Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_veterane_velikoy_otechestvennoy_voyny_-_novikove_m.z.odt | 23.77 КБ |
Художественно литературная номинация.
Сочинение.
«Портрет ветерана. Человек-легенда-Новиков Михаил Захарович»
Автор: Карагозян Анастасия Сергеевна
Ученица 9 класса
Руководитель: Гобечия Зинаида Алексеевна
Учитель истории и обществознания
Абадзехская 2014 год
Окончен телефонный разговор. Снова и снова перебираю его в памяти в деталях, вспоминаю слова, сказанные собеседником о себе, о других людях, о событиях, свидетелем которых он был, о его военной и трудовой деятельности. Моим собеседником был удивительный человек, человек-эпоха, человек-легенда, человек-память. Этот человек – Новиков Михаил Захарович, которому в октябре 2014 года исполнилось 90 лет. Потомок первых поселенцев, внук атамана станицы Абадзехской, выпускник, а затем учитель, завуч, директор Абадзехской школы, ветеран Великой Отечественной войны, человек, посвятивший всю свою жизнь служению людям. Что же помогло ему стать тем, кем он стал?
Родился Михаил 28 октября 1924 года в станице Абадзехской Азово-Черноморского края (позже Краснодарского края, а теперь Республики Адыгея) в семье красноармейца Новикова Захара Яковлевича, в небольшой турлучной хатке на восточной окраине станицы. У Михаила Захаровича есть фотография, на которой он изображён в четырёхлетнем возрасте с дудочкой в руках. Тогда же ему пошили казачью форму, шапку-кубанку, сделали наборный казачий пояс. Как сам он вспоминает: «Я выходил на улицу и на вопрос «Кто ты?», отвечал, стоя по команде «смирно»: «Я казак, казачьего кошта станицы Абадзехской Майкопского отдела Азово-Черноморского края – Новиков Михаил Захарович». Такой ответ приводил в восторг любопытных.
Здесь на окраинной улице прошло его босоногое детство.
Вся жизнь и деятельность Новикова Михаила Захаровича связана со станицей Абадзехской, в которой он родился, учился, откуда ушёл на фронт, и школой, в которой он учился, а потом проработал всю свою жизнь, людьми, с которыми он жил бок о бок. Самые трагические события ушедшего XX столетия - коллективизация, голод 1933 года, великая Отечественная война приходятся на детство и юность Михаила.
Семья была очень трудолюбивой, имела огромное хозяйство, в котором трудились и дети. Отец Миши был грамотным, в доме любили читать вечерами книги. Уже в шесть лет мальчик мог читать. Семья для Михаила стала местом, где он получил навыки труда и основы нравственности, познакомился с богатой казачьей культурой. Во время праздников родственники собирались вместе. Как вспоминает Михаил Захарович в письмах: «… в праздники вся родня собиралась вместе, накрывали стол, разговаривали, а как пели, казалось, душа раскрывается, небосвод поднимается…, какая сила в песнях заложена».
Школа, в которую пошёл учиться в 1931 году потомок первых поселенцев Новиков М.З., имела добрую славу, устойчивые традиции и прекрасных педагогов. Все годы он учился очень хорошо и был лучшим учеником своего классного руководителя Потехина А. П.. По словам Михаила Захаровича, Александр Петрович оказал влияние не только на него, но и на всех учащихся Абадзехской школы.
