Работа написана учеником по воспоминаниям о военном времени его бабушки.
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_glazami_detey.doc | 45 КБ |
Областной литературно-художественный конкурс
«Война глазами детей»
Сочинение ученика 5 класса Чубовской общеобразовательной школы Кинельского района Самарской области
Харунжина Дмитрия
Фамилия, имя, отчество педагога
Артамонова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы. ГБОУ СОШ с.Чубовка м.р. Кинельский Самарской области.
Тюльпаны для бабушки
Бабулечка моя…Я захожу к ней в комнату, сажусь рядом на кровать и обнимаю крепко-крепко. Она у меня такая красивая!
Бабушка читает Псалтырь. Я глажу её натруженные морщинистые руки… Сколько дел переделали они! Во время войны вязали нашим солдатам варежки и носки. Потом научились шить брюки, ватники, бурки. Всё село одевала и обувала бабушка, а для своих детей шила платья, рубашки, пальто. Я люблю спать под теплым стёганым одеялом, сшитым бабушкиными руками.
Бабуля не может ходить, она уже старенькая: ей 83 года. Мне нравится слушать её рассказы о былом, и иногда я сажусь рядом и прошу: «Бабуля, покажи мне свои медали».
Бабушка достаёт из сумки цветастый полотняный мешочек, развязывает тесёмки и бережно, дрожащими руками достаёт самое ценное, что у неё есть: награды, юбилейные медали «50 лет Победы», «60 лет Победы». Там же в мешочке и поздравительная открытка Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с 64-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне: «Тем, что день 9 Мая навсегда вписан в славную летопись Отечества, мы обязаны Вам и вашим фронтовым товарищам, великому мужеству и огромной нравственной силе всего поколения Победителей».
- Вот смотри, внучек.
На губах дрожь, на глазах – слезинки.
На другой поздравительной открытке я читаю: «Поздравляю Вас со священным праздником – Днём Победы! Не забывать Время – это значит не забывать людей! Не забывать Людей – это значит не забывать Время!» Эту открытку прислал из Самары депутат О.Б.Дьяченко.
Я кладу бабушкины реликвии на место и там же в сумочке нахожу фотографию с праздничного митинга. Она сделана пять лет назад: ветераны и труженики тыла сидят в почётном ряду, среди них узнаю и бабушку. Кажется, что это было так давно, потому что многих ветеранов сейчас уже нет в живых. В 2009 году на площадь в День Победы из тех, кто изображён на фотографии, пришли лишь семеро. Тогда не было на митинге и бабушки: сильно заболела. Первые распустившиеся тюльпаны я подарил ей дома рано утром. Чем мне ещё её порадовать – только вниманием и заботой!
Бабушкины рассказы о прошлом как награда. Неспешно текут слова, а время проходит незаметно. Я знаю, что моя бабулечка, Чернова Александра Степановна, родилась в 1927 году в селе Старое Афонькино Шенталинского района Самарской области, там же и прошло её нелёгкое военное детство…
- Наша семья была дружная: отец, мать, семеро детей, - рассказывает бабушка, – Родители и старшие дети работали в колхозе: пахали, сеяли, убирали хлеб…О том, что началась война, мы узнали от человека, который на лошади прискакал из райцентра, а это 25 километров от села…Мне тогда было 14 лет…
Начались страшные дни. Каждый день провожали на войну взрослых мужчин: их увозили на телегах в Шенталу, а односельчане махали им вслед до тех пор, пока не скрывалась за поворотом последняя подвода.
Мои братья, Андрей и Илья, в это время уже служили в армии и сразу попали на фронт. Илья был моряком Балтийского флота, поэтому во время блокады Ленинграда он защищал этот многострадальный город. Другие братья и сёстры были отправлены на рытьё окопов возле города Сызрань.
В деревне скоро остались лишь старики, женщины, дети. Трудные времена сплотили людей: помогали друг другу в любой беде. Всё чаще приходили похоронки. Сколько слёз и горя приносили они в семью! У соседей горе, а горюет всё село… А если кто-то возвращался с войны раненый, всем селом встречали его. Без ноги, без руки, без глаз – радовались, что жив и вернулся. Собирались у его дома все: и старые, и дети… Кто на траве, кто на лавочке, кто на брёвнышке… Ждали, как своего близкого, родного…Дотемна слушали рассказы солдата о грозных военных днях. У нас, детей, эти страшные эпизоды долго стояли перед глазами, врезались в память, вселяли огромное уважение к страданиям и мужеству русских солдат.
