исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_nizhegorodskoy_izbiratelnoy_komissii.docx | 62.8 КБ |
История местных выборных органов на Нижегородской земле
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время тема местного самоуправления имеет большую научную и общественно-политическую значимость. На сегодняшний день история городского самоуправления и его роль в развитии отдельных городов изучены далеко не полностью. Для создания целостной картины социально-экономического и культурного развития России в конце XIX – нач. XX вв. необходимо изучение модернизационных процессов на уровне отдельных городов и регионов. В этой связи исследование местного самоуправления Нижнего Новгорода является важной составной частью его истории.
Местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, участвует в формировании гражданского общества, укреплении государственной целостности России. В настоящее время в России идет процесс реформирования местного самоуправления, предполагающий встраивание местных органов власти в вертикаль госаппарата, сочетание выборных и назначаемых руководящих структур, контроль администрации за законностью и целесообразностью решений муниципалитета и т. д. Российское городское самоуправление в конце XIX – нач. XX вв., являясь составной частью государственного аппарата, уже имело опыт работы под жестким контролем губернской администрации. Вот почему так важно для успешного проведения современных преобразований обратиться к опыту прошлого.
Выборы в Древней Руси. Выборы – это один из древнейших способов определения носителей власти. Он широко применялся ещё во времена Древней Руси. Выборы проходили на вече – собрании свободных мужчин-общинников.
Вече существовало ещё в догосударственный период. Сохранилось оно и после возникновения Киевской Руси. Более того, в русских землях XI–XII вв. вече являлось высшим органом власти. Нам известно о вечевых собраниях в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах. Вечевые собрания были разного уровня – уличанские (присутствовали жители одной улицы), кончанские (от слова конец – район), земские (когда в стольный город приезжали представители «младших» городов земли и окрестных сёл).
На вече решались важнейшие вопросы, в том числе и о выборах должностных лиц – тысяцкого (начальник земского ополчения и городской судья), сотских, десятских, старост. Выборы были прямыми и открытыми. Любой из присутствующих на вече мог предложить («выкрикнуть») кандидата. Если ни один из претендентов не имел явного большинства сторонников, то кидали жребий. Но если даже в Новгороде и Пскове, где княжеская власть до конца XI в. была ограниченной, выборные органы нередко испытывали давление со стороны «княжеских мужей», то тем сильнее была власть назначаемой администрации в княжеских городах. Быть может, именно поэтому в Нижнем Новгороде, основанном в 1221 г. великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем, о вече сохранилось лишь одно косвенное упоминание в летописи 1305 г. Судя по отсутствию других свидетельств, вече в Нижнем Новгороде (как, впрочем, и в других великокняжеских городах) большой роли не играло.
В эпоху Московской Руси слово «вече» исчезает из обихода. Собрание членов общины (мира) называют теперь мирским сходом. При Иване Грозном мирское самоуправление получило официальный статус. В 1550-е гг. повсеместно создаются земские избы во главе с земскими старостами или излюбленными головами. Им подчинялись сотские, пятидесятские и земские целовальники. (Обещая честно и добросовестно выполнять свои обязанности, они целовали крест). Все эти должности являлись выборными. Самым известным земским старостой Нижнего Новгорода был Козьма Минин (избранный на этот пост в сентябре 1611 года).
В XVI–XVII вв. выборными были также низшие государственные должности. С разбойниками боролись губные избы во главе с губным старостой из местных служилых людей, которому помогали губные целовальники из крестьян. Известно, что Муромскую губную избу (по соседству с Нижегородским уездом) долгие годы возглавлял Дружина Осорьин – сын местночтимой святой Юлиании Лазаревской (помещицы Ульяны Осоргиной) и автор ее жития (XVII в.). Сбор косвенных налогов и пошлин доверяли верным головам (например, таможенным или кабацким) и целовальникам. Они избирались миром (общиной) посадских людей. Избрание на подобную должность являлось не правом, а государственной повинностью. Когда верный голова с целовальниками не собирали нужной суммы налогов, то они обязаны были покрыть недостачу из собственных средств. Если же они не могли возместить недобор, тогда за них это приходилось делать их избирателям.
