Работа отличается выбором культурологической темы, которая соответствует требованиям модернизации образования, т. к. в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка лингвокультурологический подход провозглашен подходом XXI века.
Одна из основных целей изучения отечественного языка – «формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности» - сформулирована в новом образовательном стандарте. И в работе ученицы язык рассматривается как орудие мыслей и чувств, как «культурная память народа».
Предметом культурологического исследования ученицы является слово «любовь». И это неслучайно, т. к. для данного возраста характерен интерес к проявлению этого чувства: именно в подростковом и юношеском возрасте приходит первая любовь, и формируются нравственные понятия. Любовь - «вечная тема» русской литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
musikhina_issledovatelskaya_na_sayt.zip | 1.28 МБ |
slovar_chuvstv_otkrytogo_tipa.pptolooshngn.ppt | 1.18 МБ |
Работа содержит 23 страницы печатного текста, 3 источника, 26 словарей и справочников, 1 таблицу, 2 диаграммы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Слово, любовь, человек, мир, культура чувств, эмоциональная грамотность, ассоциации, словарь, словарная статья, концепты, культура, речь, метафора, эпитеты, синонимы, антонимы, фразеологизмы, языковая норма, художественное мышление.
Данная научно-исследовательская работа посвящена проблемам понимания любви в русской культуре и языке, а также восприятию ее старшеклассниками нашей школы.
В первой главе приводится исследование эмоциональной картины мира наших старшеклассников.
Во второй главе рассматриваются метафорические портреты эмоций.
А третья, основная часть, исследует образ любви в представлении русского языка и культуры.
Четвертая часть – вариант словарной статьи слова «любовь».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
МИРА (лингвокультурологического сознания)
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«Как сердцу высказать себя?...» (Ф. Тютчев). 7
III. ОБРАЗ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РУССКОГО
ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ: «НРАВСТВЕННОЕ
ЧУДО ЛЮБВИ» (В.Розанов).
3.1. Образ любви в русской литературе 8
3.2. Понимание любви в русской культуре 10
IV. СЛОВАРЬ ЧУВСТВ ОТКРЫТОГО ТИПА. ВАРИАНТ СТАТЬИ СЛОВА «ЛЮБОВЬ» 13
4.1. Cинонимы 13
4.2. Антонимы 13
4.3. Фразеологизмы 14
4.5. Пословицы и поговорки 14
4.6. Словообразовательное гнездо слова «любовь» 14-15
4.7. Этимология слова 15
4.8. Сочетаемостные свойства слова на уровне 15
общеязыковой нормы
4.9. Сочетаемостные свойства слова на уровне 15
художественного мышления:
эпитеты; 15-16
сравнения; 16
олицетворения; 16
оксюмороны. 16
4.10. Ассоциативный словарь учеников моего и параллельного классов. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ. Результаты исследования эмоциональной картины мира старшеклассников 23
Актуальность темы
Молодые люди нередко задумываются над вопросами: «Что такое мир, в котором я живу?», «Кто я в этом мире?», «Как мне жить?». Изучение родного языка как системы воплощения ценностей культуры открывает для нас новые горизонты диалога с миром и самим собой, мыслящим, чувствующим и действующим.
Часто мы испытываем «словесную немоту», неспособность адекватно выразить себя (свои мысли, чувства, настроения) в слове и от этого страдаем.
«…Какой бы живостью ни обладало наше воображение, как бы ни переполняли нас наши чувства, мы часто попадаем в такое положение, когда нам не хватает слов, чтобы точно выразить свою мысль. Единственно необходимое слово часто бежит нашей памяти, и мы вынуждены обходиться словами слишком сильными или слишком слабыми, слишком общими или излишне конкретными. Помощь, которую оказывает этот словарь, состоит в представлении богатейшего набора слов и выражений, исчерпывающих все оттенки и нюансы каждой общей идеи» (П. М. Роже, создавший в середине XIX века один из самых понятийных словарей)./1, с. 34/
Автор книги «Человек в поисках смысла», современный психолог Виктор Франкл, написал: «если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир». Путеводителем по этому миру по дороге к себе (уникальному и неповторимому «Я») станет великое русское Слово, живое, «очеловеченное», духовное. /3, с. 62/
Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Поэтому мое исследование связано именно с этим чувством.
Проблема исследования: «Русская любовь: отношение или связь?»
