Данная работа была представлена на городской конференции исследовательских работ и проектов "Я- исследователь". Проект был признан лучшим в номинации "Практическая значимость".В работе представлена система ратоты над сказкой в начальной школе и раскрыта значимость изучения сказок. Автор хотел показать показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Так же проведен анализ учебников 2-3 классов по УМК "Гармония" и сделаны определенные выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
belous.docx | 45.38 КБ |
belous.pptx | 1.57 МБ |
Городской конкурс исследовательских работ и проектов
младших школьников «Я – исследователь»
Департамент образования Администрации города Омска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Воспитание чуткости у детей через сказку.
Автор: Белоус Данил Сергеевич
обучающийся 3 класса
БОУ «Гимназия №62»
Руководитель: Шепетене Ирина Рихардасовна
учитель начальных классов
БОУ «Гимназия №62»
Помощник: Белоус Ирина Павловна, мама
Омск 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1 Сказка как метод народной психологии…………………………………...5
1.2 Сказка как воспитатель добрых чувств детей…………………………...8
2 Система работы с младшими школьниками над сказкой……………….15
2.1 Сказка в учебниках начальной школы…………………………………15
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы……………………….17
Заключение …………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………………………….21
Приложение…………………………………………………………….…….22
Введение
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый нами в данной работе вопрос воспитания чуткости у детей через сказку является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Воспитание нравственности у детей через сказку - это еще одно преимущество сказки перед другими средствами воспитания. Чуткость, сочувствие, соучастие, искренность – именно эти оттенки чувственности формируются в душе ребенка, который вырастает не циничным, а отзывчивым человеком. Сказка помогает развить в них любовь к животному миру и братьям нашим меньшим.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Воспитание чуткости у детей через сказку».
Цель этой работы - исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – воспитание чуткости у детей через сказку.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:
Экспериментальная работа проводилась в гимназии №62 города Омска в 3 «1» классе с учителем Шепетене Ириной Рихардасовной.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
-эмпирический метод (анкетирование) и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких исследователей, как Аникин В.П, Пропп В.Я., Никифоров А.И., Сухомлинский В.А., Тихомирова И.И., Никитина М.А. и других.
1 Сказка как метод народной психологии
Сказки – прекрасное творение искусства.
Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические.
Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется, прежде всего, в особенностях фантастического вымысла.
Образ жизни зверей и птиц казался человеку обдуманным. Он приписал животным способность рассуждать и говорить. Сказочная лиса, как и настоящая лиса, любит наведываться в курятник. Медведь могуч и силен. Каждая из сказок о животных воссоздает богатые подробностями бытовые истории. Речь зверей и птиц, внутренние мотивы их поступков, действия, сама житейская обстановка – все свидетельствует об обыденном и привычном.
Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке.
Народ - педагог умело использовал сказки для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. Были "сказки маленьким". Это небольшие сложенные произведения с "небыличным" содержанием. Они развивали фантазию детей, несли определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. С помощью сказок детям преподавали основы нравственности, знакомили их с законами, обычаями, взаимоотношениями классов. Все это делалось без принуждения в занимательной форме.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, скороговорок. В народной педагогике сказывание сказок и потешек проходило без картинок. Оно включало действия взрослого совместно с ребенком. "Кашку варят" на ладошке ребенка, "ладушки" хлопают его ручками, яички Курочки Рябы "бьют кулачком" ребенка и "плачут" вместе с ним, закрывая лицо его ладонями. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дети способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
1.2 Сказка как воспитатель добрых чувств детей.
Так что же такое чуткость, милосердие? Милосердие - понятие ёмкое, оно включает в себя незлобивость, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность. Что же значит быть чутким? Быть чутким - значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Если на Земле исчезнет чуткость, люди будут постоянно ссориться, так как никому ни до кого не будет дела. Если же чуткость станет основой отношений людей, все будут жить в мире и согласии. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.
В чём она проявляется? Чуткость проявляется тогда, когда мы задумываемся, как наши поступки отражаются на других. Если человеку присуща чуткость, чувства других людей также важны для него, как и его собственные. Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим. Воспитание начинается с детства, поэтому воспитание таких качеств как чуткость, сострадание также надо начинать в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Родители самые первые воспитатели ребёнка. В каждой нормальной семье, естественно, родители и дети любят друг друга. Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими. Как же этого добиться? . Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. В Школе радости Сухомлинского воспитанники постигали азы большой науки человечности. Учитель учил их видеть глаза другого человека, где отражались горе, боль, печаль или радость, счастье. Ведь, чтобы человек стал действительно чутким и в зрелые годы, чтобы это вошло в его нравственный облик, необходимо, чтобы он всё детство думал и о других людях, это одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов сделай вот так..
