Творчество Стивена Кинга вызывает огромный интерес со стороны читателей, поскольку Кинг умеет заинтриговать: в его произведениях захватывающий сюжет, психологические портреты персонажей весьма разнообразны, и предсказать развязку крайне сложно.
Исследователи, не обходят своим вниманием романы Кинга. Об этом свидетельствует выход работ, посвященных как отдельным произведениям писателя, так и творчеству Кинга в целом. Остановимся лишь на тех трудах, которые имеют непосредственное отношение к нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.94 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ-СОЗВЕЗДИЕ НТТМ»
___________________________
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ХХI ВЕКА»
Мотивная структура романа Стивена Кинга «Мертвая зона»
Исследовательская (творческая) работа на Челябинский
молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее - Созвездие НТТМ»
(секция 5. 3 «Литературоведение»)
Автор: Гневчинская Анна Анатольевна, г. Челябинск, МАОУ СОШ №15, класс 10 | |
Научные руководители: Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель литературно-краеведческого музея «Кораблик» МАОУ СОШ №15; Мешкова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЧелГУ
|
Челябинск - 2014
Содержание
Введение | стр. 1 |
Глава 1. Возвращение как мотив романа «Мертвая зона» | стр. 3 |
Глава 2. Прозрение как лейтмотив произведения | стр. 6 |
Заключение | стр. 9 |
Список литературы | стр. 10 |
Приложение | стр. 11 |
Введение
Творчество Стивена Кинга вызывает огромный интерес со стороны читателей, поскольку Кинг умеет заинтриговать: в его произведениях захватывающий сюжет, психологические портреты персонажей весьма разнообразны, и предсказать развязку крайне сложно.
Исследователи, не обходят своим вниманием романы Кинга. Об этом свидетельствует выход работ, посвященных как отдельным произведениям писателя, так и творчеству Кинга в целом. Остановимся лишь на тех трудах, которые имеют непосредственное отношение к нашей работе.
В статье А.М. Тлеуповой "Художественное своеобразие произведений С. Кинга" говорится о поэтике С. Кинга, об этапах творческого пути писателя:«Кинг очень рано увлекся литературой ….и уже с девяти лет стал писать короткие рассказы»[6, 45].А.М.Тлеупова обращает внимание на биографический контекст творчества Кинга, отмечая, что писатель в своих произведениях часто упоминает родителей: «Когда ему было два года, отец внезапно покинул семью, и это событие сильно сказалось на будущем писателе и его творчестве. Во многих произведениях Кинг рисует героев, которых покинул отец. Мать, со строгими религиозными взглядами, одна воспитывала Стивена и его приемного брата Девида». И в таких книгах, как "Кэрри" или "Мертвая зона", мы замечаем, что у персонажей были матери, одержимые религией.
В работе Николая Пальцева «Страшные сказки Стивена Кинга. Фантазии и реальность» рассказывается о сюжете произведений, даются комментарии к ним, сопоставляется содержание книг и событий, произошедших на самом деле. Приметой произведений Кинга становится внимание к быту, нравам, политическому и духовному климату. Это проявляется прежде всего в таких произведениях, как «Кэрри», «Сияние». Кроме того, Пальцев анализирует и то, как в произведениях Кинга ставятся социальные вопросы, например, об экологии Кинг размышляет в романах «Позиция», «Воспламеняющая взглядом» и др. Повесть «Туман» оценивается как «поистине устрашающая фантазия на экологические темы, выполненная в форме дневниковых заметок преуспевающего писателя Дэвида»[5].
В диссертации Александра Ненилина «Стивен Кинг и проблемы детства в англо-американской литературной традиции» упоминается о том, что писатель в своих произведениях делает предсказания: «В творчестве американского писателя С. Кинга, как в зеркале, отражаются самые актуальные проблемы современного постиндустриального
2
общества; более того, автор верно предсказал ряд социальных явлений, не существовавших к моменту написания его книг» [4].В этом же исследовании дается характеристика образа ребенка как главного героя: «Совершенно очевидным является тот факт, что как символ, выражающий некие философские, мировоззренческие идеи, ребенок существует уже очень давно. Вспомним знаменитое изречение из Нового Завета: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Библия. Матф. 18:3), согласно которому ребенок выступает в качестве нравственной модели человека» [4].
