Цель исследования – сравнить изображение Казымского восстания в различного вида справочной литературе с изображением восстания в романе Еремея Даниловича Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах», выявить расхождения и определить, с чем эти расхождения в описании одного и того же явления связаны
Вложение | Размер |
---|---|
prosin_statya.docx | 22.54 КБ |
Тема «Отражение Казымского восстания в романе Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»
Автор: Просин Павел Александрович, ученик МБОУ «СОКШ №4», 11 к класса
Научный руководитель: Зайнуллина Галина Файзулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска
До сих пор в истории государства российского есть много белых, незаполненных страниц и страниц, которые предпочитают перелистывать, чтобы не обнародовать их содержимое. До недавнего времени событием, о котором предпочитали умалчивать, являлось так называемое Казымское восстание, которое представляло собой вооруженное выступление ханты против Советской власти в 1931-34гг. Цель моего исследования – сравнить изображение Казымского восстания в различного вида справочной литературе с изображением восстания в романе Еремея Даниловича Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах», выявить расхождения и определить, с чем эти расхождения в описании одного и того же явления связаны.
Река Казым – правый приток Оби. Бассейн реки Казым – место древних кочевий казымских ханты. С приходом к власти большевиков в 1917 году жизнь и быт казымских ханты мало изменилась. Изменилась она, когда в 1930 году для проведения коллективизации сельского хозяйства было решено строить культбазу. Задача культбазы заключалась в работе с беднотой по отрыву её от кулацко-шаманского влияния, развитии советской культуры среди хантыйского населения Казымского совета. Казымская культбаза выполняла большую работу среди коренного населения края. Она была административным, экономическим, культурным и просветительским центром Казымской территории.
Начальный этап восстания
В декабре 1931 года собрание казымских ханты решило «собрать весь Казымский народ» и предъявить культбазе свои требования: закрыть школу, отказать культбазе в любой помощи, рыбу, пушнину, оленей продавать самим и кто сколько хочет, переизбрать туземный совет, запретить ловлю рыбы на озере Нумто.
10 января 1932 года состоялось собрание на культбазе. Представители власти выслушали жалобы местного населения, переизбрали туземный совет, что привело к ослаблению мятежа.
В марте 1933 года ханты опять проводят собрание, где после гадания решают «уйти в далёкие края тундры». Но всем уйти не удалось. Опергруппа ОГПУ задержала четырёх казымцев-шаманов в качестве заложников. Остальные откочевали далеко на сотни километров от места культбазы. На этом этапе волнения улеглись.
Второй этап восстания
Начало второго этапа связано с решением Казымского тузсовета от 22 декабря 1932 года – для выполнения плана рыбозаготовок начать лов рыбы на озере Нумто, священном озере ханты, где по легендам обитала Казымская богиня. Чтобы успокоить волнения среди местного населения на озеро прибывает группа представителей советской власти .4 декабря 1933 года, когда началось собрание коренных жителей с «русскими», по условному сигналу бригада переговорщиков была связана и избита. Затем был написан текст требований к советской власти о снижении налога, насильно не собирать детей в школу – интернат, отпустить 4-х арестованных. На выполнение требований давали месяц. Письмо отправили на культбазу. Избитых и связанных заложников затащили в чум, вновь начался обряд гадания, но теперь «бог требовал смерти русских». Заложники были убиты.
В конце декабря 1933 года на культбазу прибыли отряды (численностью минимум 50 человек) для проведения карательной операции. В феврале 1934 года отряд ОГПУ получает разрешение начать карательную операцию с применением огнестрельного оружия. На подавление восстания из Москвы были отправлены аэропланы, которые позволили провести операцию по задержанию мятежников в короткие сроки. Ханты выстроили на берегу священного озера ледяную крепость, которая была разбомблена с воздуха. О том, как проходила карательная операция сведений очень мало. По официальным сведениям жертв во время операции было немного: 3 человека со стороны властей и 2 человека со стороны коренного населения. Но в народной памяти хантов и ненцев жива молва, что при задержании мятежников пострадало 20-30 человек невинных людей. Опергруппа ОГПУ арестовала 88 туземцев, из которых 34 человека освободили «за отсутствием состава преступления», 3 человека умерли в ходе следствия, а 51 обвиняемый остался. Было заведено дело № 2/49. В итоге 11 человек приговорено к расстрелу, 3 оправданы, остальные получили разные сроки тюремного заключения.
60 лет спустя, 29 декабря 1993 года прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании - в реабилитации 49 его участникам было отказано.
Так или примерно так выглядит изображение Казымского восстания в официальных исторических источниках.
Я хотел бы рассмотреть изображение Казымского восстания в романе Еремея Даниловича Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». Роман Еремея Айпина, ханта по национальности, вышел в свет в 2002 году, был переведен на основные мировые языки и принес автору мировую известность.
В прологе Еремей Айпин рассказывает читателю историю подавления восстания, о строительстве ледяной крепости, о бомбежке аэропланами, о четырех заложниках-шаманах, о причинах, побудивших хантов пойти против властей. О слухах, будораживших ханты. «Впереди красных отрядов шла весть: «Красные лиственничными дубинами забивают восставших остяков». Сам собой напрашивался вывод, что живым в лапы красных лучше не попадаться.»