Цель работы:
Задачи:
Объект исследования – лексика русского языка
Предмет исследования – слово «любовь»
Методы исследования:
а) комплексный анализ художественного текста, выявление скрытой метафоры чувств;
б) нахождение значений слова в словарях разных видов;
в) анкетирование;
г) ассоциативный эксперимент, проведенный среди учащихся 9-10-х классов МОУ «СОШ № 7».
Свободный ассоциативный эксперимент - это один из способов изучения языкового сознания растущего человека. Словарная статья в данном случае представляет собой ассоциативное поле - «не просто фрагмент вербальной памяти (знаний) человека, фрагмент системы семантических и грамматических отношений, но и фрагмент образов сознания, мотивов и оценки русских» (Русский ассоциативный словарь, т. 1, с. 6 )./2, с.8/
Выбор языковой личности подростка обусловлен следующими причинами:
Методика проведения свободного ассоциативного эксперимента такова: ученику дается слово-стимул и предлагается ответить на него первым пришедшим в голову словом.
Практический выход исследования
Кому адресован наш словарь? Кто его пользователь?
I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА (лингвокультурологического сознания) СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В начале нашего исследования мы выяснили отношение к любви старшеклассников нашей школы. Всего было опрошено 50 человек, обучающихся в 9 -10 классах, из них: 24 юноши, 26 девушек.
Опрашиваемым были заданы следующие вопросы:
(Путешествие в свой внутренний мир при помощи словесных ассоциаций: «В себя ли заглянешь….» (М. Ю. Лермонтов):
Результаты оказались следующими:
Таблица 1.
вопрос | Ответы | |||||||
1 | Любовь | Радость | Счастье | Огорчение | Усталость | Грусть | Депрессия | |
2 | Любовь | Радость | Счастье | Адреналин | Спокойствие | Удовольствие | Влюбленность | |
3 | Да – 38 | Нет – 4 | Затрудняюсь ответить – 8 | |||||
4 | Да – 27 | Нет – 7 | Затрудняюсь ответить – 16 | |||||
5 | Да – 3 | Нет – 47 |
II. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЭМОЦИЙ:
«Как сердцу высказать себя?...» (Ф. Тютчев).
«Как сердцу высказать себя?...» - спрашивает поэт. С жизнью сердца связана внутренняя жизнь человека. «Всякое внутреннее чувство оказывается в сердце», - читаем в Словаре В. И. Даля. А чувства могут быть светлыми, приятными и, напротив, тревожными, неприятными для нас. Хорошо жить с «легким сердцем». Тяжело – когда «камень на сердце».
В какой мере человек хозяин своим чувствам? Внимательно прочтите фрагмент стихотворения П. А. Вяземского и подумайте, почему оно названо «Бессознательность» (1877) /1,с 135/
Мы часто действуем случайно,
Хандрим и любим невзначай;
Все в нас от нас творится тайно,
Как за собой ни примечай.
Нет равновесья в нашей доле:
Как ни держись, неровен час,
А волей иль скорей неволей
Куда-нибудь да клонит нас.
Жизнь наша, чувства, впечатленья –
Не заведенные часы:
Нельзя нам класть для уравненья
Движенья сердца на весы.
Итак, многие «движенья сердца» (эмоции, чувства) возникают и проявляются бессознательно, т. е. без предварительного контроля сознания («тайно от нас»). Не случайно по отношению к чувствам так часто употребляется эпитет «безотчетный» (безотчетная грусть, безотчетное смущение, безотчетная нежность).
Как же открыть нам дверь в «невидимый мир» собственных чувств и эмоций и рассказать о нем? Давайте воспользуемся советом героини поэмы М. Цветаевой «Переулочки»:
А войти-то как? –
Выходом.
А речи-то как? –
Выкрутом.
Выкрутом – значит, найти ключ, который бы открывал нам дверь. Этот ключ – метафора, без которой не существовала бы лексика «невидимых миров » (внутренней жизни человека).
В отборе тех или иных метафор и культурных ассоциаций отражается наше индивидуальное видение мира (внутреннего)
Художественный текст выступает как образец метафорического портрета эмоции
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует….
А. Ахматова
Это стихотворение о любви. Любовь – самое драгоценное чувство. Вот почему живет оно «у самого сердца».
