ИЗ ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoe_nou_na_rayon_yuliya_pavlycheva.doc | 134 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода
«ИЗ ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.»
Работу выполнила:
Ученица 8 «Б» класса
Павлычева Юлия
Руководитель:
Учитель немецкого языка
Якушкина Т.Н.
Содержание
Введение………………………………………...………………………………...3
1 Из истории одежды и костюмов…….……………………………………….5
1.1 Традиционная одежда германцев………………………………………...6
1.2 Национальная одежда и костюмы в некоторых землях Германии в XV – XVIII в.в……………………………………………………………………...7
2 Национальный костюм «вчерашнего дня». Взгляд в века на женские и мужские костюмы……………………………………………………………...11
2.1 Женская национальная одежда Dirndl………………………………….13
2.2 Мужская национальная одежда Tracht…………………………………16
2.3 Некоторые определения моды трахтен………………………………...18
3 Свадебный наряд Германии……….……………………………………….20
4 Традиционная одежда колонистов…….…………………………………..22
5 Сравнение национального немецкого и русского костюма 25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………28
Приложение…………………………………………………………………….30
Введение
Национальная одежда немцев узнаваема. Да и вообще, европейского гражданина можно довольно легко распознать. Даже если вы видите человека издалека, еще не видите черты лица и не слышите, на каком языке он говорит, вы сразу распознаете в человеке европейца по его одежде.
Существует немало национальной одежды, которая синонимична культуре страны. Это может быть кимоно, которое носят в Японии, сари в Индии, клетчатые юбки в Шотландии – любой из этих видов одежды выдает его гражданство. Одежда, которую традиционно носили в Германии мужчины и женщины, не является исключением. Национальная одежда немцев говорит нам много о стране и ее культуре.
Объектом моего исследования стал национальный немецкий костюм.
Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному костюму как к источнику идей для современного дизайнера.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей национального немецкого костюма.
Задачи:
1) показать, что народный костюм является богатейшей кладовой идей.
2) выделить особенности народного немецкого костюма.
3) рассмотреть немецкий народный костюм в современном моделировании.
4) сконструировать модельный образец национального немецкого костюма.
Для решения поставленных задач были использованы теоретический метод исследования (анализ литературы по теме) и практический (изготовление национального немецкого костюма).
Научная новизна исследования состоит в попытке выявить особенности национального немецкого костюма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены:
информация о национальном костюме немцев;
иллюстративный материал;
модельный образец национального костюма.
До своего исследования я выдвинула гипотезу: национальный стиль в Германии не выходит из моды.
Чтобы понять моду прошедших столетий, важно понять само понятие «национальный костюм». Одежда, как и сейчас, помогала идентифицировать человека в обществе. Наряду с одеждой и укладкой волос, в понятие национальный костюм входят украшения и аксессуары. Понятие «костюм» приравнивался к стилю, внешнему виду. Именно костюм позволял людям узнавать определенные вещи о другом человеке. Детали выдают семейное положение, место происхождения, а также вид деятельности и статус. Кроме того до времен появления мануфактур не существовало шаблонов, и каждый костюм был абсолютно уникальным. Со временем одежда потеряла свой главный смысл – согревать человека — и стала больше нужна для создания имиджа человека.
Праздничный национальный костюм, хранящийся и поныне в сундуках пожилых немцев, живущих в деревне, и одеваемый ими по праздникам, служил в свое время для идентификации немца гораздо лучше, нежели современный деловой костюм. Понятие «национальная одежда немцев» — это не те цветные красные и зеленые камзолы, и шелковые блузки, которые нам показывают по телевизору, освещая Октоберфест. Эти цветные одежды используются на потеху публике в ресторанных и хоровых стилизациях. Впрочем, эти костюмы имеют что-то от баварского стиля.
Сегодня есть несколько клубов и организаций, которые хранят образцы национальной одежды немцев. Эти организации хранят традиции и работают на восстановление традиционного немецкого костюма с целью сохранения своей истории с той целью, чтобы больше людей решали одеть их на особые случаи, такие как свадьбы, фестивали и т.д. Ношение национального костюма является патриотическим признаком, который показывает, что граждане гордятся своей страной и этнической принадлежностью.
1 Из истории одежды и костюмов
Одежда - искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют ее. Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д. Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу.
В процессе развития общества усиливалось влияние одежды на различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежда мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. . По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды.
Уже на ранних этапах истории она отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем и общенациональные (что не исключало локальных вариантов).
Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для нее, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).
В одежде, как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в одежде феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.
