Необычайная красота Урала овеяна народными преданиями, легендами, воссоздана в стихах и прозе русских писателей. Читатель, слушатель, знакомясь с этими произведениями, представляет голубые озера, бескрайние просторы, таинственные горы…Пожалуй, никто лучше поэта, для которого эти места так близки и дороги сердцу, не расскажет о них. Людмила Татьяничева, Борис Ручьев, Марк Гроссман, Сергей Семянников, Валентин Сорокин, Ася Горская (этот ряд можно продолжать и продолжать) и, конечно, Константин Скворцов посвятили немало поэтических строк нашему краю, неповторимому Уралу.
Вложение | Размер |
---|---|
ryazanova_statya_shag.doc | 107.5 КБ |
prilozhenie.doc | 64 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ"
----------------------------------------
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Урал в лирике К.Скворцова: от традиции к индивидуально-авторскому образу
Исследовательская (творческая) работа на Челябинский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее - Созвездие НТТМ»
(секция 5.3 «Литературоведение»)
Автор: Рязанова Мария Владимировна, г. Челябинск, МАОУ СОШ №15, класс 10 | |
Научные руководители: Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель литературно-краеведческого музея «Кораблик» МАОУ СОШ №15; Мешкова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЧелГУ
|
Челябинск - 2014
Содержание
Введение | стр. 1 |
Глава 1. Уральский фольклор как источник поэтических образов в стихотворениях К.Скворцова, посвященных Уралу | стр. 3 |
Глава 2. Образ «малой родины» К.Скворцова в контексте уральской литературной традиции | стр. 6 |
Заключение | стр. 9 |
Список литературы | стр. 10 |
Приложение | стр. 11 |
1
Введение
Необычайная красота Урала овеяна народными преданиями, легендами, воссоздана в стихах и прозе русских писателей. Читатель, слушатель, знакомясь с этими произведениями, представляет голубые озера, бескрайние просторы, таинственные горы…Пожалуй, никто лучше поэта, для которого эти места так близки и дороги сердцу, не расскажет о них. Людмила Татьяничева, Борис Ручьев, Марк Гроссман, Сергей Семянников, Валентин Сорокин, Ася Горская (этот ряд можно продолжать и продолжать) и, конечно, Константин Скворцов посвятили немало поэтических строк нашему краю, неповторимому Уралу.
Лирика Константина Скворцова является объектом нашего исследования.
Предметом изучения – стихотворения К. Скворцова, посвященные Уралу.
Несомненно, творчество К. Скворцова вызывает интерес со стороны исследователей. В 2012 году издательство «АРБИС» выпустило в серии «Писатели России» книгу «Константин Скворцов» (сост. А. П. Моисеев, В.А. Черноземцев) [9]. Обширный биографический контекст, представленный в этом труде, позволяет понять причины обращения писателя к той или иной теме, в том числе, установить, почему немало строк поэт посвятил Уралу.
Л.И. Стрелец в статье «Несовременные и современные пьесы Скворцова» отмечает одну из особенностей его драматургии: писатель в своих драмах для понимания настоящего обращается к прошлому[13].
Г. П. Меркулова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №15 г. Челябинска, вместе с учениками исследовала истоки творчества Скворцова, особенности его поэтического мастерства, драматические произведения Скворцова, связь творчества К. Скворцова с различными видами искусства. [12]
Показательным, на наш взгляд, является отзыв писателя Михаила Алексеева о творчестве К. Скворцова. М. Алексеев считает, что Скворцов пришёл в нашу жизнь, чтобы помочь найти ответы на вопросы, связанные с судьбой Отечества.
В целом предпринятый нами анализ научной и публицистической литературы, посвященный произведениям К. Скворцова, позволяет прийти к выводу, что еще немало вопросов, связанных с изучением творчества этого уральского поэта и драматурга, ждет своего разрешения.
