запустеет моя могилка, разве изредка кто придет; но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться о них ко Господу Богу и всем я буду помогать и всех услышу. Пророчество блаженной старицы сбылось - почитание святой Матрены год от года возрастало и даже маловерующие люди стали приезжать на ее могилку поклониться матушке и взять песочек на исцеление.
Многие люди, приводя свидетельства чудес, произошедших с ними после молитвы к Матроне, стали просить о причислении матушки к лику святых. По благословению святого патриарха Московского и Всея Руси Алексия второго была создана специальная комиссия по вскрытию захоронения Матроны Никоновой. 8 марта 1998 года на могиле матушки была отслужена панихида и в тот же день были обретены ее честные останки.
13 марта 1998 года комиссия по вскрытию захоронения матушки Матроны завершила свою работу и вскоре сестры Свято-Покровского монастыря получили радостные известия о том, что честные останки святой Матроны будут перенесены с Даниловского кладбища в их обитель. В течение нескольких лет монахини приезжали на могилку Матрены Никоновой. Молились об упокоении ее души. Кормили приходящих туда людей. Они просили, чтобы святая Матрона была перезахоронена в их стенах. И вот первого мая. Того же 98 года раку с мощами поместили здесь, в Покровском соборе монастыря. В этот день все колокола обители звонили. И хотя о событии нигде не объявлялось заранее в монастырь вдруг стеклись сотни людей. Наверное это было одно из тех чудес, что всегда совершает матушка.
Незадолго до смерти святая Матрена сказала: все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях; я буду вас слышать и видеть и помогать вам. Матронушка обещала и помогает. Сегодня как в былые времена она через свои чудеса укрепляет в вере и приводит к вере тех, кто делает пока лишь первые шаги к Богу.
На праздничном богослужении 2 мая 1999 года молитва об упокоении рабы Божьей Матроны возносилась с особым чувством. В тот день о ней молились святейший патриарх, архипастыри Русской Православной Церкви, священнослужители Покровского монастыря, сестры обители и сотни верующих заполнивших храм и монастырский двор. Они молились матушке об упокоении Матренушки в последний раз. В этот день она была причислена к лику святых. Сразу же после литургии на молебне возле раки с мощами святой Матроны хор впервые пропел: Святая праведная блаженная Матрона, моли Бога о нас!
Публикация была составлена на основе телевизионной передачи информационного агентства Русской Православной Церкви, посвященной святой Матроне.
Яблоко
Три орешка для Золушки
Солнечная система. Взгляд со стороны
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем весеннюю вербу гуашью