«Скотный двор» - ироничная и одновременно печальная история об осквернении идей социализма тиранами, рассказана Дж. Оруэллом в форме сказки, где в роли людей выступают животные заурядной британской фермы. Каждый зверь и каждая птица – социально-политический типаж, который мы можем встретить и в наше время, несмотря на то, что повесть отражает события в России первой половины XX века.
«Скотный двор» читается быстро, воспринимается легко, понимается достаточно буквально.
Однако не всё так просто. Автор писал пародию на социальный строй СССР. Особенно это заметно в песнях: те, что в повести и знакомые «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…», «Я другой такой страны не знаю, где так вольно жил бы человек», «Мы наш, мы новый мир построим» - рождаются в памяти каждый раз вместе с блеянием овец на «Скотном дворе». Обидно за «рабочий скот» (тот, что тот же «рабочий класс» по признанию одного из фермеров): без их участия превращение свиней свиней в хозяев было бы невозможно. Не хочется быть частью покорной массы, тогда приходится быть мрачным ослом. Иначе бегство или смерть.
Хроника практически любой тирании: лозунги, обещания, восстания, укрепление силового сектора, новые лозунги, ужесточение порядка, голод, холод, оводы…
На взгляд автора настоящей работы, жанр антиутопии предпочтительнее, чем утопия. Пожалуй, потому что романы антиутопии имеют обычно хороший сюжет, прекрасную атмосферу и запоминающихся персонажей. Утопия была создана для того, чтобы показать людям, к чему стоит стремиться, хотя достичь подобных «высот» невозможно. Антиутопия показывает, как жить нельзя. И это, пожалуй, похлестывает гораздо лучше, чем мечты о светлом будущем.
· Анализ текста повести Дж. Оруэлла «Скотный двор»;
· Выявление аналогий и параллелей с реальной ситуацией в России и мире;
· Определение проблематики, отраженной Дж. Оруэллом и повести;
· Формулирование своей позиции, мнения в отношении поставленной проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
«Скотный двор»: реальная сказка | 31.36 КБ |
«Скотный двор»: реальная сказка
Направление гуманитарное
Автор работы:
Харченко Ольга Александровна,
ученица 9 «Б» класса МОБУ СОШ №4 ,
города Лабинска Лабинского района.
Научный руководитель:
Щетинина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №4,
города Лабинска Лабинского района.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….………..............3
«Скотный двор»: реальная сказка…………………………………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….13
Джордж Оруэлл
«Скотный двор»
«Скотный двор» - это острая сатира на реалии «советского эксперимента». Оруэлл описывает насильственное единомыслие, ставшее, символом сталинской эпохи, атмосферу страха, ей сопутствующую; беззаконие, всеобщую подозрительность, пышную парадность, за которой скрывались непростительные экономические и политические просчёты, то есть постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре и тоталитаризму. «Скотный двор» — притча, аллегория на революционный переворот 1917 года и на последующие события, произошедшие в России.
Свои задумки Дж. Оруэлл воплотил именно в сказке как наиболее простой и доступной форме для понимания.
Итак, действие этого произведения происходит на Господском Дворе (хуторе «Усадебный»), хозяином которого являются мистер и миссис Джонс. Животные здесь, как и в любой сказке, наделены человеческими качествами.
Завязкапроизведения начинается с того, чтоГлаварь хряк (Майер) рассказывает остальным животным свой сон, в котором с земли исчез человек, а миром правят животные, и нет никакого гнёта, и все между собой равны.
Он размышляет о том, какова причина всех бед, и в конечном итоге приходит к выводу, что во всём виновен человек. Все свои доводы он подкрепил старой песней «Звери Англии», которая впоследствии стала гимном борьбы животных против человечества. Так из содержания уже первой главы становится ясно, что под Господским двором и его хозяином мистером Джонсом подразумевается царская Россия во главе с царём Николаем II
После смерти старого хряка всю задачу руководителей по подготовке к революции возложили на свиней - Снежка и Наполеона. В жизни этими свиньями, по мнению автора, была коммунистическая партия большевиков, ставшая у руля страны после Октябрьской революции.
Оруэлл классифицировал людей, как животных, и описал каждый вид.
Например, в Наполеоне, «крупном, свирепого вида беркширском хряке», критики узнали И. В. Сталина.
После того как человек был свергнут было уничтожено всё, что напоминало о прежних хозяевах. Зато было установлено семь заповедей, по которым должны были жить все животные. По своей сути они были правильными, предполагали гуманные и честные отношения в новом обществе. Но эти правила распространялись только на «простых смертных».
Вот семь заповедей, провозглашённые животными на скотном дворе:
Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди, кроме одной, седьмой. Однако и она, в итоге приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые равнее других».
После того как радостный шок от победы сошёл, у животных сразу же возник вопрос: а что дальше? На что «умные и начитанные» свиньи ответили: работать и ещё раз работать! На самом деле никто из них не имел чёткого плана развития страны.