Удовлетворяя утилитарные запросы общества, она в то же время выражает и его эстетические идеалы. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой.
Сочетание компонентов одежды и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Костюм (итал. Costume, т. е. "привычка, обычай") — принятый в разное время в различных странах способ одеяния. Употребление слова костюм в узком значении верхняя одежда человека. Костюму присущи различные значения: одежда, одеянье, платье; отличительная одежда, театральная, маскарадная и пр.
1.1 Традиционная одежда германцев
Первые германцы по свидетельству Цезаря, носили только шкуры и короткие меховые кафтаны. У Тацита уже заметен прогресс. «Национальный костюм германцев, - пишет древний историк, - состоит из плаща, который скалывается спереди пряжкой или, за неимением таковой, обыкновенным шипом.
Одежда более зажиточных германцев отличается лишь тем, что она плотнее прилегает к телу. Почти все германцы носят шкуры диких зверей, причем на берегах Рейна эти шкуры поражают простотой, а в глубине страны отличаются уже некоторой изысканностью.[1] Здесь, во-первых, тщательнее выбирают самую шкуру, а во-вторых, отделывают ее пестрыми шкурами животных, которые водятся в далеком океане. Женская одежда почти ничем не отличается от мужской, только женщины носят преимущественно полотняные рубашки, затканные пурпуровыми полосками. Рубашки эти делаются без рукавов так, что руки остаются открытыми». Обыкновенно эти рубашки надевались на голое тело, были спущены с одного плеча и обнажали одну грудь и половину торса почти до талии.» ( Приложение №1, №2)
Римская одежда позднейших веков была заимствована и германцами. Здесь, как и в Галлии, она привилась не сразу, потому что сначала многие племена отнеслись к ней с предубеждением. Прежде всего она вошла в употребление среди тех германцев, которые селились в завоеванных римских провинциях и сталкивались с римским населением.( Приложение №3)
В ХV-ХVI вв. Германия уже занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы. Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма. Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие:
1.2 Традиционная национальная одежда и костюмы в некоторых Землях Германии в XV-XVIII вв.
Бавария (Приложение №4) Франкония (Приложение №5)
1. Крестьянин из Дахау в "нагрудном платке" и суконной куртке. 2. Крестьянская девушка из Дахау в нарядном корсаже. 3. Крестьянка из Дахау. Короткая тяжелая юбка ("юбка с шариками" - Bollenrock), чепец с тюлевой вуалью, короткий жесткий корсаж, прилегающая шелковая кофточка-спенсер, цветные вязанные чулки. 4. Айхах. Большой шелковый головной платок, пестрый "нагрудный платок", высокий жесткий корсаж с золотым краем. Большой кошель - соломенное плетение. 5. Штарнберг под Мюнхеном. Длинный сюртук со стоячим воротником и обшлагами. 1,2. Окрестности Нюрнберга (Средняя Франкония). 1 - меховая шапка поверх колпака, закрывающего уши, платок от защиты от дождя; 2- широкополая фетровая шляпа, красный жилет, длинный сюртук. 3. Хохсгейм под Вюрцбургом (Нижняя Франкония). 2. "Франский" чепец с лентами, платок для защиты от дождя. 4. Гельдерсгейм под Швейнфуртом (Нижняя Франкония). Большой полотняный головной платок с острыми верхними концами, шерстяная юбка со складками. 5. Крестьянин из Нижней Франконии в короткой куртке поверх открытого жилета. Меховая шапка.
Гессен (Приложение №6) Тюрингия (Приложение №7)
1. Крестьянин из окрестностей Марбурга в будничной одежде. Длинная блуза из сурового полотна, вязаннная шапка с кисточкой. 2,3. Девушки из окрестностей Марбурга. Толстые шерстяные юбки. На гладко причесаных волосах - высокая плотная шапочка, вышитая цветной шерстью, с черными лентами, завязанными под подбородком. Затылок открыт, видна прическа - веночек из кос. 4-6. Крестьяне из Швальма (между Альсфельдом и Терезой). 5- воскресная одежда: два жилета, куртка, меховая шапка. 7,8. Девушки из округа Биденкопф. 1. Женщина из Гарца. Круглый толстый плащ с рисунком (изогнутые полосы), маленький чепец с лентами. 2. Женщина из окрестностей Штольберга, ожидающая ребенка, в ситцевом плаще. 3. Женщина из Даннштедта, к северу от Вернмгероде. Большой чепец с лентами, золотые цепочки на шее. 4. Женщина из Эттерсберга под Веймаром в широком чепце с бантом. 5. Пастух из Гарца. Суконный сюртук с красной подкладкой и латунными пуговицами.