Таким образом, мы видим, что литература играет большую роль в воспитании чувств. Её также можно назвать источником воспитания чувств, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке, радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди. «Гуси-лебеди». Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Добрая сирота терпит гонения злой мачехи. «Хаврошечка», «Морозко».
Сказка - источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства, в число которых входит и чуткость.
2 Система работы с младшими школьниками над сказкой.
2.1 Сказка в учебниках начальной школы.
Если сказки воспитывают чувства детей, интересно узнать, какие сказки помещены в учебники, например,2-го и 3-го классов. Рассматриваются книги для чтения «Любимые страницы» Кубасова О.В. .Чтобы проводить воспитательную работу, необходимо знать, что воспитывают сказки, данные по программе. Во 2-ом классе предлагаются следующие сказки: Воронько П. «Лучше нет родного края». Перевод с украинского С. Маршака, Иванов С. «Зимой Ваня сделал кормушку», Берестов В. «Если хочешь пить», Прокофьева С. «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», Зотов В. «За двумя зайцами», Толстой Л. «Косточка». Быль, Прокофьева С. «Когда можно плакать?», Осеева В. «Сторож», Осеева В. «Кто наказал его?», Барто А. «Рыцари», Осеева В. «Плохо», «Лиса и Журавль». Русская народная сказка в обработке А. Толстого, «Самое дорогое». Русская народная сказка в пересказе Н. Яоллатсовой, «Два Мороза». Русская народная сказка в пересказе М. Михайлова, Биссет Д. «Орёл и овечка». Перевод с английского Н. Шерешевской, Драгунский В. «Когда я был маленький», Носов Н. «Находчивость», Осеева В. «Просто старушка», Голявкин В. «Про то, для кого Вовка учится», «Храбрый мальчик». Дагестанская сказка в переводе и обработке М. Булатова, Маршак С. «Жадина», Григорьев О. «Яма», Осеева В. «Три товарища», Благинина Е. «Посидим в тишине», Юсупов Н. «Серый волк». Перевод А. Чернова, Заходер Б. «Кискино горе», Баруздин С. «Стихи о человеке и его делах», Гайдар А. «Совесть», «Заяц-хваста». Русская народная сказка в пересказе А. Н. Толстого, Шибаев А. «Прислушайся к слову», Осеева В. «Добрая хозяюшка», Житков Б. «Храбрый утёнок», «Русалочка». Немецкая сказка в обработке Н. Могилевского и Н. Тимченко, «Лисичка со скалочкой». Русская народная сказка в обработке М. Булатова.
В 3-ем классе предлагаются такие сказки: «Лекарство без рецепта» Карганова Е., «Как рубашка в поле выросла» Ушинский К., «Сказка о потерянном времени» Шварц Е., «Лентяйка». Африканская сказка в переводе В. Вологдиной, «Как мужик гусей делил». Русская народная сказка в обработке Л. Толстого, «Дочь – семилетка» Русская народная сказка в обработке А. Афанасьева, «Морской царь и Василиса Премудрая» Русская народная сказка в обработке А. Афанасьева, «Золотое яблоко». Армянская сказка в пересказе А. Любарской, «Мальчик – с – пальчик» Перро Ш., «Жадина» Аким Я., «Бабушкин халат» Зотов В., «Тайное становится явным» Драгунский В., «Огурцы» Носов Н., «Честное слово» Пантелеев Л., «Урок вежливости» Маршак С.,»Волшебное слово» Осеева В.
Сказочного материала для изучения на уроке, по нашему мнению, хватает. Что же воспитывают эти сказки? Есть ли сказки, с помощью которых у ребёнка развивается чуткость? Прочитав и проанализировав сказки, можно прийти к такому выводу: сказки выполняют разные функции - высмеивают хвастовство, лень, трусость, глупость, неряшество, жадность восхваляют смелость, трудолюбие, любовь к Родине, заботу о ближних, находчивость, смекалку, доброту, справедливость. Есть сказки и познавательного характера. Почти в каждой сказке можно найти элементы, которые воспитывают чуткость.
Проанализировав программные сказки, можно сказать, что сказок для воспитания чуткости недостаточно. Такие сказки надо включать во внеклассные формы работы.
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
В гимназии 62 города Омска в 3 «1» классе с учителем Шепетене Ириной Рихардасовной нами была проведена методика – «Оценка» исследования на предмет наличия у детей моральных качеств. Цель исследования - установить моральные представления о милосердии и чуткости. Ученикам давалось задание привести примеры, назвать 1. Добро, сделанное тебе другими. 2. Доброе дело, свидетелем которого ты был. 3. Доброе дело, которое ты сделал. 4. Зло, сделанное тебе другими. 5. Самое большое на свете зло и добро.