И животные стали работать «без устали, до седьмого пота». Самыми ярыми работниками на ферме были лошади, на плечи которого легли все тяготы построения новой страны. «Я буду работать ещё больше!» - говорил Боксёр при каждом своем достижении. Здесь, думается, автор изображает стахановцев, и единственное, что не давало им сломиться – это вера в светлое будущее. Но какова же плата за такую преданность? Не спокойная и сытая старость, как хотелось бы, а бойня – жалкая и позорная смерть.
Спустя некоторое время,Наполеон решает вступить в дипломатические отношения с соседями. Он хочет продать дрова одной из ферм, но не может определить, какой именно. И наконец, выбирает в союзники мистера Питера. Тот легко обводит его вокруг пальца и нападает на Скотный двор.
Примерно тоже самое происходит в Советском Союзе в 1939 г.. Сталин мечется между англо-французским объединением и гитлеровской Германией и, как известно, выбирает Германию, подписывая договор о ненападении и дружеских отношениях сроком на десять лет.
Оруэлл заканчивает своё произведение неоднозначно. Некоторые могут подумать, что история завершилась полным примирением между свиньями и человеческими существами. Но это не так. Дружеская пирушка – это Тегеранская конференция, после которой все думали, что улучшились отношения между СССР и Западом. Но, как показывает история, всё было наоборот – началась холодная война.
Эта повесть не о конкретной политической системе, эта книга о людях, которые при любой системе становятся зверьми. Всегда найдутся недовольные, которые будут считать себя равнее других. И данное произведение будет актуальным всегда, когда у власти будут «свиньи», за которых будут голосовать «бараны».
И всё-таки, «Скотный двор» - это взгляд «со стороны», мнение о Советском союзе человека, ни дня не прожившего в советском государстве, черпавшего информацию из западных источников.
Да, более двадцати лет назад Советская Россия прекратила свое существование, в страну широким шагом вошла демократия, а вместе с ней и неограниченная свобода мысли и самовыражения – то,чего не было в СССР. Однако стал ли счастливее бывший ранее советским обычный гражданин, наконец-таки «освобождённый» от давления и угнетения властьюкоммунистов? Кажется, ответ на этот вопрос очень удивил бы писателя Оруэлла.
Я провела вопрос среди учащихся 9-11 классов своей школы.
Задала вопросы : Как вы думаете,
были ли люди, которые смогли , имея власть, сохранить человеческое обличие и нравственные качества?
имея власть, вы смогли бы забыть о собственной выгоде и делать всё только для окружающих, не получая ничего взамен?
Голоса разделились примерно поровну, но большее количество учеников думают, что людей, которые смогли бы, имея власть , забыть о себе и заботиться о других. к сожалению, не бывает вовсе.
По второму вопросу большая часть опрошенных признались, что они сами не способны действовать в чужих интересах в ущерб своим.
Вывод очевиден : в наше время всё меньше людей думают об окружающих , ставя свои интересы превыше всего. Иногда даже «идя по головам»…
Введение
Джордж Оруэлл был социалистом, как большинство интеллигенции первых десятилетий XX века; участвовал в гражданской войне в Испании. Именно в Испании его взгляды претерпели сильные изменения. Оставаясь социалистом, он стал ярым противником режимов, которые извратили идею социализма. И он ощущал большую опасность, что капиталистические государства также станут тоталитарными. Когда Вторая Мировая Война закончилась и две системы поделили растерзанную, истощённую Европу, США вспомнили, кто был их врагом до Гитлера. Советский Союз и Соединённые Штаты вновь стали врагами. Врага необходим. Началась идеология «красной угрозы»: в связях с коммунистами подозревались правительственные чиновники, учёные, деятели искусства. Можно представить, что было бы, если бы в распоряжении диктаторов XX века, оказались технологии доступные сейчас.
Оруэлл был пессимистом, и ждал неминуемого поглощения мира тоталитаризмом. Был ли он прав, делая такое пророчество? Действительно ли мир катится в пропасть? Поиск ответов на эти вопросы – цель нашей работы.
Обозначенная тема актуальна в настоящее время глобальных политических изменений: формирование в мире нескольких центров с различной идеологией (например, капиталистические США и коммунистический Китай), поиска идеального политического режима, когда «власть большинства» не справляется с все нарастающим комом политических, социальных, экологических проблем, однако продолжается «насаждаться» повсеместно.
Задачи настоящего исследования:
Джордж Оруэлл
«Скотный двор»
«Скотный двор» - это острая сатира на реалии «советского эксперимента». Оруэлл описывает насильственное единомыслие, ставшее, символом сталинской эпохи, атмосферу страха, ей сопутствующую; беззаконие, всеобщую подозрительность, пышную парадность, за которой скрывались непростительные экономические и политические просчёты, то есть постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре и тоталитаризму. «Скотный двор» — притча, аллегория на революционный переворот 1917 года и на последующие события, произошедшие в России.
Свои задумки Дж. Оруэлл воплотил именно в сказке как наиболее простой и доступной форме для понимания.