Цель нашего исследования - выявить особенности создания образа Урала в лирике К. Скворцова. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2
Это обусловило выбор методов исследования:
Ключевым термином в нашей работе является образ художественный. Как отмечают литературоведы, «художественный образ экспрессивен, т. е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам читателей, слушателей, зрителей»[4, с.212].
Материалом нашего исследования являются стихотворения поэта разных лет: «Златоуст», «Тесьма», «Черемуха», «Журавлиный плес», «Иремель», «Баллада о Белой реке», «Баллада о Золотом корне», «Берег милый», «Златоустье», «Там, на речке...», «Ранние цветы», «Средь гор крылатых Златоуста», «Веселка», «Вышел на берег я...», «Баллада о Громатухе», «Маяк, песня о Родине», «Лемеза» (Приложение I).
Актуальность предпринятого исследования определяется, во-первых, постоянным интересом со стороны читателей к творчеству К.Скворцова; во-вторых, возможностью знакомства с восприятием культуры родного края поэтом, и с отображением этого восприятия в лирике.
Научная новизна исследования: впервые предпринята попытка системного анализа образа Урала в лирике К.Скворцова: установлена связь как с народной традицией, так и с творчеством уральских поэтов на пути создания художественного образа Урала.
Практическая значимость. Работа может быть использована на уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, а также на факультативах, дающих представление о культуре Урала.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что образ Урала, созданный К.Скворцовым, рождается под влиянием многих факторов: 1) любовь поэта к «малой родине», родному
3
Уралу; 2) знание уральского народного творчества; 3) литературная традиция, к освоению и формированию которой Скворцов имеет непосредственное отношение.
Структура работы определена логикой наших изысканий в выбранном направлении: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Уральский фольклор как источник поэтических образов в стихотворениях К. Скворцова
Обращение писателей к сокровищницам фольклора – явление, вызывающее немалый интерес как со стороны читателей, так и со стороны исследователей: знакомые из устной традиции образы в художественном произведении наполняются новым содержанием.
К. Скворцов, посвятивший немало стихотворений родному Уралу, в произведениях как будто «оживляет» уральские легенды и предания. Поэтические строки К.Скворцова, посвященные родному городу, Златоусту, являются тому подтверждением: «Золотая верста./Конь крылатый над синею Русью,/Дорогие места/Златоустье моё, Златоустье…»[3]
Эти строки, с одной стороны, вызывают восхищение, а с другой, заставляют читателя задуматься над истоками отдельных образов. Крылатый конь, который возникает в воображении читателя, несомненно, напоминает легендарного Пегаса, появившегося, согласно греческой мифологии, из капель крови Медузы Горгоны, когда Персей отсек ей голову. Однако справедливо возникает вопрос: как это может быть связано с уральским городом, возникшим в 1754 году на берегах реки Ай?
Другие стихи К.Скворцова как будто намеренно усиливают загадочность города и его легендарного прошлого:«Крылатый конь по кличке Златоуст/Копытом стукнул в сладостной истоме…/На Азию с Европою земля/Распалась, иноходца веселя»
Заметим, что согласно наиболее известной версии происхождения названия города Златоустом он стал называться «благодаря популярному и почитаемому на Руси с давних пор Иоанну Златоусту – канонизированному Русской православной церковью византийскому церковному деятелю» [7]. Однако количество версий происхождения названия города велико, среди них немало поэтических, открывающих простор воображению. Остановимся лишь на тех, которые помогут понять строки стихотворений К.Скворцова. Итак, крылатый конь - символ Златоуста, нашедший закрепление в гербе и на флаге города. Этот образ был создан Иваном Бушуевым. В «Златоустовской энциклопедии» читаем: «Его [Бушуева] фантазия создала, а талант увековечил на металле образ стремительно несущегося крылатого коня …. Именно так он обрел зримые очертания.
4
Однако крылатый конь в стихотворении Скворцова, вероятно, связан и с другими легендами об Урале. Вспомним, что уральские горы называют каменным поясом, который как бы перепоясывает Россию, отделяя европейскую часть от азиатской. Это месторасположение породило немало легенд, в том числе и о коне, поделившем землю на два полушария.
