В работе рассмотрены основные жанры китайских народных картинок (няньхуа). В них отражаются традиции, обычаи народа.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gomboevoy.docx | 24.07 КБ |
О жанрах китайской народной картины
Взгляните на картинку. Что видите? Мальчик, рыба, дракон… Удивительная картинка! Знаете, как называется? «Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается (вверх по реке)».
На картинке изображен мальчик с цветком пиона на голове (пион — символ знатности), за его спиной — рыба, из пасти которой выходит струя воды, постепенно принимающая вид дракона. В одной из легенд говорится, что рыба, прошедшая «Ворота дракона» (пороги на Хуанхэ) во время грозы и обжегшая свой хвост, может превратиться в дракона; не прошедшая, поранив жабры, возвращается. В картинке зашифровано пожелание успешно сдать экзамены, пройдя «Ворота дракона». Вот такое объяснение у этой картины! Разве это не загадка? Такую картину можно подарить кому-нибудь перед экзаменами, пусть раскроет ее глубокий смысл и удивится. Да, хорошее образование – удел знатных мальчиков, сдашь экзамены – высоко поднимешься!
Народное ксилографическое искусство является одной из значительных категорий китайской народной живописи. Оно из древнего поклонения силам природы и веры в мифических духов постепенно развилось в праздничную традицию изгонять зло и притягивать благо, молить о счастье, отвращать беды и приветствовать радость, украшать окружающую обстановку, выражая тем самым всеобщую народную мысль, чувства и надежду на прекрасную жизнь.
Начиная с XII в. в Китае существовал обычай в канун Нового года украшать жилые помещения красочными печатными картинками, которые в XIX в. получили название няньхуа (досл, означает «новогодняя картина»). Для изготовления новогодних картин в мастерских использовали технику ксилографии. Расположенные по всей территории Китая мастерские няньхуа в течение всего года массовым тиражом поставляли на рынок печатную продукцию. Во второй половине XIX века художественное творчество няньхуа получило массовое распространение и сформировалось в самостоятельный вид изобразительного искусства.
Объектом нашего исследования являются китайские народные картины. Мы рассмотрели историю развития и типологию жанров китайских народных картин, рассмотрели тематику народных картин, определили роль народных картин в развитии национальной культуры Китая.
За многотысячелетнюю историю своего развития китайские народные картины пережили сложные периоды, были и падения, и взлеты. Мы убедились в том, какую огромную роль играют народные картины в развитии национальной культуры Китая и как художественные образы няньхуа связаны с мировоззрением, нравственными ценностями современного китайского общества.
По тематике картины можно разделить на группы:
1)картины на сюжеты классических литературных произведений, театральных пьес, легенд, мифов, преданий;
2)религиозные и символико-благопожелательные няньхуа;
3) картины бытового содержания;
4)видовые и декоративные картины;
5)сюжеты общественно-политической тематики;
6)календарные и рекламные картины.
Каждая отдельная жанрово-тематическая группа обладает собственным образным набором, стилистикой и культурно-историческим значением.
Литературные и театральные картины, созданные на основе произведений классической литературы, драмы, устного народного творчества – самый популярный и любимый жанр няньхуа в старом Китае, В связи с этим, картины этой группы играли важную просветительскую и образовательную роль, знакомя народные массы с национальной литературой. Вместе с тем, данный жанр является одним из самых демократичных, так как его потребителями были и образованные слои населения, знающие содержание произведений классической литературы и малограмотные крестьяне, не имеющие представление о драматургической литературе и театральных реалиях. Картины театрального содержания, характеризуются собственной стилистикой, художники в мельчайших подробностях изображают грим, костюмы, сценические позы и жесты героев. Основное содержание литературных и театральных картин составляют сюжеты к исторической драме, где главными героями выступают легендарные правители и полководцы, государственные деятели, наделенные конфуцианскими добродетелями.