Выбор темы исследования «Мотивная структура романа Стивена Кинга «Мертвая зона» обусловлен необходимостью продолжить изучение поэтики произведений писателя.
Предпринятое исследование является актуальным, так как, во-первых, роман Кинга «Мертвая зона» является одним из самых читаемых сегодня, во- вторых, дает наглядное представление о своеобразии художественного мира писателя, в-третьих, позволяет заполнить некоторые пробелы в изучении поэтики произведений Кинга.
Итак, объектом исследования является роман С.Кинга «Мертвая зона».
Предметом –ключевые мотивы указанного произведения.
Цель работы–выявление своеобразия мотивной организации романа Стивена Кинга «Мертвая зона».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Основными методом исследования является структурно-семантический анализ текста. Ключевой термин в нашем исследовании – мотив. Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость. Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения.
Научная новизна работы определяется тем, что произведена систематизация мотивов романа Кинга «Мертвая зона», установлены механизмы превращения мотива в лейтмотив на материале отдельно взятого произведения.
Практическая значимость. Предлагаемое исследование может быть использовано на факультативных занятиях, посвященных современной зарубежной литературе.
3
Гипотеза исследования. Предполагаем, что в произведении С. Кинга использован принцип лейтмотивного построения повествования. Имеется в виду такой принцип, при котором «некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами».
Структура работы отражает наши изыскания в данном направлении: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Возвращение как мотив романа «Мертвая зона»
Сюжет произведения Стивена Кинга насыщен событиями. Обратимся к ключевым из них. Джон Смит, шестилетний мальчик, падает на катке и сильно ударяется о лёд. По истечении 15 лет молодого человека преследуют странные ощущения, которые возвращают его к этому происшествию. Однажды Джон и его девушка Сара в парке развлечений во время игры в колесо фортуны выигрывают большую сумму денег, а позже Джон садится в такси и попадает в тяжелую аварию. Проведя в коме пять лет, Джон приходит в себя, но не узнает новый для него мир (Сара давно замужем, мать окончательно стала одержима религией), однако понимает, что может видеть будущее. Об этом узнают журналисты, и Джону начинают приходить посылки с вещами и просьбами о помощи. Джон раскрывает убийства школьниц, затем предвидит пожар во время вечеринки выпускников и, уговорив некоторых остаться дома, спасает их от смерти. Его пророчества сбываются, и никто не сомневается в даре Джонни, кроме него самого. Между этими событиями Грег Стилсон – кандидат в президенты, устраивает встречу с избирателями, и Джонни удается пожать ему руку. Из своего видения он узнает о том, что Грег развяжет войну. Джонни, тщательно проработав план, отправляется помешать Стилсону. Добравшись до пункта назначения, во время речи «будущего президента», Джон стреляет и промахивается. Грег хватает ребёнка и прикрывает им себя. В это время охранники стреляют в Джонни, и он погибает. А фотограф из местной газеты запечатлевает поступок Грега, в результате политик разоблачает себя в глазах избирателей, а значит, его карьере приходит конец.
Таким образом, уже краткий обзор позволяет увидеть определенную закономерность: герой прозревает, понимает, каково его предназначение, миссия, однако для этого он должен совершить возвращение, причем неоднократно – возвращение к событиям юности, возвращение к жизни. Два мотива, на наш взгляд, являются ключевыми и переплетаются в едином действии – возвращение и прозрение.
4
Как отмечает В.Е.Хализев, «прибегнув к иносказанию, правомерно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива – его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно, загадочным» [7, 266]. Это наблюдение литературоведа явилось отправной точкой наших изысканий.
Обратимся к мотиву возвращения, так как он «задает тон», открывает действие.
