Исследовательская работа, помогающая войти в мир сказки, изучить его и составить карту сакральных мест.
Вложение | Размер |
---|---|
gde_est_mesto_volshebstvu_2.doc | 206.5 КБ |
gde_est_mesto_volshebstvu.ppt | 141.5 КБ |
Исследовательская работа:
« Где есть место волшебству?»
Выполнила: Бурлакова Ирина,
обучающаяся 3 «В» класса
МБОУ СОШ № 3
г. Красноармейска
Саратовской области
Руководитель:
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов,
Князова Наталья Аркадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
Саратовской области
2013-2014 уч.год
Оглавление
I Введение с.3
Тема исследования. Цель. Задачи. Гипотеза. Методы исследования. Этапы исследования.
II Основная часть
1)Изучение теоретического материала: волшебная сказка.
2)Анализ сказок.
3)Составление карты.
4)Заполнение анкеты.
5) Анализ исследовательского материала.
6)Вывод.
с.4- 8
III Заключение с.9-10
IV Литература c. 11
V Приложение с. 12-13
I. Вступление
Где есть место волшебству?
«Даже если вы никогда не занимались картографией, то уж точно держали в руках карты, составленные взрослыми: планы вашего или чужого города, карты страны и даже целого мира. Но как по ним попасть в волшебный мир? Такой карты просто нет! Придется нам с вами помочь взрослым и начертить свои, волшебные карты. Для этого, как и подобает исследователям, нужно совершить путешествие в мир волшебной сказки и хорошо запомнить дорогу».
Тема исследования: «Волшебные сказки. Где есть место волшебству?»
Цель: Составить карту сакральных мест сказок народов мира.
Задачи:
Почему волшебство происходит именно в этих местах?
Объект исследования: сакральные места.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Гипотеза: в волшебных сказках волшебство происходит в местах, где не живут люди.
Методы исследования:
1)Изучение теоретического материала.
2)Чтение.
3) Заполнение анкеты.
4) Выполнение карты.
5) Анализ всего материала. Вывод.
Этапы исследования:
1)Изучение теоретического материала: волшебная сказка.
2)Анализ сказок.
3)Составление карты.
4)Заполнение анкеты.
5) Анализ исследовательского материала.
6)Вывод.
Оборудование и материалы: белый лист бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры или краски. Фотоаппарат или сканер
1. Все сказки можно разделить на несколько групп: 1) волшебные сказки; 2) бытовые сказки; 3) сказки о животных и т.д.
Волшебные сказки нравятся всем людям. Они содержат чудо, волшебство. Я предположила, что волшебство происходит там, где не живет человек. И это места особые.
Данную гипотезу я решила проверить путем составления волшебных карт.
Места, где имеет место волшебство, называются сакральными. А места, где не происходит волшебство обычными, пустыми, профанными.
После аналитического чтения сказки, я запишу такие места и отмечу волшебные предметы. А потом нарисую. Выделяя, раскрашивая, сакральные места разноцветными карандашами. А обычные, спокойные места серым цветом. Так, постепенно, сложится большая карта мест, где есть место волшебству.
2. Чтение сказок.
Я прочитала следующие сказки:
1) Царевна – лягушка.
2) Гуси-лебеди.
3) Морозко.
4) Колобок.
5) Солдат и смерть.
6) Диво - дивное, чудо - чудное.
7) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
8) Иван меньшой, разумом большой.
9) Морской царь и Василиса премудрая
10) Сивка-бурка
3. Заполнение анкеты:
1) Царевна- лягушка.
Сакральные места: болото, крыльцо дома, царские палаты, тридевятое царство, тридесятое государство, поле, небеса, море, лес.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | болото | царевна - лягушка |
2. | крыльцо дома | Превращение царевны-лягушки в Василису Премудрую |
3. | царские палаты | танец Василисы Премудрой |
4. | тридевятое царство, тридесятое государство | Кощей Бессмертный |
5. | поле | старичок, клубочек, медведь, заяц |
6. | небеса | селезень |
7. | море | щука |
8. | лес | избушка на курьих ножках, Баба Яга |
9. | - | дуб, сундук |
10. | - | медведь, заяц, заяц, утка, селезень. |
11. | море | щука, яйцо, игла |
12. | Кощеевы палаты | Василиса Премудрая |
2) Гуси - лебеди.
Сакральные места: лужайка у дома, дорожка, избушка на курьих ножках, речка, яблоня, печка.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | у окошечка дома | гуси - лебеди |
2. | дорожка | ёж |
3. | избушка на курьих ножках | золотые яблочки |
4. | речка | помощь речки, кисель |
5. | поле (яблоня) | помощь яблони, яблочко |
6. | поле (печка) | помощь печки, пирожок |
3) Морозко.
