Объект исследования — влияние романа – пророчества Рэя Бредбери на наше общество, степень реализации предсказаний гениального писателя ХХ века.
Непосредственным предметом изучения является закономерность, с которой современное общество превращается в бездушную, ничего не желающую и не чувствующую массу людей, а также то, как сегодня могут выглядеть попытки противостоять уничтожению уникальной человеческой индивидуальности.
Целью работы является попытка рассмотреть то, как на самом деле в нашем обществе выглядит утрата человеком своего «я», как сегодня выглядит бездуховность, примитивность массового человеческого сознания.
Нами предполагается рассмотреть аналогии, возникающие при сравнении реалий нашего общества с предсказанными Бредбери чертами общества будущего.
Кроме того, мы хотим попытаться увидеть надежду в противостоянии политики оболванивания и оглупления масс, проводимой Западом, и эта надежда в большей степени связывается сегодня с нашей страной – Россией, пытающейся противостоять давлению мира не разума и чувств, а мира наживы и примитивных рефлексов.
Новизна работы заключается в попытке рассмотреть пророчества, высказанные в романе Бредбери, с позиции событий, произошедших в мире в последние годы.
Вложение | Размер |
---|---|
451_gradus_po_farengeytu.docx | 32 КБ |
Автор работы:
Синельникова Мария,
ученица 9 «Б» класса МОБУ СОШ №4 ,
города Лабинска Лабинского района.
Научный руководитель:
Щетинина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №4,
города Лабинска Лабинского района.
327,6 по Фаренгейту (температура воспламенения пластика)
Содержание
Введение.
1. Роман Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» - гениальное пророческое произведение, предсказывающее духовное обнищание общества будущего и неизбежное наступление его тоталитарного устройства, причем не в связи с каким-либо общественным строем, а в силу самой природы человеческого большинства………………
2. Человек, его стремление к познанию мира и к познанию самого себя – вот главная надежда нашей цивилизации; а книги – символ тех непреходящих интеллектуальных и нравственных ценностей, за которые можно пожертвовать всем, даже жизнью…………….
3. Наша страна, отстаивающая свое суверенное право на собственное понимание смысла жизни, её философии, становится также надежной нашего мира на сохранение его индивидуальности, национальной и культурной идентичности.
Заключение.
327,6 градусов по Фаренгейту (температура воспламенения пластика)
Введение.
Лето этого года... Молодой человек исключительно интеллигентной наружности, пряча свой застенчивый взгляд за стеклами очков, вдруг взрывает мир: спецслужбы США следят за каждым жителем нашей планеты. Они следят за военными и гражданскими, за политиками и руководителями государств. Они следят за каждым человеком (при услови.и, что у него есть компьютер или сотовый телефон). Оказывается, давным – давно все наши письма, деловые контакты, поступки и слова, коснувшиеся в виде акустических волн или электрических импульсов микрофонов и микросхем, услышаны, проанализированы и архивированы до лучших времен в чреве огромных серверов. Оказывается, наиболее развитые западные страны по мере сил участвуют в этом процессе и получают в качестве бонусов свою долю информации о нас. Оказывается, основы демократии – свобода слова и свобода личной жизни – уже давным-давно химеры, отброшенные наиболее передовыми странами на обочину истории за ненадобностью. Оказывается, требования обеспечить свободу своим гражданам относятся только к странам второго-третьего сорта, а наиболее передовой отряд цивилизации - США, Великобритания, Канада, Франция, Германия и другие – уже, оказывается, достигли такого уровня демократии, что свободы гражданам уже как бы и не столь нужды – государство само за всем проследит и само все обеспечит.
Основная часть.
Где-то мы это уже слышали. Постойте, это же Рэй Бредбери со своим романом-пророчеством «451 градус по Фаренгейту». Наверное, только теперь мы понимаем, насколько Брэдбери был прав, когда назвал свой роман научно-фантастическим. При этом он уточнил, что эта фантастика именно научная. То есть она вполне реальна и основана на его представлениях о том, как будет развиваться человечество.