В тексте два сравнения: колдующей змейки и воркующего голубка. Эти сравнения противопоставлены друг другу (союз то-то – разделительный). Они говорят о сложности любовного чувства. С одной стороны, любовь приносит страдания («змейка» жалит, есть метафора «яд любви»), с другой – дарит нежность и ласку (есть выражение «голубиная нежность»). Любовные страдания особые. Ведь «колдует» не змея, а «змейка» (очень важен ласкательно-уменьшительный суффикс –к-). Поэтому это сладкие страдания, сладкая боль. Радость любви чистая, светлая («на белом окошке»). Любовь поднимает ввысь, окрыляет (традиционный образ голубка). Два сравнения стоят в форме творительного падежа. Первое сравнение вызывает ассоциацию с колдовством, чарами, с несвободой («свернувшись клубком»). Второе - с чистотой, нежностью, счастьем. Образ любви загадочный, таинственный, сказочный./3, с. 6/
III. ОБРАЗ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ: «НРАВСТВЕННОЕ ЧУДО ЛЮБВИ» (В.Розанов).
3.1. Образ любви в русской литературе
Бывал влюбленным я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?
Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.
Ничто, ничто меня не чаровало
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой бриг не трогался с причала.
И. Сельвинский. Венок сонетов./3/
В этом стихотворении запечатлен момент предчувствия Любви. Многоточие во втором катрене означает психологическую паузу, символизирующую переход от книжного знания к личностному переживанию. Основная идея сонета - любовь окрыляет и одухотворяет человека.
Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будет любовь Ромео и Джульетты. Это самая красивая любовная история, которая увековечила её автора - Шекспира. Любовь Ромео и Джульетты с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, они выбирают любовь. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео и их любви. Они погибают во имя любви, умирают вместе по тому, что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого. Хоть это история любви и трагична, на любовь Ромео и Джульетты везде и всегда, в любые времена, будут равняться влюблённые.
Но минуют века, летят годы, и мир преображается. Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится более современной, где-то более расчётливой и где-то даже более жестокой. А если любовь односторонняя, то она вовсе погибает. Так умерла любовь Базарова и Одинцовой в произведении И.Тургенева «Отцы и дети». Столкнулись две одинаково сильные личности. Их общие интересы, разговоры в итоге переросли в любовь. Но любящим оказался только Базаров. Любовь для него становится сильным потрясением, которого он не ожидал. Для Базарова, до встречи с Одинцовой, любовь не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Он - герой одиночка, выскочка из общества; существует только он, всё остальное ему не интересно. Но все мы люди и не знаем наперёд, что нам подготовила судьба. Поэтому Базаров очень больно воспринимает свою любовь. Ему трудно признаться в первую очередь себе в своих чувствах, не говоря об Одинцовой. И признание своё он выжимает из себя. А Одинцова - расчётливая натура. До тех пор, пока были затронуты её интересы, желание познать новое, ей был интересен и Базаров. Но как только темы были исчерпаны, тогда пропал и интерес. Она живёт в своём мире, в котором всё по плану, и ничто не может расстроить этот порядок, даже любовь. И замуж она выйдет, потому что это удобно только для неё. А Базаров? Базаров - временное, неожиданное изменение, которое залетело, как сквозняк, и тут же вылетело. Такая любовь не может выжить, поэтому Базаров и Одинцова расходятся в разные стороны.
Если рассматривать любовь в произведении М.Булгакова «Мастер и Маргарита», то непременно наткнёмся на любовь, ради которой герои также идут на жертвы, как и в «Ромео и Джульетте». Любовь мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. И пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что в итоге приведёт его в сумасшедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви? Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это-трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя. Но Маргарита спасает их любовь. Её ничто не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного. Её сильная любовь в итоге побеждает, Маргарита спасает от безумия Мастера, их любовь, которая, обретает покой, будет вечной.
Какая бы разная ни была любовь- это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поют песни. Создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек, хоть раз в жизни испытывал это чувство. На мой взгляд, без любви не будет жизни на земле. И читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героем мы переживаем его любовь вместе с ним.
