Аннотация
к исследовательской работе Градусова Евгения (9А класс) «Мифология Диониса в стихотворении А.С.Пушкина «Торжество Вакха».
Стихотворение «Торжество Вакха» написано в 1818 г., в период, который, по общему признанию исследователей, считается ранним в творческой биографии А. С. Пушкина. В это время поэт находится в Петербурге, служит в Коллегии иностранных дел. Быстро растет круг его интересов и друзей. Спектр поэтических занятий самый широкий. В его стихах звучат и гражданские мотивы («К Чаадаеву»), и вольнолюбивые нотки, свойственные молодости («Деревня»). Он обращается к национальной истории России и её фольклору, работая над поэмой «Руслан и Людмила». Он увлекается античностью, которая предлагала ему новые формы поэтического материала, новые сюжеты и образы, благодаря которым он расцвечивал действительность.
Пушкин увлекается античностью, которая предлагала ему новые формы поэтического материала, новые сюжеты и образы, благодаря которым он расцвечивал действительность.
«Торжество Вакха» - стихотворение на античную тему. В нем мы встречаемся с торжественной песней (гимном), исполняющимся в честь древнегреческого Бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, что в полнее соответствует настроению молодости – оптимистическому взгляду на жизнь, в которой ещё всё впереди.
Вложение | Размер |
---|---|
dionis_npk.ppt | 811 КБ |
Слайд 1
«Торжество Вакха» Откуда чудный шум, неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны и тимпан? Что значат радостные лики И песни поселян? В их круге светлая свобода Прияла праздничный венок. Но двинулись толпы народа… Он приближается… Вот он, вот сильный бог! Вот Бахус мирный, вечно юный! Вот он, вот Индии герой! О радость! Полные тобой Дрожат, готовы грянуть струны Нелицемерную хвалой!.. Эван, эвое! Дайте чаши! Несите свежие венцы! Невольники, где тирсы наши? Бежим на мирный бой, отважные бойцы! Вот он, вот Вакх! О час отрадный! Державный тирс в его руках; В чернокудрявых волосах… Течет. Его младые тигры С покорной яростью влекут; Кругом летят эроты, игры – И гимны в честь ему поют.Слайд 2
Но воет берег отдаленный. Власы раскинув по плечам, Венчанны гроздьем, обнаженны, Бегут вакханки по горам. Тимпаны звонкие, кружась меж их перстами, Гремят – и вторя их ужасным голосам. Промчалися, летят, свиваются руками, Волшебной пляской топчут луг, И младость пылкая толпами Стекается вокруг. Поют неистовые девы; Их сладострастные напевы В сердца вливают жар любви; Их перси дышат вожделеньем; Их очи, полные безумством и томленьем, Сказали: счастие лови! Их вдохновенные движенья Сперва изображают нам Стыдливость милого смятенья, Желанье робкое – а там Восторг и дерзость наслажденья. Но вот рассыпались – по холмам и полям; Махая тирсами несутся;
Слайд 3
Уж издали их вопли раздаются, И гул им вторит по лесам: Эван, эвое! Дайте чаши! Несите свежие венцы! Невольники, где тирсы наши? Бежим на мирный бой, отважные бойцы! Друзья, в сей день благословенный Забвенью бросим суеты! Теки, вино, струею пенной В честь Вакха, муз и красоты! Эван, эвое! Дайте чаши! Несите свежие венцы! Невольники, где тирсы наши? Бежим на мирный бой, отважные бойцы!