Религиозные и благопожелательные картины няньхуа являются важнейшими источниками для изучения национальной религии и символики китайского искусства. Происхождение сюжетов этих картин связано с религией и многочисленными верованиями китайского народа. Картины-иконы подразделялись на два вида: иконы, которые помещались в домашних алтарях и предназначались для отправления различных культов и ритуального сжигания в канун Нового года; картины с изображениями святых, утратившими свой «божественный» статус и превратившимися в благопожелательные символы, которые развешивались в домах наряду с другими няньхуа в канун Нового года.
Композиция религиозных картин-икон строилась по трем принципам: иконы с изображением отдельного божества; иконы отдельных божеств в сопровождении их свитских; групповые иконы различных представителей народного пантеона. Как правило, иконы, которые предназначались для ритуальных целей и сжигались во время обряда, выполнялись по установленному шаблону, и отличалась невысоким качеством исполнения (иконы Цзаована, трех чиновников Саньгуань). Они были лишены художественной выразительности и эстетической ценности.
Картины с образами святых, выступающих в качестве благопожелательных символов, обычно исполнялись в виде жанровых сценок и в виде живописных композиций с элементами пейзажа из горных скал, водных потоков, облаков. (прибытие бога богатства Цайшэня в дом, образы восьми бессмертных, божества долголетия Шоусина и феи Магу) Иконографии отдельных божественных персонажей традиционно наделялась театральностью облика (повелителя бесов Чжункуя, духов дверей мэньшэней, бога войны Гуаньюя, божеств Вэньчана и Куйсина).
Бытовой жанр обладает сюжетным разнообразием и представлен картинами праздничных обрядов (Нового года, праздника фонарей), сценами трудовых будней сельских жителей. Особенностью картин бытового жанра является стремление художников к идеализированному отражению реальности на картине. Изображая повседневный быт, художники показывают зрителям только сцены счастливой благополучной жизни – богатый интерьер и нарядные одежды, и таким образом вкладывают в изображение благопожелательный смысл.
Незначительную часть няньхуа составляют видовые и декоративные картины, выполняемые обычно по образцам станковой живописи. Художники использовали реалистические приемы в изображении деревенских и городских видов, городские улицы с автомобилями, велосипедами и самолетами. Такие картины достоверно и точно передавали колорит городской и деревенской жизни.
Итак, мы видим, что няньхуа представляет собой самобытный вид графического изобразительного искусства. Искусство няньхуа отличается обширным диапазоном и разнообразием сюжетов, которые охватывает многие аспекты: религию, историю, культуру, быт китайского народа.
"Бракосочетание на Небесной реке".
В мифе "Пастух и Ткачиха" рассказывается о происхождении Небесной реки - Млечного Пути. Небесная Ткачиха, вышла благодаря волшебной корове замуж за пастуха и родила ему детей. Вскоре была отозвана богиней Сиванму, поскольку небесному созданию нельзя было жить земной жизнью. Когда пастух вместе с детьми на шкуре волшебной коровы уже догонял супругу, Сиванму вытащила из своих волос серебряную шпильку и провела по небу черту, разделив несчастных Небесной рекой. Супругам было разрешено встречаться только раз в году, в 7-й день 7-го месяца. Когда наступает этот день, стаи птиц слетаются к Небесной реке и наводят мост, чтобы на нем могли встретиться Пастух и Ткачиха… И с этих пор на ночном небе видна эта река. Люди называют ее «Серебряной рекой». Две самые яркие звезды по обе стороны Серебряной реки – это звезды Пастуха и Ткачихи. А две маленькие звезды рядом с Альтаиром (звездой Пастуха) – это дети Пастуха и Ткачихи. Эта трогательная легенда широко известна в Китае. Это история вечной любви, трогательного отношения человека к окружающим.
Оказывается, история этих картинок уходит вглубь веков. Начиная с XII в. в Китае существовал обычай в канун Нового года украшать жилые помещения красочными печатными картинками, которые в XIX в. получили название «няньхуа», что означает «новогодняя картина». За несколько дней до праздника в каждом доме развешивали красочные картинки: на створки дверей (ворот) наклеивали новые изображения духов-хранителей дверей – Мэньшэней; стены жилых комнат украшали различными изображениями богов. Символов долголетия размещали в комнате родителей, изображения младенцев, символов семейного счастья - в спальне; остальные благопожелательные и развлекательные картинки развешивали на самых видных местах. По традиции 23-го числа двенадцатой луны провожали на Небо бога очага - Цзао Вана. Он отправлялся к Небесному императору с докладом о том, какие хорошие или плохие дела совершила семья за год. Перед иконой бога очага ставили курительные палочки и жертвенные продукты, а потом икону выносили во двор и сжигали. В Новогоднюю ночь ждали возвращения Цзао Вана, под грохот хлопушек помещали новое изображение Бога очага.
