ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА (Отражение в искусстве, литературе, кинематографе.)
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tselina.doc | 842.5 КБ |
Международная конференция исследовательских работ
обучающихся и студентов
«Поднятая целина»
«Отражение в искусстве, литературе, кинематографе.»
Целина – особое время в нашей истории.
Автор работы Животова Светлана Алексеевна,
ученица 10 класса МКОУ «Савинская СОШ»
Научный руководитель: Феофанова О.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Савинская СОШ»
Г. Палласовка
2013
Оглавление
Введение .......................................................................................3
Глава I. Земля целинная……………………………4
Глава II. Целина в изобразительном искусстве…..5
2.1. Целина в жизни художников…………5-6
2.2. Марки…………………………………..6-7
Глава III. Целина в литературе…………………......8
3.1.Целина в прозе и публицистике……….8-9
3.2.Целина в стихах и песнях……….……9-14
Глава IV .Целина в кинематографе………………..14
4.1. Первый фильм «Первый эшелон»…14-15
4.2. «Иван Бровкин на целине»…………….15
4.3. «Алёнка»………………………………..16
4.4. «Вкус хлеба»………………………..16-18
Заключение………………………………………....................19
Приложения…………………………………...........................
Список источников…………………………………………..20
А там, вдали, -
Вчера пустынная,
Земля целинная,
былинная.
Л.Мартынов
Введение.
У нас в школе есть очень хороший музей Боевой и Трудовой славы, в нём собрано много экспонатов по всем вехам истории нашей страны. Я являюсь в музее экскурсоводом, изучаю материалы, провожу экскурсии. И … заинтересовала меня информация об Утроповой О.А., Жиганове Я.А. и Ягупове И.А. – первоцелинниках нашего села. Изучением их жизни занялась моя одноклассница, а я решила прочитать «Поднятую целину» М.Шолохова, чтобы «увидеть» то время . Как оказалось, роман написан по событиям, которые были намного раньше освоения целинных и залежных земель, меня привлекло название произведения, поразила тяжесть всего происходящего, но при этом колоссальная вера в правильность решения партии и правительства, вера в свой народ. Поэтому захотелось узнать, как же происходило в 1954-1960 годах освоения целинных и залежных земель, как это отражено не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, кинематографе. Так родилась идея: заняться исследованием этой темы.
Освоение целины - это комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР .Когда начинался этот, даже по современным космическим меркам, грандиозный проект, никто не мог предположить, что такая супердержава, как СССР, во благо и во имя которой все и делалось, не переживает обрушившихся на нее катаклизмов и распадется. Главную цену за все и заплатили люди, которые самоотверженно работали на эту идею и эту страну, свято веря в её светлое будущее, преодолевая немалые трудности и лишения, искренне радуясь тому немногому, что давала им жизнь. Ещё не в столь далекий период у нас было принято перекраивать историю целины, подстраивать под очередного партийного вождя. Но ещё Маркс и Энгельс неоднократно высказывали мысль о том, что на земном шаре имеются огромные запасы неиспользуемых земель, лежащих мертвым капиталом. Ни в одной другой стране вопрос о хозяйственном использовании плодородных земельных площадей не стоял и не мог стоять так остро, как в Советском Союзе. По решению пленума ЦК КПСС(1954г.) был взят курс на быстрое увеличение производства зерна. Массовое освоение целины проводилось в 1954 – 1956 годы в Казахстане, Сибири, Поволжье.
Цель: исследовать вопрос отражения особой вехи в истории нашей страны – освоения целины в различных видах искусства: литературе, кинематографе, изобразительном искусстве.
Задачи:
1.Отражение особенности целины через мастерство художника.
2. Рассмотреть, как отражена тема целины в литературе.
3. Показать целину кинематографическим языком.
4.Найти материалы о целине в нашем районном краеведческом музее.
1.Земля целинная.
Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн.га целинных и залежных земель. За 1954-1960гг. в СССР было поднято 41,8млн. га целины и залежи. Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры – дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны, мобилизовывали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых. Освоение целины стало крупнейшим начинанием, реализованным Н.С.Хрущевым в аграрной сфере. На работу в целинные степи по комсомольским путевкам ехала молодежь со всей страны. Первоцелинники проявляли колоссальное мужество, волю. Порой приходилось работать целыми сутками. Спали в палатках, ели прямо в поле. Как и в годы первых пятилеток, при освоении целины активно эксплуатировался трудовой энтузиазм масс, готовность людей работать бесплатно и в тяжелых условиях. За 1954-1957 гг. было освоено 36 миллионов гектаров, что позволило увеличить производство зерна в 2 раза.
Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 13 млн.га, то в действительности распахали 33 млн.га. Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов – от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, спасла население страны от голода, но каким трудом это далось. Приложение№1
Всё это я надеялась увидеть в различных видах искусства, поэтому обратилась в библиотеки за литературой, «побывала» на просторах интернета, обратилась в районный музей.
2.Целина в изобразительном искусстве.
2.1.Художники - первоцелинники.
Народная тема – освоение целинных и залежных земель – не могла не привлечь мысли и чувства советских художников.
Отразить в реалистических художественных образах красоту и величие труда советских патриотов на целинных землях и помочь этим победе нового дела была одной из важных задач советского искусства. Многие художники, в особенности молодежь, проявили глубокий интерес к грандиозному наступлению на целину. Побывав здесь в первые дни и месяцы освоения целины, они окунулись в самую гущу нелегкой жизни, увидели, как под руководством партии советские патриоты, среди которых большое число комсомольцев, преодолевая всякие невзгоды и трудности, превращают в огромные поля пространства веками нетронутой целины. Весной и летом 1954 года группа художников в составе Т.Салахова, Д.Мочальского, Л.Рабинович, В. И. Басова, М. И. Ткачева, В. Е. Цигаля и других выехала на этюды на целину. Они претерпевали те же трудности, что и сами целинники, и жили в тех же палатках и вагончиках. Итогом их поездки стала «Выставка работ Московских художников, выполненных в поездках на целинные и залежные земли», проведённая в Москве в 1954 году. Приложения№2,3,4
Поживши бок о бок с трактористами, агрономами, геодезистами, строителями и работниками других профессий, которые добровольно съехались на целинные земли из разных мест социалистической Родины, художники близко увидели наши прекрасные кадры, воспитанные партией и комсомолом, почувствовали героику массовой будничной работы тружеников целины, увидели, как хорошо они вооружены мощной передовой техникой. Приложение№5
Близость к трудовой народной жизни помогла художникам взять в основном верное направление при отборе характерных черт людей, жизненных явлений, положений для создания обобщающих художественных образов, будущих картин на тему о большом патриотическом деле. Значительное количество привезенных с целины этюдов, эскизов, рисунков свидетельствует, что художники стремились охватить жизнь в её многообразии и запечатлеть характерные черты советских людей в своеобразной обстановке их труда и быта. Часть этих картин и этюдов была показана на Всесоюзной художественной выставке 1954 года и на выставке во Дворце культуры автозавода имени И.В.Сталина. Среди них мало законченных художественных произведений. В большей части они являются своего рода художественным репортажем о первых днях и месяцах наступления на целину.
В 1955 году в издательстве «Советский художник» по итогам выставки вышла книга «Этюды, картины с целины. Работы художников весной и летом 1954 года».
Всматриваясь в этюды, вижу только позитив: палатки в степи, никаких удобств, а на лицах улыбки, радость во всём. И я понимаю, как четко отображали художники чувство удовлетворения от труда, от его результатов. Всегда только чувство прекрасного в каждом рисунке.
Приложение № 6 Фильм «Фото и рисунки»;
Думаю, что это было достигнуто потому, что художники сами это и пережили.
2.2.Марки.
Исследуя огромный материал о целине, я нашла цикл марок, выпущенных во время освоения целины и в последующие юбилейные годы. Здесь тоже радость тяжелого труда на благо Родины. Даже появилась мысль : найти филателистов, у которых, наверное, богатая коллекция марок о целине, пообщаться с ними и узнать, как они видят целину глазами сегодняшнего дня, понять, может, в чём-то я ошибаюсь… Я вижу во всём только счастливые страницы, но не вижу тяжелого труда и быта.
3.Целина в литературе.
3.1. Проза и публицистика о целине.
Освоение целины было затронуто и в литературе: в произведении «Целина» (из «Трилогии Л.И.Брежнева»).
В книге «Целина» 75 страниц, в сборнике «Воспоминания» идёт как шестая глава.
В 1954 году Леонид Ильич был избран вторым, а с 1955 года — первым секретарём компартии Казахстана. Годы его партийного руководства совпали с началом освоения целинных земель. В книге встречается лёгкая критика Хрущёва, по его распоряжению на целине строились узкоколейные железные дороги, а следовало бы не тратить попусту деньги, сразу проектировать автомобильные шоссе.