Слайд 4
Тема исследовательской работы: Мифология Диониса в стихотворении А.С.Пушкина «Торжество Вакха». Слайд-презентация работы на районную научно - практическую конференцию Градусова Евгения , ученика 9 « А » МБОУ СОШ № 185 Руководитель : Фомичева Л.А. 20 10 год
Слайд 5
Актуальность: Многие русские писатели в тот или иной момент своего творчества обращались к наследию античной литературы и мифологии в поиске новых сюжетных линий, идей, образов. Исключением не является и творчество Александра Сергеевича Пушкина, который оставил нам целый ряд произведений, созданных на основе сюжетов мифологии, античной литературы и истории. Таковы, например, стихотворения«Торжество Вакха» (1818), «Вакхическая песня» (1825), «Виноград» (1824), «К Языкову» (1826) и другие. Пушкин по-своему осмысляет первоисточники (мифы о Дионисе) и предлагает свою поэтическую интерпретацию.
Слайд 6
Проблема: Рассматривая причины возникновения темы, связанной с мифологией и античностью в творчестве А.С.Пушкина, мы столкнулись с проблемой, которая заключается в особенности переработки русским поэтом античных источников. В целом проблема преломления культурных достижений античности в поэзии XIX века до сих пор остаётся весьма актуальной и современной.
Слайд 7
Цель нашего исследования: влияние мифологических традиций А.С.Пушкина. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Определить предметы исследования, внимательно изучить содержание выбранных для исследования художественных произведений. 2. Выбрать ведущий метод исследования с целью ответа на поставленный в работе вопрос. 3. Сопоставить интересующий нас текст с различными уровнями использования мифологии Диониса. 4. Составить обобщенную схему интерпретаций текстов: Мифы о Дионисе и стихотворение А.С.Пушкина «Торжество Вакха».
Слайд 8
Методы: Поисковый (поиск, чтение и выбор художественных текстов). Исследовательский (сопоставительный анализ интересующих нас текстов, который позволит ответить на поставленный вопрос об особенностях переработки античных текстов). Проектный (презентация научно-исследовательской работы и её защита).
Слайд 9
Стихотворение А.С.Пушкина «Торжество Вакха» Стихотворение «Торжество Вакха» написано в 1818 г., в период, который, по общему признанию исследователей, считается ранним в творческой биографии А. С. Пушкина. «Торжество Вакха» - стихотворение на античную тему. В нем мы встречаемся с торжественной песней (гимном), исполняющимся в честь древнегреческого Бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.
Слайд 10
Исходя из выводов, составили обобщённую схему интерпретаций (различий) двух поэтических текстов («Мифы о Дионисе» из гомеровских произведений и «Торжество Вакха» А.С.Пушкина) «Мифы о Дионисе» А.С.Пушкин (1799-1837) «Торжество Вакха» (1818) 1.Органичность и экстатичность атмосферы больше соответствует празднику вакханалий, отмечаемых в Риме. 2. В стихотворении присутствует один образ – это прекрасный юноша. 1.Праздник больше соответствует греческой системе антестерий. 2. Дионис престает в образах: то в образе старика, младенца, прекрасного юноши, то в образе грозного льва.
Слайд 11
Суть мифов о Дионисе Суть мифов заключается в том, чтобы показать всю сущность бога виноделия, его традиции и праздники, выявить его характер. Это хорошо показано в мифе «Дионис и разбойники». Дионис является перед читателями и справедливым, и беспощадным, в то же время веселым и великодушным, так как являлся главным зачинщиком всех торжеств.
Слайд 12
Миф «Дионис и разбойники» Данный миф повествует нам о том как Дионис попадает в плен к морским разбойникам, они схватили могущественного бога с целью выкупа, не зная какое наказание их ожидает, лишь один кормчий убеждает остальных отпустить юношу. Но его никто не слушает, тогда Дионис является в образе свирепого льва, а всех разбойников бросившихся за борт превращает в дельфинов, а старого кормчего за его целомудрие делает счастливейшим. И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил: "Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, - не бойся!