Поэт в стихотворении «Златоустье» обращается к легенде о Таганае. В переводе с башкирского Таганай означает «Подставка Луны». Согласно одной из версий о происхождении такого названия, горы – это окаменевшие великаны. Одного из них, отца, искавшего своих сыновей, решила утешить Луна. Но когда опустилась ему на плечо, то увидела, что великан от горя окаменел. А его горькие слезы - потоки великие - превратились в каменные реки. С тех пор стали звать эту великан-гору - Таганаем – Лунной Подставкой.
По другой версии, виной всему Нажибек, игравший для красавицы Айгуль на курае.
Вероятно, именно это предание имел в виду К.Скворцов, создавая стихотворение «Златоустье»: «Дни любви сочтены,/Лгать тебе не хочу./На «подставку Луны»*/Мы поставим свечу./Будет эхом звучать/Голос твой откликной…/И всё снова начать/Мы решимся с тобой».
Мотивы разлуки и возвращения, имеющиеся в предании, подхвачены в стихотворении: лирический герой возвращается туда, где любил и был любим. Обращает на себя внимание эпитет откликной, который может быть воспринят как окказионализм, если не обратиться к названием отдельных хребтов Таганая. Среди таковых мы обнаружим и Откликной, получивший своё название за способность отражать 7 - 8 кратное эхо.
Неоднократно Скворцов упоминает об этом хребте в своих стихотворениях. Например, в «Тесьме» (топоним «Тесьма» в народных преданиях не менее распространен, к примеру, известное предание «Как поссорились Тесьма с Киолимой») имеются следующие строки: «Мне в мире места нет другого,/Здесь колыбель моя и крест./Лишь кликну с гребня Откликного,/Все отзывается окрест».
Стихотворение, посвященное «заповедному дикому краю», обретает черты философской лирики: перед читателем не просто герой, случайно оказавшийся в горах, а человек, ищущий свое место в этом мире. Создавая образ человека, находящегося на распутье, поэт пишет: «Мне вторят ангелы и бесы,/Но песнь одна едва слышна-/То откликается из бездны/Моя заблудшая душа».
Автор как будто намеренно сгущает краски, используя словосочетания с такими эпитетами, как «дикий край», «заблудшая душа», «гнилая гать». Показательно, на наш
5
взгляд, что и в народной традиции легенды, посвященные Откликному хребту, поддерживают мотив страха, неустроенности. Однако если в стихотворении Скворцова этот мотив рождается от отсутствия ответа на вопрос, каково предназначение человека («А вдруг душа заглянет молча/В глаза мои.... куда бежать?»), то в народной легенде страх связан с голосом чудовища, которое обитало в горах, но было уничтожено Богом, к которому с молитвой обратились люди. Голос же чудовища, по легенде, был оставлен в горах.
К.Скворцов, создавая свой поэтический мир, предстает как человек, которому известны и дороги уральские легенды и предания: вероятнее всего, ему не раз приходилось слушать их от знатоков фольклора, а может быть и следовать некоторым предписаниям, содержащимся в устных рассказах. К таким мыслям приходишь, когда читаешь стихотворение «Иремель»: «Любой спасения горазд/Искать за тридевять земель.../Ты ж брось в рюкзак, что бог подаст,/И поднимись на Иремель».
Существует легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. Кроме того, и сейчас записываются устные рассказы, согласно которым Иремель может человека «не пустить» на вершину, то есть не покориться. Не случайно бытует такой вопрос: «А тебя Иремель пустил…?»
В стихотворении Скворцова читаем: «И ветра жгучего рука/Грозит сорвать нас со скалы/И бросить вниз,/ на облака, Где ад кромешный да орлы». Заметим, что в стихотворении Скворцова постепенно реальный и легендарный планы совмещаются, при этом стихотворение вновь обретает философский смысл: речь идет уже не столько о покорении вершины, сколько о значении этого шага в постижении самого себя: «Ведь только здесь узнаешь ты,/Себя за трусость невзлюбя,/Что постиженье высоты –/Преодоление себя».
