Работа раскрывает особенности детского фольклора села Белавка Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_folklor_sela_belavka.doc | 128 КБ |
РОУ МП Воротынского района.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Белавская средняя общеобразовательная школа.
Номинация:
Название:
Выполнили: Лепочкина Ю. 12лет,
Реутин В. 12лет.
Руководитель: Константинова М.А.
С. Белавка, 2008год.
Оглавление.
1.Оглавление.------------------------------------ 1.
2.Введение.--------------------------------------- 2-3
3.Детский фольклор села Белавка.---------- 4-20.
а) Поэзия пестования.-------------------------- 5-12.
б) Бытовой фольклор.--------------------------12-16.
в) Потешный фольклор.------------------------16-17
г) Игровой фольклор.---------------------------17-20.
4.Заключение.-------------------------------------21.
5.Список использованной литературы.------22.
1.
Введение.
Давным-давно, когда ещё не было литературы, а человеческая речь уже сформировалась, появились разнообразные формы устного словесного творчества, то есть фольклора. Развиваясь, он дошёл до нас из древности.
Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа основ воспитания детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, нравственных идеалов. По-другому, фольклор – это художественная педагогика. В ней с самого начала заложена система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца) и поэтому первые месяцы, первые годы жизни ребёнка в произведениях устного народного творчества имеют едва ли не большее значение, чем вся последующая жизнь человека.
Цель нашей работы – выявление особенностей детского фольклора села Белавка.
Задачи, которые мы поставили перед собой, следующие:
- изучение местного детского фольклора;
2.
- развитие у детей навыков исследовательской работы;
- воспитание в учениках любви к местному фольклору.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает народоведение, народознание, то есть, познание народа, а значит – самого себя. А так как нам всего по 12 лет, и нам расти и расти, набираться жизненного опыта, мы и решили изучить детский фольклор для того, чтобы понять, что он собой представляет и с какой целью его используют. В мировой литературе эта тема разобрана давно, но нам бы хотелось изучить те произведения, при помощи которого наши предки воспитывали своих детей – наших родителей.
Фольклор – коллективен, но не безличен. Каждое произведение устного народного творчества – прибаутка, песня, сказка – обретает свою индивидуальную неповторимость и «авторство» в личности исполнителя, в проявлении его исполнительского дарования. Пассивное чтение не для фольклорных произведений, сколько исполнителей – столько авторов и столько вариантов. Ведь, если бы Арина Родионовна не обладала такой высокой поэтичностью, то не привила бы интерес к устному народному творчеству будущему поэту, и вряд ли бы свет увидел такие шедевры, как «Сказка о рубаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многие другие. Наша работа так же не состоялась бы, если бы нам не помогли старожилы села Белавка, женщины, которые прожили здесь всю свою жизнь, воспитали детей, внуков, некоторые - и правнуков. Это Скобликова Зинаида Ивановна, Шеянова Дуся Егоровна, Рыбакова Анастасия Григорьевна, Фомина Надежда Васильевна. Они поделилась со своими секретами воспитания, «своими» прибаутками, «своими» сказками и приговорками. Каждая сказительница пересказывала всё по-своему, с особой интонацией, с определённым акцентом и при фиксировании текстов невозможно было сразу определить, что этот материал у нас уже есть. И в итоге у нас набралось много дублирующих друг друга произведений. Несмотря на подобные трудности, мы постарались выбрать самые яркие и запоминающиеся, чтобы в будущем самим воспользоваться этим материалом в жизни.
3.
Детский фольклор села Белавка.
Как маленькому человечку – крошке - объяснить, что происходит вокруг него?
Как развить детскую фантазию? Что нужно сделать для того, чтобы он понял, что хорошо, а что – плохо; почему весной всё оживает, а осенью листочки желтеют и опадают; почему зимой холодно и птички не поют; как появляются сугробы и почему летом их не бывает? Для взрослого человека подобные вопросы кажутся простыми и банальными. Но «маленькое чудо» разве поймёт просто так всё, если ему в этом не помочь?
И что нужно для того, чтобы эти сто тысяч « почему?» и «зачем?» не просто получили «сухой» ответ, а оказались окном в огромный мир взрослых, где так много непонятного и вместе с этим завораживающего и не дающего покоя? Оказывается, можно очень просто решить эту проблему. Надо только весь мир облечь в сказочную и поэтическую форму. Тогда всё вокруг оживёт и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора – он всё превращает в волшебство.