Книгу «Целина» из «Трилогии Л.И.Брежнева» я не нашла, её нет сейчас в библиотеке, но из слов моей учительницы по литературе, я знаю, что когда-то книгу изучали на уроках, но это было очень давно. Ей запомнилась из текста присказка мамы Леонида Ильича: «Все крошки – в ладошку и в рот» - это говорит о бережном отношении к хлебу. Нам, сегодняшним школьникам, не помешало бы запомнить эти слова тоже.
Книга «Алёнка» Сергея Антонова меня поразила. Автор излагает всю правду, которая была на целине. Язык книги прост и понятен каждому, много сравнений, эпитетов, введён в художественный стиль разговорный язык. Всё это помогает понять и увидеть происходящее в далёкие годы. Автор использует фразы, глубокий смысл которых сохранился по сей день.
«Люди поднимают целину, а целина поднимает людей. И тебя, говорит, Степан, она скоро поднимет до надлежащего уровня. Я, говорит, теперь знаю, что мне надо делать…Главное, говорит, в человеке – это культура».
«Я не возражаю, большинство на целине наша здоровая молодежь. Без них мы бы с тобой целину не подняли».
Я жалею, что познакомилась с этим произведением так поздно, потому что для меня оно открыло новый мир, показало всю сложность жизни тех дней, красоту мира, человеческих чувств, народного слова. Я стала зорче смотреть на людей, открыла для себя, что они не так просты, как могут показаться, когда видишь их, людей с огрубевшими руками и немногословной речью, за тяжелым трудом, на ветрах, под дождем и палящим солнцем. Нет, они наделены и умом и красивыми чувствами. Антонов помог мне еще больше полюбить родной народ.
Книга Сергея Васильевича Максимова «Куль хлеба» Санкт-Петербург 1873 год. Читалась дважды героем Социалистического Труда Терентием Семёновичем Мальцевым – первоцелинником, который отметил:
…Вроде написана про детали земледельческого труда и быта, написано вовсе не о том. Её главный предмет – тысячелетняя культура нашего народа, показанная на хлебном её «срезе». Чтение её доставляет истинное наслаждение.
И я, прочитав её, получила это истинное наслаждение. Почему в моей работе о целине об этой книге, да всё потому, что читал её Терентий Мальцев, и я заинтересовалась – ведь это всё о хлебе!
Замечательный автор, мой земляк, талантливый журналист А.С.Тахтаров в своей книге «На трудной, но родной земле» также уделил внимание целине. Там в основном говорится о первоцелинниках нашего района, я много нового узнала, благодаря Андрею Сергеевичу. Он писал:
«И всё же первым поистине знаковым событием после войны стала для нашего полупустынного края начавшаяся в стране целинная эпопея. В Палласовский район с ранней весны 1954 года стали прибывать состав за составом посланцы разных городов Союза для оказания помощи местным механизаторам в распашке веками не тронутых плугом земель для расширения посевных площадей под зерновые и кормовые культуры».
Но присутствуют и такие строки, несущие в себе истину, правду, о которой не говорилось в других произведениях литературы и кино:
«Кое-кто, поддавшись общему романтическому настроению, поторопился сменить городскую жизнь на сельскую. Такие быстро «сломались» и сбежали. К счастью, их было не так уж и много. В основном же прибывшая молодежь и местные механизаторы выполнили возложенную на них миссию».
Из книги я узнала, что в район на подъем целины приехали из Ленинграда, Иваново, Тулы, Орла, Грозного, Пензы. Больше всех прислал Сталинград – 1200 человек, и палласовцы размещали их, как могли, идеальных-то условий не было. И в этом я узнаю теплоту души моих земляков, которую можно встретить и сегодня.
Приложение№7,8
А знаете ли вы, что…
…20 марта 1954 года из Волгограда выехал в Палласовский и Старополтавский районы области первый отряд целинников в составе 200 комсомольцев.
…Особенно большие массивы новых земель распахали земледельцы Палласовского района – 280 тыс.га, Старополставского – 145 тыс.га, Николаевского – 109 тыс.га, Буковского- 66 тыс.га.