Вестфалия (Приложение №8) Вюртемберг (Приложение №9)
1,2. Девушки из местности под Оснабрюком. Белые чепцы, передники с бахромой. 3,4. Женщины из Мюстера: 3- красная юбка, "платок с розами", высокая шелковая шапка, шелковый пояс; 4- одежда для причастия: вышитая плоская шапочка, блуза из ткани, разрисованной цветочками, тюлевая косынка. 5. Девушка из округа Люббеке. Плоский чепец с лентами.
1,2. Ротвейль. "Чепец-колесо" с верхом, расшитым металлическими нитями, колесообразным гребнем на проволочном корсаже и четырьмя лентами, падающими на спину. Бархатный жакет со вздутыми рукавами. 3. Крестьянин из Бетцингена в красном жилете и шапке с кисточкой. 4. Швеннинген у истоков Неккара. Круглая черная камковая шапочка с лентами, черный шелковый корсаж с остроконечным нагрудником, пикейный воротник с жабо. 5. Бетцингенский крестьянин в синем сюртуке для выхода в церковь Высокая фетровая шляпа, красный жилет.
Немецкая традиционная одежда, сформировавшаяся с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. (Приложение №10)
В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог.
В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.
2 Национальный костюм «вчерашнего дня». Взгляд в века на женские и мужские костюмы.
В Германии (особенно в Баварии) ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм.
И это сразу бросается в глаза при взгляде на одежду городской толпы. Причем подобные наряды люди носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Более того, носить настоящий национальный костюм (а не то, что предлагается в качестве сувениров туристам!) считается показателем хорошего вкуса и чем-то очень престижным.
Ещё бы! Национальная одежда стоит недешево, и жители носят её с большим достоинством. Один комплект костюма обходится примерно в 700-800 евро. А ведь есть летний и зимний варианты костюма, повседневный и праздничный, плюс соответствующая обувь и аксессуары и, как правило, такой набор у баварцев не в единственном экземпляре.
Традиционным костюмом немцев, впрочем, как и у их соседей австрийцев, слывет знаменитый Tracht, либо же Trachten – и мужской и женский костюмы и Dirndl-Gwand – только женский национальный костюм.
Слово «Tracht» происходит от слова «tragen» - носить, со временем так стали обозначать весь комплекс народного костюма.
Народный костюм - это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к 16 веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях 15 века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями, меховой отделкой господского костюма.
Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды. (Приложение №11)
Значительное влияние на костюм оказывал климат. Так толстое сукно использовалось всегда в горах, а лён преобладал в тёплой местности равнин. В областях с более сухим климатом (в предгорьях) бытовала соломенная обувь, плетенная из овса, в районах, где преобладала дождливая погода (на побережье) - носили кожаную или деревянную обувь.
Но говорить о немецком костюме, как о чем-то целостном, попросту нельзя. Вплоть до 19 столетия Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей (даже не земель), имея общие черты, столь различен. Жители Альп отличались в костюме от людей, живших на Майне. Фрисландия отличалась от Шлезвига, и швабы от хессенцев. Так же, как одежда католиков от одежды протестантов.
Но традиционная одежда того времени говорила о статусе, возрасте и профессии того, кто её носил:
По костюму можно было определить семейное положение его владельца (женат, разведён, вдов) и даже количество детей, что отражалось, например, в орнаменте.
Отличительной чертой моды Германии (и Баварии в частности) было то, что деревенская и городская одежда постоянно влияла друг на друга.
Определённые же формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь. Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня.
Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна.
В начале 18 века наступило небольшое отступление от этого запрета, люди могли использовать в одежде белое и чёрное кружево. Крестьяне предпочтительно брали для пошива одежды коричневый либо же серый лоден. Лоденом называли тёплую ткань, которая известна своей водонепроницаемостью и основой на шерсти. А вот к платкам и воротничкам принято было добавлять немного красного цвета (красный-цвет -оберег). Самыми распространёнными материалами для пошива национального убранства считались лен, шерстяная ткань и кожа. Как и в других национальных костюмах, в немецких использовались самые различные цвета, но предпочтение отдавалось синему (способ окраски в этот цвет был самым дешёвым), зелёному и красному, а также национальным цветам, в Баварии – белому и голубому.
2.1 Женская национальная одежда Dirndl
Основными атрибутами женской национальной одежды прослыл Dirndl. Первоначально же название Dirndl относилось к рабочей одежде женской прислуги и обозначало сокращение от Dirndl-Gwand – «одежда девушки». (южно-немецкое: "Dirn" - девушка). (Приложение №12)
Dirndl-Gwand включает в себя белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застёжке (праздничный вариант на шнуровке) и очень широкой юбки, и пёстрый фартук.
Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. [2]Юбки шили из шерсти, реже изо льна или шёлка.
Передники обычно были немного короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пёстрой вышивкой, полосатые, из шёлка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Многообразие декора передников не перечислить. По фартуку можно определить семейное положение его хозяйки: фартук завязывается на бантик :
справа – хозяйка помолвлена или замужем,
слева – свободна от семейных уз,
сзади- вдова или просто официантка
Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром и более или менее пёстро отделанными бортами, шнурованные лентами или серебряной цепью. В юго-западной Германии глубокий вырез жилета прикрывался короткой накидкой напоминающей широкий воротник (Goller) (как и в швейцарском и австрийском народном костюме), рюшами жабо - Нижней Баварии, Шпреевальде, нагрудным платком – как в Хессене, Брауншвейге, Тюрингии.
В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой. Множество элементов в покрое или отделке осталось в женском костюме от моды Бидермейера.
Зимний вариант включает жакет из шерсти и расклешенное пальто с вышивкой на лацканах.
Интересна традиция, сохранившаяся вплоть до 1920-х годов, делать подвенечное платье чёрным или тёмно-зеленым. При этом надевалась белая фата. Одни исследователи относят эту традицию к 16 веку, влиянию испанской моды на европейский костюм, другие обосновывают чёрное подвенечное платье протестантскими (менонитскими) религиозными традициями. В любом случае сегодня – это скорее экзотика, чем правило.
Для защиты от холода и дождя надевали шаль из льна или шерсти. С начала 19 века используются жакеты из ткани в цветочек, сочной окраски и тёмных тонов, часто украшенные тесёмочками, шелковой и жемчужной вышивкой.
Манто были редкостью. Также женской верхней одеждой служила накидка с длинными рукавами иногда в частую мелкую складку, как носили в 15 и 16 столетии.
Так же как для мужчин, так и для женщин было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам. Для крестьянок платок был необходимостью во время полевых работ, они носили его также и дома, а некоторые не снимали платка, надевая шляпу или меховую шапку.
Праздничный костюм или одежда для церкви украшался искусно завязанным, как в старой Баварии, платком из тяжелого чёрного шёлка, бахрома которого спускалась по спине.
Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях находящихся рядом. Конечно, основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами. Но как часто он меняет свою форму! От маленького колпачка на темени нисколько не покрывающего голову (как у жительниц Швальма) до золотых круглых чепцов на Бодензее, Пассау и Кэрнтене.
В предгорьях Альп женщины носят шляпки с неширокими полями, напоминающие мужские, а головной убор жительниц окрестностей Миндена или Букебурга напоминает до сих пор о средневековом хенене (высокий остроконечный головной убор средневековой знати). К югу от Донау находиться много областей, где меховые шапки из бобра, куницы, выдры заменили чепцы. Часто шапки надевались поверх чепцов, как в Малом Вассертале.
До 16 века цвета одежд были серые или светлые. Также достаточно часто встречался коричневый цвет. Только для воскресений и праздников цвет одежд был синий (голубой). В праздничные дни крестьяне не работали, а надевали специальные праздничные одежды голубого цвета. Отсюда произошло выражение «голубой понедельник» (Blau Montag) или „blaumachen“-«делать голубым» - т.е. бездельничать. Одежды состоятельных людей издавна отличались красочностью от серо - коричневых и голубых одежд простого люда. Сегодня народная одежда (Tracht) –это красочное, с большим вкусом и умением сделанное платье, надеваемое по праздникам или торжественным случаям.
К костюму полагаются аксессуары, выполненные также в национальном стиле: сумочка, чёрные туфли на пряжке, украшение для шеи и в некоторых случаях миниатюрная шляпка.
2.2 Мужская национальная одежда Tracht
Исторически сложилось так, что мужчины быстрее отказывались от традиционного костюма. Основные элементы мужской одежды это - брюки, куртка (пиджак), жилет. (Приложение №13)
В современном народном костюме широко известны короткие баварские кожаные штаны- Lederhose. Но короткими мужские штаны были не всегда.