Христианское понимание любви: « привязанность в дружбе», «страсть в наслаждении», «любовь к ближнему»
Нисходящая (больше дает, чем берет – материнская)
Восходящая (больше получает, чем дает – сыновняя)
Уравновешенная (равно дает и получает – супруги)
Чувственная (к ближнему)
Благовейная ( к Высшему) Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье. /1, с. 123/
В произведении К. Д. Бальмонта «Псалом поцелуя» речь идет о духовном осмыслении природы поцелуя. Это рассуждение написано в стиле художественной публицистики. Особую музыкальность придает выбор жанра этого прозаического произведения. Псалом – род религиозного песнопения. Приемы парцелляции («Слепнут глаза…Гаснут мысли… Воцаряется тишина…») и инверсии («От поцелуя все тело становится певучим, зорким и слышащим») придают тексту интонационную экспрессию.
Псалом поцелуя
Что бы ни говорили, ничего нет лучше, чем поцелуй. Всегда и везде и во всех мгновениях лучшее, что знают мои губы, умеющие говорить, есть поцелуй. О, самое сладкое и самозабвенное, самое тайное, глубокое, затонное, самое сокровенное – есть поцелуй. От глаз ли к глазам, через светлые продольные эти окна, откуда глядит душа и Вечность, от губ ли, дрогнувших к другим возжелавшим губам, идет этот тайный разговор, - я счастлив, когда целую. Не знаю почему, но я вдруг начинаю глубоко дышать. Словно воздух стал другим. Я чувствую радость дыхания. Впервые, целуя, опять и опять, впервые, целуя, я понимаю, что такое есть жизнь, вижу Небо и Землю, слышу все свое тело и нежное тело другое. Целую её, кого люблю, а душою своей говорю с былинкой. Что качается у ног её, под легким ветерком. Слышу и вижу все, не ушами лишь только и глазами – всем телом и всем существом. От поцелуя все тело становится певучим, зорким и слышащим. Слепнут глаза, а видят ярче. Гаснут мысли, а все мыслью становится. Великая внезапно воцаряется тишина, и все безгласно начинает говорить: деревья, цветы, и пылинки, и стены, и самая малая вещь, самая простая, сейчас же милая, и тонкие звоны, нежно зачинающие Песню Песней в крови, и эти близкие розовые губы, красные губы, что целуют – и глядят…/3/
Авторы помогают нам любить. А любовь, в свою очередь, делает нас добрее и чище.
Не обижайте любовь… не тесните, не гоните её, не подсматривайте за нею. Не клевещите на неё. Не сплетничайте о ней…
Ах, как коротка жизнь. Как тяжела. Как скучна. Однообразна, томительна.
Други мои, если это так, - а это несомненно так, - то неужели вы «в жестокой руке» сожмете почти единственный, во всяком случае главный и всему живому дарованный цветок – любовь? Как странно. Как горестно. О, разожмите, разожмите руку, выпустите. Пусть цветет и благоухает. Берегите его. Целуйте его. С покрывалами станьте около любви и закройте ее от осуждения злых. И не подозревайте: «она будет коротка». Не клевещите: «она будет неверна». Ничего не думайте. «Как Господь устроит». Вы же берегите и берегите всякое «Есть» любви. /3/
Нам бывает очень сложно подобрать именно то слово, которое точно бы характеризовало наше душевное состояние. Конечно, подрастающему поколению еще сложнее. И действительно, большинство старшеклассников при ответе на вопрос «Легко ли выразить чувство словами?» ответили отрицательно.
Об этом также пишет и С.С. Аверинцев в книге «Судьба и весть Осипа Мандельштама»/2/:
«Боль адаптации к жизни взрослых, а главное – особенно остро ощущаемая прерывность душевной жизни, несбалансированные перепады между восторгом и унынием, между чувственностью и брезгливостью, между тягой к еще не обретенному «моему ты» и странной, словно бы нечеловеческой холодностью, когда межличностные связи еще не налажены: все это для мальчика – не болезнь, а норма, однако воспринимается как болезнь и поэтому замалчивается… Притом обычно у мальчика, даже если он – поэт в будущем, покамест нет еще слов, чтобы с достаточной точностью и силой описать психологию своего возраста.»
Итак, существуют, и я думаю, что с этим каждый из вас согласится, какие-то «пугающие знания и туманы собственной душевной жизни», ее «прерывность», когда ты переживаешь действительно сложные, противоречивые эмоциональные состояния ( вспомним известную формулу Катулла – «ненавижу и люблю»). Что тогда происходит как с самыми обычными людьми, так и с будущими поэтами? Мы или идеализируем свое «Я» или, напротив, склонны к самоочернению. Обращаемся к самооправданиям или сарказму.