Есть книги, в которых присутствуют статьи об освоении целины, пусть совсем небольшие, но несущие в себе огромный смысл. Я прочитала книгу Анатолия Салуцкого «Моя земля» издательство «Детская литература» Москва. Многое узнала о жизни людей в Сибири, Вологде, где тоже осваивалась целина. Эта книга о поисках призвания, о судьбах молодых людей. Повесть «Сильная пшеница» говорит о железнодорожной станции Есиль, где высаживались первые целинные десанты. «И начинали обустраиваться в неприветливой, голой казахстанской степи с таким же мужеством, с таким же упорством, с каким совсем недавно покоряли суровую сибирскую тайгу первостроители, первопроходцы Байкало-Амурской магистрали. Это был эпицентр освоения целины», «Есиль – ворота целины!» было написано на одном из элеваторов. Литературно-художественный сборник, выпущенный Нижне-Волжским книжным издательством города Волгограда в 1985 году, «Слово о заветном», где собраны очерки и рассказы о земле, о людях, которые на ней трудятся, хранит в себе воспоминания героев о целине. Рассказ В,Максимова «Звено», в котором герой социалистического труда Пётр Игнатьевич Чериков, возглавлявший в пятидесятых-шестидесятых годах колхоз «Путь к коммунизму» вспоминает, что главное в ту пору было воспитание у детей «…чувства верности родному хозяйству, никто не сомневался в том, что на первый план в этом будет поставлен личный пример, слово и дело родителей будет словом и делом детей». Мне кажется это очень важным, потому что в наше время эта связь во многих семьях разорвана.
3.2.Целина в стихах и песнях.
Подавляющее число поэтов писали такие разные, но такие похожие стихи о целине:
Л.Мартынов «Земля». В его стихотворении есть замечательные строки:
…А там, вдали, -
Вчера пустынная,
Земля целинная, земля былинная…
Я считаю, что именно былинной стала целина для всех нас. Все и всё о целине даже спустя 60 лет…
В.Туркин «Санька-целинник» и стихотворение без названия. В нем есть такие строки:
На полевых целинных станах
Вагончики и тут и там,
Как делегаты тех составов,
Что нынче мчатся по путям…
А я и не задумывалась никогда раньше, глядя на проходящие поезда, что в таких вот вагончиках (но не таких комфортабельных), жили люди на целине.
Много стихотворений о целине я нашла в фотокниге «Славим землю», посвященной 50-летию начала освоения целинных и залежных земель, которая была подарена Ягупову Ивану Александровичу в 2004 году.
Приложение №9,10,11,12,13
Эту книгу дали мне родственники Ивана Александровича, за что я им очень благодарна. Было время целины, было постановление правительства и люди ехали работать, для них это был праздник, любовь, рождение новых семей, а сейчас мы только иногда по праздникам чествуем целинников, а ведь их остаётся все меньше и меньше.Приложение№14
Только по первой строчке из 11 человек осталось всего 5.
Как было сказано ранее, целину осваивали не только в нашей местности, но и в пограничной зоне – Казахстане. Казахстанские поэты также писали стихи о целине:
Ю.Шапоев «Красные курганы»;
А.Баницкин "Вся жизнь в борьбе. В борьбе за хлеб насущный...";
Е.Березнева «Школа целины»;
Л.Биль «Встречи в пути»;
А.Бисембаев «Золотая нива»;
Э.Госсен «Когда кричит земля... или к чему привели освоение большой и малой целины и наше вторжение в природу»;
В.Гундарев «Символ минувшей эпохи»;
И.Шухов «Отзвуки подвига: Очерк о целине»;
Джубан Мулдагалиев «Первая палатка»:
Палатки — на дыре дыра —
В музейных залах спят устало.
И словно танки, трактора
Стоят в полях па пьедесталах!
...Тогда, в Москве, в большом музее смело
На ту палатку обратил он взор,
Что прокоптилась сплошь и обгорела,
Как будто чингисхановский шатер.
Ее брезент — не листовое злато...
Как решето, в отверстиях углы...
Над нею небо плакало когда-то,
Ее бодали ветры, что козлы.
Ее в степи, как волки, рвали люто
Голодные бураны зимних дней.
Темнеют пятна гари и мазута
Автографами времени на ней.
Вздохнул мой незнакомец не украдкой
И так заметил, стоя у степы:
Палатка! Наша верная палатка!
Наш первый кров в просторах целины!
Он продолжал по-детски улыбаться.
И мне тогда подумалось на миг:
Такие люди — главное богатство
Степей, народов, всех сердец живых.
Мне стихотворение понравилось больше всего. Автор показывает чувство памяти целинника, увидев палатку, он вспомнил первый кров в просторах целины и, мне кажется, я увидела этого первоцелинника и поняла, почему он прислонился к стене, и увидела его по-детски улыбающееся лицо, как будто я была там вместе с ним. Да, я уверена, такие люди – это наше главное богатство. Очень важно, чтобы мы об этом помнили.