Роман Кинга с первых строк не только знакомит с главным героем произведения, но и создает особую атмосферу – настороженности, тревоги. Джон Смит мысленно возвращается к событию, произошедшему когда-то на катке – падению на лед и травме, на которую не обратил внимание: «К окончанию колледжа Джон Смит уже не помнил, что в январе 1953 года сильно ударился головой и растянулся на льду». Травма головы, потеря сознания – вот два мотива, которые выходят на первый план, причем Стивен Кинг акцентирует внимание на этом эпизоде разными способами. Читатель, несомненно, обращает внимание на курсив, которым выделены слова: «Тьма… Черный лед… Тьма… Черный лед… Черная мгла» [1]. Не случайно появляется и оксюморон «черный лед»: использование этого приема позволяет Кингу сделать акцент на том, что сознание героя спутанно. Далее автор ещё несколько раз повторяет эти слова. Черный лед. Мгла.
Кинг использует повтор для того, чтобы передать ощущения мальчика.
– Чернота, – глухо произнес Джонни. – Черный лед[1].
Вновь черный цвет появляется так же активно во время игры в рулетку. Джон ставит неоднократно на черное, что вполне оправдано самой игрой. Но Кинг «сгущает краски», делает атмосферу более тревожной: черный цвет нужен и для создания портрета Джона во время этой игры: «Джонни спокойно наблюдал за движением колеса, и теперь Саре казалось (хотя, конечно, причиной могли быть непрерывные спазмы в животе), что его глаза стали почти черными» (выделено мной –А.Г).
Повтор, к которому прибегает Кинг, усиливает состояние тревоги. Колесо фортуны ассоциируется у Джона с «холодом. И черным льдом». Джон говорит: «И это сидит у меня в подкорке».
Итак, Кинг вновь и вновь обращается к прошлому, это возвращение создает ощущение тревоги, возможно, потому что прозрение не наступает. Причем Кинг не просто повторяет мотив, а каждый раз дополняет его: сначала чёрный лед, затем черный лед и колесо фортуны, а в следующем драматичном фрагменте эти мотивы обретают продолжение: « Джонни вышиб головой ветровое стекло, и весь мир устремился в
5
огромную черную дыру…Черная мгла. И угасавшее сознание. Его целиком заполняло огромное красно-черное колесо»[1].
Через долгое время в памяти всплывает воспоминание из детства, но, к сожалению, Джонни не может его уловить. Заметим, что и в данном фрагменте читатель улавливает опять «возвращение без прозрения». Этот комплекс мотивов возникает вновь, когда Джон испытывает тревогу: «На миг у него промелькнуло воспоминание о холоде, черном и едком дыме горящей резины, но тут же исчезло».
Черный цвет возникает не только в эпизодах, когда речь идет о спутанном сознании героя («В висках начала пульсировать боль; она, как черная туча, заволакивала сознание» [1]), но и тогда, когда нужно составить представление об аморальных людях, например, не раз упоминается «черный дождевик» Фрэнка Додда, насильника и убийцы;
Забегая вперед, заметим, что прояснившееся сознание – это озарение, разрывающее темноту: «Казалось, будто из узкого черного тоннеля вылетел на бешеной скорости зловещий товарный состав, а луч одинокого прожектора, скользнувшего по мчащейся махине, оказался лучом абсолютного знания[1]…»
Чернота перестает быть пугающей, когда Джон принимает решение – расправиться с негодяем: «Луны не было видно, и черное небо казалось усеянным мириадами звезд – сокровищами Господа, как выражалась Вера»[1]. Показательно, что создается ощущение света, а не тьмы в ночное время. Однако это озарение, или прозрение, - итог раздумий Джона. (Этот мотив мы проанализируем в следующей части исследования).
