Исследовательская работа, посвящённая опубликованным стихам и рукописям земляка Скоскина Николая Дмитриевича.
Автор опренделила цели, задачи, объект исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
zashita_npk_karan.doc | 64.5 КБ |
Я, Карань Виктория, ученица 10 класса Николаевской средней школы, приветствую всех участников XV районной краеведческой научно-практической конференции школьников
«Край тайги, легенд и песен» имени К.Д. Янковского
Я выбрала литературное краеведение,
«Творческие люди (писатели, поэты) о моём селе, городе, крае»,
так как « Открываю для себя людей».
Свою исследовательскую работу я посвящаю своему земляку Николаю Дмитриевичу Скоскину.
Цель:
Желание выяснить, как творчество поэта
Н.Д. Скоскина связано с родным мне краем.
Задачи:
1. познакомиться с фактами из жизни и творчества земляка;
2. определить связь литературы с жизнью; увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия;
3. узнать, почему листки со стихами Н. Скоскина хранятся у моих односельчан, но не опубликовывались при жизни автора.
Объект исследования:
Предмет изучения:
факты биографии, отображённые в творчестве земляка.
Практическая ценность, на мой взгляд, такова:
К тому же, работа пропагандирует сохранение традиций и ценностей сельского сообщества, формирует сохранность исторической памяти.
Материал можно использовать на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях по изучению истории Тайшетского района периода перестройки.
Актуальность моей работы:
во-первых, что привлекается внимание общественности к проблемам, обозначенным в стихах;
во-вторых, что через строки стихов формируется уважение к людям физического и творческого труда, посвятившим себя процветанию своего родного края.
Отсутствие изученности этого вопроса обусловливает новизну данной работы. Новизна выполненной работы заключается и в том, что тематика стихов впервые была конкретизирована и дополнена примерами частного характера, примерами из жизни моих земляков, ставших прототипами стихов.
Источники моей работы:
Хронологические рамки исследования - конец XX века, период перестройки в стране.
Я использовала такие методы, как
словесный; исследовательский; поисковый; метод анализа;
исторический.
Были следующие этапы исследования:
1. Подготовительный: моделирование исследования; беседа и опрос родственников , друзей, прототипов стихов земляка; сбор и изучение необходимой литературы.
Практическая значимость: популяризация исторических знаний, содействие развитию литературному творчеству на селе. «Сибирская земля богата талантливыми людьми. Стань одним из них»…
Итак:
Николай Дмитриевич пользовался уважением за трудолюбие, ответственность, скромность. Он пользовался огромным авторитетом за то, что мог сглаживать конфликты, возникающие в производственном процессе, находил подход к начальству, никому никогда не отказывал в помощи, ни с кем не ругался. И ещё за то пользовался авторитетом, что обладал особенной способностью, отличающей его от других работников лесоучастка, он писал стихи. Свалит дерево, сядет на спиленное дерево – и стих готов.
Лучшими подругами для него были пила и ручка.
Но остались стихи.
Никуда мне от тебя не деться,
В звёздах затерявшееся детство,
Край Тайшетский, сторона родная,
Славный островок земного рая.
Нас с тобой одна судьба скрепляет,
Бог один в раздумьях окрыляет.
Где б я ни был – возвращаюсь снова,
Как журавлик к берегу родному.
* * *
Природа- источник впечатлений и раздумий, философский взгляд на мир. Здесь не столько воспевается красота родной природы, сколько единение с ней с самого детства. («Никуда мне от тебя не деться»).
Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («затерявшееся детство», «судьба скрепляет»), метафоры («край – островок земного рая»),
сравнения («как журавлик»).
Те же нотки слышны и в стихотворениях «Мой дом» и «Это наша Родина»:
Нотка сопричастности к большим переменам в стране и людским
свершениям звучит здесь, как органная музыка слышится во всём,
что окружает его. Строки не датированы, но перемены в сознании
людей уже на поверхности, автор попадает в плен не только
поэзии вдохновенья, но и «в струю больших перемен».
И всё же, на мой взгляд, стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.
Сколько трепетной любви к отчему краю! Только четыре стихотворения были опубликованы в сборнике. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. По «программе» поэта - сибиряка надо сохранить самобытность родной России, родной сибирской
природы с красными рябинами, с серебристыми росинками, ведь нам «Бирюса зарёй прописана»!
А тут – перестройка….
«Перестройка» - это рукопись или черновик, неопубликованный материал. История любого края составляет неотъмленную часть истории всей страны. Поэтому на местных примерах раскрываются и некоторые общие закономерности исторического процесса.