Мне очень понравилось стихотворение Николая Тряпкина:
Я не был славой затуманен
И не искал себе венца.
Я был всегда и есть крестьянин
И не исправлюсь никогда.
Кажется, искренен человек в своих помыслах, да и думает не о славе. А чаще всего в стихах восторг, восторг, и…восторг. А в этом любовь к своей земле… Любите землю, знайте землю…, любовь к державе «и нашу русскую державу оставит русской навсегда». Почти такое же преклонение перед землей и у Виктора Кочеткова:
…И будет вечер пахнуть хлебом,
Как руки матери моей.
Это же я увидела и в стихотворении казахстанского поэта Олжаса Сулейманова:
— Целина — это степь, превращенная в хлебное
поле, Степь, распахнутая,
как ладонь материнской руки.
Целина — это сила сознанья и твердая воля.
А Генадий Гоц из Новосибирска писал в 1956 году в стихотворении «Комсомольская путёвка», я узнала, что это псевдоним Генадия Сименкова, который был…
Нам вручила комсомольские путёвки
Родина рукой секретаря…
И твоею молодостью гордый,
Спросит внук тебя, как надо жить,
Покажи ему не только орден,
А путёвку эту покажи.
Такое выражение «путёвка в жизнь» прочно вошло в речевой этикет. Даже звучание слов, их сочетание вызывает зависть, мне кажется, в этом чувствуется стабильность в жизни, стабильность в деле.
А Валерий Шамшурин писал:
Но там, где пролил больше пота,
Там встанут лучшие хлеба.
И оно тоже говорит о нелегком труде хлебороба: работать до седьмого пота гласит народная поговорка, и мне думается, что это именно в пору освоения целины.
Затронули душу строки Феликса Чуева – Героя Социалистического труда, Лауреата Государственной премии и премии Ленинского комсомола, поэта и публициста ( «Битва за хлеб» ):
Слово «битва» - из самых рисковых,
В бородинских чугунных орлах,
В Сталинградских полях, Куликовых,
И в целинных пшеничных полях.
Яркое и сильное сравнение без всякого пафоса. Эти строки из самого сердца.
Понравился коллаж «Здравствуй земля целинная» из книги «Славим землю», который вобрал в себя всё: призыв партии, первую борозду, палаточный город, награждение целинников и главное – распаханная целина в Омской области.
Приложение№15
Борис Куликов в стихотворении «Вечером» говорит о том, что ребята пригорюнились,
Им хочется побыть с любимой, но её нет рядом, и они поют о счастье, которое ждёт впереди. С песнями отдыхали душой. Ведь целина «собрала» всех по разным причинам. Кто-то жаждал романтики (ведь в основном на целине была молодежь), а кто-то просто хотел заработать денег и прокормить семью.
Первоцелинники сделали своё дело: они построили новые хозяйства, распахали целинные и залежные земли, дали стране первоклассный хлеб. Они обеспечили продовольственную независимость страны. Сегодня эта независимость фактически потеряна и нам её предстоит восстанавливать, и не забыть бы, что:
Всему начало плуг и борозда
Поскольку борозда над вешним небом
Имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
Всему начало – борозда.
Сергей Викулов «Плуг и Борозда».
Это обращение к нам, сегодняшним сельским школьникам. Хотя многие, я знаю, захотят уехать в город. Но каждый должен знать и помнить землю, на которой он родился.
Прочитала много стихов Владимира Цыбина. В его стихотворении «Первая любовь» присутствуют такие строки:
Ну, а я? Я, бедой уломанный,
Не скажу, что нас ждёт беда:
Но призыву властей завербованный,
Уезжаю невесть куда.
В этом стихотворении чувствуется боль. Боль, от которой никуда не деться…И невозможно предугадать как сложится твоя дальнейшая жизнь.
Борис Куликов воспевает труд целинников как музыку, его стихотворение так и называется «Музыка целины»:
…спешу туда,
Где день и ночь не умолкая,
гремит
Симфония
Труда.
Труд целинников был воспет не только в стихотворениях, но и в песнях.
