В творческой работе ученицы прослеживается заинтересованное отношение автора к личности поэта и писателя, его стихам оприроде. Сочинение, на мой взгляд, достаточно глубокое и интересное. Советую познакомиться!
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_i_radost_bytiya.doc | 52 КБ |
«ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ БЫТИЯ» В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ БУНИНА
С произведениями И.А.Бунина я познакомилась, наверное, в 5 классе. На уроке наш учитель прочитал нам рассказ «Косцы», посмотрели иллюстрацию, ответили на вопросы. Наверное, все было, как обычно. Но помню, с каким восторгом мы слушали, можно сказать, бессюжетный рассказ, как мощно и размашисто было написано о нашей среднерусской природе и косцах-богатырях! Времени прошло с того урока уже достаточно, но иногда, когда хочется выразить что-то и не хватает слов, я вспоминаю бунинский рассказ, и меня охватывает гордость за красоту нашей небогатой и неброской природы и людей, умеющих трудиться и получать наслаждение от своего труда. Они же (косцы) ещё и пели! Как дополнение к рассказу нам было предложено прочитать несколько стихотворений о природе этого автора. Помню, я взяла и прочитала три стихотворения: «Догорел апрельский светлый вечер», «Детство» и «Сказка», мне они показались замечательными, особенно близкими стали на тот момент два последних. «Сказку» я даже выучила и с удовольствием рассказала на уроке. Позднее с Буниным я встретилась уже в 7 классе, с его психологическими рассказами «Цифры» и «Лапти». Помню, как переживала за безымянного мальчика, которому взрослые дали первый урок неисполнения мечты, её отдаленности без всяких видимых причин. Сколько же нужно было приложить усилий взрослым, чтобы довести до отчаяния ребенка, чтобы сломить его нетерпение! И это взрослая мудрость?! Я думаю, что любовь не должна ставить условий, пусть даже в воспитательных целях! А рассказ «Лапти» мне кажется шедевром. Это пример бескорыстной любви крепостного человека к умирающему ребенку, последнее исполнение воли уходящего в мир иной. Ради этого Нефед идет в непогоду за лаптями и погибает сам, заблудившись в снежной круговерти. До сих пор в памяти тот шок и слезы, вызванные мастерством писателя!
И вот тогда-то мне захотелось познакомиться поближе с И. А. Буниным. В одном из томов, хранящихся в библиотеке, я прочитала автобиографию писателя. Она тоже произвела на меня сильное впечатление. Оказывается, детство и юность, проведенные в одной из деревень Орловской губернии, наложили свой отпечаток на художественное восприятие молодого поэта, научили любить окружающий мир, ценить красоту родной природы. Надо сказать, что в семье отдавали должное русской литературе. Портреты русских корифеев слова - А. С. Пушкина и В.А. Жуковского - украшали стены родительского дома. Мать, Людмила Александровна, и дворовые любили рассказывать разные истории. Им же он обязан и первыми познаниями в русском языке. Первое стихотворение, по воспоминаниям самого Бунина, было написано им лет в 8 «о каких-то духах в горной долине, в лунную полночь». Будущий поэт обладал остротой зрения и слуха, хорошим обонянием. Первое же печатное стихотворение появилось в журнале «Родина» в 1887 году, а в 18 лет, покинув родовое обнищавшее имение, уходит в жизнь, зарабатывая литературным трудом. Как у всех молодых авторов наблюдается в стихах подражательство, особенно Жуковскому, Лермонтову, отчасти Пушкину. Но стихи начинающего автора все же отличало собственное авторское раздумье. Для стихов о природе характерна интонация или отголоски пейзажной лирики А.Фета и Ф. Тютчева.
Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называлось «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах «лес пахнет дубом и сосной», ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье».
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело…
И жутко осени одной
В пустынной тишине ночной.
И.А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы. В знакомом уже давнем детском стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…» показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера. Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи», «по лугам холодный сумрак лег», «ямы светят тихою водой». Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем», слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой», «чутко внемлет шороху деревьев». Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия.
Поздние и зрелые его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа - это особая реальность в творчестве писателя. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы - это единственная ценность мира. С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, скоро умрет, поэтому его произведения окрашены грустью. Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, - постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.