Автор сделал предметом своего изображения те вещи, которые вряд ли можно считать поэтическими: голод, долги предприятия перед работниками, пустые прилавки магазинов. Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя. «А наш участок головной Как всегда передовой». Но автор видит «тухту» и «в работе и в быту». Использована разговорная речь, заимствовано слово из уголовного арго….
У Солженицына в "Архипелаге ГУЛаг" «тухта» - тотальная система приписок, охватывающая абсолютно весь маршрут прохождения лагерного "изделия" (не важно, лес это или телевизор). И автор возмущён:
«…Ну зачем нам комбинат,
Если тянет он назад?
И за наш ударный труд
Нам зарплату не дают,..».
В стихотворениях «Подхалимаж» и «Дефицит»
используются слова уже с ярко выраженной экспрессивной, негативной, ироничной окраской.
Слова, «Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом», сказанные в отношении Некрасова, подходят, на мой взгляд, к творчеству Н.Д. Скоскина. Поэт соединяет в своем творчестве гражданственность и лирику, создавая совершенно новые жанры и демонстрируя новые взгляды на окружающую действительность.
В его стихах отчётливо слышен призыв к борьбе с социальными пороками. Одним из приёмов борьбы с коррупцией в те времена было обращение в сатирический журнал «Крокодил». «Крокодил» основан в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.). В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.
«Я, конечно, не инспектор,
Но написать могу в «Прожектор».
Не жалея своих сил
Могу двинуть в «Крокодил».
Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, но отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики.
Среди рукописей есть стихи о трудовом процессе, о том, как его друга повысят в должности (назначат техноруком). «Нос работает»- так назовёт стих поэт-бригадир.
В «Письме другу» опять прослеживается трудовая тематика. Николай уезжает на буровую вышку в посёлок Сосновый и в письме рассказывает «Витюхе» о том, как там походит трудовой процесс и обязательно рядом описание природы:
«Вот я глянул в окно – все от снега темно,
Здесь погода меняется часто:
Вот туча прошла - снова ясно…»..
Итак, я подвожу итог.
Четыре опубликованных поэтических произведения о природе: «Мне никуда от тебя не деться», «Мой дом», «Солнце победит», «Это наша Родина»… Больше я не нашла опубликованных стихов.
Среди неопубликованных рукописей я обнаружила следующие стихи: «На смерть Брежнева», «Письмо другу», «Нос работает», «Новоселье» и уже рассмотренные мной «Подхалимаж», «Дефицит». Часть поэзии пронизана нежностью, любовью и трогательной заботой о малой Родине, другая часть – если и не борьба, то призыв к борьбе с бесправным положением простого трудового народа, коррупцией, «тухтой».
Тематику стихов я определила так:
Не имея профессиональной подготовки, используя только самобытный талант, Николай Дмитриевич смог передать нам красоту родного края, передать свои чувства любви и преданности малой Родине. Используя художественные приёмы: разговорную речь, слова из уголовного арго, слова с ярко выраженной экспрессивной, негативной, ироничной окраской, смог показать боль и гнев за людей труда, попавших в трудное несправедливо бесправное положение.
Для описания сибирской природы автор воспользовался такими выразительными художественными средствами, как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение. Героями стихов становились друзья, коллеги, местная номенклатура, сам автор.
По воспоминаниям современников, поэт «на ходу» схватывал рифму. Николай Дмитриевич стеснялся своей безграмотности, отдавал стихи на проверку друзьям. Антонина Николаевна Прокипчук, корректор, предположила, что это была одной из причин скромности автора, что он не публиковался. Другой причиной, пожалуй, был социальный строй, который не терпел критики. Попытки опубликовать стихи в районной газете были, но их не пропустили редакторы.
Обидно, что домашний архив старший сын Дмитрий вывез из нашего села по месту своего жительства. Данный факт говорит о том, что работа над этой темой не закончилась. Мне ещё предстоит познакомиться со старшим сыном. Но я с уверенностью говорю: я открыла для себя человека – Скоскина Николая Дмитриевича. А когда я рассказала маме и бабушке о нём, то с удивлением узнала, что они обе работали с ним.
Я благодарна библиотекарю Зайцевой Александре Ивановне, любезно поделившейся рукописями; Прокипчук Антонине Николаевне, радушно встретившей нас у себя дома, родным и близким автора: жене Людмиле Борисовне, младшему сыну Александру и его жене Оксане, тёте - Старостенко Лидии Петровне, Соколовой Галине Борисовне.
Были использованы интернет ресурсы: (смотреть на экране)
Волшебные звуки ноктюрна
Вода может клеить?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Одна беседа. Лев Кассиль