Л.Ошанин «Песня о тревожной молодости…»;
Э.Иодковский «Едем мы, друзья!»;
Л.Ошанин «Веришь - не веришь»;
«Прокати нас Петруша на тракторе»;
Н. Солохина, Е. Родыгин «Едут новосёлы». Призывно звучит песня, душевный подъем ощущаешь сразу. А Иван Бровкин, всеми знакомый от мала до велика балагур, немножко хулиган Ваня…- ударник социалистического труда. Как не заинтересуешься…
Приложение№ 6,16
В этих песнях чувствуется поднятие духа целинников, возможно, именно эти песни и придавали им силы. В них чувствуется сила, но в тоже время тяжелая жизнь.
И проза, и поэзия показывают нам, что первоцелинники – это особое поколение, какие бы ветры не дули, как бы эрозия не портила почву, они всё выдержали, потому и воспеты писателями, поэтами, музыкантами.
4.Целина в кинематографе.
4.1.Первый фильм «Первый эшелон».
Не так много фильмов посвящено этой теме, но те, которые всё таки посвящены, помогают нам воочию увидеть то время и окунуться в него, чувствуя всё: и радость, и страдания.
Первым вышел в 1955 году фильм «Первый эшелон», автором сценария которого был Николай Погодин, а режиссёром – Михаил Калатозов.
Приложение№16
В 1954 году известному советскому оператору Юрию Екельчику предложили — первым из советских операторов — провести опытные широкоэкранные съёмки. Выбор был на редкость счастливым: широкий экран создан как будто специально для Екельчика с его постоянным стремлением «выйти за кадр», «объять необъятное». Но новый формат принёс и новые проблемы. Екельчик увлеченно ищет пути наиболее выразительной подачи актёра, проверяет возможности съёмки с движения. Эксперименты получают и реальную цель — вместе с режиссёром Михаилом Калатозовым Екельчик начинает подготовку к съёмкам первого советского широкоэкранного фильма «Целина» по сценарию Николая Погодина. К сожалению, фильм пришлось снимать на обычный экран. Но труд Екельчика не пропал и опытные съёмки, и снятые на широкий экран актёрские пробы были внимательнейшим образом и с большой пользой изучены операторами, вслед за Екельчиком осваивающими новый формат. «Первый эшелон» (под таким названием фильм вышел на экран) снова продемонстрировал умение Екельчика меняться, находить новые средства для выражения нового содержания.
В главных ролях:
• Всеволод Санаев — Алексей Егорович Донцов, директор совхоза
• Сергей Ромоданов — Тарас Григорьевич Шугайло, бригадир
• Николай Анненков — Каштанов, секретарь обкома
• Олег Ефремов — Алексей Узоров
4.2. «Иван Бровкин на целине».
В 1958 году выпускают фильм «Иван Бровкин на целине» (режиссёр – Иван Лукинский, автор сценария – Георгий Мдивани), который был своего рода призывом.
Приложение№17
В главных ролях:
• Сергей Блинников — Тимофей Кондратьевич Коротеев, председатель колхоза
• Леонид Харитонов — Иван Романович Бровкин, отставной сержант, целинник
• Анна Коломийцева — Елизавета Никитична, жена Коротеева
• Константин Синицын — Сергей Владимирович Барабанов, директор целинного совхоза
• Татьяна Пельтцер — мать Ивана Бровкина
• Михаил Пуговкин — Захар Силыч Пёрышкин
• Вера Орлова — Полина
4.3. «Алёнка».
В 1961 году выходит в свет фильм «Алёнка» по книге Сергея Антонова (режиссёр – Борис Барнет, автор сценария – Сергей Антонов).
Приложение№18
В главных ролях:
• Наталья Оводова — Алёнка Муратова
• Ирина Зарубина — Василиса Петровна
• Василий Шукшин — Степан Ревун
• Николай Боголюбов — Дмитрий Прокофьевич Гулько, главный механик совхоза
• Николай Крючков — Роман Семёнович, директор совхоза
4.4. «Вкус хлеба».
И заключительным становится выход фильма «Вкус хлеба» в 1979 году (режиссёр – Алексей Сахаров, авторы сценария – Алексей Сахаров и Валентин Черных).
Приложение№19
Структура киноповести:
Киноповесть «Вкус хлеба» состоит из 4-х фильмов:
• «Хлеб наш насущный»
• «Хлеб и земля»
• «Хлеб и люди»
• «Хлеб отечества».