Книга написана 60 лет назад, и мы имеем сомнительное удовольствие осознавать, что живем в том фантастическом будущем, удивительно достоверно отраженном писателем. И тем хуже узнавать себя и свой стиль жизни.
Когда я начала читать роман, то ожидала очередную антиутопию, где люди причесаны под одну гребенку и ходят чуть ли не строем. А получила нечто гораздо большее.
Это не просто антиутопия! Это роман-пророчество! Это наиболее жизненная и реальная антиутопия. И это станет ясно, если открыть глаза и оглядеться. Приглядитесь и вы увидите: бешеный темп жизни; людей, запрограммированных как роботы: сон-работа-развлечения-сон...
Разве уже сейчас машины не мчатся на бешеных скоростях, норовя сбить пешехода, переходящего улицу; разве реклама не становится все назойливее и назойливее (в романе рекламные щиты делаются все длиннее, чтобы их можно было рассмотреть на скорости все убыстряющихся автомобилей)?
Разве каждого в доме нет, как минимум, хотя бы одной «говорящей стены»?
Разве многочисленные герои телесериалов не вытесняют из мыслей зрителей настоящих живых людей?
Разве современные родители не усаживают детей перед экранами телевизоров, чтобы те им не мешали?
Разве не ходит сейчас каждый второй с наушниками, из которых гремит музыка?
Разве погоня за героем это не реалити-шоу, которым нас пичкает современное телевидение?
А разве демократия, несомая на крыльях бомбардировщиков и в боеголовках ракет (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия и т.д.) – не является таким же нонсенсом, как пожарный, предназначенный для сжигания книг, или таким, как пожарная машина, заправленная керосином, а не водой?
А эти «ангелы демократии», беспилотники, дистанционно и безнаказанно уничтожающие ежегодно тысячи людей по всему миру по приказу президента США, без суда и, как говорится, следствия – разве это не «электрические собаки» брандмейстера Битти, спускаемые им с поводка для поиска и убийства инакомыслящих ?
И над этим миром, миром биороботов витает зловещий признак грядущей катастрофы, в виде ракетных бомбардировщиков... . А над нашим миром разве не нависла угроза в виде скрытых в подземных бункерах или в шахтах подводных лодок ракет с термоядерными боеголовками?
Разве это не признаки нашего мира?
Когда я читала роман, мне казалось что я читаю про наш мир... Про то, куда мы катимся... Эта антиутопия, повторюсь, для меня самая яркая и реальная...
И слава богу, мы пока что не сжигаем книги, не уничтожаем то немногое, что делает нас людьми....
Книга ослепила меня, а когда я вновь обрела способность видеть, то на окружающий мир смотрела немного иначе. Как же автору более полусотни лет назад удалось углядеть то, что только нарождалось, то, чего всё больше становится в нашей жизни — спешки, безразличия к ближнему, страха, равнодушия? Как — в те спокойные пятидесятые годы с их неспешным укладом жизни, с патриархальными ценностями и мечтами о скором благополучии всё равно какой — американской ли, коммунистической ли мечты? Поистине, надо быть провидцем или же очень дальновидным человеком!
Посмотрите, вот вам американский идеал беззаботной жизни! Нравится? А вот вам воплощение мечты о всеобщем равенстве! Все равны и беспечны, душу и разум не тревожат лишние мысли — им неоткуда взяться. Вот вам образование. Которое не позволяет знать и уметь лишнее. Вот вам идеал счастья, высшим пределом которого является потребление. Скорости автомобилей все выше, рекламные щиты все длиннее. Люди все безразличнее и счастливее.
А наш, русский мир тоже приобретает всё больше черт, делающих его схожим с описанным в книге. Не «родственники», как у Брэдбери, приходят в наш дом, но герои многочисленных сериалов, столь же фальшивые и бездушные. Или, что еще хуже, «Дом-2» - чем не «родственники»?
Не сжигаем мы пока книг, но даже я видела уже много людей, дом которых — полная чаша, и только одному не нашлось в нём места — книжным полкам. По новой моде — они портят интерьер, а вы же помните — «жажда ничто, а имидж – все!». Нет у нас бравых пожарников, что спешат на очередной вызов, чтоб избавить нас от лишних мыслей, но мы сами для себя — такие пожарники... И никто не скажет нам, как в старые добрые времена – «мудрость всего лишь в десяти книгах, но чтобы найти их – нужно прочитать сотни…».