По мнению Новиков М.З.: «Потехин был высокообразованный учитель, интеллигент в полном смысле этого слова». Он вёл уроки математики, черчения, немецкого языка, физической культуры, уделял огромное внимание воспитанию крестьянских детей. Это он вбил нам в головы мысль: «Мальчики, научитесь уважать женщину, девочку, мать – будете счастливы в семье и в жизни». Он учил детей этике, эстетике, правильной литературной речи. Это он привил детям любовь к книге, увлёк сказками Пушкина, Андерсена, приключениями Жюль Верна». Михаил Захарович до сих пор с теплотой отзывается о своём учителе, который не только воспитывал прекрасные нравственные качества, давал знания, но и привил любовь к непростому учительскому труду. Он часто повторяет, что ему повезло с людьми, которые стали для него эталоном добра, высокой нравственности, патриотизма. Большую роль в приобщении к литературе сыграла библиотекарь станицы Пламеневская Татьяна Борисовна. Вместе с Потехиным она помогала ориентироваться в таких вечных понятиях, как добро и зло, порядочность и честность, гуманизм.
Закончить среднюю школу он не успел, так как началась Великая Отечественная война. Часть школ в районе были закрыты, поскольку не хватало учительских кадров, да и учеников тоже. Все были призваны на фронт. В районе осталось только две средние школы – одна из них в станице Даховской (СШ имени Пушкина), она находилась в пятнадцати километрах от станицы Абадзехской. Её и окончил Новиков Михаил Захарович, сдав досрочно экзамены, так как все юноши из класса подали заявление в райвоенкомат о добровольном вступлении в Красную Армию в мае 1942 года. В то время им, пятнадцати мальчикам из класса, было по семнадцать лет. Они прощались с мирной жизнью, понимая, что вряд ли все вернутся с войны. На фронт в то время Михаил не попал – не позволил возраст, да и немцы стремительно наступали.
Война приближалась к району. В августе1942 года немцы вошли в станицу Абадзехскую, прорвав оборону советских войск. Немцы рвались к горному перевалу, чтобы попасть в Закавказье и перекрыть поступление Бакинской нефти. По указанию райкомов ВКП(б) и ВЛКСМ ещё в мае 1942 года начали формироваться партизанские отряды и подпольные организации. Благодаря им и наступающим частям Красной Армии, немцы не смогли прорваться к морю. Михаилу Новикову, которого не взяли на фронт из-за возраста, было предложено остаться на временно оккупированной территории в качестве руководителя молодёжной группы разведчиков-осведомителей двух партизанских отрядов «За Родину» - командир Яков Свердлов, «За Сталина» - командир Рудаков Ф. Г. В течение пяти месяцев он обеспечивал бесперебойную работу партизанской явки, встречал партизан, добывал ценные разведывательные данные о численности немецких войск и карательных отрядов, огневых точках противника, порядок охраны мостов, разносил листовки.
В феврале 1943 года, вскоре после освобождения станицы, Новиков М. З. уходит на фронт. Из запасного полка, обучившись профессии минёра, он попал на Малую Землю, где сражался около шести месяцев в рядах десантников. «Малая земля» - полоска земли общей площадью около 25 кв. км. Бои были необыкновенно ожесточённые. Достаточно привести следующие данные: за семь месяцев по Малой Земле немцы выпустили 11 железнодорожных составов снарядов, мин, бомб. На каждого защитника Малой Земли пришлось 1250 кг металла. Как вспоминает Новиков: «Между 18 и 22 апреля 1943 года фашисты делали по 2500 самолётовылетов, бомбили батареи, штабы, окопы, склады. Вокруг нас были горные высоты Сахарная Голова, Долгая, Безымянная, откуда немецкие наблюдатели видели как на ладони, что делалось у нас. Немцы корректировали и полёты самолётов, и залпы 600 орудий, что днём и ночью молотили по Малой Земле. После этих боёв я получил 8-дневный отпуск домой». Молодой боец на попутных машинах два дня добирался домой в родную станицу Абадзехскую. В гимнастёрке, пропитанной потом и солью, в огромных американских ботинках с обмотками. Его мать в обморок упала, увидев такого вояку. Четыре дня дышал воздухом родной станицы, принимал многочисленных гостей, которые хотели увидеть солдата, как будто он был их родным.