Выборные земские люди занимались не только местными делами, но и участвовали в решении вопросов общегосударственного значения. С 1549 г. русские цари постоянно созывали Земские соборы, на которых обсуждались новые законы, проблемы внешней политики и престолонаследия. Сначала из числа земских людей приглашались только должностные лица (головы, старосты, сотские). Однако с 1610 г. на Земские соборы начинают выбирать особых представителей. Особенно ярко выборное начало проявилось в деятельности Совета всея земли (при Нижегородском ополчении во главе с Мининым и Пожарским). Известны его грамоты о вызове «для совету» «всяких чинов людей человека по два», в том числе черносошных крестьян, татар и черемис. В конце 1612 г. руководители Народного ополчения, князья Пожарский и Трубецкой, начали рассылку грамот с предписанием выбирать на Земский собор для определения нового царя «десяти человек лучших» из разных сословий.
В XVII в. организатором выборов стал воевода. Получив грамоту из соответствующего центрального учреждения – приказа (например, Разбойного, если речь шла об определении губного старосты), он назначал день выборов и оповещал избирателей. Подчинённый ему дьяк местной приказной избы вёл выборное делопроизводство. Оно включало в себя краткую информацию об итоге выборов, а также список явившихся с их подписями. Насколько известно учёным, древнейший нижегородский избирательный протокол, дошедший до нас, датируется 1631 годом. В нём написано, что губного старосту И.С. Змеева выбрали «архимандриты, и игумены, и протопоп, и попы, и дьяконы, и Нижегородского уезда дворяне и дети боярские, и посадские всякие люди, и стрельцы».
Выборы в Уложенную комиссию 1767 года. При Петре I Земские соборы перестали созываться. На управленческие должности людей стали, как правило, назначать, а не выбирать. Вновь выборное начало стало играть важную роль в жизни общества только при Екатерине Великой. 14 декабря 1766 г. императрица издала Манифест о созыве Комиссии по составлению нового Уложения законов (взамен Соборного уложения 1649 года). В Уложенной комиссии должны были присутствовать выборные депутаты от дворян, городов, черносошных крестьян, казаков и «оседлых инородцев» (например татар и черемисов).
Дворяне каждого уезда на общем съезде (все они прошли в 1767 г.) выбирали предводителя, а затем под его руководством с помощью баллотировки определяли депутатов. Как видим, в организации выборов произошли важные изменения. Во-первых, появились специальные должностные лица, руководившие избирательным процессом. Причём их называли сами избиратели. Во-вторых, усовершенствовалась техника выборов. Голосование стало тайным. Избиратели на листочках бумаги писали имена желательных кандидатов. Те, кого называли в этих записках, имели право баллотироваться (от слова «ball» – «шар»). Это означало, что каждый избиратель получал черный (для голосования «против») и белый (для голосования «за») шары и один из них опускал в специальный ящик (прообраз современной избирательной урны). Затем ящик вскрывался, и количество шаров обоих цветов подсчитывалось. Далее баллотировался следующий кандидат. Побеждал тот, кто получал больше белых шаров.
По той же схеме проходили выборы в городах. Сначала избиратели (все домовладельцы данного города) определяли баллотировкой городского голову. Затем он становился председателем избирательного собрания, и под его наблюдением проходила баллотировка кандидатов в депутаты.
Городские выборы XVIII–XIX вв. В 1785 г., после издания Екатериной Великой Жалованной грамоты городам, городской голова стал выборным руководителем местного самоуправления.
Первые выборы городского головы в соответствии с «Жалованной грамотой» Екатерины II в Нижнем Новгороде состоялись 12 декабря 1785 года. Сначала на собрании избирателей (горожан, достигших 25 лет и имевших годовой доход не менее 50 рублей, – таковых явилось около 100 человек) были намечены кандидаты на этот пост. Затем прошла их баллотировка. Больше всех белых шаров (75) получил купец 1-й гильдии Иван Серебренников. Однако занять место головы он отказался, поскольку уже являлся должностным лицом (заведовал питейными сборами в Нижегородском и Горбатовском уездах). Тогда городским головой решили сделать купца 2-й гильдии Алексея Брызгалова, набравшего на 5 баллов меньше. Но и он, по причине своей дряхлости и болезненности, тоже не захотел руководить городским хозяйством, изъявив желание исправление своей должности поручить... сыну Ивану.
