Работа на всероссийский конкурс творческих работ «Святые заступники Руси»
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_svyatoy.docx | 23.32 КБ |
Управление образования администрации города Прокопьевска
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №62»
Работа на всероссийский конкурс творческих работ
«Святые заступники Руси»
Сочинение на тему «Русский святой»
Номинация: литературное творчество
Выполнила: Пестова Наталья,
6а класс, МБОУ «Школа №62»,
653035, г. Прокопьевск,
улица Пионерская, 30-2
т.89059940193
Руководитель: Шубникова Е.А.,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Школа №62»
т.89039453113
Прокопьевск
2014
Для каждого человека чувство любви к родине глубокими корнями уходит в историю. За каждым периодом времени, за каждой сферой деятельности встают имена, которые мы чтим и помним. Богата русская земля талантливыми людьми, верой и правдой служившими ей на разных ее поприщах. Одним из таких имен является имя Иосифа Волоцкого.
В сентябре вся страна чтит память преподобного Иосифа Волоцкого, уникального человека в истории Руси, выдающегося деятеля Русской православной церкви, теоретика и практика, яркого богослова и церковного писателя, философа, мецената, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, являющегося одной из жемчужин России.
Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин) происходил из семьи волоколамских дворян. Он родился в селе Язвище около Волоколамска, принадлежавшем его родителям Ивану и Марине Саниным. У них долго не было детей, они молились и просили Бога даровать им ребенка. Когда долгожданный младенец родился, его назвали в честь отца Иваном. Родители заботились о достойном воспитании и образовании сына. В 15 веке на Руси единственными центрами распространения знаний, образованности, культуры были монастыри. Семилетнего Ивана для обучения грамоте и постижения азов духовной мудрости отдали в Крестовоздвиженскую обитель в городе Волоколамске к почтенному иноку Арсению. Иван выучил Псалтырь, а в 8 лет уже читал разные божественные книги, потом стал чтецом и певцом в церкви. С детства питал Иван Санин интерес к божественной учености, духовным знаниям, книгам, его влекло к монашеской жизни. А в роду Саниных 18 членов были монахами и монахинями, двое - архиепископами. В возрасте 20 лет пришел Иван в Боровской монастырь, где постригся в монахи и получил имя Иосиф. Настоятелем Боровского монастыря был знаменитый и уважаемый игумен Пафнутий, который по достоинству оценил духовную зрелость своего ученика Иосифа. 18 долгих лет провел он здесь. Начинал монах Иосиф с самых трудных послушаний, долгое время трудился в пекарне: все исполнял быстро и хорошо. А когда поставили руководить монастырским хозяйством, распоряжался твердо и толково. Начитанный, обладающий прекрасной памятью, сильным духом, юноша быстро выделился из своей братии, и игумен Пафнутий при своей жизни назвал его преемником. После
1
смерти учителя 37-летний Иосиф, став игуменом Боровского монастыря, решил ввести строгое общежитие, суровую дисциплину, обязательный труд для всех, выполнение обетов. Братия возроптала. Иосиф оставил обитель, стал искать те монастыри, где уставы соблюдаются. Обошел 9 монастырей, изучил их уставы, интересовался хозяйством и богослужением, учился, как монастырская власть организует дело.
Идея служения родной земле была для Иосифа естественным продолжением традиций его рода, как и традиция благочестия. Он вернулся в родные места, где решил основать новый монастырь в соответствии с его взглядами на монашескую жизнь. Существует легенда о том, что Господь молнией указал Иосифу место для возведения монастыря. Семья удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого радушно приняла Иосифа. Под покровительством князя закладывается центральная церковь Успенья (1479 год), к новой обители приписываются село за селом, численность братии, в которой были выходцы из разных сословий: князья, бояре, крестьяне, растет, что увеличивает приток средств в монастырь - деньгами, селами, деревнями. Иосиф проявил себя как дельный и дальновидный хозяин, своим трудолюбием и упорством подавал пример другим.
Название «Иосифов» монастырь получит через 100 лет после своего основания в 1579 году, когда Иосиф был канонизирован. Иосиф учредил строгий, даже суровый порядок общежительного монастыря с очень строгим уставом: у братии все было общее, все должны пить и есть вместе, пища была простая, но здоровая, монахи носили скромную одежду, в кельях ничего не было, кроме икон, божественных книг, поэтому двери не запирались , у каждого во время службы в храме было свое место, разговаривать, переходить с места на место, опаздывать нельзя. Для управления монастырем избирался совет старцев, мнение настоятеля неоспоримо.