Мандельштам однажды признался: «Какая боль – искать потерянное слово…» кто же может облегчить нам поиск единственно нужных слов для обозначения того, что мы чувствуем, что с нами происходит? У Пастернака есть замечательные слова: «Писатель все знает о своем читателе» Чем же может помочь литература?
IV. СЛОВАРЬ ЧУВСТВ ОТКРЫТОГО ТИПА. ВАРИАНТ СТАТЬИ СЛОВА «ЛЮБОВЬ»
ЛЮБОВЬ
(вариант словарной статьи)
Любить, любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого-либо или чего-либо по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно.
Даль
Любовь, ж. - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения ЛЮБОВЬ: склонность, пристрастие к чему-нибудь
Ожегов
Любовь, ж. - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу
Ушаков
СИНОНИМЫ /11/
АНТОНИМЫ /6/
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ /9/
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ /10/
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО СЛОВА «ЛЮБОВЬ»
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА /8/
ЛЮБОВЬ. Общеслав. Суф. производное (суф. -ы < -ŭ) от той же основы, что любить, любой. Исходное любы > любовь — под влиянием форм косв. падежей (род. п. любъве, вин. п. любъвь и т. д.), аналогично свекровь, морковь.
Сочетаемость свойства слова на уровне общеязыковой нормы
(В. В. Морковкин)
Сочетаемость свойства слова на уровне художественного мышления
ЭПИТЕТЫ /4, с. 15/
Любовь - Бесконечная, бессмертная, быстротечная, верная, вечная, давняя, длинная, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, кратковременная, крепкая, легкокрылая (поэт.), мимолетная, минутная, молодая, негасимая, негаснущая, недолгая, незакатная, неизжитая, неизменная, неиссякаемая, неистребимая, немеркнущая, неожиданная, непоколебимая, неразлучимая, нетленная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя, продолжительная, прочная, ранняя, скоропалительная (разг.), скороспелая (разг.), старая, стародавняя, эпизодическая, эфемерная, юная, юношеская. О силе, глубине чувства; о платонической, нежной, робкой или грубой, низменной любви; о счастливой, радостной или несчастной, мучительной любви. Безбрежная (устар. поэт.), безграничная, безгрешная, беззаветная, безмерная, безмолвная, безнадежная, безоглядная, безответная, безотрадная, безотчетная, безраздельная, безрассудная, безрасчетная, безумная, бескорыстная, беспамятная, беспечная, беспокойная, беспредельная, бессловесная, благоговейная, болезненная, большая, братская, вакханальная (устар.), великая, взаимная, возвышенная, ворованная, восторженная, всевластная, всепобеждающая, всепоглощающая, всепрощающая, всесильная, всесокрушающая, высокая, выстраданная, глубокая, гордая, горькая, горячая, грешная, грубая, грустная, девственная, деятельная, докучливая, драматическая, жадная, жаркая, жгучая, жертвенная, живая, животная, заботливая, замечательная, земная, злая (нар.-поэт.), знойная, идеальная, искренняя, исступленная, истинная, кипучая (устар.), кипящая, книжная, красивая, кроткая, лживая, лирическая, маленькая, мечтательная, могучая, молчаливая, монашеская, мрачная, мученическая, мучительная, мягкая, мятежная (устар. поэт.), наивная, настоящая, небесная, небывалая, невинная, нежная, неземная, нелепая, немая, ненасытная, необоримая, необыкновенная, неомраченная, непобедимая, непосредственная, непреоборимая, неприкрытая, неразделенная, несбыточная, несказанная (кар.-поэт.), несмелая, несчастливая, несчастная, низменная, обманутая, обоюдная, огромная, острая, отвергнутая, откровенная, печальная, плаксивая, пламенная, платоническая, плотская, поддельная, подлинная, подобострастная, порочная, поруганная, поэтическая, прелестная, пресная, призрачная, притворная, приторная, проклятая, простодушная, простосердечная, пылкая, пьяная, радостная, ревнивая, ревностная, робкая, ровная, романтическая, самозабвенная, самоотверженная, , светлая, свободная, святая, сентиментальная, сердечная, серьезная, скромная, скрытая, сладкая, сладостная, сладострастная, слащавая, слепая, смиренная, созерцательная, солдатская, страстная, стыдливая, сумасшедшая, суровая, счастливая, тайная, телесная, терпеливая, тихая, томная, тоскливая, тоскующая, трагическая, трепетная, трогательная, трудная, тяжелая, тяжкая, угарная, удачливая, умиротворенная, упрощенная, усталая, фальшивая, хорошая, хрупкая, целомудренная, чистая, чувственная, чуткая, шаблонная, эгоистическая, эгоистичная., благоухающая, воздушная, всепожирающая, грозная, игрушечная, испепеленная, картонная, кромешная, мозговая, ненавидящая, неспелая, овечья, свежая, смертельная, соловьиная, сухая, туманная.