Городское общество с этим согласилось и 17 декабря 1785 года вынесло постановление о том, что «Ивану Брызгалову вместо... отца его по его к нему доверию головой быть дозволяет».
В дальнейшем должность нижегородского городского головы также занимали не всегда охотно. Дело в том, что она не оплачивалась и отнимала очень много времени, поскольку аппарата у городского управления практически не было. Кроме того, городские думы не имела права вводить налоги, поэтому не могли позволить себе большие расходы на развитие местного хозяйства.
Все переменилось после Городской реформы 1870 г., когда городские думы получили право брать налоги с недвижимости, торгово-промышленных заведений, а также с купеческих и промысловых свидетельств (по-нынешнему с – лицензий). По мысли авторов реформы тратить городские деньги должны были представители тех, с кого эти средства собраны. Поэтому избирательные права получили только налогоплательщики. Составлялся их список, где они располагались по размеру уплачиваемых налогов. Возглавляли список самые крупные плательщики. Верхняя часть списка, в сумме уплачивавшая треть городских налогов, составляла первый разряд избирателей (В Нижнем Новгороде в 1870 г. их было 64 человека). Вторым разрядом являлась средняя часть списка, также, в общей сложности, дававшая городской казне треть налогов (В Нижнем Новгороде в 1870 г. – 224 человека). Мелкие плательщики (2 116 человек в 1870 г.) входили в третий разряд. Избиратели каждого из разрядов по отдельности выбирали из своей среды треть гласных (членов) городской думы.
В Нижнем Новгороде первые после реформы выборы состоялись в декабре 1870 года. 21 декабря состоялось избирательное собрание первого разряда. На него явилось 32 избирателя. Они с помощью баллотировки избрали 24 гласных. 22 декабря 48 избирателей второго разряда выбрали 24 своих гласных. Наименьшую активность проявили избиратели третьего разряда. Из 2 116 по списку их 23 декабря пришло только 115 человек. Они также определили свою треть гласных. (Всего их в Нижегородской городской думе полагалось иметь 72).
30 декабря 1870 г. гласные избрали на 4 года нижегородского городского голову (им стал предприниматель А.М. Губин).
Земские выборы XIX – начала ХХ вв. Принцип «избиратели – только налогоплательщики» лег и в основу выборов в земское самоуправление. (Оно было создано в 1864 г. на уровне уезда и губернии).
Главным источником пополнения земской казны были налоги с недвижимости (прежде всего с земли). Земля могла находиться в коллективной собственности (у сельских обществ, т.е. крестьянских общин) или в частной собственности (у индивидуальных владельцев, например помещиков). Каждая из этих групп (или курий) налогоплательщиков по отдельности выбирала земских гласных (членов распорядительного органа самоуправления – уездного земского собрания).
Курию землевладельцев составляли частные собственники земли. Количество земли, дававшее право участвовать в выборах называлось земельным цензом. Ценз для каждого уезда определялся особо, в зависимости от качества земли. В среднем он составлял 200 – 300 десятин (десятина = 1,2 га). В эту же курию входили хозяева иной недвижимости (например, фабрик), стоимостью не менее 15 тысяч рублей (оценку недвижимости производили земские статистики) или с годовым оборотом не менее 6 тысяч рублей. Все они собирались на уездный съезд землевладельцев, который организовывал и возглавлял уездный предводитель дворянства. Там к ним присоединялись уполномоченные от мелких землевладельцев (у кого земли меньше полного ценза, но больше его двадцатой части). Уполномоченные выбирались баллотировкой на предварительном съезде уездных землевладельцев. Созывал этот съезд и председательствовал на нём также уездный предводитель дворянства.
В выборах по курии выборных от сельских обществ участвовали крестьяне-общинники. Сначала они собирались на сельский сход, посылавший своих уполномоченных на волостной сход. Волостной сход определял выборщиков. Они собирались на уездный сельский съезд, который открывал местный мировой судья, предлагавший крестьянским выборщикам назначить из своей среды председателя съезда. Председатель руководил выборами, а мировой судья решал все возникающие недоразумения.