После отпуска снова Малая Земля. С 10 сентября начинается штурм Новороссийска. Шесть суток сотни самолётов, тысячи орудий долбили немецкую оборону и прорвали её. Первое, что увидел Михаил Захарович на улицах города, были остатки разрушенных зданий, трупы фашистов, убитые лошади. Дышать невозможно было из-за тяжёлого запаха обгоревших человеческих тел: наши «катюши» термитными снарядами буквально сожгли людей заживо. Город, в котором до войны проживало до 70000 человек, был пуст: кто-то уехал перед приходом немцев, многих немцы утопили для устрашения в море, часть жителей оказалась в Крыму.
Вспоминает Михаил Захарович:
-На косе Чушка был ад кромешный: немцев бомбили наши самолёты и днём и ночью, одни погибли на косе, другие утонули в Керченском проливе. После освобождения Тамани у немцев была отбита флотилия с награбленным добром и военным имуществом. Много погибло и наших воинов. С высоты Сахарной головы мы как в тире, на ладони, и по каждому из связистов стреляют минометы. Мины сзади, мины спереди с визгом падают, рвут все, осколки разлетаются по земле в радиусе до 200 метров. А я бегу, мина падает в окоп, оттуда крик: «Эй, верста, пригибайся, а то тебя из автомата укоротим». Нашел порыв, соединил, проверил связь и если она есть, в окопчик к браткам. Все время проверяешь до следующего порыва.
Михаил с горечью вспоминает тех друзей, однополчан, кто, не добежав до порыва, остались лежать навеки, обняв родную землю. Его одноклассник был призван на фронт и ушел в училище ускоренного типа. Только напишет ему Миша письмо, как приходит ответное. Он недоумевал, как это может быть. И вдруг в армейской газете «За Родину» читает о подвиге Андрея Катаржнова. Фамилия весьма редкая, и Новиков с ужасом прочитал: «Пытаясь расчленить Малую землю на две части и уничтожить по частям, немцы бросили танки и отборных головорезов из дивизии «Мертвая голова». Танки успели поджечь бутылками, а фашисты уже приблизились к окопам. Комбат убит. Комсорг, лейтенант Катаржнов, бросил клич «За Родину в атаку!». Бойцы схватились в рукопашном бою. Враг дрогнул и побежал. Возвратились на свои рубежи бойцы, а на бруствере с простреленной грудью остался 19-летний комсорг ...». Эту газету со страшным известием послал боец-Михаил престарелым родителям погибшего одноклассника. И как только освободили Новороссийск, мать и отец Андрея приехали в город. Нашлись люди, указавшие братскую могилу, где из 42 похороненных, опознали они сына. Илом замело погибших, и он сохранил их тела от тлена. Обмывали, положили в гроб и тут же снова захоронили. Теперь на том месте обелиск, на котором золотом горят фамилии героев-малоземельцев.
А потом бои за Анапу и Таманский полуостров. Бои были ожесточённые и продолжались с 10 сентября до 8 октября. Во время штурма крепости пуля снайпера сорвала с головы Михаила пилотку, обожгла волосы, так как он во время боя потерял каску. Эти бои — самое жуткое, что молодой боец видел во время войны. Мины осколками секли всё живое, снаряды не экономили ни немцы, ни советские воины. Много наших воинов погибло за этот месяц боёв. Немцы держались зубами за этот кусок Кубанской земли, чтобы как можно больше увезти в Крым людей и техники.
А потом началось долгожданное освобождение нашей Родины. Были бои за Житомир, Каменец-Подольский, Ужгород. Михаил Захарович вспоминает, как в составе десанта принимал участие в преодолении Карпат: «Какая это сила 60 танков Т-34 с десантом, который ощетинился огнём пушек, пулемётов, наших автоматов, как подминали танки под себя орудия фашистов, как давили удирающие подводы, забитые румынскими солдатами-фашистами. Это было страшное зрелище. Этого забыть нельзя. И это часто мне снится».