СРАВНЕНИЯ /12/
МЕТАФОРЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ /13/
Любовь - ответ на проблему человеческого существования.
Любовь даст тебе первое доказательство того, что жизнь не бессмысленна. Люди, которые говорят, что жизнь бессмысленна, не познали любви. Они просто тем самым говорят, что в их жизни недоставало любви. .
Любовь – сумма трех влечений: влечение ума дает уважение, влечение сердца – дружбу, влечение тела – желание.
Жизнь сердца, - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.
«...Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих...» М.Булгаков
ОКСЮМОРОНЫ /9/
Любовь – злодейка, губительница любовь, злая любовь.
Нельзя человеку без любви…
Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам несвойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Посмотри, как протекает жизнь человека. Ребенок применяется к матери – потребностями, ожиданием, надеждою, утешениями и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребенок ищет своего отца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит ответно; он гордится им, подражает ему и ищет в себе его кровь. Этот голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с братьями сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослой любовью к «ней» («к нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это «пробуждение природы» в подлинное «посещение Божие» и принять его как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей той любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей?... Как же обойтись без любви.
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою. Нельзя жить во всем, что он несет; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто пытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет, ибо он погибнет во всемешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личностью выбирающая же сила есть любовь, это она «предпочитает», «приемлет», «прилепляется», ценит, бережет, домогается и блюдет верность. А воля есть лишь оружие любви в этом жизненном делании. Воля без любви пуста, черства, жестока, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу… нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его, жить им.
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека. Человек творит не из пустоты; он творит из уже сотворенного, из сущего, создавая новое в пределах данного ему естественна – внешне-материального и внутренне-душевного. Творящий человек дожжен внять мировой глубине и сам запеть из нее. Он должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью; уходить из своей малой личной оболочки в светлые пространства Божии… культура без любви есть мертвое, обреченное и безнадежное дело. И все великое и гениальное, что было создано, человеком, - было создано из созерцающего и поющего сердца.
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу. Только созерцающая любовь открывает нам чужую душу для верного, проникновенного общения, для взаимопонимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Все это недоступно бессердечным людям. Только созерцающая любовь открывает человеку его родину, то есть его духовную связь с родным народом, его национальную принадлежность, его душевное и духовное лоно на земле. Иметь родину есть счастье, а иметь её можно только любовью. Только созерцающая любовь открывает человеку доступ к религиозности и к Богу…
Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всею нашей культурой. В ней наша надежда и наше спасение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование слова «любовь» в контексте русской культуры и литературы предполагает следующие выводы:
72 % старшеклассников согласны с традиционным пониманием «Русская любовь – это отношения» 18% - связь, 10% - затрудняются ответить.
ЛЮБИ
"Люби!" - поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
"Люби!" - поет сирень в цветной пыли.
"Люби! Люби!" - поют, пылая, розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг - вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Бальмонт Константин Дмитриевич /1/
Практический выход исследования:
Кому адресован наш словарь? Кто его пользователь?
Содержит необходимую информацию из энциклопедических словарей, актуальную ддля читателей, например, аллегорические портреты чувств.
Дает ассоциативный портрет языковой личности современного школьника.
5. Результаты применения в собственной учебной и речевой практике (образцы творческих работ, созданных с опорой на словарь)
6. Перспективы развития: долгосрочный проект. Напечатать материалы словаря и распространить их в родной школе, городе, районе.
«Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» (С. Л. Рубинштейн) /3/;
«От культуры слова - к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре чувств и поступков»,- таков, по словам выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, «путь к гармонии знаний и нравственности»./3/
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИНТЕРНЕТ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Любовь и все же какая она?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Пчёлки на разведках
Сказка об одной Тайне
Зимовье зверей
Самый главный и трудный вопрос