Влияние народного творчества на произведения К.Скворцова, на наш взгляд, обнаруживается и при сопоставлении стихотворений поэта с народной песенной традицией. Обратимся к стихотворениям «Ранние цветы», «Там, на речке...», «Златоустье». В каждом имеются строфы-куплеты и строфы-припевы, причем последние наиболее созвучны народным песням. Например, в стихотворении «Ранние цветы» повторяются
следующие строки: «А я смотрю на Уреньгу –/Вершины все еще в снегу./А здесь в долине и в душе/Цветет черемуха уже».
Психологический параллелизм, который становится основой метафоры в этом стихотворении («А здесь в долине и в душе/ Цветет черемуха уже») соответствует традиционной народной символике: зацветает дерево – рождается любовь. Черемуха для
6
Скворцова – один из любимых образов: о ней он вспоминает чаще всего, когда упоминает в стихотворениях дом, мать, Родину.
Итак, закономерным является обращение К.Скворцова к легендам и преданиям, поскольку на Урале они записываются повсеместно. Стихотворения К.Скворцова, посвященные Уралу, создают образ таинственный, загадочный, подобный тому, каким Урал предстает в легендах и преданиях, и одновременно глубоко личный, поскольку каждый образ – это часть мира самого поэта, мира реального, и мира поэтического. Народные легенды и предания становятся частью пейзажной, любовной и философской лирики К. Скворцова.
Глава 2. Образ «малой родины» К. Скворцова в контексте уральской литературной традиции
Образ Урала в лирике русских поэтов стал традиционным. Твардовский в знаменитой поэме «За далью даль» высоко оценил роль уральского региона в жизни России, признав, что Урал – это «опорный край державы». Но Урал не является родиной Твардовского, а потому совсем другие впечатления от Урала у тех авторов, кто здесь живет. Город Златоуст, например, родина Константина Скворцова: «Долина детства – город Златоуст./Твои огни я помню наизусть».
Возникает вопрос, имеется ли сходство в создании образа Урала в лирике К. Скворцова и в произведениях других уральских поэтов? Остановимся на сопоставлении стихотворений К. Скворцова с текстами Л. Татьяничевой, Б. Ручьева, К. Львова.
Известно, что в декабре 1937 года Ручьев был репрессирован и оказался вдали от Урала, родных, друзей. Возвращение на Урал состоялось лишь в 1957 году. Мотивы разлуки, встречи, расставания нередко слышны в стихах поэта, посвященных малой родине. «Дальним ветром, тихим зовом/Всё манит меня к себе, /Будто сына дорогого, /Непокорного судьбе».
В лирике К.Скворцова эти мотивы также встречаются. Лирического героя охватывает чувство какой-то неизвестности и опасности, будто ощущаешь вину перед
Родиной за долгую разлуку: «Светлый дом у пруда/На крутом берегу./Что-то тянет туда,/А войти не могу».
Писатели так любят Родину, что готовы восхищаться ею с самого утра, готовы весь день пробыть на реке, горе, озере, лишь бы насладиться родной природой, её пробуждением. К. Скворцов пишет: «Мы утром рано под мостом/Плоты изладим, а потом/Под небесами,/Средь гордых скал под шум берёз/Вперед на Журавлиный плёс,/По Юрюзани».
7
Оба писателя говорят о трудностях в познании родного края. Но познавать родной край всё же нужно, ведь это наша история, наша культура, наши традиции, и, конечно, особенности природы нашей местности. «Нет сил, но надо что-то делать.../И лезли мы то вкривь, то прямиком./И все трудней дышалось с каждым метром», - говорит лирический герой стихотворения К.Скворцова.
У каждого человека наступает время, когда нужно подводить итоги жизни. Во второй песне о Магнит-горе Ручьев задумывается о вечном: «Если я умру без слова,/Люди, будьте так добры,/Отвезите гроб тесовый/До высот Магнит-горы».