В 19 столетии (после французской революции 1793 года) в Эльзас и Пфальц пришли длинные брюки из Парижа. Эти брюки, широкие и длинные, были переняты из рабочей одежды, в их фасоне отсутствовало влияние модных салонов. Кстати один из нечастых моментов в истории костюма, когда имелось обратное влияние «низов на верхи». Широкие льняные брюки жителей Побережья были также переняты из рабочей одежды, но из привычных белых стали черными и использовались для посещения церкви и во время траура. Брюки не всегда были похожи на современные. Одно время это были две штанины, скреплённые или сшитые вместе, которые при помощи крючков пристёгивались к короткому жилету. В некоторых диалектах и сегодня есть выражение «Вeinhösln», штанины, как «пара брюк».
В 16 столетии впервые появились шаровары, штанины которых были из богатого материала с толстыми складками под коленом. Долгое время похожий вариант мужских штанов существовал в костюме жителей Хойенштайна. С короткими штанами надевали мужчины вязаные чулки. Материал, краски, вышивки и узоры мужских чулок изменялись. До 19 ст. были они темно - синими, из белой или серой шерсти или льна. В сегодняшнем Tracht используются только белые чулки. (Приложение №14)
Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот - назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.
В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. Также вошёл в народный костюм цилиндр. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны.
Время шло, мужской костюм оформился в тот вариант, который привычен нашему глазу.
Например, национальный костюм современного баварца – это кожаные бриджи на лямках, украшенные вышивкой, белая хлопковая или льняная рубаха – в зависимости от времени года, с вышитыми инициалами хозяина, гетры, короткие замшевые куртки с вышивкой на воротничке-стойке, толстые ботинки, а также шляпы охотничьей формы с витым шнуром. В шляпы вставляют перья, которые символизируют усы убитых медведей или дичи. У каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Альгои) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются. (Приложение №15)
2.3 Некоторые определения моды трахтен.
Loden: длинная непромокаемая грубая шерстяная ткань тёмно-оливкового цвета, которая идёт главным образом на пальто и жакеты благодаря своей способности сохранять тепло и регулировать температуру.
Lederhose: обычно шорты из замши, часто с подтяжками, которые носят баварские мужчины и мальчики. Для особых случаев или для богачей этот предмет одежды шьётся из оленьей или бычьей кожи. Менее дорогая разновидность изготавливается из телячьей или воловьей кожи. В прошлом все Lederhosen шились на заказ и были такими прочными, что их носили в течение всей жизни. Специальные пуговицы на Lederhosen использовались для крепления мужских чулок. Традиционно Lederhosen имеют специальный карман для охотничьего ножа.
Leferl: вязаные тёплые чулки для ног из грубой шерсти, которые носили с короткими Lederhosen. В прошлом мужчины носили ботинки на голую ногу.
Haferlschuh: обувь с открытой пяткой, идеей которой послужило копыто козла. С немного поднятой пяткой, глубоко обрезанной вокруг лодыжки, и носками наподобие лодочного носа, сабо обеспечивали своему владельцу устойчивость, что делало их удобными для восхождений в горы. Эта обувь превратилась в не имеющую времени классику. Английские путешественники по Альпам 19-го столетия познакомили с ними весь остальной мир.
Тот костюм, который баварцы приобретают для себя значительно отличается от того, что рассчитано на туристов. Во-первых, баварцы отдают предпочтение исключительно натуральным тканям: хлопку, льну, шерсти, натуральной коже, поскольку рассчитывают на длительную и частую носку изделия. Во-вторых, у каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются. Туристы – как иностранные, так и немцы из других федеральных земель, которые особо в баварские традиции вникать не хотят и наденут дирндль и трахтен раз-два на Oktoberfest, обходятся более простенькими и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, с какими-то рюшами и оборками . Соответственно, и стоимость такого варианта «а-ля Dirndl» будет составлять максимум 20% от стоимости настоящего баварского костюма.
Многие работающие в ресторанном, туристическом бизнесе носят трахт ежедневно. Также банковские работники или адвокаты. Есть специальные дизайнеры, которые разрабатывают модели трахта, уместные в бизнес-обстановке. В этой отрасли занято немало народу. В то время как вся остальная швейная промышленность давно перенесена в Азию и Восточную Европу, то трахт по старинке шьется местными швеями.
У многих городских жителей тоже есть в гардеробе трахт, но не для повседневного ношения, а для особых случаев, которыми являются, например, посещения традиционных винных трактиров с народной музыкой.
И ещё, если Вас пригласили на прием в баварское правительственное учреждение, то в приглашении будет написано: «Форма одежды – темный костюм, униформа или трахт». Баварский костюм популярен всегда, а не только во время национальных праздников. То, что баварская традиционная одежда может быть в высшей степени разнообразной и многоплановой, показывает коллекция Ники Шоттенхаммель, которая способна создавать отличные модели для каждого возраста и на любой вкус. Кроме того, Ника Шоттенхаммель уделяет маленьким девочкам такое же внимание, что и дамам. Три ее модели выполнены в комбинации «мама-дочка», чтобы дочери смогли быть так же элегантны, как и их матери.