Много тем в его творчестве, много и произведений, которые свидетельствуют о гениальности мастера слова. Одной из основных и, может быть, главной является тема родной природы.
Вслед за Пушкиным Бунин будет восторгаться осенью, передавая ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание. Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в поэтической зарисовке «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные эскизы природы в произведениях «В открытом море», «Из окна», «Речка», «Две радуги», «Закат», «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.
Любимое время суток для Ивана Алексеевича – ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления. В стихотворении «Крещенская ночь» Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи. Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, например:
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной. Необычайность и загадочность святой ночи подчеркивается полнейшей тишиной:
Спят таинственно стройные чащи,
Спят одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина – даже ветка не хрустнет!
Тишина…
Тишина настораживает, потому что это не обычная ночь, а крещенская. В такую ночь возможны чудеса. Застывшая картина ночи для Бунина словно живая, и ее озаряет звезда:
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
Звезда – символ вечности, единения человека с Богом. В эту ночь лирический герой будто бы спрашивает Всевышнего: «Что готовит мне Судьба?». Последнее четверостишие вновь возвращает его в застывший зимний лес:
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
На мой взгляд, очень торжественное и философское стихотворение, одно из тех, что заставляют «работать душу». Мне очень понравилось это стихотворение. Богатое использование выразительных средств помогает читателю ярче представить красоту зимней ночи. Поэт это делает настолько живописно, что стихотворение напоминает лучшие полотна художников-пейзажистов. И не случайно М. Горький, высоко ценя талант поэта, отметил: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном».
Через пейзажные зарисовки И.А. Бунин передает сложный мир человеческой души. В стихотворении «Сказка» реальность и фантазия смешиваются, сон и явь, сказка и действительность неотделимы друг от друга. Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, лукоморье, «розовый песок», северное море». Перед читателем открывается картина сказочного края. Ощущение нереальности происходящего передают эпитеты: «вдоль пустынных берегов», «под диким синим лукоморьем», «в глухом бору», «розовый песок», «зеркальный отблеск моря», которые создают настроение таинственного ожидания чуда.
Пейзажные зарисовки далекого пустынного края помогают поэту передать чувство тоски, томления по безвозвратно ушедшей молодости:
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
Бунин выработал свой собственный стиль и стал признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу - родную для поэта среднерусскую полосу. По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, "обязан своим бесценным даром" России, родному орловскому краю, его природе. Естественна и органична была связь писателя с родиной, он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался, как вернулся и после смерти в эмиграции — своими стихами, своей прозой, своими книгами.
Вот стихотворение «Вечер» 1909 года:
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано…
поражает не только знание природы, красота которой неподвластна человеческому пониманию, но и наблюдательность поэта.
Помимо ночи, одним из любимых образов стало небо. Небо для него - это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И темный смысл, которым полон он,
Вместить в созвучие и звуки?
И.А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В лирике поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувство, мысли, переживания лирического героя, передают краткий миг очарования картинами бытия.
Завораживающее настроение, переданное особой ритмикой стиха и прочувствованное поэтом, увлекает за собой и читателя. Нерасторжимостью связи живой природы и человека проникнута каждая строчка:
Вон радуга... Весело жить.
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить.
Ведь каждая былинка и травинка так тесно связана с нами, людьми, что человек и природа становятся неотделимыми друг от друга.
И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет— Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Когда человек не может разобраться в самом себе, он ищет утешение в природе. Познав гармонию с окружающим миром, люди находят ответы на самые сложные вопросы. И я считаю, что И.А. Бунин - тонкий лирик, пейзажист, хотя не все его стихи выражают «любовь и радость бытия». Позднее, прочитав некоторые рассказы этого писателя, я стала его поклонницей. Мир переживаний бунинских героев близок мне. И особую радость я испытала, узнав, что Бунин среди первых русских литераторов был удостоен Нобелевской премии.
Кашаргина Надежда, 9 класс
Горячо - холодно
Волшебные звуки ноктюрна
Разлука
Ласточка. Корейская народная сказка
Любили тебя без особых причин...