Детский фольклор – начало начал для ребёнка. Он помогает ему увидеть мир добрым, развивает его сообразительность, умение внимательно слушать и даже чётко выговаривать слова. Когда эти дети подрастут, то вряд ли пройдут мимо великой русской культуры, толчок к познанию к которой получили в самом раннем детстве.
Детский фольклор села Белавка разнообразен по жанру – ведь каждая разновидность устного творчества несёт свою функцию: воспитательную, развлекательную, познавательную; решает свою задачу, и наши бабушки – великие и мудрые педагоги - не могли об этом не знать. Наши предки говорили, что ребёнка нужно воспитывать, когда его ещё можно положить поперёк полатей, а не вдоль. И может быть, именно по этому, малышам ещё в колыбели поют песни, читают пестушки, потешки, прибаутки и сказочки – они созданы взрослыми для детей.
4.
ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ.
Колыбельные песни, пестушки, потешки.
Колыбельная песня представляется своего рода энциклопедией, в которой выразились и познавательные, и чувственные силы души женщины, излились её горести и радости, и вообще всё, что накопилось в её душе, что переживалось. Каждое слово этих песни запечатлено правдивостью и искренностью – здесь матери нечего и не перед кем скрываться. Первоначальная цель, с какою затягивается колыбельная песня - желание усыпить ребёнка, служащего помехой в крестьянских делах. Но любая мать, конечно же, всегда думает о том, как защитить своё дитя - где бы он ни был – даже во сне:
Баюшки, баю!
Не ложися на краю:
Тебя мышка съест,
А коровка – под бочка,
Не даст молочка!
* * *
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка?
Девочка-припевочка.
- Уходите, заиньки,
Не мешайте внучке спать,
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
* * *
Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье, прочь!
Отойди да отвались,
В тёмном лесе заблудись,
В тёмном лесе, во кустах,
5.
Во малиновых листах.
* * *
Прошёл котик во лесок,-
Нашёл котик поясок
Чем люлечку подцепить,
Да Ванечку положить.
Ваня будет спать,
А котик его качать.
Да, сереньким, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи моё дитя!
Пошёл котик во Торжок,
Купил себе пирожок.
Идёт котик по лавочке,
Ведёт кису за лапочку.
Ходят вместе они –
А ты, маленький, усни.
* * *
Вот такими песнями укачивали наши бабушки деток, и, не случайно, в этих песнях главным героем является кот. Почему? Кот нужен был не только для ловли мышей. Его впускали (и по сей день впускают) в дом вперёд всех и сами до тех пор не входили, пока кот себе место не выберет. Это было самое здоровое место в доме. Здесь и ставили потом колыбель для ребёнка. А чтоб не забывалось, чтобы в сознании на века закрепилось: кот – колыбель – ребёнок, пели:
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился, воротился,
Стал он люлечку качать:
Баю- бай, баю-бай,
Ляг, Галинка, скоронько,
Встань, Галинка, с зоренькой.
* * *
Котенька, коток, котя – серенький хвосток!
Приди, котик ночевать,
Мово дитятку качать, прибаюкивать:
6.
Я. Тебе, коту, за работу заплачу…
И по сей день уж чего только ему не сулят за службу: и кринку молока, и кусочек пирога – лишь бы не уходил, лишь бы с ребёночком побыл:
Уж ты, котенька-коток.
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Нашу Лидочку качать.
Я тебе-то, ли коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока, да кусок пирога,
Белой папыньки в обе лапоньки.
Или ещё:
Уж ты, котинька-коток,
Котя – вострый коготок.
Кот из-за морьца притёк,
Нашему Янушке сна приволок.
Уж как я тебя, коту,
За работу заплачу:
Уж как я тебе, коту
Шубу новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.
В народе говорят, что маленький ребёнок во сне растёт и здоровеет, может поэтому, проснувшись, ему читают пестушки , приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Рот – говорунюшки,
Руки – хвастунюшки,
Ноги – ходунюшки.
При этом выполняется практически весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение руками, помахивание кистями и т.д. Зарядка очень нравится малышам – вначале они улыбаются, а потом, когда немного подрастут, сами пытаются исполнить определённое движение при знакомых словах, при этом им читают
ПОТЕШКИ: Тяни холсты, потягивай,
7.