Это свидетельствует о том, что автор желает после смерти и душой и телом быть в любимом месте.
В «уральских» произведениях Скворцова мы не найдем мыслей о смерти. Он лишь задумывается о своем предназначении: «Но наступила зрелости пора./Я понял тяжесть этого пера…»
На родине поэты ищут ответы на самые важные и острые вопросы.
Урал К.Скворцова и Л. Татьяничевой ассоциируется с синими горами. Татьяничева: «Я вижу свой синий Урал», Скворцов: «И в горы синие уйди», «Под синим взглядом Уреньги». Писатели говорят о загадочности гор Урала, о малопосещаемых местах, хранящих множество тайн. Татьяничева призывает найти то, чего еще не касались другие люди: «Отыщи нетронутые руды», Скворцов делится своими впечатлениями от посещения места, где никто не был: «Был я там, где не ступала До меня ничья нога». В стихотворениях поэтов Урал живой, а потому один из ключевых приемов, используемых в стихотворениях, - олицетворение. Татьяничева: «Сосны босые Сбегают с подоблачных скал»; Скворцов: «Спит роса меж осок в гамаке». Перенесение свойств одушевленного на неодушевленное создаёт впечатление, что природа тоже живет, чувствует и развивается, а поэтому к ней нужно бережно относиться.
И Татьяничеву, и Скворцова связывает с Уралом масса воспоминаний, и поэтому им было сложно покидать эту землю, ставшую родной, ведь свое место они находили
именно на Урале, и нигде больше (Татьяничева: «Я сердцем всё это вбирала, Свой край полюбив навсегда»; Скворцов «Мне другая земля никогда не приснится»).
Разумеется, есть и отличия в произведениях этих двух писателей. Татьяничева видит, что «главная сила Урала — В чудесном искусстве труда». Татьяничева гордится талантом уральских умельцев: «Мне дороги лица простые/ И руки, что плавят металл».
Есть одно еще очень важное различие: Татьяничева пишет о том, что Урал значит для нее, он стал для нее таким родным и близким сердцу, она уже смело говорит о нем как о своем:
8
«Я вижу свой синий Урал». Скворцов же, наоборот, как будто старается не «присваивать» себе богатств уральской земли, не нарушать этой красоты и неприкосновенности: «Но останутся вечными камни твои».
Стихотворения Скворцова и Львова сходны в стремлении отобразить реальность, так, например, свойство Откликного гребня создавать эхо: «Лишь крикну с гребня Откликного, Всё отзывается окрест» (Скворцов), «Гребни откликные - С громовым успехом Голоса живые Возвращают эхом!» (Львов).
У обоих писателей есть стихотворение «Златоуст». Для того и для другого поэта Златоуст связан с детством, и именно эти детские воспоминания отразились в стихотворениях: «Это имя нам детство вписало в сердца» (Львов), «Долина детства – город Златоуст» (Скворцов). Главное отличие произведения Скворцова от строк Львова проявляется в том, что Скворцов более глубоко создает образ Урала, уделив при этом географическому объекту почти целое произведение («Тесьма», «Иремель», «Веселка», «Лемеза», «Баллада о Громатухе»), а Львов рассматривает Урал в целом, упоминая поселки, реки, горы, города, озера лишь в назывном порядке (поэма Урал). Кроме того, Львов рассматривает Урал прежде всего как район развитой металлургии («И душа сама поет: Металлурги, металлурги, Металлический народ!»), а Скворцов особое внимание уделяет красоте уральской природы («Край медвежий – тайга и река, Берегов голубые бока»).