Взрослым было трудно, да и нам досталось…С утра до вечера работали в поле: пололи, научились косить наравне со старшими. Во время обеда нам отбивали косы. Дед Архип не успевал за 2 часа их всем наточить, ведь было нас 70 человек на покосе. Пришлось научиться этому самой. И дома тоже стала сама с вечера готовить косу к работе. Сенокосных угодий было много – косили весь июнь. А в июле начиналась уборка урожая. Серпом жали хлеб и били колотушками… Целый день на жаре… Болела спина, руки были сбиты в кровь стеблями колосьев…
А за огородами начиналось поле, на котором сеяли коксагыз (так мы называли это растение). Когда поспевали семена в виде пуха, мы собирали его в маленькие мешочки. Бригадир взвешивал собранное и ставил за работу трудодни. Взрослые говорили, что из стеблей коксагыза делают резину, а пух нужен как семена на следующий год. Кроме этого, нас, девочек, отправляли в лес, где мы находили и выдёргивали с корнем кустарник с розовыми цветочками - вереск. Обрабатывали колотушкой, сдирали кору и собирали в большой мешок. И так каждый день, пока этот кустарник не отцветёт… Всё, что собирали, тоже шло на производство резины: и кора, и корни. Да и цветам мы находили применение – цветочки, как серёжки, нацепляли на уши: молодость и во время войны – молодость… А в лесу хорошо: тихо, прохладно... Работали старательно, весело, помогая друг другу; затягивали песню.
А вечером снова за работу: привозили шерсть и раздавали по домам, и ночами мы чесали, и пряли, и вязали носки и двухпальцевые варежки для бойцов.
Да, трудное это было время… Весь урожай старались отправить на фронт, чтобы приблизить победу, а сами голодали. Только после работы, бывало, втихую жарили на костре зёрнышки и жевали, так и спасались от голода. Почему втихую? Каждое зёрнышко было на счету. Младшие дети собирали колоски в поле после жатвы. Бригадир жестоко обходился с теми, кто утаивал зерно.
Хлеба-то в деревне не было, никто хлеб не ел. Собирали семена разных трав, ими и питались. Да так тщательно обирали семена, что в округе трава почти не росла. Тогда стали покупать семена или выменивать на что-нибудь на рынке. Из старой обуви отец мастерил обувь и продавал за семена. Сбрую делал из дерева и тоже обменивал, чтобы прокормить семью. Мама стряпала из тех семян лепёшки и давала их нам с собой в школу, которая находилась в семи километрах, в соседнем селе Салейкино.
Вот однажды пошли мы в школу, не утерпели и съели лепёшки по дороге: так есть хотелось… Да на дороге и упали, так как в купленных семенах были примешаны семена дурнины…И в военное время, внучек, были злые люди, которые на чужой беде наживались…Подобрал нас отец прямо на дороге, когда некоторое время спустя поехал на лошади по делам. После этого случая купил отец на рынке семена полбы, посеяли её весной на огороде, оставив небольшой клочок земли под картошку. Ведь нужно было что-то есть, чтобы работать и учиться.
Учиться в войну – тоже нелёгкое дело. Придём по морозу вдвоём - втроём под одним родительским тулупом за 7 километров в школу и пишем на татарских книгах между строк, потому как тетрадей не было. Записывали за учителем кто что успеет, а потом собирались вместе и восстанавливали рассказ. Всех ребят обязательно обучали военному делу.
Во время занятий в школе мы и узнали об окончании войны, о Победе. Радости нашей не было предела: пели, плясали, чуть ли не бегом помчались домой со счастливой вестью. Мальчишки снимали красные рубашки, прицепляли на палки и шли по деревне с криками и песнями. Никогда я больше не видела такого большого праздника в сердцах людей.
Вот такое оно, моё детство… Закончилось вместе с войной; нет, не в 1945, а в 1941… Рано, внучек, мы повзрослели…
Слушаю бабушку и понимаю, что люблю её ещё больше. За её душу, за её страдания, за её детский труд, который помог русскому солдату приблизить Победу. И хотя ты, дорогая моя бабушка, не воевала, но в этот день – День Победы – я обязательно принесу и подарю тебе яркие весенние тюльпаны.
Отчего синичка развеселилась
Марши для детей в классической музыке
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?