В коробочку покладывай.
При этом детскими руками изображают растягивание и складывание холста. А когда переваливают головку с руки на руку, массируя шею, а затем закладывают ручки за голову, приговаривают:
Валяй, валяй, баба, каравай,
Пришёл к бабе пономарь.
- Дай, баба, теста.
- Нет в печи места.
Шук, шук полетели,
На головку сели.
А ещё – массаж спинки, с ритмическим похлопыванием между лопаток:
- Что в горбу?
- Денежка.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшичком.
- Каким?
- Позолоченным.
И для рук – разведение ими:
Лунь плывёт, лунь плывёт.
И тут же – отмашка руками:
Сова летит, сова летит.
Сюда же можно отнести знаменитые «Ладушки» - прекрасная зарядка с этой же целью. А «Сорока- ворона»? Здесь уже и координация движения, и даже – точечный массаж: ладоши («кашу варила»), всех пальцев (« этому дала, этому дала»), важных точек – запястье, локоть, плечо («тут пень, тут пенёк, тут колода») или ещё один его вариант:
Сорока-ворона кашу варила
На подпечке студила, деток кормила.
Этому дала (мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
8.
Этому дала (указательный),
Этому - не дала (большой).
Мальчик-пальчик кашу не варил,
Дров не носил, кашу не студил,
Деток не кормил,
Нет ему ничего.
Здесь – тёплая вода (кисть),
Здесь – горячий кипяток (локоть),
Здесь – щекоток (подмышка).
И одновременно – педагогическое влияние: этому не дала, потому что не помогал.
Так же в фольклоре можно найти массаж для носа ( игра «Чей нос?»), когда ребёнка треплю за носик – так же, как при простуде мы нажимаем на точки от переносицы до крыльев носа.
Потешки эти начинаются с колыбели, как только ребёнок начинает различать «маму». Они выполняют воспитательную роль, как в физическом, так и в духовном отношении, например, для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости. Когда ребёнок начинает учиться ходить, его водят подмышки или за ручку вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та-та,три-а-та!
Вышла кошка за кота.
У кошки лепёшки,
У кота пирожки.
Ходит кот по лавочке,
Продаёт булавочки:
Тому-сему продаёт,
А Сашеньке не даёт.
* * *
Большие ноги шли по дороге-
Топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке-
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Посадив ребёнка на руку, его качают вверх и вниз под следующий напев:
А, тари, тари, тари!
9.
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики -
Куплю Маше ложики,
Останутся полушки –
Куплю Маше подушки.
Сажая ребёнка на колени, заставляют его подпрыгивать на них, и потом резко опускают вниз – ребёнок испытывает восторг (всё-таки его не уронили):
По кочкам, по кочкам,
По миленьким лужочкам –
Бух – провалился наш петух.
Человек должен быть чистым и душой, и телом. Неспроста большое значение придаётся и личной гигиене, считается, что вода имеет магическое значение, смывая всю «грязь», в том числе и болезни, и порчу, и сглаз:
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
Вода – книзу,
А дитя – кверху.
* * *
С гоголя - вода,
С младенца – вся худоба!
Вода – под пол,
Младенца – на пол.
* * *
У кошки боли,
У собаки боли,
У лошадки боли,
А у Ванюши не боли
Если у ребёнка появился на глазу ячмень, то мать проводит по нему указательным пальцем и припевает:
Ячмень, ячмень,
10.
На тебе кукишь!
Чего хочешь, купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку –
Как маковку.
Больше всего ребёнку в любом возрасте необходимо общение. Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает… до 7 лет. В народном творчестве всё так устроено, что ребёнок до этих лет прочно усваивает и роли в семье, и обязанности. Начиная с тех же колыбельных:
Зыбаю, позыбаю,
Отец ушёл за рыбою,
Мать ушла пелёнки мыть,
Дедушка – дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, деточку, кормить.
И не только это, но и - чем кормить, как от крика избавить, заговорить. Расплакавшегося ребёнка успокаивают:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари.
Маленькому ребёночку можно просто улыбнуться, подержать его на руках, ну а если поговорить с ним, почитать ему стишки-прибаутки – вообще растает:
Тили, тили, тили, бом!
Загорелся Кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глазки выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
А собака только лает,
Ничего не понимает.