Уникальные особенности фильма:
В фильме показаны (с определённой долей условности):
• Приезд на целину — малообжитое место, практически без инфрaструктуры
• Первоначальная распашка целины
• Проблемы освоения целины — борьба с сорняками, «чёрные бури»
• Централизованное повсеместное внедрение кукурузы
• Изобретение и внедрение безотвальной вспашки (фактически — «безотвальной обработки почвы по методу академика ВАСХНИЛ Терентия Семёновича Мальцева»)
• Использование при освоении целины лиц, отбывших заключение
В главных ролях:
• Сергей Шакуров — Директор целинного совхоза «Бескрайний» Степан Сечкин
• Валерий Рыжаков — секретарь целинного райкома партии Владимир Ерошин
• Эрнст Романов — Ученый-агроном Сергей Игнатьев
• Николай Еременко (старший) — Веденин
• Любовь Полехина — Саша Сечкина
Как-то незаметно, но естественно и закономерно, не без влияния телевидения, наверно, появился в кинематографе этот жанр — неторопливой, обстоятельной, хроникально-исторической эпопеи, многосерийной эпической фрески, посвященной событиям недавнего или совсем уж близкого прошлого, как фильм «Вкус хлеба».
Это стремление к летописной многосерийной эпической фрески, к максимальному охвату событий в единый художественный поток, происходит вовсе не потому, что события и обстоятельства, скажем, освоения целины нельзя было бы вместить в односерийную, «нормальную» по метражу картину, сжав подвиг народа до метафоры, до символа. Но потому, что в таком гигантском историческом процессе, каким было или освоение целинных и залежных земель, существенны не только конкретные человеческие судьбы первоцелинников, их энтузиазм и героизм, самопожертвование и труд, но — на правах таких же героев кинематографа — те социальные, экономические, научные, психологические предпосылки, которые вызвали к жизни целинную эпопею, которые лежали в ее основе.
Поэтому главным героем тетралогии Алексея Сахарова, наряду с покорителями целины, является хлеб, тот самый казахстанский миллиард, ради которого и началось четверть века назад «великое переселение народов» на целинные земли, которое стало самым значительным подвигом народа и страны после победы над фашизмом и потребовало не только гигантского, ни с чем не сравнимого напряжения всех сил и возможностей, но — и это прежде всего — грандиозной перестройки общественного и индивидуального сознания...
Просто поразительно, как с первых и до последних кадров тетралогии не смолкают жаркие и яростные споры на экране, как сшибаются, схлестываются в естественном своем, невыдуманном драматизме точки зрения, позиции, концепции, мировоззрения. И это понятно, ибо речь идет о хлебе насущном, недаром же так называется первый фильм эпопеи, рассказывающий о предыстории освоения целины, о трудных решениях сотен тысяч людей, оставляющих насиженные места, чтобы отправиться за тысячи верст в бескрайнюю целинную степь, метели, поземки — вспомним, что первый эшелон отправился из Москвы в Казахстан в феврале пятьдесят четвертого... Чтобы начать на новом месте все сначала — с первой палатки на снегу, с первого вагончика в необозримой степи, первой кухни, первого знакомства с трактором, земледелием, землей...
Авторы тетралогии разворачивают перед зрителем огромную панораму человеческих характеров, типов, темпераментов, как и приличествует эпопее — восторженных комсомольцев, отправляющихся на целину со школьной или комсомольской скамьи, демобилизованных солдат, еще не снявших формы, взрослых людей, едущих по зову сердца, по гражданскому долгу или пытающихся уйти от себя, чтобы начать вдали от обыденности новую жизнь, даже недавних уголовников, направленных на целину для трудового воспитания... Различны их судьбы, характеры, цели, но все они люди, и всем им жить здесь, вместе, на этой земле... У каждого из них своя сюжетная линия, они не исчезают из поля зрения авторов в суматохе событий, обстоятельств, перипетий, ибо каждый из них — нота, голос в этом общенародном хоре человеческих судеб.
Ибо, как выясняется вскоре, во второй и последующих картинах эпопеи, трудности первых месяцев были не самым серьезным испытанием для целинников. В самом начале еще можно было преодолевать неполадки на энтузиазме, всем миром, с налета — запахать целину, построиться, даже привыкнуть к крутому климату здешней зимы. Но мало-помалу все это превратится в быт, удовлетворятся первые потребности, есть уже дома и школы, столовые и клубы, играются первые свадьбы и кажется, что природа покорена, лежит послушно у ног человека...
