Муниципальный конкурс творческих работ учащихся
«Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
МКОУ Демидовская СОШ
Конкурс творческих работ учащихся
«Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России»
Очерк
по произведению А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
«Главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Автор: Андриянов Артём,
ученик 11 класса
Руководитель: Анашкина З.В.,
учитель русского языка и литературы
2013
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что
есть она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша» (А.И. Солденицын)
Имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин-тружениц: так же, как и они, героиня рассказа « ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих «некрасовских» эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матреной, сани понес с испугу, « стиховой какой-то попался»; во время пожара героиня Солженицына спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовешь ее « красавицей, миру на диво». Она скромна и неприметна.
Солженицын не дает развернутого портрета Матрены. Из главы в главу повторяется чаще всего одна деталь – улыбка: « лучезарная улыбка», « улыбка её кругловатого лица», « улыбаясь чему-то», « просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», « извиняющаяся полуулыбка». Заметим, что, как и все любимые герои писателя, Матрена
наделена неброской внешностью ( «простодушно глядя блекло-голубыми глазами», « с пеленой слезы в неярких её глазах»). Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную публицистически прямо: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов (два-дни, три-дни, приспею, к ужоткому, теперича, иззаботилась, любота, летось, обапол, пособить, вопрятаешь, тижель, молонья, дивирь, неуладкой), диалектное формообразование(не знато, бегма, кому часу). Даже искажение общепринятых произносительных норм создает неповторимый речевой колорит (картовь, трогацать). Солженицын наделяет свою героиню и даром языкотворчества, о чём свидетельствует её изречения, напоминающие народные пословицы (« Не умемши, не варемши – как утрафишь?»), и многочисленные примеры народной этимологии: дуель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп. По поводу последнего примера автор замечает: « Так выговаривали все в деревне». Это свидетельство того, что способность к словотворчеству, по мысли писателя, - одно из коренных свойств народа. Так же глубоко народна и манера речи Матрены, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушки в сказках».
Внешне быт Матрены поражает своей неустроенностью (« в запущи она живет»). Всё её богатство – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрены, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию, и, что важнее, о её бессеребреничестве и столь ценимом Солженицыным самоограничении.Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно о фикусах говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далеким шумом океаном. Кажется, сама природа живет в доме Матрены, все живое тянется к ней. Живущая в ладу с природой, Матрена весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнуться в её владения, например, к освоению космоса: «Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето».
События рассказа ограничены четкими временными раками: лето-зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что её жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на который попал в плен Фадей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из неё все силы и ставил без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание всевозможных справок; ей не продают торф, заствляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как косить нигде не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает несправедливость. «Притесняют меня, Игнатич, - жалуется она. Кассиров, не продающих билеты, называет « паразитами несочувственными», а тех, кто ловит баб, ворующих торф, - врагами. Но Матрена не держит зла на судьбу и на людей. « У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа – работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. И за Ефима она пошла прежде всего потому, что « рук у них не хватало». Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось».
При этом окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матрена, придешь мне пособить». Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Более того, они дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрена остается в своей деревне абсолютно одинокой.
Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «черный», противопоставляя его облик светоносности Матрены с её лучезарной улыбкой. Человек, чья жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, « пригорбленный большою поясницею», он тем не менее оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты: « глаза…деловито поблёскивали», «ловко лазил», «живо суетился». Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери заставляет его рушить дом, который он когда-то сам строил. Но та же его скаредность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на переезде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. Когда « дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришел. Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один. Типичность его нравственной позиции подтверждают и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей «вязаночку», и сестры Матрены, чьи плачи над гробом были обвинением мужниной родне, и её золовки, из чьих причитаний «выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!» (заметим, что, изображая Матренину родню, автор не жалеет иронии). На поминках о самой Матрене никто не говорит.
Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Мтарены исключает конфликтные отношения с людьми, но противостояние двух нарвственных систем очевидно: традиционной народной нравственности с её соборностью и незлобливостью противопоставлена разъединяющая людей потребительская, прагматическая мораль. «Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше»,- замечает писатель. Именно так понимает добро Матренина родня и совсем иначе Матрена. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.
Главный пространственный центр рассказа – двор. Однако пространство рассказа всё время расширяется, и в поле зрения автора попадает вся деревня, колхоз, станция, город, а в связи с сообщениями по радио – вся страна. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нём становится ложь. Лжет председатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости, лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, прятавшийся уматерив подполье всю войну, наконец, лжет государство, которое « сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни названия деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта». Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь вся правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что « в нем не было лжи». Необразованная, едва гармотная Матрена чутко улавливает любое проявление фальши, о чем свидетельствует её восприятие русских песен в исполнении Шаляпина. В этом эпизоде Солженицын продолжает начатый в «Одном дне…» спор об искусстве. Для писателя правда становится важнейшей эстетической категорией. В ней, а в не формальных изысканиях видит он истинную красоту (можно спорить с такой позицией, но нельзя не согласиться, что народное сознание ищет в искусстве прежде всего правды и искренности).
С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбы Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освященной водой
( кстати, Матрена даже не помышляет о возможности воровства:«Не прихватил ли кто неуладкой…»), и исчезновение колченогой кошки. И в боязни железной дороги открывается Матрене тайна её смерти. Тревогой наполняется её дом в ночь трагедии: « толпа испуганных фикусов»,
« мышками овладело какое-то безумие», «мыши пищали, стонали почти». Все предвещает не только смерть хозяйки, но и гибель того особого мира, центром которого она была. Дом Матрены, когда-то «молодой», со «струганными бревнами и веселым смолистым запахом», постепенно ветшает («изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба»), но все же остается крепким, ибо « строено было давно и добротно». Время не смогло разрушить избу, её разрушила человеческая жадность. Добродушная Матрена согласилась при жизни отдать горницу своей воспитаннице Кире, но «не спала … две ночи», так как «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила столько лет». А вот «ломатели» не думают ни об избе, ни о её хозяйке: «избу саму … отсекли временной тесовой стеночкой. В стене они покинули щели…» Но и горницу они перевезти не сумели. Её гибель на переезде приобретает символический смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гибнет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием дверей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Матрены из её дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хозяйки вынесли из опустевшей избы её любимые фикусы, а саму избу до весны забили, продолжая спорить, кому она достанется. Для родни и соседей гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней да возможность поживиться её нехитрым добром, для рассказчика – это гибель «родного человека» и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля.
Ворона
Пчёлы и муха
Почему Уран и Нептун разного цвета
Отчего синичка развеселилась
Рождественский венок