Другой эпизод из биографии Джона не оставляет его сознание, тревожит, заставляет возвращаться к нему вновь и вновь – «соперничество» с колесом фортуны. Кинг ведёт рассказ от лица Сары: «Он смотрит на колесо, как маленький мальчик на муравейник, который считает своей собственностью, подумала Сара». Действительно, Джонни был очень увлечен колесом фортуны, в нем пробуждался азарт: «Он успокоится, только когда проиграет все. Во время своей победы Джонни вспоминает предостережение матери-баптистки: «Шальные деньги приносят несчастье, – мрачно заметил Джонни…» Когда он садится в такси, «ему вдруг вспомнились слова матери: Шальные деньги всегда приносят несчастье»[1]. С помощью наречия «вдруг» писатель дает понять, что для самого Джонни это было неожиданно, но он не обратил особого внимания на знак. Выигрыш то и дело вспоминался Джонни и внушал тревогу.
Предполагаем, что автор намеренно возвращает героя к этой ситуации, таким образом создавая образ человека, который ищет ответ на мучающий его вопрос и который возвращается к исходной точке, но ответ ускользает, а мучение остается, и герой опять
6
возвращается к началу, подобно Сизифу, вынужденному вновь и вновь закатывать камень на гору:«В темноте, как в плохом сне, перед его глазами по-прежнему вращалось колесо, а в ушах звучало мерное постукивание указателя по штырькам, разделявшим сектора. Шальные деньги приносят несчастье» [1].
Во время аварии Джонни не покидает образ недавних событий: «Его целиком заполняло огромное красно-черное колесо, вращавшееся в пустоте, сравнимой только с расстоянием между звездами. ….Джонни отчаянно вглядывался, не выпадет ли двойное зеро, при котором проигрывают все, кроме хозяина. Но разглядеть ему так и не удалось, потому что колесо вдруг исчезло».Возвращение – воспоминание – вот мотив, который доминирует в этих эпизодах.
Однако есть и ещё один вариант возвращения, а именно, возвращение к жизни, то есть выход Джона из комы. Его возвращение сопровождается видением: «Он находился в каком-то темном и мрачном месте, похожем на коридор. Потолок терялся высоко наверху, и его не было видно…Он был один, но издалека доносился голос. Знакомый голос произносил слова, сказанные в другое время и в другом месте». Даже в самом видении присутствует возвращение-воспоминание: Джону голос был знаком. Джон снова возвращается в свою юность: «Вот в темноте крутится «Колесо фортуны», мелькают красное и черное, мелькают жизнь и смерть, и «Колесо» постепенно замедляет ход. На что он поставил? Джонни не помнил, а следовало бы, потому что на кону стояло его существование. Показательна следующая мысль в этом эпизоде: «Пора возвращаться к жизни. Именно с этой мыслью Джонни очнулся, отрезав все пути назад». Сам автор как будто подсказывает это возвращение – возврат к жизни.
Итак, Кинг разными способами актуализирует мотив возращения: это и система повторов одного и того же эпизода, это и многократное использование слова «вспомнить», это и курсив, которым Кинг выделяет отдельные предложения. Это возвращение как будто превращается в навязчивую идею, но возвращение окончательное возможно только тогда, когда наступит прозрение, а значит мертвая зона перестанет быть мертвой, то есть недоступной сознанию.
Глава2. Прозрение как лейтмотив произведения
Через возвращение к событиям прошлого, рефлексию Джон Смит прозревает. Однако и этот мотив явлен в тексте весьма своеобразно, и кроме того, имеет несколько вариантов.
Книга Стивена Кинга рассказывает об убийствах, смертях. Джонни думает о смерти в момент аварии: «Я умираю? Пришла моя смерть?» В романе происходит много
7
убийств: Грег Стилсон забил собаку насмерть, убийство учительницы, школьниц, Джонни. Первый раз герой встречается со смертью, когда умирает его мать: «Это была их последняя беседа. Она умерла утром 20 августа в пять минут девятого». Затем Джонни начинает расследовать серию убийств в парке, ему приходится детально изучать смерть каждой школьницы, что не доставляет ему удовольствия. Однажды Джон решается открыть посылку одного из его поклонников и снова сталкивается со смертью: «Его ожидала одинокая смерть – Джонни открыл рот, чтобы издать последний вопль, но не смог: жижа просочилась между зубами, заползла внутрь, обволокла язык, и он уже глотал ее вместе с беззвучным криком…» Джонни можно считать спасателем, он всё-таки нашел убийцу, спас подростков от пожара….