«Однако героев «Вкуса хлеба» ждет еще не одно испытание, еще не одно событие, в котором радость смешается с бедой и болью. Прошло два года, собран первый казахстанский миллиард, но не хватает техники, идут проливные дожди, и хлеб гибнет на корню. А вдобавок начинается ветровая эрозия почвы, и снова сшибаются на экране мнения, концепции землепользования, жизни на земле, отношения к ней. Эта дискуссия, ее повороты, ее влияние на человеческие судьбы и составляет драматическое зерно двух последних фильмов эпопеи, двух последних этапов четвертьвековой битвы за хлеб, за землю, за человека на этой земле. Немало трудных минут приходится пережить героям тетралогии в этой битве идей — и горечь поражений, и радость побед, и вкус сомнений — однако до самого конца эпопеи, до наших дней и Сечкин, и Ерошин, и Игнатьев сохранят высокое человеческое мужество, стойкость и душевное благородство. Свое личное, собственное место в общей борьбе народа за хлеб». Пишет кинокритик Мирон Черненко в «Спутнике кинозрителя» в октябре 1979 года.
Приложение№ 20,21
Целина в нашем районном краеведческом музее.
Исследуя эту тему, мы обратились в наш Палласовский краеведческий музей, надеясь найти картины о том времени, скульптуры, может быть, какие кадры. И я очень благодарна работникам этого музея, они откликнулись на мою просьбу и помогли. В музее есть фото награждённых за героический труд, а также работы наших местных скульпторов. Скульптуру, посвященную моему земляку, директору колхоза Жиганову Якову Алексеевичу, награжденному орденом за освоение целины, который был отмечен и в книге А.С.Тахтарова: «…был живой историей становления новой жизни в Савинке, олицетворял собой пример действительно беззаветного служения своей родной земле», создал Балагуров Николай Иванович.
Приложение№ 22
Это очень талантливый человек, который прожил большую часть жизни в моём родном селе Савинка, где работал учителем рисования. К 50-летию образования СССР он подготовил персональную выставку в Палласовском музее изобразительных искусств, где экспонировались рисунок, живопись и скульптура.
Приложение№ 23,24
Я оставлю в музее кадры, картины из своей работы. Ведь если вглядеться в лица на экране, можно зримо увидеть «своих» целинников – всё это наши советские люди с их энтузиазмом, патриотизмом и волей к победе, это мои дорогие земляки.
Заключение.
Шло время. Столько поменялось всего. В стране увеличивался сбор хлеба и уменьшался, удои молока и забой скота, земля – целинная земля, воспетая в книгах, фильмах и кино – отдана в собственность «крестьянам», а для чего они и не поняли. Дела начались крупные и трудные. Работа, на которую ехали по зову сердца с удовольствием, теперь переместилась в город, а каждый город – это насос, который качает рабочую силу из деревни. Значит, надо сделать сельскую жизнь привлекательной… Идёт последний круг безостановочной гонки, длящейся уже целое столетие. Ряды сельской команды все редеют, а стоящая перед ней задача не меняется: кормить – и кормить как следует! – всю страну.
И я иногда задумывалась, нам, наверное, тоже нужна «Целина» или «БАМ», чтобы быть вместе, единой семьёй. Я тоже, кажется, для себя «подняла целину» материалом о ней. И поняла, что тема интереснейшая, и если её глубоко исследовать, то уместить в 20 страниц просто невозможно. Я не остановлюсь на этом, я буду над этим работать.
И всё-таки, какой притягательной силой обладает исследовательская работа. Страницы истории перенесли меня в то время, а стихи, произведения искусства, фильмы помогли увидеть величайший подвиг простых людей и осознать, какими силами им этот подвиг дался. Конечно, в освоении целины было немало негативных моментов, ошибок и перехлёстов. Но положительного, исторически оправданного, хорошего и интересного все-таки значительно больше. И об этом надо помнить всегда, беречь драгоценные зёрна великих свершений для новых всходов.
Список источников.
А.Салуцкий «Моя земля», Москва «Детская литература», 1986г.
А.Тахтаров «На трудной, но родной земле», 2006г.
«Слово о заветном», Нижне-Волжское издательство, 1985г.
Фотокнига «Славим землю» , Московский писатель, 2004г.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/744
Приложения.
Приложение№ 1
Приложение№ 2
Приложение№ 3
Приложение№ 4
Приложение№5
Приложение№ 9
Приложение№ 10
Приложение№ 11
Приложение№ 12
Приложение№ 13
Приложение№ 14
Приложение№ 15
Приложение№ 16
Приложение№ 18
Приложение№ 19
Приложение№ 20
Приложение№ 21
Приложение№ 22
Приложение№ 23
Приложение№ 24
Приложение№ 25
Приложение№ 26
Ералаш
Сказка про Серого Зайку
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как напиться обезьяне?