На картине вверху, под двумя драконами, — календарь на 12 лунных месяцев с указанием времени проведения различных сельскохозяйственных работ. Под календарем — изображен сам Цзао-ван, сидящий на троне, с нимбом вокруг головы, в короне и пестром халате китайского князя. Справа и слева от него — военный и гражданский чиновники и мальчики, а также два чиновника с сосудами: у одного сосуд с плохими делами семьи, у другого — с хорошими.
В Новогоднюю ночь также следовало совершить обряд благодарения всем божествам Неба и Земли за покровительство в прошедшем году. Для этого перед иконами этих божеств исполняли ритуал, а потом все иконы сжигали. Религиозные картины - иконы и декоративные картины, посвященные празднованию Нового года, играли главную роль в праздничных торжествах и традиционных ритуальных обрядах. Они отличались необычайной красочностью, создавали праздничную атмосферу в доме.
Новогодние картины изготовлялись в технике ксилографии (рисунок сначала вырезали на доске, а затем печатали на бумаге). Это позволяло изготавливать их большими тиражами. Много новогодних картин составляли благожелательные сюжеты с пожеланиями семейного счастья, богатства, удачной торговли, хорошего урожая и различные познавательно-развлекательные сюжеты из литературы и театральных представлений. Мастерские няньхуа располагались по всей территории Китая и в течение всего года массовым тиражом поставляли на рынок. И сегодня народные картинки тоже востребованы, печатаются широким тиражом. Рассматривая их, можно знакомиться с традициями и обычаями китайского народа, изучать историю великого Китая.
Роли народной картины весьма разнообразны. Это, во-первых, украшающая роль. Все картины пестрят яркими красками, мастера прибегают к сложной композиции, изобилующей всевозможными деталями и предающей изображению пеструю «заполненность». Невероятно популярны в Китае картины из известнейших литературных произведений. Герои на них часто одеты в театральные костюмы, так как сюжеты романов были известны малограмотным людям в первую очередь благодаря театру, народным сказам и преданиям.
Во-вторых, благопожелательная роль. Поскольку картины обычно развешиваются непосредственно перед празднованием Нового года, а через год опять сменяются новыми, то они часто выполняют роль новогодней открытки, наполненной различной благопожелательной символикой. Появление необыкновенно разнообразной символики в Китае связано с обилием омонимов в китайском языке (например, слово «рыба» звучит также, как «достаток», «излишки» и поэтому символизирует богатство), а также со сходством каких-либо предметов или явлений (например, в гранате много зерен «цзы» – это пожелание иметь много сыновей, которые пишутся также «цзы»).
Третья функция, которую выполняют няньхуа – оберегающая. В Китае издавна печатают изображения богов, оберегающих от злых духов. Эти изображения помещают в жилых домах, хозяйственных постройках, лавках и во многих других местах. Например, парные изображения духов дверей Мэньшэней располагают на створках дверей и ворот, чтобы злые духи не могли войти внутрь жилища. Также существуют духи, защищающие от болезней, есть покровители домашнего очага, хлева, покровители определенной местности.
Также существует и образовательная функция, например, лубки, иллюстрирующие 24 примера почтительности к старшим. До сих пор сохранилась агитационная функция
Китайская народная картина жива и по сей день. Большинство картин выполняется по старым образцам, однако здесь присутствуют и совершенно новые сюжеты: картины на тему олимпиады в Пекине, картины с изображением различных современных предметов, картины, содержащие политические лозунги.
Использованная литература:
Загадка Бабы-Яги
Свадьба в Малиновке
Рисуем пшеничное поле гуашью
Ёжикина Радость
Лист Мёбиуса