3 Свадебный наряд Германии
Издавна в Германии невестам из небогатых семей предписано было выходить замуж в своем лучшем девичьем платье. В сельской местности девушек наряжали в национальный костюм из довольно грубой ткани, украшенный разноцветной вышивкой. (Приложение №16) В городах отдавали предпочтение строгим простым платьям, выгодно подчеркивающим фигуру новобрачной. Состоятельные немецкие девушки выходили замуж в тяжелых бархатных и шелковых нарядах. Цветовая гамма подвенечных платьев в Германии примерно до 16 века была разнообразной, большинство невест отдавали предпочтение яркому убранству.[3]
Свадебный наряд невесты в ХIХ-ХХ веках претерпевал различные изменения. Крестьяне обычно венчались в праздничной народной одежде, дочери бюргеров венчались в черном платье из бархата и тяжелого шелка. В Германии белое подвенечное платье невесты утвердилось совсем недавно - после второй мировой войны. Девушки наряжались обычно в платья, соответствующие той или иной эпохе, без каких-либо излишних аксессуаров, что также являлось свидетельством продуманного и бережливого отношений ко всему.
В XIX веке голову невесты обычно покрывали различные короны зеленого цвета. К началу XX века их вытеснил миртовый венок. В свадебной церемонии большую роль играет Мирт-вечнозеленое растение с белыми цветами. Ветви мирта вплетаются в венок невесты, который является символом благословения и жизненной энергии. На голове невесты был венок из мирты – вечнозеленого дерева с белыми цветами (сулил энергию и силу духа). В конце прошлого века невесту закрывали покрывалом. Согласно народным верованиям, оно защищало невесту от злых духов. Этим же целям служила белая вуаль - непременный атрибут свадебного наряда с XIX века. Женихи вместо национального наряда стали венчаться в черном костюме.
Обязательный атрибут венчания современных немецких девушек - оригинальное, бесподобное белое платье невесты. И это - особое платье, которое покупается или шьётся на заказ. Фасон и само платье держатся в строгом секрете от жениха.
Невеста получает свадебный букет, который в наше время не обязательно должен быть из белых цветов. Свадебный венок и букет невесты долгие годы хранятся в семье как память.
4 Традиционная одежда колонистов
«В течение почти столетия пребывания в России колонисты придерживались привезенного из Германии национального костюма: рубашка с отложным воротником из белого полотна, черный галстук, короткий жилет с металлическими пуговицами и синий суконный полукафтан; сапоги с голенищами поверх штанов; на голове летняя черная шляпа, а зимою ватная на мерлушке или на сукне шапка; в праздник длинный трековый или нанковый длинный кафтан, который назывался "городским" (колонисты коверкали это название: "Karotzker Kaftan"), кафтан обязательно справлялся кандидату на женитьбу, и без него юноша не считался женихом. Тяжелые климатические условия дополняли обыкновенный колонистский зимний костюм овечьей дубленой шубой, крытой у более состоятельных колонистов черным сукном. (Приложение №17)
Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевались короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки (Leibchen) без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой; под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами (Karellen). Костюм довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами. Голова прикрывалась вязаным чепцом, который завязывался у молодых женщин под прической, у старых - под подбородком; обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки. Летом, во время полевых работ, женщины надевали широкополую соломенную шляпу с остроконечной тульей. Зимою верхний костюм женщины составлял ватное пальто, доходившее до талии и стянутое в ней, а на голову надевалась теплая шаль.» (Из книги Я.У.Дитца "История Поволжских немцев колонистов".) (Приложение №18)
Костюм колониста летом состоял только из холщевых брюк и такой же рубашки с прямым воротом, завязанным тесемкой; сверх холщевых брюк обыкновенно надевались еще брюки серого цвета из "нанкина" ("чертова кожа"). На голове надет суконный картуз. Если требовалось явиться к начальству и было очень жарко, то для порядка надевался еще жилет, который не полагалось застегивать. На ногах никакой обуви.
В холодное время года сверх белья надевались брюки из самотканого сукна, окрашенного в синий цвет; из этого же материала была сшита часть костюма, напоминавшая длинный жилет, но с рукавами (Wams). Для выхода сверх этого надевался еще длиннополый кафтан из такого же сукна. В зимнее время сверх жилета прямо надевался полушубок. В холодное сырое время года надевались смазанные сапоги, а зимою при снеге - валенки. Отправляясь в дорогу, колонист сверх полушубка надевал еще овчинный тулуп.