У концовки есть ещё один вариант:
11.
А собака с помелом,
Серый заинька с листом.
Раз, два, три – и огонь погас.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что поэзия пестования представляет собой произведения, предназначенные для общения взрослого человека с малышом, который ещё не умеет разговаривать. Кроме колыбельных песен – о их предназначении было сказано выше - они представляют собой своеобразную систему упражнений с приговорами (пестушки); песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногам (потешки); сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой (прибаутки).
Бытовой фольклор.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок. Ребёнок 3-5лет живо интересуется всем, что его окружает, это как раз возраст «ста тысяч «почему?» и «зачем?», и все мамы о нём знают. Может быть, именно поэтому они стараются, чтобы их ответы были запоминающимися, и «заворачивают их в сказочную обёртку» - что способствует развитию детского воображения. В итоге, дети сами начинают общаться со всем живым и неживым, что их окружает: с дождиком, божьей коровкой, солнышком, коровой. Так, на масленицу, когда на костре сжигают соломенную куклу, дети поют:
Масленица – обманщица,
Мимо красного села обманула- провела,
В закоулок завела,
Дома редьки хвост
На Великий пост.
* * *
Солнышко-ведрышко,
Выгляни-высвети.
Твои детки плачут,
12.
Пить, есть хотят.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
* * *
Жаворонок, жаворонок,
Принеси нам красно лето,
Нам зима-то надоела,
Много хлеба-то приела.
Весною, играя во дворе, на улице, дети окликают радостно первый дождь, приветствуют первое летнее солнышко, первую радугу песенками, которыми они потом уже всё лето встречают эти явления природы – обращаются с закличками. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай.
* * *
Уж дождь – дождём,
Поливай ковшом,
Поливай весь день на наш ячмень.
На бабью рожь,
На мужской овёс,
На девичью гречу,
На маличье просо.
* * *
Уж дождь - дождём,
Поливай ковшом!
Ситом, решетом,
Целым ушатом.
* * *
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь; На бабушкину пшеницу,
На дедушков ячмень.
13.
Дождик, дождик, пуще!
Едет Ваня с гущей,
Задел за пенёк –
Осветился огонёк,
Задел за кочку –
Пролил гущи бочку.
* * *
Уж дождь – дождём,
Поливай ковшом!
Ситом, решетом,
Целым ушатом!
Как видим, даже детский фольклор по содержанию соответствует сельским запросам - от погоды (дождь или вёдро) зависит урожай, а соответственно и благополучие семьи в течение всего года. Взрослые проблемы затрагивают малышей уже в детстве. В закличках ребятишки в стихотворной форме обращаются к различным явлениям природы. А к живым существам обращаются в приговорках:
Коровушка, бурёнушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро или ненастье?
* * *
Божья коровка!
Полети на небо.
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной.
* * *
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
14.
Сдобной лепёшки.
Выпавший молочный зуб бросают в подпечник со словами:
Мышка, мышка!
На тебе зуб липяной,
Дай мне гребенной.
Заболевание ног и рук, именуемое «цыпками», лечат свежим нетопленым коровьим маслом – с приговоркой:
Цыпи, цыпи – под порог,
Дам вам маслица комок.
А если кто-то просит у другого чего-нибудь, прибавляют:
Правая рука просит,
Левая подносит,
Кто даст – тот князь,
Кто не даст – того в грязь.
У кукушки выпрашивают, сколько им жить:
Кукушка, кукушка,
Долго ль мне жить?
Кроме бытовых проблем, ребят волнуют и межличностные отношения: кто-то кого-то обидел, что-то отнял, не дал поиграть – в итоге на душе какой-то осадок, который так хочется выплеснуть. В такой момент на помощь приходят дразнилки:
Коля, Коля – Николай,
Сиди дома не гуляй,
А то девушки придут,
Расцелуют и уйдут.
* * *
Жадина-говядина,
Кислая капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно!»
* * *
-Рыжий, рыжий, конопатый!
Убил дедушку лопатой!
-А я дедушку не бил, а я дедушку любил.
* * *
15.
Ты картина, я – портрет,
Ты – скотина, а я – нет.