Итак, мы выяснили, что стихотворения К.Скворцова близки уральским поэтам в развитии отдельных мотивов и образов. Однако анализ лирики поэта позволяет установить и её своеобразие. Лирический герой Скворцова - путешественник, для которого дороги красоты Урала. С рюкзаком за плечами, он то идет по нехоженым тропам («не по лосиным тропам торным, здесь непроложенным, увы, а по лишайникам узорным, не поднимая головы…), то плывет по реке… Везде при этом он видит красоту окружающей его неповторимой природы; не только горы, воспетые многими художниками слова, но и то, что порой просто оказывается под ногами, рождает отклик в душе лирического героя. Он видит Урал и с высоты птичьего полета («мы с ним уносимся дозором… и с поднебесной высоты вбираем острым птичьим взором ручьи, распадки и хребты...), и с высоты человеческого роста.
Во многих стихотворениях поэта используется антитеза «большое-малое», но это не просто сопоставление масштабов, эта антитеза позволяет задуматься о значении дорогих для тебя мест с общим представлением о них («… и стало страшно от того, что город звонкий, где я вырос, всего лишь пятнышко одно»). Грусть и лиризм, с одной стороны,
9
гордость с другой, - вот чувства, которые испытывает лирический герой, рассказывая читателю о своей родине.
Заключение
Лирика К.Скворцова, современного уральского поэта, привлекает внимание читателей необычайным лиризмом и философичностью. Эти приметы произведений поэта, на наш взгляд, очень ярко проявляются в строках, посвящённых Уралу, который для поэта является «берегом милым» (так называется и сборник стихотворений).
Проанализировав образную структуру произведений К.Скворцова, мы пришли к выводу о том, что поэт показал свою Родину во всей красе, он восхищается Уралом сам и заставляет читателя испытывать такие же чувства. Стихотворения были написаны К.Скворцовым в зрелом возрасте, поэтому он не раз предавался воспоминаниям: самые яркие впечатления об Урале он получил именно в детстве и юности.
Знакомство с произведениями Скворцова позволило установить образы, имеющие народно-поэтические истоки. Таковыми являются: крылатый конь, город Златоуст, хребет Таганай, река Тесьма, Откликной гребень, гора Иремель, хребет Уреньга. В создании образов этих географических объектов Константин Скворцов брал за основу известные уральские предания и легенды. При этом образы из устной народной поэзии становятся частью пейзажной, любовной и философской лирики К. Скворцова.
Сравнительный анализ «уральских» стихотворений Скворцова с произведениями других поэтов показал, что отдельные мотивы и образы в произведениях Скворцова и Ручьева, Скворцова и Татьяничевой, Скворцова и Львова перекликаются. Это, на наш взгляд, свидетельствует о некой традиции в изображении Урала: описание Урала как жемчужины России, понимание настоящего через осознание прошлого своей родины.
Однако каждый поэт индивидуален, и К. Скворцов не исключение.
Лирический герой Скворцова – уральский путешественник, романтик и реалист одновременно. Он то устремляется в небо, то спускается на землю (в прямом и переносном значении этих слова). Анализ стихотворений позволяет увидеть часто повторяющийся прием: таковым является антитеза, реализуемая в разных сочетаниях: прошлое-настоящее, земля-небо, и конечно, «большое-малое». Именно последняя позволяет сопоставить значение дорогих для поэта мест с общим представлением о них. Эта стилистическая фигура, на наш взгляд, находит яркое, ёмкое воплощение в следующих строках: «Я выйду по тропе подталой/На полустанок небольшой./Не может Родина быть малой/С такой великою душой".
10
Лирический герой как будто вступает в полемику с теми, кто говорит о «малой родине»: в стихотворении Скворцова это выражение воспринимается как оксюморон, или, по крайне мере, досадная ошибка: к родине эпитет малая вряд ли применим.
Список использованной литературы
Тексты:
1.Ручьев, Б.А. Магнит-гора. Избранные стихи и поэмы/ Б.А. Ручьев – Москва: Молодая гвардия, 1964 – 221 с.
2.Скворцов, К. В. Берег милый. Лирика/ К. В. Скворцов – Челябинск: Взгляд, 2003 – 398
3.Татьяничева, Л.К. Родной Урал. Стихи/ Л.К. Татьяничева – Москва: Советский писатель, 1950 – 114 с.
