Исследовательская работа по книге Солоухина В.А. "Волшебная палочка"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 215.19 КБ |
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 с углублённым изучением иностранных языков»
Владимирские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения
«Взошедший на вершину»
Исследовательская работа на тему:
«Золотая полка» Владимира Солоухина»
Выполнила: ученица 10 «А» класса
Бутакова Дарья Дмитриевна
Научный руководитель: Сизякова Елена Николаевна
ВЛАДИМИР
2014
Содержание
Введение Сравнительный анализ литературных предпочтений современной молодежи и состоявшегося писателя XX века Владимира Солоухина Заключение Библиография | 3-6 6-10 10-11 12 |
Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли.
Ш. Пьермон
Введение
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая преступность. Одна из причин последней падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен. Поэтому недавно была объявлена акция «Книги моей жизни». Это общероссийская акция в поддержку чтения. Самые читающие представители театральной среды, кино, телевидения, шоу-бизнеса, политики, науки и образования выбирают важнейшие книги своей жизни, презентуют собственные именные книжные коллекции. Самые известные в стране люди представляют чтение , сформировавшее их жизненные принципы, буквально «сделавшее» их: книги, которые помогли в работе, оказали влияние на творчество, а значит, судьбу.
Занимаясь изучением вопроса о массовой и элитарной литературе, мы захотели выяснить приоритеты чтения современного читателя - моего сверстника. Ведь то, что читаю я, возможно, не интересно другим, а общепринятые представления и ценности в современном мире очень подвижны и неустойчивы и зависят от быстро меняющейся моды. Что взять за ориентир в выборе произведений?
Актуальность данной работы заключается в том, что от современных старшеклассников (а это -будущее России !) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Проблема: Каким же книгам отдают предпочтение современные школьники и почему? А чтобы нам посоветовал Солоухин В.А.? Что будет книгой вашей жизни? На что ориентироваться? Кого взять в помощники?
Объект исследования- читательские предпочтения одноклассников и советы Солоухина.
Цель исследования: изучение читательских интересов школьников; интересов Солоухина В.А., анализируя книгу очерков «Волшебная палочка».
Задачи: 1) изучить вопрос о массовой и элитарной литературе; 2) проанализировать очерки Солоухина В.А. из книги «Волшебная палочка».
Утверждения о том, что Россия перестала быть самой читающей в мире страной, слышатся отовсюду. Мониторинги интереса к книгам проводятся многими организациями, и их результаты плачевны. Психологи издательства Российская государственная детская библиотека провели исследование: читают ли современные подростки? Только треть опрошенных в возрасте 10-16 лет показала устойчивый интерес к чтению. Что же получается? В настоящее время у молодежи имеются безграничные возможности для организации свободного времени. Значит, у книг появились серьезные конкуренты: телевидение, мобильные телефоны, Интернет, экстремальные виды спорта. Все хочется успеть и попробовать. Места для книг остается не- много. И что же предлагается школьникам для чтения? Сложные философско-моральные произведения о прошлых временах, изучение которых ставит своей целью донести до сознания подростков вещи, которые им объективно непонятны. А преодоление эпопеи объемом более пятисот страниц уже само по себе является героическим поступком.
В литературоведении есть понятие золотой полки, которая определяется как собрание любимых книг. Неужели для современных подростков оно не актуально? Можно ли поверить в то, что их виртуальная полка пуста? Многие столетия писатели и поэты создавали свои произведения для будущих потомков, передавая им свои знания, мысли и чувства. Были такие, которые положили на алтарь литературной истины свои жизни. Ради чего они приносили свои жертвы? Чтобы нынешнее поколение забыло их, пылящихся на библиотечных стеллажах?
Некоторые литературоведы и критики предпринимали попытки привлечь интерес читателей к достойным, по их мнению, произведениям. Многие из них и сами были талантливыми прозаиками и поэтами. Используя собственное искусство владения словом, они заманивали читателя в загадочный мир литературы. Одним из таких чародеев был владимирский писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин.
Заметную страницу в творчестве Владимира Солоухина занимают очерки о современных ему писателях, вызвавших в нем глубокий интерес и гордость за коллег по цеху. Насколько его «золотая полка» привлекательна для современной молодежи? Может ли талант критика, пропустившего чужие эмоции через свою душу, подвигнуть подростков к изучению литературы?
Сравнительный анализ литературных предпочтений современной молодежи и состоявшегося писателя XX века Владимира Солоухина
Мне стало интересно, правда ли современные школьники читают исключительно программные произведения и ничего больше. Я провела в своем классе опрос. Моим одноклассникам было предложено высказать свое мнение об их любимых книгах.
В результате, я узнала, что все далеко не так печально, как казалось. Скажу больше, выводы, сделанные мной, были довольно позитивными. Несколько человек ответили, что поставили бы на свою золотую полку детективные романы Агаты Кристи и Бориса Акунина. Свой выбор они объяснили тем, что ход расследований запутанных преступлений заставляет их пытаться решить криминальные загадки и, как сказал бы Шерлок Холмс, «шевелить своими серыми клеточками». Юноши в основном предпочли приключенческие произведения Жюля Верна и Артура Конан Дойля. Их влекут описания заморских стран и возможность увидеть мир, не выходя из комнаты. Несколько человек назвали своими любимыми произведениями такие фантастические книги, как серию Джоанн Роулинг и «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. В книгах о Мальчике-который-выжил моим ровесникам нравится «возможность окунуться в мир волшебства и радости, доступных только в детстве». Русский же классик двадцатого века прельщает современную молодежь интересным сюжетом и философскими взглядами. Некоторые девочки поставили бы на свою золотую полку романтические романы Джейн Остин и сестер Бронте. Описание душевных терзаний и счастливый конец делают этот вид литературы притягательным для юных сердец. Оказалось, четверо читают только программные произведения, но делают они это добросовестно и с большой охотой. Большие по объему романы Толстого и Достоевского не снискали одобрения у моих одноклассников, но вот булгаковская повесть «Собачье сердце», рассказы Чехова и Шолохова, стихи Пушкина производят вполне благоприятное впечатление на представителей моего поколения. К сожалению, нашлось трое ребят, которые не интересуются литературой вообще. Они не планируют связывать с ней свое будущее и предпочитают отдавать все свое время изучению предметов, которые они собираются выбрать для экзаменов.
Таковы литературные предпочтения современных подростков. Но кто знает, кем они станут в будущем? Может, кто-нибудь из них выберет для себя профессию писателя? Или их жизненные интересы поменяются.И тогда на золотую полку будут поставлены уже совсем другие книги.
Как известно, литературные вкусы во многом определяются временем. Люди, жившие полвека назад, читали совсем иные книги, нежели мы сейчас. А если взять для сравнения любимые произведения современной молодежи и человека, родившегося на нашей земле несколько десятков лет назад, жившего в совершенно другие времена и ставшего уважаемым и знаменитым?
Так какие бы книги поставил на свою золотую полку наш земляк, писатель Владимир Солоухин? У него есть замечательное произведение, где он рассказывает о своих любимых книгах и их авторах. Книга называется «Волшебная палочка». Листая этот сборник очерков, легко заметить, что у Солоухина нет ни любимого жанра, ни стиля. Он готов открыть свое сердце любому произведению, способному проникнуть дальше разума.
Одним из любимых писателей Солоухина был непревзойденный мастер пейзажа Сергей Тимофеевич Аксаков. Солоухин писал: «Его книги, а в особенности «Детские годы Багрова-внука», не сравнишь ни с чем, кроме как с машиной времени». На первый взгляд может показаться, что главной целью Аксакова было показать красоту русской природы. По мнению Солоухина, это не так, у пейзажиста было правило, которому он следовал всегда: «…передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них». Книга «Детские годы Багрова-внука» была написана Аксаковым для детей, но каждый взрослый, взявший ее в руки, сможет проникнуться волшебной красотой и очарованием русской природы через наивные, но честные глаза ребенка.
Также на золотой полке Владимира Солоухина оказались бы произведения любимого многими певца природы Константина Паустовского. Владимирский литератор полагал: «Читая книги Константина Паустовского, мы совершаем удивительные путешествия то в прославленный этим писателем Мещерский край, с его мшарами, старицами и добрыми русскими людьми, то в синюю Ялту, где грустят на камине в доме Чехова российские левитановские стога, то в жаркую Абхазию, то в шуршащие листопадом михайловские рощи, то к берегам Оки, то в Париж, под его каштаны, то в домик датского башмачника, где родился волшебник Андерсен…» Паустовский обладал исключительным даром: он мог даже самый простой пейзаж превратить в настоящий шедевр литературного искусства, окрасив его своей неизменной добротой. Солоухин с гордостью называл Паустовского в числе своих любимых писателей.
На свою золотую полку Солоухин поставил бы и замечательное произведение советской поэтессы и писательницы Ольги Берггольц «Путешествие за Невскую заставу». Писатель считал, что эта книга – «самораскрытие поэта, а точнее, раскрытие поэтом всей своей души». Солоухина восхищало не только это произведение, но и другие творения Ольги Берггольц. Он преклонялся перед тем, как полно она умела передавать свои чувства о страшных событиях, которые ей пришлось пережить. Она впитывала жизнь со всей ее радостью и ужасом, счастьем и бедствиями и всегда оставалась верна себе и своим идеалам.