Слайд 13
Образ Диониса в стихотворении «Торжество Вакха» В стихотворении «Торжество Вакха» возникает яркий образ древнегреческого бога виноделия – Диониса. Он является пред всеми красивым статным юношей в сопровождении своей свиты, в которую входят разнообразные мифологические существа, такие как фавны, нимфы, сильваны, вакханки. Вакх появляется в облике, свойственном мифологическим преданиям: Державный тирс в его руках, Венец желтеет виноградный В чернокудрявых волосах… Тирс Диониса и его спутников представлял собой палку, увитую плющом, виноградными листьями и увенчанную еловой шишкой. Он движется на колеснице, запряженной тиграми, которая служила воспоминанием о процессии, носившей характер брачного поезда, - сочетание Диониса с женой архонта-басилевса как акт благоволения Бога городу.
Слайд 15
Дионис для Пушкина Бог желанный. Поэт не только красочно передает общую обстановку праздника, но и довольно тщательно воспроизводит всю мифологическую атрибутику божества. Для молодого Пушкина « свобода» ещё не приняла того значения, какое мы можем заметить в его лирике зрелого периода, поставивший вопрос о независимости творчества. В настоящем контексте «свобода» несет признак оргаистичности (неистовость чувств и раскрепощение от нравственных ограничений), что в полнее соответствует настроение молодости – оптимистическому взгляду на жизнь, в которой ещё всё впереди. Поэтому «Торжество Вакха» перерастает в торжество молодости – лучшей поры человеческого возраста.
Слайд 16
Основная концепция стихотворения А.С.Пушкина «Торжество Вакха» Стихотворение «Торжество Вакха» вводит нас в атмосферу торжества с первых своих строчек , они выделяют основную мысль произведения – «народное, вселюдное празднование какого-либо события» . Откуда чудный шум, неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны, и тимпан? Что значат радостные лики И песни поселян? Явление Диониса праздничной толпе рисуется в образе надвигающейся волны радости. Её свойство не поддается внешнему описанию, оно ощущается изнутри. Таким образом Бахус-Дионис являет собой персонификацию радости, от которой … дрожат, готовы грянуть струны Нелицемерною хвалой! Радостью наполняются сердца людей, готовых выразить её похвалой Богу. Она знаменуется «отрадным часом» (этимология прилагательного связана с «радостью» ), в продолжении которого поются гимны, царит любовь и устраиваются игры: Кругом летят эроты, игры – И гимны в честь ему поют.
Слайд 18
Сравнение греческого Диониса и римского Бахуса Мы можем заметить нарушение последовательности развития мифологического персонажа, смешение имен Бога. Приведем примеры. В пушкинском стихотворении присутствуют два культа – греческого Диониса и римского Бахуса (от видоизмененного греческого прозвища Диониса – Вакх). При этом органичность и экстатичность созданной атмосферы больше соответствует празднику вакханалий, отмечаемых в Риме, но не имевших всенародного значения, как в данном случае. А по внешнему проявлению он больше соответствует греческой системе антестерий. Во-первых, упоминается безудержное употребление вина; во-вторых, подробно описывается праздничная церемония. Вакх появляется в облике, свойственном мифологическим преданиям: Державный тирс в его руках, Венец желтеет виноградный В чернокудрявых волосах…
Слайд 19
Вся идейная структура стихотворения Пушкина заключается в том, чтобы заставить читателей почувствовать атмосферу праздника, заставить их танцевать и веселиться, войти в мир радости и забытья. Автор собирает все образы Диониса, его свиты и описания торжеств и воплощает их в одном стихотворении, передавая всю прелесть торжества.
Слайд 21
Как можно полагать, мифология Бога, надолго оставила след в художественном сознании Пушкина, который на протяжении своего творчества неоднократно возвращался к любимым образам. Таковы «Вакхическая песня» (1825), «Виноград»(1824), «К Языкову»(1826) и другие, где в полной мере звучат мотивы молодости, вина, и безудержного веселья.
Слайд 22
Вывод: «Торжество Вакха» - стихотворение на античную тему. В нем мы встречаемся с торжественной песней (гимном), исполняющимся в честь древнегреческого Бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, что в полнее соответствует настроению молодости – оптимистическому взгляду на жизнь, в которой ещё всё впереди.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем зимние домики
Северное сияние