Жизнь всё ускоряется. И надо от неё не отставать, а то — столкнёт,раздавит, затопчет... Тысячи лиц проносятся мимо нас каждый день, тысячи людей с их проблемами, желаниями, потребностями. А это ведь не просто люди — это Вселенные. И ни в одну мы даже не пытаемся заглянуть. Нет времени! Нет и желания. Манекены — а большим нам эти лица и не видятся; картонные декорации, что мелькают по сторонам во время нашего изнуряющего бега по жизни. Сегодня влюбленные на свидании сидят – каждый уткнувшись в свои гаджеты – им не о чем говорить друг с другом…
И уже так тяжело — остановиться. Ощутить маленькие радости бытия — солнечный луч, упавший на лицо, тёплый дождик, от которого не успел, да и не посчитал нужным прятаться, улыбку ребёнка, который ещё не присоединился к надрывной спешке жизни. Наверное, именно это умела делать Кларисса. А мы?
В книге в одночасье погибли миллиарды людей. Они сгорели в страшном атомном пламени, те, кто сами сжигали в огне книги или же увлечённо смотрели на это ночами, выйдя из свои домов. Но их почти не жалко. Да, именно так! Их не жалко потому, что мы их не знаем, как не знаем окружающих нас людей. Они были лишь оболочки в пустоте, и оставили после себя только тлен и пустоту.
Рэй Брэдбери говорил: «Меня просят предсказать будущее, а я его хочу предотвратить». Но, к сожалению, нельзя сказать, что он предотвратил то будущее, которое описано вего «451° по Фаренгейту».
В середине XX века, с разницей в 11 лет родились две гениальные антиутопии. «451 градус по Фаренгейту» и «Хищные вещи века». Братья Стругацкие жили в государстве, которое считалось тоталитарным, и рассказали, как на месте диктатуры возникает общество изобилия и свободы, а его граждане превращаются в стадо бездумных потребителей. Рэй Брэдбери жил в безусловно либеральном мире и показал, как либеральное общество закономерно, с абсолютной неизбежностью, перерождается в общество тоталитарное, а его граждане превращаются опять же в стадо бездумных потребителей. Только мир дураков у Брэдбери еще страшней, злей и бездушней, чем мир дураков у Стругацких.
Поражает, как точно автор смог предсказать и облик будущего общества, и механизм его формирования. Цель процесса — превращение граждан в послушных идиотов, всегда готовых потреблять тот товар, на который им укажут. Идеологическое обоснование — политкорректность (это в 1953!), запрет на любые высказывания, которые могут ненароком задеть кого-то из потребителей. В идеале — запрет на любые высказывания и размышления, кроме спущенных сверху. Инструменты дебилизации — прежде всего телевидение (сплошные телешоу, сериалы, ситкомы), затем прочие СМИ, реклама, шоу-бизнес, упрощение школьных программ. Разрушение семьи, разрушение всех традиционных связей в обществе. Система добровольной взаимной слежки, подкрепленная видеонаблюдением. И как все сбывается! Развлекаемся мы уже сегодня именно так, как предсказал Брэдбери. Только компьютерных игр у него нет. А чем большинство людей занимается на работе? Никому не нужные бумаги, излишние услуги, торговля, съевшая производство. Виртуальные образы, виртуальные тексты, которые можно уничтожить за секунду. Товары, которые служат пару недель, новшества, важные лишь для подъема цен. Как задумаешься, становится страшно. Вот нас и учат не думать.
Костры из книг — это, конечно, излишество. Это от стремления тоталитарных режимов доводить любое дело до логического конца. В результате возникает эффект запретного плода. Все боятся книг, но многим хочется в них заглянуть. Краем глаза, потихоньку от властей. Вот в «Хищных вещах» нет никаких запретов, и нет читателей. Зачем еще читать, когда есть столько классных развлечений?