Исследования:
4.Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины [Текст]:Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с.
5. Гальцева Л.П. В Урале Русь отражена [Текст]: Статьи.Очерки.Заметки/ Л.П Гальцева .- Челябинск, 1991. – 200 с.
6. Златоуст – город крылатого коня/сост.А.В.Козлов. [Текст] – Златоуст: «Фотомир»,2004. - 336
7.Златоустовская энциклопедия [Электронный ресурс]-Режим доступа-(http://www.3slovary.ru/load/istorija_geograficheskikh_nazvanij_rusi/zlatoust/4-1-0-287)
8.Кириллова, И. А. Легенды Южного Урала [Текст] / И.А. Кириллова. - Челябинск: Аркаим, 2008. – 208 с.
9.Константин Скворцов/ сост. А. П. Моисеев, В.А. Черноземцев; под ред. канд. филологических наук Т. В. Соловьёвой[Текст]. – Челябинск: АБРИС, 2012. – 256с. – (Писатели России).
9.Константин Скворцов – общественное признание // [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.peredelkino-land.ru/pages/k__skvorcov__obwestvennoe_priznanie
10.Крохалева, Т. Н. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 10-11 классы [Текст]/Т. Н. Крохалева, Т. В.Соловьева, Л. И. Стрелец – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2004 – 447 с.
11. Меркулова. Г.П. Внеклассное мероприятие «Я наследую небо...»// [Электронный ресурс]: Режим доступа - 20.09.2014-http://festival.1september.ru/articles/566645/
12.Стрелец Л.И. Несовременные современные пьесы Константина Скворцова// [Электронный ресурс]: Режим доступа – 20.09.2014 - http://www.voskres.ru/literature/critics/strelets.htm
Приложение I
Название стихотворения, дата написания | Географические объекты, упоминаемые в стихотворении | Цитата из текста | Средства создания образа |
Златоуст | город Златоуст, части света Европа и Азия. | Я помню эту причту наизусть: | аллегория («Крылатый конь по кличке Златоуст»), метафора («На Азию с Европою земля |
Тесьма | река Тесьма, хребет Таганай, гребень Откликной. | И я бегу тропой лесною
| инверсия («встречает Таганай»), эпитеты («заповедный дикий край»), олицетворение («встречает Таганай»), аллегория (« Здесь колыбель моя и крест»), метафора («подпоясанный Тесьмою») |
Черемуха (27 января 2000 г.) | Айская долина | Над Айскою долиною | метафора («Висит все та ж звезда»), инверсия («любили мы»). |
Журавлиный плёс | село Малояз, Журавлиный плёс, река Юрюзань | И почему так тянет нас | риторический вопрос («И почему так тянет нас В столицу детства, в Малояз, асиндетон («Под небесами, эпитет («Средь гордых скал»), эпитеты («сонный Журавлиный плёс») |
Иремель (21 июля 1997) | горы Иремель и Эльбрус, горная вершина Эверест, деревня Ильдус | Любой спасения горазд Встречал приветливый Эльбрус, | глаголы в повелительном наклонении («Ты ж брось в рюкзак, что бог подаст, эпитеты («приветливый Эльбрус», «родимых мест»), олицетворение и инверсия («Встречал приветливый Эльбрус, Ласкал снегами Эверест», обращение («Но нам с тобою, брат Ильдус»). |
Баллада о Белой реке | Белая река | Сколько раз мы опять и опять Рай земной принимались искать. Мы искали его вдалеке, А он рядом – на Белой реке. | инверсия («Рай земной») |
Баллада о Золотом корне (3 января 2000 г.) | хребет Нургуш, река Ус, село Березняки, реки Кылы, город Сатка, озеро Зюраткуль, хребет Уреньга, Кураминское болото, деревня Плотинка. | Нургуш – таинственное плато Для иноземных кораблей, Кулисы желтая заплатка И Уса каждый поворот. Березняки, Кылы и Сатка, Мерцающие из болот. | эпитеты («таинственное плато», «иноземных кораблей» «Березняки, Кылы и Сатка, Мерцающие из болот»), аллегория («Кулисы желтая заплатка»), антитеза («А невеликая Плотинка Куда как больше для меня!») |