На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали что-то из вещей». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе», «Помогли бабушке перейти через дорогу». Одна девочка ответила, что добро, которое ей сделали, это помощь друга.
Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате большинство детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Один мальчик ответил, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали. А кто-то из ребят видел, как подают деньги бедным.
На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких - либо действий уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами, помощь по дому и так далее, помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным. Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать товарищам или братьям нашим меньшим и оказывать им помощь. Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи.
После добрых ответов переходим на злые. Как же обстоит дело с пониманием зла? Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте. Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и не злопамятстве их душ. Ещё были ответы: «Обманули, толкнули, обозвались».
Над последним вопросом дети долго думали. И вот как они ответили. Самое большое на свете добро - 9 учеников ответили, что это дружба и любовь, ещё 3 ученика – хорошее отношение, ещё 5 – что это помощь. Самое большое на свете зло: трое учеников считают, что это предательство, 1 ученик - это убийство, трое ответили, что зло – это отсутствие друзей и ещё трое - это оскорбление.
Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла. Ценности у некоторых детей отличаются, когда вопрос касается денег и бедности. Дети понимают так: деньги - добро, бедность - это зло. Итак, выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы - дети различают понятия добра и зла, не замечают добрых дел вокруг себя, добром для себя считают покупку или подарок.
В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости - меньше. А литературы, где эти понятия соединены, очень мало.
Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок. С помощью определённых методик исследовался уровень воспитанности чувств детей. Требуется проводить больше воспитательной работы с детьми, развивая такую добродетель, как чуткость. Необходимо больше беседовать на такие темы в свободные минуты урока. Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Это видно по проведённым методикам, по их результатам. Задача школы - не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. И это нужно дать послушать детям.
Список использованной литературы
Приложение
Анкета
1. Добро, сделанное тебе другими.
2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.
3. Доброе дело, которое ты сделал.
4. Зло, сделанное тебе другими.
5. Самое большое на свете зло и добро.
Слайд 1
«Воспитание чуткости у детей через сказку» Выполнил: Белоус Данил Проверил: Шепетене И.Р. «Воспитание чуткости у детей через сказку» Выполнил: Белоус Данил обучающийся 3 «1» класса БОУ «Гимназия №62» Проверил: Шепетене И.Р.Слайд 2
Цель работы - исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки.
Слайд 3
Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – воспитание чуткости у детей через сказку.
Слайд 4
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи: проанализировать учебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок; провести анализ программных сказок; установить моральные представления о милосердии и чуткости в экспериментальной группе детей.
Слайд 5
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: -теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; -анкетирование и качественный анализ результатов исследования.
Слайд 6
Проанализировав программные сказки, можно сказать, что сказок для воспитания чуткости недостаточно. Такие сказки надо включать во внеклассные формы работы.
Слайд 7
1. Добро, сделанное тебе другими. 2. Доброе дело, свидетелем которого ты был. 3. Доброе дело, которое ты сделал. 4. Зло, сделанное тебе другими. 5. Самое большое на свете зло и добро. ап Анкета:
Слайд 8
Добро, сделанное тебе другими. 75% подарили, купили, дали что-то из вещей; 15% помощь в учебе; 5 % помощь друга. 2. Доброе дело, свидетелем которого ты был. 60% не видел добрых дел; 20% кто-то кому-то что-либо купил, подарил и т.д .; 5% помогли бабушке перейти через дорогу ; 5% старший мальчик заступился за маленькую девочку; 5% подают деньги бедным. Ответы детей:
Слайд 9
3. Доброе дело, которое ты сделал. 60% помощь родителям, родственникам; 10% помощь друзьям в трудную минуту; 5% помощь бездомным животным; 5% подарок другу. 4. Зло, сделанное тебе другими. 80 % драка; 10% не делали никакого зла; 10% обманули, толкнули, обозвались. 5. Самое большое на свете зло и добро. 15% предательство; 45% дружба и любовь; 5 % убийство ; 15% хорошее отношение; 15% отсутствие друзей; 25% помощь. 15% оскорбление;
Слайд 10
Выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы - дети различают понятия добра и зла, не замечают добрых дел вокруг себя, добром для себя считают покупку или подарок. Выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы - дети различают понятия добра и зла, не замечают добрых дел вокруг себя, добром для себя считают покупку или подарок.
Слайд 11
Спасибо за внимание !
Рисуем кактусы акварелью
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Бабочка
Рождественские подарки от Метелицы
Притча о гвоздях