Интервью с поэтом Мариной Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu.pptx | 883.17 КБ |
Слайд 1
“ Интервью ” девочки с поэтом По страницам произведений Марины Ивановны Цветаевой Презентацию выполнила ученица 10 класса Б МАОУ Лицея №2 Мотылёк АнастасияСлайд 2
8 октября исполнилось 115 лет со дня смерти Марины Ивановны Цветаевой… А что если бы у меня появилась возможность побеседовать с великой поэтессой…Интервью после смерти, беседа с человеком через семьдесят лет после самоубийства-возможно ли это? Давайте представим, что да. Ибо Марина Ивановна Цветаева, мой нынешний собеседник, всю жизнь, каждым своим стихотворением вела своеобразный диалог с будущим. «К вам, живущим через 10 лет…» -подобных обращений в ее стихах, записных книжках, тетрадях великое множество. Она говорит через десятилетия, будущим меряет себя, завтрашним днем оценивает поступки свои…
Слайд 3
К тебе, имеющему быть рождённым Столетие спустя, как отдышу , - Из самых недр, - как насмерть осуждённый, Своей рукой – пишу: -Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. -Ртом не достать! –Через литейски воды Протягиваю две руки. ( “ Тебе – через сто лет ” , 1919)
Слайд 4
Ее стихи поражают откровенностью, обнаженностью чувства, касаются тех проблем, которые будут волновать вечно, которые волнуют и меня сегодняшнюю, пятнадцатилетнюю.
Слайд 5
Имею ли я внутреннее право разговаривать с великим поэтом и великой женщиной? Не знаю… Что такое любовь, предательство, честь, непреклонность таланта? Цветаева и от читателя ждала того же понимания высокой миссии слова, для нее « чтение-прежде всего сотворчество». Поэтомуя все-таки попробую задать вопросы Марине Ивановне Цветаевой и найти на них ответы в ее стихах. Итак, я приглашаю Вас на «интервью», волненью моему нет предела, ведь я готовлюсь к встрече с великим романтиком Серебряного века, к встрече с поэтессой, которая опередила время:
Слайд 6
Звенят-поют, забвению мешая, В моей душе слова: "пятнадцать лет". О , для чего я выросла большая ? Спасенья нет! Еще вчера в зеленые березки Я убегала, вольная, с утра. Еще вчера шалила без прически , Еще вчера ! Весенний звон с далеких колоколен Мне говорил: "Побегай и приляг !« И каждый крик шалунье был позволен, И каждый шаг! Что впереди? Какая неудача? Во всем обман и, ах, на всем запрет! Так с милым детством я прощалась, плача , В пятнадцать лет. ( “ В пятнадцать лет ” ,1911)
Слайд 7
Жизни с краю , Середкою брезгуя, Провожаю Дорогу железную. Века с краю В запретные зоны Провожаю Кверх лбом - авионы . Почему же, О люди в полете! Я - "отстала ", А вы - отстаете, Остаетесь . Крылом - с ног сбивая , Вы несетесь, А опережаю – Я ? (« Жизни с краю ...»,1935)
Слайд 8
А вот и она.Небольшого роста, хрупкая, подтянутая. Внешность Марины Ивановны можно в какой-то мере представить лишь по немногим сохранившимся свидетельствам, в первую очередь - по воспоминаниям ее дочери Ариадны.
Слайд 9
В 1966 году дочь Марины Ивановны Ариадна писала П.Г. Анткольскому в ответ на его статью, где образ Цветаевой показался ей огрублённым: " …у Вас: статная, широкоплечая… широкими мужскими шагами… А она была небольшого роста… очень тонкая, казалась подростком, девочкой мальчишеского склада; тут бы, пожалуй, не статная подошло бы больше, а стройная… И шаги были не мужские… а стремительные, лёгкие, мальчишечьи. В ней была грация, ловкость, лукавство… Лёгкая она была… При её пренебрежении к моде вообще, она не была лишена и женского, и романтического пристрастия к одежде, к той, которая ей шла. Всю жизнь подтянутая, аккуратная… она носила платьица типа “ бауэрнклайд ” , являвшие тонкость талии и стройность фигуры; как Беттина фон Арним !.. Глаза у мамы были без малейшей серизны, ярко–светло-зелёные, как крыжовник или виноград; их цвет не менялся и не тускнел всю жизнь! ”
Слайд 10
Марина Ивановна, а как вы сами относитесь к своей внешности, неужели этот вопрос вас не волнует?
Слайд 11
“ Я слишком молода, чтобы из самолюбия утверждать, что – это мне нравится; я седым волосам действительно рада, как доказательству, что какие-то силы во мне таинственно работают – не старость, конечно! – а может быть, мои без устали – работающие голова и сердце, вся эта моя страстная, скрытая под беззаботной оболочкой творческая жизнь, - как доказательству того, что и на такое железное здоровье, как моё нашлись железные законы духа ” . Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина. Я – бренная пена морская ________________________ Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье, Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земное не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! (1920)
Слайд 12
Вы говорите о творческой жизни, а как стать настоящим большим поэтом?