Во всех этих фрагментах прозрение – это открытия экстрасенса, который может заглянуть в будущее. Однако это только поверхностный пласт: Кинг постепенно приводит читателя к мысли о том, что прозрение – это угадывание своего предназначения.
Такое значение слова сначала соотносится с образом матери Джона, которая в какой-то степени напоминает мать самого писателя. Исследователь творчества Кинга, Пальцев, обращает внимание на фрагмент интервью Кинга: «Я воспитывался в очень религиозной семье… Эти слова, сказанные немало лет спустя (годы эти, как можно заключить, не только не сделали Ст. Кинга образцовым прихожанином, но, напротив, предельно обострили его художническое видение - прежде всего применительно к многоликим и разнообразным формам искажения человеческой психики под влиянием тех или иных религиозных доктрин; свидетельством тому - образы одержимых фанатичек вроде матери Кэрри в одноименной книге или Веры Смит- матери Джонни в “Мертвой зоне”) помогают многое понять и в своеобразном методе Ст. Кинга-писателя, в чьих произведениях добро и зло всегда четко и определенно разграничены, обретают своих подвижников, рыцарей, жрецов[5]."
Вера Смит – мать Джона, «баптистка до мозга и костей», с самого начала убеждает своего сына и окружающих в том, что он выжил не по воле удачи: «Я же говорила тебе, что Господь избрал моего Джонни своим орудием для чего-то важного…Она обратилась к сыну: – Надеюсь, ты понимаешь, что твое выздоровление – это настоящее чудо, сотворенное Богом, Джонни…» И перед своей смертью она напоминает Джонни: «Господь наделил тебя силой. Это большая ответственность. И большое доверие, Джонни. Не подведи Его!». Вера Смит говорит об особом предназначении сына. Однако её сын до клинической смерти не задумывается об этом. Взросление, с одной стороны, испытания - с другой, заставляют Джона задуматься над тем, почему все происходит
8
именно с ним, почему ему дается дар предвидения. Читатель ждет именно этого прозрения. И герой проходит путь от сосредоточенности на себе, своих мыслях к осознанию ответственности за страну, человечество в целом.
Как было сказано ранее, С. Кинг в произведениях выражает беспокойство по поводу социальных проблем. В «Мертвой зоне» он «передоверяет» эту заботу Джону Смиту: «Я должен что-то сделать со Стилсоном. Должен! Я не ошибся насчет «Кэти» и не ошибаюсь сейчас. У меня нет ни малейших сомнений. Он станет президентом и развяжет войну – или спровоцирует ее неверными решениями, что, по сути, то же самое.» Джон, наконец, верит в свое предназначение: «Его вполне можно расценить как посланный мне знак. Господи, я начинаю рассуждать как мама, но это действительно так»[1].
Однако Кинг не делает из Джона супергероя, прозревшего однажды и теперь решившего спасти весь мир. Кинг ведет Джона к прозрению через сомнения. Показателен следующий фрагмент размышлений Джона:«Если его дар ниспослан Богом, то Бог – псих, которого надо остановить. Если Бог хотел умертвить Грега Стилсона, то почему не убил его сразу, обмотав пуповиной горло при рождении? Или не устроил так, чтобы тот, подавившись куском мяса, задохнулся? Или не поразил ударом тока, когда тот крутил ручку радиоприемника? Или не утопил в старом водостоке? Зачем Богу понадобилось выполнять грязную работу руками Джонни? Ведь спасение мира – вовсе не его стезя. Этим занимаются безумцы, и только они не стесняются браться за это. Джонни вдруг решил, что оставит Грега Стилсона в живых в пику Господу Богу».