Любимым поэтом Солоухина был Николай Иванович Рыленков. Владимирский писатель говорил: «Мы сравнили поэзию Рыленкова с садом, с деревьями, взращенными терпеливо и бережно». По мнению самого поэта, его стихи, как и люди, должны были всегда стремиться к добру. Так как своими корнями Рыленков уходит глубоко в русскую деревню, он умел в своих произведениях очень ярко и красочно передать всю полноту российской жизни с ее весельем и самоотверженностью. Но поэт никогда не оставался сторонним наблюдателем, он ощущал себя неотъемлемой частью нашей страны, ее жизнь была тесно связана с его жизнью, а ее благополучие – с его счастьем.
Что же такого необыкновенного содержала в себе книга Василия Пескова «Шаги по росе», если наш литератор выбрал ее для своей золотой полки? А вот что: «Первое и главное – большая любовь к земле и людям. Человек с открытой душой, с жаждой делать добро, совершать хорошие поступки ездит по земле. У него цепкий глаз корреспондента, снайперски точный объектив фотокамеры и талант писателя». Василий Песков даже и не задумывал написать книгу, он просто, путешествуя по разным уголкам нашей родины, создавал газетные статьи, но делал он это так проникновенно и жизнерадостно, что каждый читатель проникался его настроением. Все его слова наполнены оптимизмом и добротой, против которых устоять нельзя никак: «Среди доверчивых белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опаленным хвостом. Лесной пожар ни при чем. Это злая рука человека поднесла спичку. Но белка не перестала доверять людям. Плохой человек один, хороших людей много…»
К своим любимым писателям Солоухин причислял также и Дмитрия Балашова. Он ставит в центр свой повести «Господин Великий Новгород» не знаменитую личность (что характерно для исторических романов), а самого обычного купца, Олексу Творимирича. Этот герой и его окружение – типичные представители вольной республики, на которых и стоял Господин Великий Новгород. Балашов замысловато описывает особенности быта жителей города: архитектуру, одежду, уклад. Примечателен и язык повести. Автор, будучи крупным специалистом в области фольклора севера России, очень точно передает особые черты говора новгородцев, уделяя внимание всем словам и выражениям. Книга оказывает на читателя поразительное воздействие. Солоухин писал: «Мы видим, как все там происходило, словно мы стоим на удобной горке, а временами находимся и в новгородских рядах в самой густоте сечи. Не говоря уж о том, что переживаем за наших предков, когда они поначалу терпят поражение, и радуемся их трудной победе».
Владимир Солоухин среди россыпи отечественных литературных талантов отмечает и зарубежного автора, что может показаться, на первый взгляд, очень и очень странным. Действительно, известный писатель-деревенщик, воспевавший родную природу, и вдруг преклоняется перед вьетнамским сказочником? На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Солоухин был лично знаком с То Хоайем и считал его очень веселым и добрым человеком. Его книга «Приключения кузнечика Мена» не была известна у нас в России, о чем Владимир Алексеевич глубоко сожалел. Вьетнамец умел сочетать искрометный юмор со взрослой серьезностью, постоянно находясь на грани между действиями животных и человеческими эмоциями. Наш земляк поражался, как этот человек, прошедший войну, сумел сохранить такую детскую любовь ко всему, что его окружало. Солоухин сказал: «Эти сказки помогут нам лучше понять характер юмора, строй образов, в конечном счете – душу вьетнамского народа».
Заключение
Зачем люди читают книги? Вопрос несложный. Молодежь читает по необходимости, для подготовки к экзаменам. Некоторые берут книги в руки ради развлечения перед сном. Есть и такие, кого действительно интересует литература, кто планирует связать с ней свою будущую жизнь. Профессиональные литераторы, в силу своей основной деятельности, не могут не интересоваться работами коллег, отчасти сравнивая их со своими, отчасти набираясь опыта работы со словом, с языком. Поэтому и наполняемость воображаемых золотых полок этих категорий читателей будет разной. Чтение любых произведений полезно. Из всякой книги, какой бы художественной ценностью она ни обладала, можно извлечь что-то нужное для себя. Главное – как относиться к прочитанному. Полезным может оказаться умение общаться с людьми, решать конфликты, преодолевать трудности и многое другое. В целом же важно, что чтение расширяет эмоциональную сферу. Современная молодежь, не утруждающая себя тонкими чувствами и высокими поступками, неосознанно тянется к книге, преодолевая неприязнь к чтению. Поэтому произведения, в которых автор делится своими впечатлениями о работах коллег, где простыми словами описывает их сильные стороны, дают толчок к формированию читательского интереса. А там глядишь, и книги на полках перемешались.
Библиография
1. Солоухин В.А. Волшебная палочка. – М.: Московский рабочий, 1983.
2. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Новатор, 1996.
3. Балашов Д.М. Господин Великий Новгород. – Петрозаводск: Карелия, 1983.
4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007.
5. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. – Минск: Издательство БГУ им. В.И. Ленина, 1982.
6. Песков В.М. Шаги по росе. – М.: Молодая гвардия, 1964.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Как нарисовать небо акварелью
Всему свой срок
Две лягушки
Загадка Бабы-Яги