К бытовому фольклору так же относятся страшилки – устные
рассказы-пугалки, их обычно любят подростки, скорее всего это связано с тем, что дети в этом возрасте готовы испытать любые острые ощущения. Раньше страшилки обычно рассказывали в «ночном», когда вокруг темно и ничего не видно:
Пришёл до хаты вампир волосатый,
Ноженьки - хрум-хрум,
Рученьки - хрум-хрум
Вылезли очи – спокойной ночи.
Особо следует отметить сказки. В детском фольклоре их особенное множество. Все мы выросли на них, знаем об их педагогическом назначении.
Почему нельзя бес спроса выходить на улицу? – Вот вам «Петушок золотой гребешок»: лиса унесёт. Почему лучше перетерпеть жажду, чем пить откуда попало? - Вот вам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: козлёночком станешь. При работе с сельскими бабушками мы, к сожалению, не обнаружили оригинальных сказок. Все произведения этого жанра, которые нам рассказали, мы нашли в сборниках А.Н.Афанасьева, поэтому решили, что их не стоит пересказывать.
В этой главе мы узнали о бытовом фольклоре. Само название говорит о том, что он предназначен для использования в быту и ходе работы мы в этом убедились.
Потешный фольклор.
К потешному фольклору относятся поддёвки, скороговорки, загадки – все они развлекают детей, и в то же время обучают: Загадки – развивают воображение, скороговорки – учат в игровой форме выговаривать определённые звуки - всем просто смешно, да и только: Ехал Грека через реку,
Видит грека – в речке рак,
Сунул грека руку в реку,
16.
Рак за руку грека – цап
* * *
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
* * *
Бредут бобры в сыры боры,
Бобры храбры – для бобрят добры.
Народная логопедия – скороговорки – даёт потрясающие результаты и, главное, ребёнок не чувствует себя больным, с изъяном. Раньше в народе скороговорки назывались чистоговорками, потому что слова нужно было выговаривать не
только быстро, но и правильно произносить все звуки – чисто.
Отгадывая загадки, ребята учатся сопоставлять, сравнивать, находить общее между разными вещами.
Мать - толста, дочь – красна, сын – сокол, на небо взошёл. (Печь, огонь, вода).
Поле – не меряно, Овцы – не считаны, пастух – рогатый. ( Небо, звёзды, месяц).
Москву заводили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку).
Три телёнка – сколько ног? (Четыре, Сколько телёнка не три _ ног не прибавится).
Летела стая гусей, одно убили. Сколько осталось? (Одна, остальные улетели).
Зимой – белый, летом – серый. ( Заяц).
Игровой фольклор.
К игровому фольклору относятся считалки и игры. Считалки – это рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма, используются для распределения ролей в игре.
- Заяц белый, куда бегал?
17.
- В лес дубовый.
-Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
-Под колоду.
- Кто украл?
-Раз, два, три –
Это верно ты;
Раз, два, три, четыре, пять –
Это, верно, ты опять.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Это, верно, ты совсем.
Раз, два, три, четыре, восемь-
Становися в угол носом.
* * *
Шишел, вышел, вон пошёл,
На боярский двор зашёл.
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
Шишел, вышел, вон пошёл!
Красну шапочку нашёл,
Я, Иван- капитан,
Всех коней покатал.
Из копыта под корыто,
Из телеги прямо в грязь,
Оставайся добрый князь.
* * *
Тани, Вани, что за вами?
За железными столбами?
Мальчик, стульчик, сам корольчик,
Позвени-ка в колокольчик:
Тим, бам,-
Я копеечку подам.
Со считалки, практически, начинается любая игра – дети распределяют роли, как в спектакле. А игр во все времена было очень много (менялась лишь их форма), и все подвижные игры, в
18.
принципе, представляют собой соревнования в ловкости, смелости, быстроте, меткости, сообразительности. По сей день пользуются популярностью среди детворы такие игры, как «Каравай, каравай…», «Жмурки », «В лапту» и ряд других. Своеобразна игра «В ручеёк»:
Дети играют у весеннего ручья. Становятся друг за другом в ряд по одну сторону ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и поют:
Мужичок, мужичок,
Стащи нас в ручеёк!
Кого стащишь в ручеёк,
Тот намочит сапожок!
Затем боком перепрыгивают через ручей на другую сторону, при этом друг другу мешают, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснётся воды, тот выбывает.