Прозрение не наступает, а значит, читатель, уже угадавший, как построено произведение, может предположить, что в сознании героя сохраняется «мертвая зона», которая не позволит жить спокойно, будет возвращать героя в прошлое. Действительно, за день до рокового момента Джонни снова возвращается в свою прежнюю жизнь: «Джонни почти не спал и ненадолго задремал лишь после полуночи. Ему приснился сон. Снова 1970 год. Ярмарка. Они с Сарой стоят у «Колеса фортуны», и он опять ощущает прилив необычайной, сверхъестественной силы. И снова запах горящей резины».
Заметим, что чем ближе прозрение, тем больше воспоминаний будоражат сознание героя: «… размышлял он не о Греге Стилсоне, а вспоминал прошлое. Как мама заклеивала пластырем поцарапанное колено. Как однажды собака оторвала сзади клок от смешного летнего платья бабушки Нелли, и как он засмеялся, а мама дала ему затрещину и нечаянно поцарапала лоб камнем обручального кольца. Как отец учил его наживлять червяка на крючок и приговаривал: «Червякам не больно, Джонни, по крайней мере я так думаю». Он
9
вспоминал, как отец подарил ему, семилетнему, на Рождество перочинный нож и очень серьезно сказал: «Я доверяю тебе, Джонни». Все эти воспоминания нахлынули разом».
Лики трех времен – прошлого, настоящего и будущего постоянно обнаруживаются в произведении. Возвращение в прошлое провоцирует постановку вопросов, в настоящем – выбор (сам герой в письме говорит, что он устал быть Гамлетом), от которого зависит будущее. Прозрение – это обретение ответа на вопрос «что делать?», а в случае с Джоном – как остановить зло.
Заключительная часть имеет показательное заглавие – «Вести из мертвой зоны». Если зона мертва, то информация из неё поступать не может, однако, оксюморон, который использует автор, указывает на то, что прозрение наступило, и зона перестала быть недоступной.
Итак, анализ произведения позволяет утверждать, что в романе мотив прозрения имеет разные грани: герой прозрел - обрел дар экстрасенса; герой прозрел –в его сознании не осталось мертвых зон, то есть непонятной для сознания информации; герой прозрел – понял свое предназначение и готов его исполнить, несмотря на препятствия. Именно к этому прозрению Кинг ведет Джона Смита, заставляя его мучительно возвращаться в прошлое и искать ответы на сложные вопросы.
Заключение
Роман Стивена Кинга «Мертвая зона», как и другие произведения этого автора, держит читателя в напряжении с первой страницы до последней: герои проходят испытания, решают важные общечеловеческие вопросы. В «Мертвой зоне» главный герой, Джон Смит, оказывается в ситуации выбора – спасти человечество ценой своей жизни, ценой страданий близких людей, обреченных на непонимание со стороны общественности, или оставить все так, как есть, и дать возможность прийти к власти человеку, который развяжет войну. Прозрение героя наступает не сразу: он проходит через испытания и мучительные сомнения.
Анализ мотивов произведения позволяет сделать следующие выводы:
В романе С. Кинга использован принцип лейтмотивного построения повествования: мотивы возвращения и прозрения повторяются неоднократно, при этом в разных вариантах и в сочетании с другими мотивами.
Мотив возвращения сначала выступает как возврат к прошлому, то есть возвращение–воспоминание. Этот комплекс мотивов возникает, когда Джон испытывает
10
ревогу, поскольку не может понять, почему память не дает ему покоя. Это - возвращение без прозрения.
«Другое» возвращение – возврат к жизни, то есть выход Джона из комы. С этого момента жизнь героя становится иной, поскольку постепенно он начинает прозревать.
Кинг разными способами актуализирует мотив возращения: это и система повторов одного и того же эпизода, это и многократное использование слова «вспомнить», это и курсив, которым Кинг выделяет отдельные предложения.
Прозрение, как мотив выступает также в разных вариантах: оно связано, с одной стороны, с обретением дара экстрасенса, а с другой - с пониманием своего предназначение, миссии на этой земле.
Прозрение - это озарение, разрывающее темноту, это прояснившееся сознание, в котором не осталось мертвых зон.
Список литературы
Текст:
Исследования:
Можно от Солнца уйти...
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Сказки пластилинового ослика
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея