К сожалению, в старших классах средней школы произведения К.Г.Паустовского не изучают, а ведь именно этот русский писатель XX века является продолжателем традиций А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, которые виртуозно связывали описание природы с состоянием человека, с его духовным обликом, помогая читателю лучше представить реальную обстановку, подчеркнуть прекрасное или безобразное в жизни. Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Функции пейзажа в рассказах К.Г.Паустовского». Объектом исследования являются рассказы К. Г. Паустовского. Предметом исследования стали функции пейзажа в рассказах писателя. Цель работы: определить своеобразие и значение описаний природы в некоторых рассказах писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_funktsii_peyzazha_v_rasskakhakh_paustovskogo.doc | 132 КБ |
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 17
Образовательная область "Филология"
Предмет "Литература"
ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА
В РАССКАЗАХ К.Г. ПАУСТОВСКОГО
(На примере рассказов "Телеграмма", "Снег", "Ночь в октябре",
"Желтый свет", "Ильинский омут", "Уснувший мальчик")
Исполнитель: Касаева Екатерина,
ученица 10 "А" класса.
Руководитель: Хворова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
г. Нижневартовск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. К.Г.Паустовский – певец русской природы.
Глава 2. Функции пейзажа в реалистическом произведении.
Глава 3. Художественное назначение пейзажа в рассказах К.Г.Паустовского.
3.1. Пейзаж как часть реальной обстановки действия. (Взаимосвязь природы и настроения произведения. Поэзия природы).
3.2. Пейзаж как элемент композиции.
3.3. Пейзаж как средство проникновения во внутренний мир героев.
3.4. Символическое значение пейзажа. ("Ильинский омут", "Уснувший мальчик")
Заключение
Список литературы
Введение
В истории русской литературы XX века не было, пожалуй, другого такого писателя, как Константин Георгиевич Паустовский, который так искренне, самозабвенно и нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил её в своём творчестве. Он не мыслил жизни без общения с природой. Истинный художник слова и певец родной земли, писатель всем своим творчеством призывает беречь и любить наш мир, эту прекрасную и легко ранимую родную природу. Он заботливый сын своей Родины, знаток и открыватель «новых областей красоты» окружающего нас мира.
Изучением творчества Паустовского занимались многие исследователи, и все сходились в одном: он был непревзойденным мастером пейзажной живописи. Умелое и точное сочетание красок, гармоничность и нежность тонов характеризуют манеру писателя в описании неяркой и неброской красоты русской природы средней полосы.
К сожалению, в старших классах средней школы произведения К.Г.Паустовского не изучают, а ведь именно этот русский писатель XX века является продолжателем традиций А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, которые виртуозно связывали описание природы с состоянием человека, с его духовным обликом, помогая читателю лучше представить реальную обстановку, подчеркнуть прекрасное или безобразное в жизни.
Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Функции пейзажа в рассказах К.Г.Паустовского».
Объектом исследования являются рассказы К. Г. Паустовского.
Предметом исследования стали функции пейзажа в рассказах писателя.
Цель работы: определить своеобразие и значение описаний природы в некоторых рассказах писателя.
Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:
1. при помощи описания краткой творческой биографии показать становление писателя как личности;
2. рассмотреть функции пейзажа в художественных произведениях сентименталистов, романтиков и реалистов;
3. проанализировать некоторые рассказы К.Паустовского, установить, какие функции выполняет пейзаж в данных художественных произведениях.
Нами была выдвинута рабочая гипотеза, которая состоит в том, что пейзаж выполняет различные функции в произведениях писателя.
Основными методами являются наблюдение, описание, анализ, сопоставление.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней установлены функции пейзажа в художественных произведениях К. Г. Паустовского.
Теоретическая значимость. В связи с тем, что, по мнению литературоведов, одной из опор творчества Паустовского является общность человека с его природным окружением, в работе было дано обоснование назначения пейзажа в произведениях писателя.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. в работе содержатся краткие биографические сведения о писателе, которые помогают понять, почему так важно было рассказывать ему о красоте русской природы;
2. показано, какую роль выполняет пейзаж в художественных произведениях вообще и в рассказах Паустовского в частности;
3. анализ рассказов позволяет увидеть применение теоретических знаний в ходе изучения творчества К.Паустовского на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части (включает в себя три главы), заключения и списка используемой литературы, приложения.
Глава 1.
К. Г. Паустовский – певец русской природы.
Писательская жизнь К. Паустовского началась с желания все знать и все видеть. Большая часть творчества писателя посвящена родной земле – ее всероссийским полям, ее лесам, рекам и озерам. Он был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки природы родной земли.
Родился Константин Паустовский в Москве 31 мая 1892 г. в большой семье, где много пели, играли на рояле, любили театр, спорили и много раз переезжали с места на место. Детские и юношеские впечатления Паустовского от увиденного зародили в будущем писателе «музу дальних странствий». Эта «муза» не давала покоя писателю всю его жизнь. Страсть к перемене мест и путешествия по миру помогли стать Паустовскому человеком и писателем, выбрать себе необыкновенную профессию, дающую возможность быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей, быть участником этой кипучей жизни.
Паустовскому всегда, с детства, было свойственно обостренное чувство природы. Родная природа входит в произведения К. Паустовского как неотъемлемая часть.
Паустовский убежден, что «нельзя писать книги и не знать, какие травы на лесных полянах и на болотах, где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо. Нельзя писать книги и не знать, что такое предрассветный ветер или глухая ночь под открытым небом в октябре. Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе. У писателя должны быть руки не только покрытые мозолями от пера, но и потрескавшиеся от речной воды».
Паустовский показывает в своем творчестве захватывающий размах и щемящую красоту просторов России, «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям», все это вызывает у писателя чувства, неотрывные от гордости за свой край.
Где бы ни был писатель, нет для него ничего желанней, чем из любого земного далека, пусть хотя бы мысленно, вновь и вновь возвращаться на родную землю, к привольному раздолью лесов и полей, напоенных прохладой и влагой.
Михаил Пришвин, высоко оценивший пейзажи Паустовского, подметил еще одну особенность. Он сказал, что пейзажи Паустовского никогда не бывают безлюдны, что художник внимательно разглядывает жизнь «в добром расположении к человеку». Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно «хотя бы и неяркому свету», сверкает у него «легкий, романтический вымысел».
Сюжетом для К. Паустовского могло послужить все – любая мелочь, любое проявление животной или растительной жизни. В «Мещерской стороне» К. Паустовский открывает своим читателям Мещеру – уголок родной земли, дарит нам его как драгоценную жемчужину природы. При этом писатель неоднократно подчеркивает, что природа эта внешне, кажется, совершенно простой, неброской, даже будничной: «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но так кажется, говорит он, только в первые дни, а потом с каждым часом Мещера делается все богаче, разнообразнее и милее сердцу. «И, наконец, наступает время, когда о ней можно рассказывать удивительные истории».
Выводы по главе
В первой главе мы рассмотрели краткие биографические сведения о писателе, которые помогают понять, почему так важно было рассказывать К. Г. Паустовскому о красоте русской природы. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов и ее возвышающей душу красоте. Паустовского называют мастером пейзажа, различающего неприметные переливы красок, и лириком, способным выразить неуловимые движения души.
Глава 2.
Теоретические предпосылки исследования.
Функции пейзажа в реалистическом произведении.
Пейзажем в художественном произведении называют изображение картин природы, выполняющее различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Выделяются следующие функции пейзажа:
1. Пейзаж помогает представить реальную обстановку описываемых событий.
2. Пейзаж часто выступает как существенный элемент композиции. (Например, описание метели в повести А.Пушкина – кульминационный момент произведения)
3. Описание природы является средством проникновения во внутренний мир героев. Гармоничная, благодатная природа, может быть, противопоставляется кричащим противоречиям социальной жизни. Пейзаж может гармонировать с мировосприятием персонажа, помогая раскрыть его с большей полнотой. Лирический пейзаж может живописать смену настроения героя.
4. Описание природы часто имеет символическое значение. При этом конкретные образы или картины природы приобретают особый смысл. (Так, например, горы в поэме Лермонтова «Мцыри» становятся для героя символом свободы и родины).
В лирике пейзаж имеет самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж тесно связан с характером авторской речи, образом повествователя.
Если в творчестве классицистов и ранних просветителей пейзаж занимал сравнительно скромное место, то сентименталисты изображают своих героев на фоне природы, природы умиротворенной, благотворно действующей на душу. Сентименталисты провозглашают идеи нравственного равенства людей, естественности, простоты, органической связи с природой. Для них характерен интерес к простому человеку, к миру его чувств, естественной природе, к быту.
Природа романтиков обычно неспокойна и соответствует бурным страстям героев. Романтизм отвергает повседневность и устремляется к экзотике, противостоящей современной обыденности. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – качества, используемые романтиками.
Реалисты более глубоко и трезво отображают и видят мир, оценивают действительность. Реализм ищет причины всех явлений в психологии человека и в социальной жизни общества. Не исключительные личности в исключительных обстоятельствах интересуют писателей-реалистов, а характерные для определенного времени, определенной страны и среды явления.
К. Г. Паустовский стремился всю силу своего воображения направить на то, чтобы увидеть и показать необычайное в обычном и обычное в необычайном. Точность конкретных описаний, бережная передача реальных подробностей, неукоснительная достоверность – одним словом все то, что называется реалистичностью, помогало ему выявлять внутреннюю поэтичность жизни, романтичность и волшебство, присущие не вымыслу, а ей самой. Паустовский был свидетелем и участником революционных событий и двух мировых войн, его рассказы, как и другие художественные произведения, отразили незыблемость и красоту окружающего мира.
Выводы по главе
Пейзаж выполняете в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Дальнейшее внимание в нашей работе будет уделено функциям пейзажа в рассказах К. Г. Паустовского.
Глава 3.
Художественное назначение пейзажа в рассказах К.Г.Паустовского.
Опираясь на всё вышеизложенное, мы постараемся выяснить, как писатель использует функции пейзажа в рассказах, обозначенных в теме исследовательской работы. Сразу же следует отметить, что назначение пейзажа в произведениях писателя, как правило, многозначно. Попробуем проверить выдвинутую нами ранее рабочую гипотезу.
3.1. Пейзаж как часть реальной обстановки действия.
Взаимосвязь природы и настроения произведения. Поэзия природы. (По рассказам «Желтый свет», "Снег", «Ночь в октябре», «Телеграмма»).
Рассказ «Желтый свет» написан Паустовским в 1938 г. в преддверии начала второй мировой войны. Это очень богатый по подбору тончайших цветовых оттенков рассказ. Полет кленового листа составляет главное содержание рассказа. Писатель пишет о том, как незаметно, слегка качнувшись, отделился от ветки осенний кленовый лист, как он, начав свой путь к земле, «вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот…»
Нельзя не очароваться таким «сюжетом», не восхититься этим почти детски свежим восприятием мира, соединенным с мудростью властительного слова. В начале рассказа читатель чувствует спокойствие мирной жизни, стабильность, ощущение счастья и умиротворения. Автор так описывает свою комнату: «комната была залита ровным желтым светом». Эта мирная жизнь была похожа на прекрасную и тихую осень. Паустовский использует такой прием, как олицетворение: «Светили осенние листья», «Сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми …» Создается впечатление покоя и тишины, мира и незыблемости простой и прекрасной жизни.
Но осень всегда заканчивается. «Леса моросили дождем облетавшей листвы. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей». Устами старика Прохора Паустовский иносказательно дает нам понять, что мирную жизнь надо беречь, что ей угрожает опасность, что люди сами виноваты в том, что теряют мир и покой, изобретая оружие. «К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох.
В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье околели. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля». Как она загрустила? «Начались с той поры листопады, и мокрая осень и листобойные ветры и зимы». Изменился пейзаж. Изменились краски, фон жизни. Уже чувствуется приближение беды. «Осень смешала все чистые краски, какие существовали на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую». «Осенняя мгла, неподвижно висевшая в воздухе» - это как затишье перед бурей.
«В сосновых чащах дрожали от холода березы», - как будто чувствовали дыхание зимы. А зима – это в рассказе символ конца мирной жизни. Зима – это война, это холод, голод, людское горе. Она неумолимо приближается, она неизбежна. И земля и небо готовятся к ней. Это чувствуется: «Ночь стояла над притихшей землей. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры моторов». Паустовский умело пользуется эпитетами, благодаря которым читатель видит и чувствует постепенные изменения в окружающем мире, в природе, в людях.
Война уже началась, началась где-то там, но она неизбежно приближается и обязательно будет здесь, у нас. Война – это как стихия огня, как пожар: «Огонь быстро погнало … Он гудел. Как сотни самолетов, идущих бреющим полетом над землей. В небе, затянутом дымом, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине. Гарь разъедала глаза. Падал медленный дождь от золы».
Война приближается, и мы уже можем ее «услышать»: «По ночам угрюмое зарево клубилось на востоке, по дворам тоскливо мычали коровы, ржали лошади и на горизонте вспыхивали сигнальные ракеты – это красноармейские части, гасившие пожар, предупреждали друг друга о приближении огня».
В конце рассказа автор возвращает нас опять к себе в дом, где он отмывает паутину с лица и топит печь. Он остается в раздумьях «терпеливо дожидаться рассвета». Дочитав рассказ до конца, понимаешь, что «желтый свет» для Паустовского это еще и надежда, надежда на то, что все будет хорошо. Но почему-то чувствуется грусть писателя. От того, наверное, что Паустовский понимал разумом, что войны не избежать, что придет она, как паук, как пожар и на его родную землю, но сердцем этого принять не мог, потому что любил свою Родину до боли в сердце.
В рассказе К. Паустовского «Снег», написанном в 1943 году, действие происходит во время войны, и пейзаж предзимья, открывающий повествование, наполнен скрытой тревогой: «За домом, за облетевшим садом белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье».
Встреча двух людей, внезапно ощутивших глубокое душевное родство, происходит в окружении традиционного романтического пейзажа: сад, беседка, сирень, луна. Необычно только то, что их встреча происходит зимой – сад в снегу, сирень в инее. Писатель с любовью описывает ветхую беседку: «Потапов прошел в беседку, положил руки на старенькие перила». Беседка, как и сад, словно живые: «Сад как бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал». Эта деталь – сыплющийся легкий снег – возникает в рассказе еще дважды, создавая особую атмосферу хрупкости, трепетности, поэтичности: «С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла»; «На ее ресницах и на щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток». Такой «высветленный», мягкий, лиричный тон пейзажа соответствует психологическому настроению героев.
Рассказ «Снег» можно назвать нежнейшей лирической акварелью. Действительно, пейзаж дается в полутонах: «Дни стояли мягкие, серые. Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар»; «Мутно розовело небо»; «Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени»; «Снега тускло светили в окна»; «Меркнущее небо, бледное море»; «Никак не мог погаснуть неяркий закат».
Обостренное чувство природы, свойственное Паустовскому, проявилось в полной мере в рассказе «Снег». В описании пейзажа он использует весь диапазон художественных возможностей от импрессионистической детали, фиксирующей летучие мгновения бытия, реалистически точных зарисовок быта до символически многозначного образа снега. Дочитав рассказ до конца, мы понимаем, почему Паустовский назвал его именно так – «Снег».
В годы войны писатель искал, чем поддержать в человеке мужество жить и бороться. Паустовский пытался напомнить о реальностях желанной мирной жизни. Образ маленького провинциального домика соединяет в себе черты городского и деревенского быта: дом Потапова «стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка», то есть на околице. Он, в сущности, ничем не отличается от обычного деревенского дома – со скрипучей калиткой, со старинным колокольцем в сенях, на котором была отлита смешная надпись: «Я вишу у дверей – звони веселей!»; «Внизу под горой бренчали пустыми ведрами женщины – шли к проруби за водой». Эта размеренная провинциальная жизнь теперь представляется Потапову такой привлекательной: «Звонит ли колокольчик у дверей? – спрашивает он в письме к отцу. – Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали … Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа». В акварельном, небольшом рассказе благодаря пейзажу Паустовскому удалось создать трогательно-лиричный, конкретный и одновременно обобщенный образ родного уголка, живущий в душе каждого человека.
В рассказе «Ночь в октябре» пейзаж также служит фоном разворачивающихся событий, выступает как часть реальной обстановки. Написан он был в 1945 году – в год окончания Великой Отечественной войны. Автор попадает в деревню, за Рязань. Читая рассказ, чувствуется усталость от войны, острое желание покоя и тишины. И звенящая тишина как бы присутствует. Описание пейзажа помогает понять это: «… полная тишина, когда кажется, что земля остановилась и беззвучно висит в мировом пространстве».
В рассказе «Телеграмма» мы, следуя авторскому замыслу, наблюдаем постепенность и неизбежность трагической развязки. Дочь Катерины Петровны, Настя, живущая в Ленинграде, получает телеграмму. В это время погода была такая: «Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город».
Катерина Петровна умирает. Пейзаж становится другим: светлым, даже веселым и – холодным. «Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры». Смерть принесла Катерине Петровне облегчение, кончились ее душевные муки, боль и одиночество, тоска и заботы о дочери, напрасное ожидание ее приезда.
Рассказ «Телеграмма» воспринимается как очень печальная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери. Роль пейзажа заключается в том, что он усиливает печаль и помогает понять смысл названия рассказа, вызывающего тревогу. Оказывается к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном. Можно многое потерять в суете жизни.
3.2. Пейзаж как элемент композиции.
("Снег", "Телеграмма», «Желтый свет», "Уснувший мальчик").
Включая описание природы в повествование, талантливый писатель, мастер пейзажной лирики, Паустовский использует его и как элемент композиции. Это нельзя не заметить в рассказах «Желтый свет», «Снег», «Телеграмма», где картины окружающего мира, безусловно связаны с происходящими событиями. Описание ненастья соответствует драматическим переживаниям (одиночество Катерины Петровны, приближение войны в рассказе «Желтый свет») – это, как правило, кульминация. В заключении всё как бы возвращается на круги своя, появляется надежда на будущее или запоздалое раскаяние, и природа преображается.
Рассказ «Уснувший мальчик» был написан Паустовским в 1957 г., в период начавшейся после смерти Сталина «оттепели», когда возродились надежды на новую жизнь. У всех людей была одна цель и мечта – построить красивую и счастливую жизнь.
В экспозиции мы читаем о том, что «недавно прошёл лёд, и река отблескивала желтой водой. Была самая ранняя весна – сухая и серая. Только на сирени в палисадниках уже зеленели почки».
Рассказ о замечательном человеке, Леонтии Назаровиче, всю жизнь обуреваемом «великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник» - это центральная часть произведения. Это был энтузиаст «фанатик цветоводства», человек разговорчивый, весьма быстрый и суетливый. Он всегда занят только одним делом – украшением своего городка, до себя ему не было дела». Леонтий Назарович «всегда воевал с кем-нибудь из-за новых посадок, доказывал, спорил». Этот ботаник считал, что «надо каждый клочок земли непременно озеленить и облагородить». А еще Леонтий Назарович был настоящим патриотом, он «писал историю своего городка и самое видное место отводил художникам. Живопись он любил, охотно читал книги по искусству и жадно собирал репродукции».
Кульминацией рассказа становится история с цветком, который подарил девочке шофёр, и размышления Лоентия Назаровича: «Жизнь человеческая должна быть украшена. Обязательно. (…) Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. От этого человек становится не в пример великодушнее».
А в заключении автор делает удивительно открытие: заброшенная могила русского художника Борисова-Мусатова преобразилась: «внутри всё было прибрано, и большой полукруг посаженных кустарников замыкал фигуру спящего мальчика, отмытого от глины». И сделал это Лаврентий Назарович.
Художник Борисов-Мусатов, живший в этом городке, написал один из лучших своих пейзажей с косогора, который он так любил. Паустовский сравнивает этот пейзаж со сновидением: «такой тонкий и задумчивый». На картине запечатлен один из осенних дней «Гениальность художника была в том, что он сумел остановить время на несколько дней, чтобы медленнее слетали последние листья и не исчезала так скоро у нас на глазах прощальная красота земли» Паустовский сравнивает эту прелестную осень с девушкой «со светлыми и строгими глазами, обещающими горе и счастье».
Не случайно на могиле Борисова-Мусатова поставлен необычный памятник – скульптура уснувшего мальчика. Уснувший мальчик – символ остановившегося времени, как на картине художника Борисова-Мусатова.
В рассказе «Уснувший мальчик» мы видим и отношение автора к прекрасным подаркам природы. Для Паустовского мир природы – это сказка: «Свет маяка проносился над цветами, и они казались фантастическими по своей окраске. Там были гиацинты точно из воска и старого золота, из бирюзы и снега, из красного вина и черного бархата». Паустовский считает, что не только при жизни нас должны окружать прекрасные цветы, но и после смерти могилы должны быть украшены цветами. Цветы – это как напоминание о том, что человек не просто прожил свою жизнь, а оставил какой-то след на земле, сделал что-то хорошее для других людей. И не важно, какой человек – наш русский художник Борисов-Мусатов или великий итальянец Рафаэль. Они оба достойны того, чтобы о них помнили по их делам.
Основная мысль этого рассказа в том, что потребность красоты и творчества неразлучна с человеком, что без нее человек, может быть, не захочет жить на свете. Защищая красоту природы, Паустовский защищал полноценное существование и духовное богатство человека.
Паустовский был одним из первых, кто возвысил свой голос в защиту природы, кто привлек общественное внимание к теневым последствиям набиравшего скорость технического прогресса, кто яростно обличал уничтожение лесов, порчу рек, загрязнение воздуха.
3.3. Пейзаж как средство проникновения во внутренний мир героев.
("Телеграмма", "Ночь в октябре").
Описание природы довольно часто используется Паустовским для того, чтобы подчеркнуть состояние души своих героев.
В начале рассказа «Снег» пейзаж, создающий атмосферу сиротства и бесприютности, глубоко созвучен внутреннему состоянию молодого лейтенанта Потапова, возвращающегося после ранения на фронт и случайно узнающего, что его отец умер: «Потапов прошел через город к реке. Над ней висело сизое небо. Между небом и землей наискось летел редкий снежок … Темнело. Ветер дул с того берега, из лесов, выдувал слезы». Лейтенант сомневается, нужно ли ему теперь заходить в родной дом: « Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима». Но он не знает, что поселившаяся в доме эвакуированная из Москвы певица Татьяна Петровна прочитала его письмо с фронта, адресованное отцу, которого к тому времени уже не было в живых: « Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом».