Итак, действие этого произведения происходит на Господском Дворе (хуторе «Усадебный»), хозяином которого являются мистер и миссис Джонс. Животные здесь, как и в любой сказке, наделены человеческими качествами.
Завязкапроизведения начинается с того,чтоГлаварь хряк (Майер) рассказывает остальным животным свой сон, в котором с земли исчез человек, а миром правят животные, и нет никакого гнёта, и все между собой равны.
Он размышляет о том, какова причина всех бед, и в конечном итоге приходит к выводу, что во всём виновен человек. Все свои доводы он подкрепил старой песней «Звери Англии», которая впоследствии стала гимном борьбы животных против человечества. Так из содержания уже первой главы становится ясно, что под Господским двором и его хозяином мистером Джонсом подразумевается царская Россия во главе с царём Николаем II
После смерти старого хряка всю задачу руководителей по подготовке к революции возложили на свиней - Снежка и Наполеона. В жизни этими свиньями, по мнению автора, была коммунистическая партия большевиков, ставшая у руля страны после Октябрьской революции.
Оруэлл классифицировал людей, как животных, и описал каждый вид.
Например, в Наполеоне, «крупном, свирепого вида беркширскомхряке»,критики узнали И. В. Сталина.
После того как человек был свергнут было уничтожено всё, что напоминало о прежних хозяевах. Зато было установлено семь заповедей, по которым должны были жить все животные. По своей сути они были правильными, предполагали гуманные и честные отношения в новом обществе. Но эти правила распространялись только на «простых смертных».
Вот семь заповедей, провозглашённые животными на скотном дворе:
Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди, кроме одной, седьмой. Однако и она, в итоге приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые равнее других».
После того как радостный шок от победы сошёл, у животных сразу же возник вопрос: а что дальше? На что «умные и начитанные» свиньи ответили: работать и ещё раз работать! На самом деле никто из них не имел чёткого плана развития страны.
И животные стали работать «без устали, до седьмого пота». Самыми ярыми работниками на ферме были лошади, на плечи которого легли все тяготы построения новой страны. «Я буду работать ещё больше!» - говорил Боксёр при каждом своем достижении. Здесь, думается, автор изображает стахановцев, и единственное, что не давало им сломиться – это вера в светлое будущее. Но какова же плата за такую преданность? Не спокойная и сытая старость, как хотелось бы, а бойня – жалкая и позорная смерть.
Спустя некоторое время,Наполеон решает вступить в дипломатические отношения с соседями. Он хочет продать дрова одной из ферм, но не может определить, какой именно. И наконец, выбирает в союзники мистера Питера. Тот легко обводит его вокруг пальца и нападает на Скотный двор.
Примерно тоже самое происходит в Советском Союзе в 1939 г.. Сталин мечется между англо-французским объединением и гитлеровской Германией и, как известно, выбирает Германию, подписывая договор о ненападении и дружеских отношениях сроком на десять лет.
Оруэлл заканчивает своё произведение неоднозначно. Некоторые могут подумать, что история завершилась полным примирением между свиньями и человеческими существами. Но это не так. Дружеская пирушка – это Тегеранская конференция, после которой все думали, что улучшились отношения между СССР и Западом. Но, как показывает история, всё было наоборот – началась холодная война.
Эта повесть не о конкретной политической системе, эта книга о людях, которые при любой системе становятся зверьми. Всегда найдутся недовольные, которые будут считать себя равнее других. И данное произведение будет актуальным всегда,когда у власти будут «свиньи», за которых будут голосовать «бараны».
И всё-таки, «Скотный двор» - это взгляд «со стороны», мнение о Советском союзе человека, ни дня не прожившего в советском государстве, черпавшего информацию из западных источников.
Да, более двадцати лет назад Советская Россия прекратила свое существование, в страну широким шагом вошла демократия, а вместе с ней и неограниченная свобода мысли и самовыражения – то,чего не было в СССР. Однако стал ли счастливее бывший ранее советским обычный гражданин, наконец-таки «освобождённый» от давления и угнетения властьюкоммунистов? Кажется, ответ на этот вопрос очень удивил бы писателя Оруэлла.
Я провела вопрос среди учащихся 9-11 классов своей школы.
Задала вопросы :Как вы думаете,
были ли люди, которые смогли ,имея власть, сохранить человеческое обличие и нравственные качества?
имея власть, вы смогли бы забыть о собственной выгоде и делать всё только для окружающих, не получая ничего взамен?
Голоса разделились примерно поровну, но большее количество учеников думают, что людей, которые смогли бы, имея власть , забыть о себе и заботиться о других. к сожалению, не бывает вовсе.
По второму вопросу большая часть опрошенных признались, что они сами не способны действовать в чужих интересах в ущерб своим.
Вывод очевиден : в наше время всё меньше людей думают об окружающих , ставя свои интересы превыше всего. Иногда даже «идя по головам»…
Сказка об осеннем ветре
Медведь и солнце
Дымковский петушок
Две лягушки
Заколдованная буква