Единственная ошибка Брэдбери — в сроках. Он отводил на весь процесс пятьсот лет. Судя по нынешнему состоянию общества, конец наступит максимум через два поколения. Если все будет идти, как сейчас. Если не удастся остановить. Конечно, человек, так или иначе, переживет мир рекламы и шоу-бизнеса. Не такое переживал. Перебесится и снова научится думать, любить и работать. Но это уже будет совсем другая история. Это будет другой мир и, я надеюсь, другой человек.
Но у мира надежда всё-таки есть.
Поглядите на свои книжные полки — там не просто бумага и типографская краска в картонном переплёте, там — слова и мысли многих хороших и умных людей. И если даже самих авторов уже нет в живых, то книги говорят за них их голосами, а значит — они всё- таки с нами, и вся мудрость мира — жива! И вот это — главная наша надежда.
Посмотрите в глаза настоящего американского гражданина Эдварда Сноудена, преследуемого всей силой, всей колоссальной мощью американского государства и его союзников. Такие люди, как он, тоже наша надежда. Человек, работавший в самой законспирированной и могущественной спецслужбе самого могущественного государства мира, бросает ему открытый вызов. Как разведчик, он понимает все последствия своего шага. Он понимает, что лишается всего – спокойствия, благополучия, материальной состоятельности, семьи, своей родины, наконец. Он не просит себе никаких благ. Он вообще ничего для себя не просит.
Как пожарный Гай Монтег, он просто не может иначе. Он не может жить, как все, думать, как все. Он не может больше участвовать во всемирной слежке и прослушке точно так же, как Гай Монтег не может больше сжигать книги, а также их хозяев и дома их хозяев.
Как и Гай Монтег, Сноуден знает, что его никогда не оставят в покое. Вспомним, как ради того, чтобы поймать беглого разведчика, США и их европейские союзники пошли на беспрецедентный шаг – силой посадили и подвергли унизительному обыску самолет главы суверенной южноамериканской страны, как они буквально выкрутили руки самым бессовестным образом правительствам нескольких государств, намеревавшимся приютить Сноудена. Вероятнее всего, он сам знает, что он обречен. Но… он просто не может иначе.
Напомним, что моя страна – Россия – стала единственным государством, не побоявшимся предоставить убежище человеку, сообщившему всему миру о нависшей над ним угрозе. В большинстве других стран мира он объявлен преступником, причем государственным, то есть самым опасным преступником, и по его следу уже пущены «электрические собаки», а где-то его поджидает «прокаиновая игла»…
Заключение
451 градус по Фаренгейту - температура горения бумаги, а 327,6 градусов по Фаренгейту - это минимальная температура воспламенения пластика. Пластик – это сегодня практически всё, что окружает нас, но не только. На пластиковую основу наносятся микросхемы современных носителей информации. Пластик как объект физического мира – это аналог бумаги, на которой печатаются книги.
Так вот, заметьте, температура его горения существенно ниже, чем температура горения бумаги, а значит, и наш мир стал еще уязвимее; пленка культуры, отличающая человека как существо мыслящее и чувствующее от животного, стала еще тоньше… А монстр, следящий за нами, стал ещё сильнее и изощрённее, его электронные глаза и уши – зорче и чутче, а его хозяева (или те, кто таковыми себя считает) – хотят знать о нас все больше и больше.
Но у нашего мира ещё есть надежда. Это наша страна, которую мы иногда критикуем, иногда даже не любим. Но она единственная не побоялась дать приют современному Гаю Монтегу – Сноудену. Она единственная стремится отстоять право человека на индивидуальность, на право искать и находить истину. И уже только за это мы должны гордиться ею.
Надежда – это и сам человек, который (и я бесконечно верю в это) никогда не согласится с ролью бездушного тупого счастливого овоща. Это человек, который, как Гай Монтег и как Эдвард Сноуден, снова и снова будет будоражить, взрывать это мир, заставляя его меняться и быть человечнее.
И всё же о том, что температура горения пластика значительно ниже температуры горения бумаги, мы должны помнить всегда…
Список используемой литературы:
Рисуем домики зимой
Хитрый коврик
Пчёлки на разведках
Пока бьют часы
Барсучья кладовая. Александр Барков