Никто не мог без разрешения отлучаться из монастыря. И в этом заключалась глубокая истина: люди, всецело посвятившие свою жизнь служению Богу, должны отречься от всех земных желаний и интересов. Монастырь был подлинной Христовой общиной, действительным братством во Христе, воплощением реального устремления к святости. И ощущаемая людьми близость монастыря к Богу приводила к тому, что,
2
несмотря на всю суровость устава, в Иосифову обитель нередко переходили монахи из имевших менее строгие порядки обителей, вызывая даже ревнивое недовольство иных церковных деятелей.
В монастыре были все равны, никого не выделяли, все привлекались к разного рода работам. Игумен Иосиф был во всем примером монашеской братии: первым приходил и последним уходил из храма, наравне со всеми участвовал в общих работах, носил простую одежду и обувь, изнурял себя постом и молитвами, скромно питался.
Современники отмечали, что Иосиф Волоцкий соответствовал русскому идеалу мужской красоты. Это был человек среднего роста, с красивым лицом, темно-русыми волосами, носил небольшую округлую бородку. Он любил петь и читать в церкви, обладал чистым и сильным голосом, знал наизусть Священное Писание, был приветлив, помогал нищим, нуждающимся. А.И.Ивушкин создал поэму «Иосиф Волоцкий», в которой писал:
Знойный день до конца не остыл,
Белым лебедем в розовом свете
В наши души глядит монастырь –
Давних лет молчаливый свидетель.
Он бы многое мог рассказать –
То, чего нам вовек не домыслить…
Монастырь был известен своей огромной библиотекой церковной литературы, ничем не уступавшей гораздо более старым собраниям книг Троице-Сергиевой Лавры. А началом ее формирования послужили 10 рукописных книг, принесенные Иосифом из города Боровска. Потом книжный фонд быстро и активно пополнялся: в период игуменства Иосифа (1479-1515) действовал скрипторий - мастерская, где переписывались книги, нравственно-поучительные сказания. В монастырской книжнице было около 1150 ценных старых рукописей. Игумен был покровителем искусств и ремесел: с 1484года до начала 16 века. В монастыре по приглашению И.Волоцкого неоднократно работал известный московский иконописец Дионисий (87 произведений Дионисия, а также иконы, написанные Андреем Рублевым, хранились в монастыре). Длившееся в течение десятилетий братство (возлюбленное братство, как ска
3
зано самим Преподобным) Иосифа с Дионисием, гениальным иконописцем, чрезвычайно много говорит о нем. Иосиф вдохновлял Дионисия и делился с ним своими духовными исканиями и в устном, и в письменном слове («Послание иконописцу») - чего иконописец ждал и даже «требовал».
Особую значимость имеет письменное наследие Иосифа Волоцкого. Он вел переписку с царями, князьями, княжнами, поучал и призывал к милосердию, к помощи нуждающимся. Редчайшая эрудиция, великая образованность, яркий талант игумена сделали его главным борцом против ереси (отклонение, противоречие церковным догматам), защитником православия. Иосиф написал 16 обличительных «Слов», известных под общим названием «Просветитель». Данная книга во многих отношениях замечательна: она содержит живой, наполненный яркими бытовыми картинами и историческими аналогиями рассказ о деяниях и бесчинствах еретиков, детальный анализ и непримиримую критику их взглядов, проникновенные размышления о Боге, Благовестии, Спасении, о жизненной необходимости веры в евангельские истины и соблюдения апостольских и святоотеческих заветов. Представляя собой интереснейший памятник древнерусского богословия (в сущности это первый на Руси самостоятельный опыт систематизации богословских знаний), а также памятник конкретной, остронаправленной полемики, глубокого осознанного патриотизма и гражданственности, книга преподобного Иосифа сыграла выдающуюся роль в искоренении ереси «жидовствующих» и для утверждения, просвещения малосведущих в коренных вопросах Православия. Неудивительна поэтому огромная популярность этого сочинения среди древнерусских книжников: к нему неоднократно обращались в своей общественно-религиозной борьбе последователи преподобного Иосифа Волоцкого.
Иосиф Волоцкий, образованнейший человек своей эпохи, понимал и ценил искусство, образованность в людях, в значительной степени способствовал распространению грамотности на Руси: монахи не только переписывали книги, которые читались, изучались на опыте, но и разносили их по приходам. К концу 14 века в монастырской библиотеке насчитывалось более тысячи рукописных книг.
Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. В 1591 году, через 76 лет после кончины, он был причислен к лику святых. Святые мощи Иосифа Волоцкого покоятся в подклете Успенского собора монастыря.
4
«Течет река Волга»
Упрямый зяблик
Просто так
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Ласточка