Он ещё не знает о том, что Татьяна Петровна прочитала его письмо и всё приготовила к его приезду. К концу рассказа изменяется внутреннее состояние героя, меняется и пейзаж.
Герой другого рассказа – «Ночь в октябре» - испытывает тихую радость от происходящих событий, когда война позади и все потихоньку возвращается на свои круги: и солдат Зуев домой, и мирная жизнь на землю. «…Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных и милых местах, куда он не надеялся возвратиться». А родные места встречают солдата необыкновенным воздухом: «А воздух! Какой воздух, мать моя родная! Настоялся на травах за всю эту осень. Я таким воздухом нигде не дышал, кроме как в наших лесах». Как же должно быть соскучился солдат Зуев по родной стороне, как устал от войны, как легко и радостно стало у него на сердце, с каким наслаждением он дышит. «Из лугов тянуло завялой травой, сладковатым запахом ивовых листьев». Пейзаж помогает особенно остро понять, как Зуев ощущает мирную жизнь, солдат и сам говорит: «Хорошая, в общем, жизнь. Очень я ее ощущаю после войны. Особенно как-то ощущаю».
Радость возвращения с войны меняется тревогой от неожиданности, произошедшей с солдатом Зуевым по дороге к дому. Автор и его попутчик попадают в неприятную и опасную ситуацию: река затопила дорогу. «Вода неслась у самых наших ног и подмывала низкий берег. Был слышен тяжелый плеск, - это обрушивались куски подмытого берега». Пейзаж подчеркивает тревожное состояние героев: «Ночь как потемнела, окаянная! Сорвался ветер, он, медленно гудя, налетел из темноты и начал нести вкось над землей мелкую снеговую крупу». Чувствуя что-то опасное и угрожающее, страшное и наступающее: «мутные волны…», «… вода шла толщей …», « … в лугах пусто …», « … тяжело гудел на ветру сосновый лес, ночь тянулась, становилась все кромешнее и холоднее».
Паустовский умело использует определения и олицетворения, они помогают создать в окружающем пейзаже напряженную, тревожную обстановку: «Шипела вода. Вода шла в уровень с берегом и узкими языками уже заполаскивала в луга». Героям рассказа становится страшно оттого, что, возможно, они погибнут, утонут. Страшен и пейзаж: « … черный водопад, куда низвергается вся мутная вода, и тьма, и вся эта ночь». Спасение все же пришло вовремя, и опять поменялся пейзаж: «В лесу было безветренно, тепло, пахло прелью. Теперь ночь казалась мне удивительной и прекрасной». Прекрасной, как сама жизнь. «Ветер разнес тучи, и над черным садом уже сверкало, то сразу разгораясь, то так же сразу тускнея, звездное небо».
Так описание природы помогает понять состояние героев в момент радости, тревоги и страха. Пейзаж у Паустовского психологичен.
В рассказе «Телеграмма» ярко выражена способность писателя в особом видении мира, в передаче своих чувств посредством языковых изобразительно-выразительных средств. Произведение затрагивает сложные человеческие взаимоотношения: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого – трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам.
Пейзаж не только создает фон произведения, но и помогает проникнуть во внутренний мир героев. К.Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Именно такой осенний пейзаж мы видим в рассказе. Пейзаж неяркий, грустный. Художник использует такие определения: холодный, ненастный, бесприютный. Автором выделяются и подчеркиваются такие детали, которые создают впечатление одиночества и холода: одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды. Читаем начало рассказа: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться маленький подсолнечник у забора».
Состояние Катерины Петровны все хуже и хуже. Мы наблюдаем за тем, что происходит в природе: «Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья». Все это передает нам усиление ненастья, ощущение тревоги, что связано и с состоянием Катерины Петровны, старой женщины, одинокой и больной, напрасно ждущей приезда своей единственной дочери. «Клен стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
Автор здесь обращается к олицетворению: клен – это не простая осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя. Страшное одиночество, пустота вокруг больной женщины, все это вбирает в себя холод осени.
3.4. Символическое значение пейзажа.
("Ильинский омут", "Уснувший мальчик")
Пейзаж в художественном произведении может иметь и символическое значение.
Например, в рассказе «Жёлтый свет» желтый свет – это цвет осени, а осень в рассказе – символ мирной, спокойной жизни. Мы наблюдаем за этим символом, как за красной нитью, на протяжении всего произведения. Таким образом, пейзаж выступает здесь и как элемент композиции, и в то же время имеет символическое значение.