Белье менялось раз в неделю, в субботу. Бань у колонистов нет и не было и мылись ли колонисты зимою, как и где - я не знаю. Летом они, хотя редко, но купались. В воскресенье только больные не ходили на богослужение; для этого всегда надевали "праздничный" костюм, т. е. самое лучшее, что у кого имелось. (Приложение №19)
Женский костюм также был немногосложен. Летом - сорочка и шерстяная юбка из самотканой ткани, в праздники, кроме того, белые бумажные чулки и башмаки, а сверх сорочки надевался еще лифчик из пестрой материи у молодых женщин и из темной у старух. На голове бумажная или легкая шерстяная шаль с яркими рисунками. Только в конце шестидесятых годов появились свободные кофточки без талии. Зимою: шерстяные синие чулки, валяные высокие туфли с красной каймой из гаруса, стеганный ватный лифчик, две-три юбки, а на голове теплая шаль по большей части также синего или черного цвета. Для выхода сверх лифчика надевалась еще плотно облегающая, короткая стеганая на вате кофточка и только в сильные морозы полушубок без воротника с высокой талией. Более состоятельные мужчины для церкви надевали черный сюртук, такую же жилетку и брюки, обязательно заправленные в сапоги, на выпуск носили брюки только люди, претендовавшие на занятие более высокого положения: писаря, учитель и т. п. Зимою вместо картуза полагалось надевать шапку, но меховых шапок не было.» ( Из книги П.К.Галлера "Воспоминания. Быт немцев колонистов в 60-х годах ХIX столетия".)
С коллекцией одежды присущей поволжским немцам можно ознакомиться по экспонатам музеев в г. Саратове, г. Энгельсе, г. Марксе, г. Камышине и др., а также некоторых сельских музеев, которые организованы в селах бывших немецких колоний.
Экспонаты одежды поволжских немцев колонистов в некоторых музеях Саратовской и Волгоградской области.
5 Сравнение немецкого и русского национального костюма
Россия – прекрасная страна! Она богата своей историей, своей красотой и многим другим. Но особенно она интересна своим национальным костюмом! Русский народный костюм очень необычен, но всё же имеет много общего с национальным костюмом Германии.
Как говорят ученые русский национальный костюм складывается где-то к XII – XIII веку , в отличии от немецкого, который складывается в XIX веке. Как в русском, так и в немецком костюме одним из главных элементов является рубаха. Её различия в том, что рубаха в русском костюме должна обязательно быть белой, что мы не наблюдаем в немецком костюме. У немцев она может быть разных цветов, и даже в клеточку. Ещё одно различие костюмов в том, что в Германии одежда более зажиточных людей от бедных в общем отличалась только материалом. А в России же это были и разные фасоны, и разнообразные вышивки, и многое другое.
Если же говорить отдельно о женском костюме, то он имел как и сходства, так и различия. Основными элементами костюма в обеих странах были рубашка, сарафан и передник. Большинство девушек и женщин предпочитали яркие цвета. Самым выраженным отличием было то, что в костюме немки присутствует кожаный корсет на шнуровке, который подчеркивает формы женского тела, в костюме русской женщины – широкий, длинный сарафан, скрывающий фигуру, что делает русский женский костюм более целомудренным. Стоит сравнить и головные уборы. Ношение головного убора в обеих странах для замужней женщины обязательно! Это могут быть разные чепцы, платки. Интересно то, то ношение кокошника у русских женщин очень похоже на ношение высокого головного убора у немок в XIV – начале XV в.в. Также у русские женщины носили душегрейки – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей. Немки же не носили такой элемент одежды.
Мужской же национальный костюм отличается немногим. Основные атрибуты одежды очень похожи. Но в отличии от немцев, русские мужчины никогда не носили шорты или короткие штаны. Также шляпы с пером никогда не являлись головными уборами русских. Их головными уборами являлись грёшневики – головной убор из валяной шерсти , украшаемой лентами и вышивкой.
Обувь русских состояла из валенок, сапог, лаптей и различных башмаков. Обувь же немцев была разнообразнее. Это были кожаные сапоги с пряжками различных форм и расцветок.
Если говорить об украшениях, то они не имели ничего общего между собой. Русские женщины носили стеклянные бусы и ожерелья, составленные порой из сотен бисеринок. У немок же украшениями являлись металлические украшения в виде подвесок, пряжек и цепочек. Часто украшения в Германии имели символическое значение. Мужчины же носили украшения в виде рабочих орудий.