Потом была Венгрия. С боями попал в Польшу, а затем снова другая страна - Чехословакия. Дошёл до Праги в составе 5-ой штурмовой танковой бригады 18 армии. Видел молодой боец, как много горя принёс фашизм в Европу: горы пепла сожжённых людей, вагоны награбленного, разрушенные города и сёла, взорванные железные дороги, развороченные взрывами шоссе… Тысячи убитых, сотни потерянных друзей, море слёз и горя – всё это пришлось увидеть Новикову Михаилу Захаровичу. Такой была цена победы. Победу встретил в Праге.
Потом ещё в течение трёх месяцев добивали остатки фашистов и власовцев. А потом Михаил вместе с однополчанами по освобождённой Европе возвращается домой. На границе бойцы плакали от счастья, что остались живы, что вернулись на Родину. Целовали землю, которую спасли от фашистов. А потом ещё два года службы в армии и только в апреле 1947 года гвардии сержант Новиков М.З. вернулся домой.
Молодой фронтовик поступил учиться в педвуз на естественно-географический факультет, окончил его и стал работать в родной школе учителем, 27 лет завучем, а потом 5 лет директором Абадзехской школы. Он был прекрасным учителем и очень любил свою работу. Вместе с учащимися школы ежегодно ходил в походы по местам боёв. Всю жизнь учился сам и учил других учителей: перенимал передовой опыт, делился своими успехами, принимал участие в педчтениях, часто выступал перед жителями станицы с лекциями и беседами. Выступал с докладами в Москве в Академии педагогических наук. В его трудовой книжке 120 благодарностей. Михаил Захарович 13 раз избирался депутатом станичного и районного советов. За свой труд был награждён значком отличника народного просвещения РСФСР, а в 1968 году стал заслуженным учителем. Это далеко не полный перечень трудовых наград Новикова.
Каждые 5 лет Новиков М.З. со своими однополчанами приходили на могилу Андрея Катаржнова и других бойцов, павших на Малой Земле. К 30-летию освобождения города и ко дню присвоения ему звания Города-героя он успел отыскать адреса 45 однополчан. Договорился с ними о встрече, встретились в гостинице «Москва» с гвардии полковником А.Ф. Костенко. Первым доложил Михаил: «Товарищ гвардии полковник, ваш бывший связист, тогда ефрейтор Новиков прибыл на встречу со своим Батей, нашим любимым командиром и привел с собой сорок четыре однополчанина с разных концов страны ».
Ветераны обнимаются, вытирают слезы. А на следующий день, кто на костылях, кто на протезах, кто с палочкой сели на катер и поплыли туда, где их, молодых парней, высаживали во время войны, где на дне моря лежат 50000 бойцов погибших под бомбами самолётов, утопленных немецкими подлодками, взорванных на минах. Играют и плачут медные трубы, а оставшиеся в живых бросают в море венки. Потом были на братских могилах, на местах батарей. Михаил Захарович вспоминает:
Я нашёл свою обвалившуюся землянку и окоп-траншею. Кругом осколки мин, бомб, снарядов. На моём бруствере лежит железяка килограммов на пять, вся проржавевшая. Это была моя смерть, но «косая» промахнулась.
Сейчас Михаилу Захаровичу Новикову 90 лет. Но он по-прежнему активен. В этом году вместе со съёмочной группой из г. Краснодара он побывал на месте боёв, встречался с курсантами, школьниками. О нём снят интересный фильм «История и боевой путь фронтовика Новикова М.З.» Не забывает и родную школу — звонит, поддерживает связь с бывшими учениками, делится своими воспоминаниями, приезжает в школу, проводит беседы со школьниками. И только об одном жалеет ветеран:
И вот уже старость стоит у порога,
А молодость где-то осталась вдали.
Стою на последней короткой дороге,
Зачем же вы, годы, так быстро ушли
Простые новогодние шары из бумаги
Можно от Солнца уйти...
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рождественский венок
Три орешка для Золушки