Сразу появляется вопрос, откуда у Айпина такие сведения, где он брал материал для написания романа. Как он не раз говорил в своих интервью, бабушка была свидетельницей подавления восстания, рассказы ее и ее ровесников он помнил с детства, одного из родственников писателя, шамана, репрессировали и расстреляли за то, что он, пошаманив, предрек гибель советской власти. Кстати, этот факт описывается в одном из эпизодов романа. После перестройки были открыты архивы, и автор смог поработать с подлинными документами того времени. Эти документальные свидетельства Айпин вынес в приложение к роману, так что у читателя есть возможность удостовериться в правдивости писателя. Таким образом, можно сказать, что основное изображение истории восстания не нарушено ни хронологически, ни фактически.
Пролог завершается такими словами «И там, где прошли их (т.е. русских) войска, белые снега Севера стали красными. Это были снега зимы 1933–1934 годов.» Отличия все же есть, и заключаются они в расстановке акцентов. Для истории страны Казымское восстание – очередной эпизод недовольства населения советской властью, для писателя Айпина – трагедия родного народа, затронувшая многие семьи.
Очень сложно, анализируя изображение исторического факта в литературном произведении, не отвлекаться на художественные особенности текста. Так же и с романом «Божья Матерь в кровавых снегах». Трудно оставаться беспристрастным, читая роман. В центре повествования главная героиня романа – женщина-ханты по имени Матерь Детей, по ходу повествования мы узнаем ее настоящее имя, но автор называет ее в тексте тем прозвищем, которым наградил муж, так как у хантов между супругами не принято звать друг друга по имени. Об этом и многих других обычаях читатель узнает из романа, который является кладезем этнографических сведений.
Из разоренного красными поселка, от наскоро вырытых могил мужа и старшего сына, на чудом сохранившейся упряжке оленей бежит Матерь Детей к людям на Аган, туда, где нет смерти. А вокруг полным ходом идет подавление восстания, оно является фоном для того, чтобы через несчастье одной семьи показать несчастье всего маленького народа, который просто хотел жить по своим веками сложившимся традициям.
В мирном поселке появляется карательный отряд, и никто в отряде не собирается разбираться, кто мятежник, а кто – нет. Расправляются со всеми. В самом начале романа начальник карательного отряда пытается взять под стражу одиннадцатилетнего сына героини. Самоотверженность матери, встающей на защиту собственного ребенка, заставляет главаря отступить и увести свой отряд из разоренного поселка. Захватчики увозят провизию, угоняют оленей и рубят в щепки нарты. А Матерь Детей справляет похоронный обряд, собирает детей и отправляется в путь. По дороге много чего приходится ей увидеть: чум, полный расстрелянных людей, в основном женщин, детей, стариков, волчицу с перебитыми задними лапами, потерявшую всю семью, потому что пилот аэроплана решил позабавиться и скинул несколько бомб на звериное семейство, молодого ханта, забитого лиственничными дубинами.
По пути одного за другим теряет она детей в неравной схватке с пилотом аэроплана. Если в первый раз он просто так обкидывает снарядами мирно бредущее по дороге семейство, то в следующую встречу Матерь Детей сама берет в руки ружье в надежде отомстить за погибшую дочь.
Метким выстрелом сбивает женщина аэроплан, но теряет сына, младшую дочь, нарту, оленей, одну из своих собак. С последним оставшимся в живых сыном и старой собакой бредут они по дороге, полной опасностей.
В чем же разница изображения? В правде, у каждого она, как известно, своя. Официальная история беспристрастна, она не дает оценки, а просто информирует нас о свершившемся факте, в то время как автор художественного произведения обязательно дает свою оценку происходившему. Отношение Айпина видно во всем, в выборе героя – нет ничего более мирного, чем женщина с четырьмя детьми на руках, в выборе словесных характеристик для изображения персонажей, в сравнениях, прослеживаемых параллелях. В романе четкое деление на добро и зло. Хорошие – ханты, плохие – русские. Все, кто помогает русским и идут против остяков, выглядят малосимпатично. В этом случае писателя можно понять, он пишет о трагедии целого народа, о крушении всего устоявшегося жизненного уклада, о том, что разрушение это не остановить. Поэтому он так тщательно прописывает древние ритуалы, обычаи, соблюдаемые героиней, хранительницей великой народной мудрости.
И все же, какая разница в изображении Казымского восстания в изображении историков и в изображении Еремея Айпина?
Прочитал о Казымском восстании и ощутил причастность к трагическим страницам истории моего края. Сложное было время.… Резкое вмешательство в жизнь аборигенов, вторжение чужеродной практики хозяйствования на этой «первобытной земле», перекраивание жизненных ценностей вызвали непонимание, недовольство, а затем и вооружённые выступления коренных народов.
Таким образом, Казымское восстание было вызвано недовольством коренного населения политикой центральных и местных властей, не считавшихся с интересами и возможностями аборигенов, их традиционным укладом жизни. Понадобились многие годы, чтобы кочевой народ залечил моральные раны, возобновил свой привычный образ жизни и стал восстанавливать свои традиции и культуру.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Военная хитрость
Повезло! Стихи о счастливой семье
Сладость для сердца
Любили тебя без особых причин...