Также отличительной чертой, как мне кажется является то, что нательный крест у жителей Германии принято носить снаружи, а у русских прятать под одежду.
И у русских, и у немцев принято украшать одежду вышивкой, но у жителей России эта традиция была более развита. Их узоры всегда принимали символическое значение. Они вышивали различных птиц, животных и растения. Все эти орнаменты тесно связаны с языческим представлением славян об окружающем мире. Например, птица – символ счастья, добра, радости и света, а конь например воплощал образ небесного светила, солнца. У немцев же вышивка значила намного меньше.
Заключение
Я рассмотрела и изучила особенности национального немецкого костюма. Моё исследование показало, что костюм , который сейчас предстает перед нами, развивался поэтапно. Сначала костюмом германцев являлись шкуры диких животных, после это был уже вполне сформировавшийся костюм. Но лишь в 19 веке костюм создается таким, которым остается и по нынешний день.
Национальный немецкий костюм нашего времени имеет подразделение на женский ( Dirndl ) и мужской ( Tracht ).
Женский костюм отличался от других, символическим расположением разных частей одежды. Также была интересна цветовая гамма костюма. Например была традиция делать подвенечное платье чёрным или тёмно – зеленым. При этом надевалась белая фата.
Мужской же национальный костюм имеет множество подразделений , так называемая мода Trachten. Как например Lederhose, Leferl, Loden , Haferlschuh и так далее… Эти и ещё другие некоторые элементы в своем гармоничном сочетании и образуют мужской немецкий народный костюм Tracht.
Также исследование показало, что национальный стиль в Германии не выходит из моды. Множество немцев носят эту одежду с огромным удовольствием! А самое главное то , что национальный костюм в Германии, единственный во всей Европе , к сожалению, который получил такую солидную поддержку и не исчез из повседневной жизни. Более того, ношение национального костюма в Германии считается признаком патриотизма и уважения к своей стране!
Поэтому я считаю, что национальный костюм немцев долго ещё не исчезнет из их повседневной жизни и будет только развиваться , включая в себя новые элементы, и также как и сейчас немцы будут гордиться своим национальным костюмом!
Список литературы
1. Е. А. Арндт "Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII – начало ХХ в.)." Издательства Пермь, 2000. – 127 с.
2. П. К. Галлера "Воспоминания. Быт немцев колонистов в 60-х годах ХIX столетия".
3. Я. У. Дитца "История Поволжских немцев колонистов".
4. Немецкий язык – Первое сентября №2-95. Земли. Традиции. Фахверковый дом. Национальный костюм (Бавария).
5. Новик А. Институт моды в бабушкином сундуке. Журнал « Всемирный следопыт»,№8,2006г. (с.83-89)
6. Осипова И.П. Этносы Самарского края. Самара «Современник»,2003,-288с.
7. Павловская А. Особенности национального характера. Журнал «Вокруг света» №10,2003г. (с.92-106)
8. Ротэрмель И. Ротэрмель М. Пять времён года. Журнал «Вокруг света» №3,2003г. (с.20-31)
9. Сторожук А. Мюнхен. Легкость бытия. Журнал «Всемирный следопыт» №1819,2008г. (с.6-21)
10. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации, т.13. М., Аванта, 1999г.
11. Национальная одежда немцев/ BRD . Официальный сайт любителей Германии //http://brd.su/nacionalnaya-odezhda-nemcev
12. История села Шукк – Национальные костюмы // http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/0-61
13. Национальный немецкий костюм / Pandia.ru // http://www.pandia.ru/text/77/453/17512.php
14. Традиционные баварские «трахтен» [платья] // http://www.epochtimes.ru/content/view/18107/8/
15. Традиционные свадебныые наряды: Дневник пользователя erudit-ka – Страна Мам // http://www.stranamam.ru/post/6761125/
16. История костюма и не только – О немецком народном костюме // http://murskij.livejournal.com/32129.html
17. Украшения русских народных костюмов | Pandia.ru // http://www.pandia.ru/text/77/21/35946.php
[1] История села Шукк – Национальные костюмы // http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/0-61
[2] Национальный немецкий костюм / Pandia.ru // http://www.pandia.ru/text/77/453/17512.php
[3] Традиционные свадебныые наряды: Дневник пользователя erudit-ka – Страна Мам // http://www.stranamam.ru/post/6761125/
Золотая хохлома
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуют дети водопад
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Философские стихи Кристины Россетти