Сакральные места: поле, дом.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | поле (сугроб) | Мороз, сундук, наряды, награда - жизнь |
2. | дом | предвиденье собачки |
3. | поле (сугроб) | Мороз |
4. | дом | предвиденье собачки |
Сакральные места: дом, тропинка.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | окно дома | колобок, ожил и убежал |
2. | дорожка | заяц, волк, медведь, лисица; съела колобка лисица |
Сакральные места: хоромы купца, кузница, котомка, дом, море, амбар.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | хоромы купца | черти |
2. | горница | спор, ранец |
3. | кузница | молотом по ранцу, выкуп - котомка |
4. | котомка | любые чудеса |
5. | дом, постель | Смерть у постели, с косой |
6. | котомка | Смерть в котомке, 30 лет не будет морить людей, убежала в леса |
7. | море | Смерть, гроб-домовина. |
8. | амбар | Смерть, пустой мешок |
Сакральные места: город, дом, двор.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | город за тридевять земель в тридесятом царстве | старик у которого есть диво – дивное, чудо - чудное |
2. | двор, дом | гусь, зашел в дом, лёг на сковороду, изжарился, когда его съели, косточки снова стали гусем |
3. | дом | раскрыт обман жены |
Сакральные места: дорога, поле, дом, речка.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | дорога, дальний путь, широкое поле | козлёночек |
2. | дом, у окошка | ведьма |
3. | речка | разговор сестрицы с братцем спасение Алёнушки |
4. | - | превращение козленочка в Иванушку |
Сакральные места: лес, поле, избушки, дворец, тридесятое царство, море, двор.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | лес | 33 яйца |
2. | поле, стог сена | кобылица - златогривица |
3. | избушка | баба – яга костяная нога, нос в потолок врос, клубочек |
4. | избушка на воробьиной лапке | баба – яга, красный шерстяной клубочек, ворон – птица вещая |
5. | дом на двенадцати столбах, на двенадцати камнях | Баба – яга, Змей Горыныч, подарок Змея |
6. | -, пир | веселье |
7. | тридесятое царство, сад | заповедный сад, яблоня с яблочками |
8. | море | жизнь под водой, морские кони |
9. | двор | медные котлы, совет Алёны, помощь кобылицы – златогривицы, красота Ивана, смерть царя |
Сакральные места: озеро, берег озера, подводное царство, пустошь, крыльцо дома, поле, терем, луг, печь.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | озеро | морской царь |
2. | берег озера, смородиновый куст | старуха тринадцать голубиц |
3. | подводное царство | поля, луга, рощи, солнышко морской царь |
4. | пустошь | поле ржи |
5. | крыльцо дома | слуги, поле ржи |
6. | поле | обмолоченные скирды |
7. | - | церковь из чистого воску пчелы |
8. | терем | слюнки |
9. | луг | пастух, овечка |
10. | - | церковь, поп, деревья. |
11. | - | озеро, уточка, селезень, орел |
12. | печь | пара голубков |
Сакральные места: поле, терем.
№ п/п | Сакральные места | Описание волшебства |
1. | поле пшеницы | конь разношерстный, обещание коня |
2. | терем | превращение Ивана, 3 попытки, перстень |
3. | терем, пир | встреча |
III. Заключение
Я заполнила анкеты и составила карты волшебных мест. Вот что у меня получилось. (Приложение 1)
По-моему исследованию волшебство чаще всего происходило: в помещении (в царских палатах, в избе, в избушке, в тереме), в поле и в море. Часто оно было в тридесятом царстве, тридевятом государстве.
Предметами волшебства были печка, клубочек, яйцо, игла. Часто просто происходило изменение облика героя, он мог жить там, где в реальности жить не может - под водой. Много волшебных героев: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Морской Царь, ведьма, старушка, старик (волшебники).
Редко волшебство происходило в пути, в кузнице, в доме (обычно на крыльце дома, у окошечка)
Вместе с Галиной Ивановной мы зашли на сайт Глобальная лаборатория и посмотрели результаты исследования других участников проекта-исследования. Оказывается, 30 ребят занимались исследованием сказок. Сакральные места в сказках разные. Наиболее часто волшебство происходило: дом, замок, лес. Профанные места следующие: дом, дорога, лес. То есть наши результаты в чем-то совпадают с результатами других исследователей, а в чем-то отличаются. (Приложение 2)
Я узнала, что учёные считают, что волшебная сказка имеет свои исторические корни в реальном мире наших предков. Волшебные места сказки совпадают с теми местами, которые считались священными в древние времена. Этот проект открывает нам древние представления о том, как устроено мировое пространство.
По-моему мнению, сакральные места - это места, которые вызывали страх у наших предков. Очень опасно оказаться на болоте - страшно, опасно для жизни. По неволе возникнут там чудеса, появятся лешие, избушка Бабы- Яги.
Или это тридесятое царство, Кощеевы палаты – возможно, это места людей, нападающих на Русь.
Или нашим предкам были недоступны знания о глубинах озер, морей. Вот и поселился там Царь-Морской. Грозный, властный, от которого никто живым не возвращался. А разве не напоминают нам волны гривы Морских коней.
Предметы сказок, обладающие, волшебной силой – это предметы, которые помогали нашим предкам выжить. Вспомните печь: и согреет, и спрячет, и накормит, и отвезет, и испечет волшебных голубков.
Или клубочек, который оденет всех, покатится и приведет в тридесятое царство, тридевятое государство.
Герои волшебных сказок – волшебники. Они добрые и злые, похожие на людей и отличающие от них. Но каким бы не был герой, обязательно свершится чудо, и добро победит зло.
Мне захотелось более подробно изучить этот материал. Понять историю волшебных сказок.
Мне понравилось выполнять данное исследование, и я советую всем ребятам участвовать в этом проекте-исследовании.
IV. Литература:
1) Царевна – лягушка.
2) Гуси-лебеди.
3) Морозко.
4) Колобок.
5) Солдат и смерть.
6) Диво - дивное, чудо - чудное.
7) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
8) Иван меньшой, разумом большой.
9) Морской царь и Василиса премудрая.
10) Сивка – бурка.
V. Приложение :
Приложение 1
Приложение 2
Сакральные места:
Профанные места:
Рисуем акварельное мороженое
Какая бывает зима
Юрий Визбор. Милая моя
Сочини стихи, Машина
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?