В рассказе «Снег» перед приездом лейтенанта Потапова Татьяна Петровна сказала Варе, «чтобы она взяла деревянную лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом». И действительно, Потапов считает: «Теперь это все для меня будто чужое – и городок этот, и река, и дом», но, подойдя к дому, видит: «К беседке вела расчищенная в снегу дорожка». Это конкретная деталь зимнего сада повторяется: «Женщина взяла его за рукав и повела по расчищенной дорожке». Метафорическое и символическое значение ее очевидно: на протяжении всего рассказа и певица, и Потапов пытаются вспомнить, где же они видели друг друга раньше, расчистить, так сказать, тропинки памяти. В финале рассказа, повторяясь три раза, возникает мотив тропы. Потапов пишет в письме к Татьяне Петровне, что видел ее «по тропе в Ореанду. На скамейке около тропы сидела девушка … Она увидела меня, встала и пошла на встречу … С тех пор я полюбил Крым и эту тропу …». Героям удается найти тропу и к сердцам друг друга. Этот пейзажный образ становится символом найденного контакта никогда ранее на самом деле не встречавшихся людей: Татьяна Петровна ни разу не была в Крыму, и Потапов ошибся.
В обыденном сознании зимний пейзаж ассоциируется с чистотой, белизной, светом, покоем. Если обратиться к символике снега в мифопоэтической традиции, то его роль приобретает в рассказе Паустовского особую глубину: «Снег, устилающий поля в зимние месяцы, возбуждал представление о белом покрове, в который одевается земля (…) Зима есть смерть природы, покров этот называется саваном». Потапов зимой узнает, что его отец умер, он приходит на его могилу, засыпанную снегом.
«Ильинский омут» был написан в 1964 г. Это произведение о сущности русской природы. Оно «типично» и даже «классично». Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. Они благостны, успокоительны, ибо в них есть нечто священное – так считает Паустовский. Суть этого рассказа в том, что «конечно, величие событий накладывает свой отблеск на пейзаж». На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы и слышим звенящую тишину. Но есть великолепные места в России с очень скромными названиями, и они тоже прекрасны и достойны восхищения и воспевания. Одно из таких мест – Ильинский омут. Последние годы писатель жил в маленьком городке Тарусе. Там-то он и высмотрел, открыл и описал омут. Это ничем, казалось бы, не примечательное место после описания о нем Паустовским, стало знаменитым, его скрытая красота, извлеченная наружу поистине волшебным словом очарованного писателя, стала хорошо видна всем. Среди всех простых и прекрасных мест русской природы Ильинский омут – это символ земли русской. Автор убеждает нас в этом: «Поверь мне, - я много видел просторов под любыми широтами, то такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел. И никогда, должно быть не увижу. Это место по своей прелести и слиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира и вместе с тем странное желание: если уж суждено умереть, то только здесь, на слабом солнечном припеке, среди этой высокой травы».
Чтобы показать всю прелесть и красоту родной природы, Паустовский пользуется такими художественными средствами, как сравнения (вековые ивы и ракиты, как шары серо-зеленого дыма, листья висят, как в летаргии) и эпитеты (бездонный провал, заколдованное озеро, темно-оливковая хвойная вода, сизоватая дымка, белые и выпуклые облака). Благодаря этим художественным приемам читатели не только могут прочитать, но и увидеть описываемые пейзажи, не только увидеть, но и услышать «сухой шелест», «бесконечный шорох», не только услышать, но и почувствовать запахи: «я раскрыл на ладони венчик чебреца и с наслаждением вдыхал его запах – сухой, целебный и южный. И мне чудилось, что рядом, за ветряком, уже открылось море и что пахнут чебрецом не степи, а его наглаженные прибоями пески.
Ильинский омут для Паустовского – это символ Родины. «Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем»».
Любовь и тоска автора по родной земле и природе ощущается на протяжении всего произведения. «И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты».
На родной земле писателю тепло и светло, уютно и спокойно. «Я думал, что все эти доверчивые стебли и травы, конечно же, мои безмолвные друзья, что мне спокойно и радостно видеть их каждый день и жить с ними в тихой степи под свободным небом». А на чужбине все не так: «Серая тишина стояла вокруг. Парк погружался во мглу. Изредка с ветки падали нам на руки прозрачные ледяные капли. Свинцовое небо простиралось над головой…» Паустовский сравнивает величественную Францию и простую Россию: «Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где все было так знакомо, так мило и простодушно. Я полюбил Францию давным-давно. Но я не мог бы ради нее отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы».