Берег милый | Лунная река, Отчий край, деревня Плотинка. | Опять приеду я издалека, Отведав вдоволь солнечного рая, В снега, где бьется Лунная река О камни, что зовутся Отчим краем. | инверсия («приеду я», «бьется Лунная река», «не вспыхнут звёзды на Плотинке»»), эпитеты («солнечного рая»), олицетворение («уснет хребет») |
Пронеслись мои годы... | Россия | Говорите слова, Говорите России. Говорите России: - Да будет Россия жива!.. | анафора глаголы в повелительном наклонении, восклицательное предложение. |
Златоустье | Золотая верста, город Златоуст, «подставка Луны» (хребет Таганай). | Золотая верста. Конь крылатый над синею Русью, Дорогие места Златоустье моё, Златоустье!.. Дни любви сочтены, Лгать тебе не хочу. На «подставку Луны» Мы поставим свечу. | перифраз (На «подставку Луны») |
Там, на речке... | Уральская тайга, гора Иремель, хребет Уреньга, река Ай, части света Европа и Азия. | Эх, Уральская тайга - Там на речке, на Аю, | инверсия («Был я», «не ступала нога»), уточняющие конструкции («Там на речке, на Аю, метафора («Небо выпито до дна»), полисиндетон («Где та неба бирюза? риторические вопросы («Где та неба бирюза? сравнение («озера, как слеза»), эпитеты («Хвойные глаза») |
Ранние цветы | Айская долина, хребет Уреньга. | А я смотрю на Уреньгу – Вершины все еще в снегу. А здесь в долине и в душе Цветет черемуха уже. | инверсия («Цветет черемуха уже») |
Средь гор крылатых Златоуста (22 июля 2000 г.) | город Златоуст, хребет Уреньга | Средь гор крылатых Златоуста, Под синим взглядом Уреньги, Меня охватывает чувство, Что наше вечное искусство – Всего лишь – на воде круги... | метафора («Под синим взглядом Уреньги», «ложатся тучи»), инверсия («охватывает чувство»), эпитеты («вечное искусство»), сравнение («Тяжелые, как капли ртути») |
Веселка (28 августа 2001 г.) | река Веселка | Сколь дивных мест таят проселки В своем убранстве золотом, Стоит на берегу Веселки Накрытый столик за мостом. | инверсия («таят проселки», «стоит столик»), эпитеты («дивных мест», «убранстве золотом»), олицетворение («оправдывает речка») |
Вышел на берег я... (24 января 2001 г. | реки Балашиха и Уржумка, Берёзовый омут, Змеиный омут | Вышел на берег я… | инверсия («Вышел я»), риторический вопрос («Отчего так тревожно и тихо?») |
Баллада о Громатухе | хребет Уреньга, части света Европа и Азия, река Громатуха, река Терек, река Лена | На Уреньге, что уральских легенд повитуха, Между Европой и Азией из родника Чистой слезой вытекает река Громатуха... | сравнение («Чистой слезой вытекает река Громатуха»), литота («речка-малютка») |
Маяк | гора Иремель | Туман над Иремелем, как всегда... Сквозь облака видна вершина... | эпитеты («свинцовым ветром», «гибельный туман») |
Лемеза (сентябрь 2002 г.) | река Лемеза, деревня Ильдус | Обострен настороженный слух | эпитеты («утробный таинственный рык» обращение («Что, Ильдус, брат Асфана, притих? »), сравнение («Что могил здесь, как в поле стогов»), анафора («Мимо рук обнаженных дерев, Мимо тайн первородной Любви») |
Снеговик
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Лиса-охотница
Сказка об одной Тайне