В Белавке так же популярна игра «Гуси и волки». Суть данной игры заключается в следующем:
Один из играющих – волк, другой – хозяин, остальные – гуси. Волк стоит в стороне. Хозяин подходит к гусям и переговаривается с ними:
-Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Летите домой.
- Нет-нет-нет!
Серый волк под горой
Зубы точит, съесть нас хочет,
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
Тогда гуси бегут и кричат: «Га-га-га». В это время волк их ловит. Хозяин приходит к волку и спрашивает:
- Волк, волк, не видал моих гусей?
- А какие твои?
- Серые да белые.
- Нет, не видал.
Тогда хозяин зовёт:
19.
- Гуси, мои гуси, идите до дому!
Гуси отвечают:
- Га-га-га.
С этого месса игра начинается с начала.
В Белавке играют ещё в одну, очень своеобразную игру, связанную с пасхальными яйцами. Она называется «Катание яиц».
В день пасхи ребятишки ходят по домам, сообщая о том, что Христос воскрес. Во всех домах их ждут и угощают крашеными яйцами или гостинцами (визит детишек считается добрым знаком – сулит хозяевам счастье и достаток в будущем году). Дети подходят к дому и кричат: «Христос воскрес!» - на их голоса выходят хозяева с гостинцами. После 3-хкратного « Христос воскрес», им три раза
отвечают: «Воистину воскрес» и каждому раздают гостинцы. Обойдя всю деревню, дети набирают достаточно большое количество яиц, что хватает и наесться, и поиграть. В итоге, ближе к обеду ребятишки собираются на ровной площадке на своеобразный турнир, для участия в котором им нужны пасхальные яйца и один специальный мяч, сделанный из тряпки. Каждый из участников достаёт своё яйцо и ставит его в ряд со всеми остальными. По жребию определяют, кто будет катать первым. Этот игрок становится в трёх метрах от яиц и мячом пытается попасть в одно из них, если попадёт - забирает себе, чьё бы оно не было, и будет катать до тех пор, пока будет попадать. В случае осечки ход передаётся другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не перебьют все яйца. В эту игру играют только один день в году – Пасху.
Народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не только двигаться, но и думать, искать решение. Это – не убивание времени, а тренинг, и главное – общение. «Хозяева и гости», «Коршун», «Краски» - в каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать.
20.
Заключение.
В этой работе мы разобрались с детским фольклором села Белавка и выяснили, что он собой представляет целый комплекс поэтически оформленных произведений, направленных на воспитание физически, духовно и морально здоровых людей. В принципе, он не выделяется среди известных произведений устного народного творчества какими-то ярко выраженными чертами, но следует отметить, что фольклор нашего села всё-таки имеет свои особенности. Во-первых, это касается колыбельных песен. В основном, главным персонажем в них является кот – он и место для детской коляски укажет, и за ребёнком присмотрит. Во-вторых, в закличках белавские ребятишки пытаются по своему решить бытовые проблемы – это не просто баловство от нечего делать, а осмысленное «задабривание» природных стихий. В-третьих, мы выяснили, что только в Белавке на Пасху играют в «Катание яиц».
«Детский фольклор – начало начал для ребёнка» - с этим утверждением нельзя не согласиться. Дело в том, что была проведена не просто исследовательская работа, приобретён опыт работы с людьми, а получено огромное количество решений по бытовым вопросам, которые волнуют нас сейчас и будут затрагивать в будущем - когда мы станем взрослыми. Мы часто ловили себя на мысли, что некоторые вещи (которые нам рассказали бабушки) тоже знаем, но никогда раньше не задумывались над тем, что они обозначают, для чего их использовали с самого начала,- то есть нам открылись очень интересные факты и мы надеемся, что воспользуемся ими на практике. Поэтому сейчас, когда работа уже завершена, можно с уверенностью сказать, что цель и задачи, поставленные перед собой, мы решили. Кроме этого ещё раз для себя выяснили, что от того, как, при помощи чего, воспитаешь ребёнка, зависит то, каким он вырастет, что будет в жизни ценить, на что будет ориентироваться в случае выбора. То есть, « дитятко, что тесто – как замесишь, то и получишь».
21.
Список использованной литературы.
1. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь./ М.Мещерякова. М.: «Айрис-пресс», 2007год.
22.
Дымковский петушок
На берегу Байкала
Рисуем подснежники гуашью
Самый богатый воробей на свете
Ледяная внучка