Любовь к Родине и родной природе – основная тема творчества Паустовского. «Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Выводы по главе
Предпринятый в работе анализ рассказов К. Г. Паустовского позволил подтвердить рабочую гипотезу о том, что назначение пейзажа в произведениях писателя многозначно.
Результаты анализа, проведенного в работе, позволяют сделать следующие выводы: пейзаж в рассказах К. Г. Паустовского выполняет следующие функции:
1. Пейзаж как часть реальной обстановки действия.
2. Пейзаж как элемент композиции.
3. Пейзаж как средство проникновения во внутренний мир героев.
4. Пейзаж имеет символичное значение.
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели основные функции пейзажа в некоторых произведениях К.Г.Паустовского. На примере анализа некоторых рассказов мы ещё раз подтвердили ту мысль, что пейзаж в художественном произведении имеет очень важную смысловую нагрузку: помогает представить реальную обстановку, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий; пейзаж может быть использован автором как элемент композиции и иметь символическое значение. Кроме того, пейзаж Паустовского связан с характером повествования и соотносится с настроением автора, помогая ему выразить главную мысль.
К.Г.Паустовский – писатель в русской литературе необыкновенный. Всепризнанное мастерство Паустовского, полученное ему в дар и усовершенствованное трудом, его непревзойденный волшебный русский язык, его ни в ком не вызывающая сомнений высокая художественность представляются традиционными для великой русской прозы. Паустовский, безусловно, мастер пейзажа, и неудивительно, что точно названные и описанные географические места при всей безукоризненной верности изображения приобретают сходство с краями, придуманными Александром Грином. Известно, что Паустовский очень любил этого писателя, ведь сам то он был поэтом и романтиком ничуть не меньшим. И все-таки он «другой» и на Грина похож еще меньше, чем на писателей-реалистов.
В этом-то и состоит особенность Паустовского, что воздух мечты и вечности, сквозь который он смотрит и которым дышит, не отрывается от земли, на которой живет и трудится писатель. Мещера – это Мещера, Ильинский омут – это Ильинский омут. Зрение Паустовского, зрение поэта сквозь воздух мечты прибавляет красоты этим местам, но, преображая их внимательной любовью, ничуть не искажает их.
Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает сиять таинственным зыбким блеском. Этот необыкновенный сплав – точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга – все это характерно для творчества писателя. Особое свойство таланта Паустовского – умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, «заряжать» страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими нас в мир природы.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности ее использования при изучении творчества К. Г. Паустовского на уроках литературы.
.
Литература
1. Белошин А.М. Роль пейзажа в рассказе К.Г.Паустовского "Снег". // Русская речь. – 2003. №1.
2. Булкина Т. Певец русской природы – герой войны. (105 лет со дня рождения). – "Российская газета". – 1997. – 30 мая.
3. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. – М., 1984.
4.Воспоминания о Константине Паустовском. Сборник. //Сост. Л.А.Левицкий. – М.; Советский писатель, 1983.
5. Калинин Ю. Загадка Паустовского. // "Книжное обозрение". 1995, 16 мая. (№20).
6. Ильин В.С. Константин Паустовский. Поэзия странствий. Литературный портрет Паустовского. – М., Сов. писатель, 1967.
7. Ковский В. Реалисты и романтики. – М., Худ. Литература, 1990.
6. Литература: справочник школьника. – М., 1995.
9. Мингелене Е. Анализ рассказа К. Паустовского "Телеграмма". // "Литература". (Приложение к "1 сентября") – 2004. - № 5 (февраль).
10. Никольская Т. Крылья духовные...: 100 лет со дня рождения Паустовского. // "Природа и человек" 2002. №6.
11. Паустовский К.Г. – Поэтическое излучение. Повести. Рассказы. Письма. – М., "Молодая гвардия", 1976.
12. Паустовский К.Г. – Дым Отечества. – М., Правда, 1985.
13. К.Паустовский о стиле и язык писателей. – М., 1984.
14. Русская литература. – Очерки. Портреты. Эссе. – М., Просвещение, 1991.
15. Трефилова Г.П. К. Паустовский – мастер прозы. – М., Художественная литература, 1983.
16. Турченко Н.Н. Наблюдения над языком при изучении рассказа Паустовского "Телеграмма". // "Русский язык в школе". 1999. №4.
17. Холмогоров М. Он между нами жил... Перечитывая К.Паустовского. // "Вопросы литературы". 1995. Вып. 5.
18. Чичибабин Б. Красота спасающая: (О Паустовском) // "Круг чтения". – М., 1998.
Кто должен измениться?
Как нарисовать черёмуху
Яблоко
Весёлые польки для детей
Басня "Две подруги"