Слайд 13
“Большим поэтом может быть всякий. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого поэта самого большого дара – мало, нужен равноценный дар личности: ума, души, воли и устремления этого целого к определённой цели…” Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь. Планетами, приметами … окольных Притч рытвинами… Между да и нет Он – даже размахнувшись с колокольни – Крюк выморочит … Ибо путь комет – Поэтов путь. Развеянные звенья Причинности – вот связь его! Кверх лбом Отчайтесь! Поэтовы затменья Не предугаданы календарём. Он тот, кто смешивает карты. Обманывает вес и счёт. Он тот, кто спрашивает с карты, Кто Канта наголову бьёт, Поэтов путь: жжа , а не согревая, Рвя, а не взращивая, - взрыв и взлом Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарём ! ( “ Поэт ” , 1923)
Слайд 14
У каж до го поэта – своя столица. А какой город вы считаете своим покровителем?
Слайд 15
У меня в Москве — купола горят ! У меня в Москве — колокола звонят ! И гробницы в ряд у меня стоят,— В них царицы спят, и цари . И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле ! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе — до зари ! И проходишь ты над своей Невой О ту пору, как. над рекой — Москвой Я стою с опущенной головой, И слипаются фонари . Всей бессонницей я тебя люблю , Всей бессонницей я тебе внемлю — О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари... Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари. (« У меня в Москве — купола горят!» ,1916)
Слайд 16
В 1917 году Марина Ивановна родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3 лет.
Слайд 17
Вы не пришли на похороны своей дочери. Почему? Вы её не любили?
Слайд 18
"Я любила ее в мечте, никогда в настоящем. Не верила, что вырастет. Ах, господа! Виноват мой авантюризм. Когда самому легко, не веришь, что другому трудно. А теперь вспоминаю ее стыдливую, редкую такую, улыбку, которую она старалась зажать. И как она гладила меня по голове...« Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать-разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле . ( “ Две руки легко опущенные ” ,1920)
Слайд 19
11 мая 1922 года вы покидали Россию. Вы ехали к мужу, которого наконец-то разыскали после многолетней разлуки. Марина Ивановна, что вы чувствовали в тот момент?
Слайд 20
Всё круче, всё круче Заламывать руки! Меж нами не версты Земные , — разлуки Небесные реки, лазурные земли, Где Друг мой навеки уже— Неотъемлем . Стремит столбовая В серебряных сбруях. Я рук не ломаю! Я только тяну их — Без звука! — Как дерево-машет-рябина В разлуку, Во след журавлиному клину. Стремит журавлиный , Стремит безоглядно. Я спеси не сбавлю! Я в смерти — нарядной Пребуду — твоей быстроте златоперой Последней опорой В потерях простора! ( 1921 )
Слайд 21
Марина Ивановна, тяжело было расставаться с Родиной, преодолевать границу России?
Слайд 22
О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя ! ( “ Родина ” , 1932 )
Слайд 23
Вы жили за пределами России. Неужели вы не хотели вернуться в родные края?
Слайд 24
"Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с жизнью" С фонарем обшарьте Весь подлунный свет! Той страны на карте - Нет, в пространстве - нет. Выпита как с блюдца, - Донышко блестит. Можно ли вернуться В дом, который - срыт? Заново родися - В новую страну! Ну-ка, воротися На спину коню Сбросившему! Кости Целы-то - хотя? Эдакому гостю Булочник - ломтя Ломаного , плотник - Гроба не продаст! Тут ее - несчетных Верст, небесных царств, Той, где на монетах - Молодость моя, Той России - нету. - Как и той меня. ( “ Страна ” ,1937 )
Слайд 25
Вот такое у меня получилось интервью, интервью о жизни после смерти…Поэты не умирают, они продолжают с нами разговаривать в своих стихах, разговаривать о жизни во всех ее проявлениях. -Спасибо Вам, Марина Ивановна!
Слайд 26
“ Тебе – через сто лет ” , 1919 “ В пятнадцать лет ” ,1911 “ Жизни с краю... ” ,1935 “ Кто создан из камня, кто создан из глины… ” , 1920 “ Поэт ” , 1923 “ Всё круче, всё круче Заламывать руки! ” , 1921 “ У меня в Москве — купола горят! ” ,1916 “ Две руки легко опущенные ” ,1920 “ Родина ” , 1932 “ Страна ” ,1937 В презентации были использованы тексты следующих стихотворений:
Машенька - ветреные косы
За еду птицы готовы собирать мусор
Мороз и заяц
Золотая хохлома
Два морехода