Особую курию составляли городские избиратели: купцы, а также владельцы заводов или иной недвижимости стоимостью не менее трёх тысяч рублей (в городских поселениях, имевших более 10 000 жителей) или тысячи рублей (в городах с населением от 2 000 до 10 000 жителей). В городских избирательных съездах председательствовал городской голова. Он же отвечал за организацию выборов, проходивших путём баллотировки.
Гласные губернских земских собраний избирались уездными земскими собраниями под председательством уездного предводителя дворянства.
Система выборов в земства была использована в начале ХХ в. для разработки схемы выборов в общероссийский орган законодательной власти – Государственную думу.
Разработка системы выборов в Государственную думу. Первоначальный вариант Положения о выборах разработало Особое совещание под председательством министра внутренних дел А.Г. Булыгина весной 1905 года. Основной вклад в составление проекта внес юрист С.Е. Крыжановский.
Избирательный закон обсуждался совещанием министров в июне 1905 г., Особым совещанием с участием царя, министров, сенаторов и экспертов (историков и юристов) в июле 1905 г. и был подписан царем 6 августа 1905 года. Указом от 11 декабря 1905 г. в него были внесены важные изменения. Наконец 3 июня 1907 г. был опубликован новый вариант избирательного закона, также разработанный С.Е. Крыжановским.
Составляя закон, Крыжановский исходил из того, что система выборов не должна стать совершенной новостью для населения. Поэтому он учел опыт проведения выборов в органы местного самоуправления – земства и городские думы. В его проекте избиратели были разделены на землевладельческую, городскую и крестьянскую курии по тому же принципу, как и на земских выборах.
В это время либеральная оппозиция и социалисты требовали, чтобы выборы были прямыми, тайными, равными и всеобщими. Один из проектов либералов (составленный А.И.Гучковым и Д.Н.Шиповым) рассматривался на Особом совещании в Царском селе. Он предусматривал введение всеобщего избирательного права для мужчин старше 25 лет (кроме монахов, учащихся, судимых и подследственных). Выборы должны были быть в городах – прямыми, в сельской местности – двухстепенными (население определяет выборщиков, те выбирают депутатов).
Данный проект отвергли. Была утверждена схема Крыжановского, поскольку она уже была опробована на выборах органов местного самоуправления.
Некоторые изменения в эту схему (в соответствии с провозглашенным Манифестом 17 октября желанием власти расширить круг избирателей) были внесены Указом от 11 декабря 1905 года. Создается новая курия – рабочая. Увеличивается число людей, имевших право голосовать по городской курии.
Положение о выборах в редакции 11 декабря 1905 г. действовало до 3 июня 1907 года. По его нормам прошли выборы в I и II Государственные думы.
Положение о выборах в Государственную думу в редакции 11 декабря 1905 года.
Положение определяло:
1. формирование избирательных округов
2. состав избирателей
3. порядок выборов
Основным типом избирательного округа являлась губерния. Кроме того, отдельными избирательными округами стали 26 крупнейших городов (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Киев, Рига и др.). Особые округа были созданы на окраинах Российской империи (Польша, Кавказ, Средняя Азия). Русские составляли там меньшинство населения и при использовании обычной схемы выборов не имели бы шанса послать своего депутата в Государственную думу (поляки бы, естественно, голосовали за поляка, грузины за грузина и т.д.). Однако император полагал, что интересы русского населения окраин должны быть обязательно представлены в Думе. Поэтому для русских, живших на Кавказе, в Польше и в Средней Азии были созданы отдельные избирательные округа. Другие округа на той же территории образовывало прочее население.
Число депутатов между округами распределялось в соответствии с количеством населения. 1 депутат приходился на 250 тысяч населения в центральных губерниях и на 350 тысяч – в окраинных губерниях и областях.
Избирательных прав лишались 16 категорий населения, в том числе: лица моложе 25 лет, женщины (как и в большинстве других стран мира), глухонемые, учащиеся, военные, полицейские, губернаторы, душевнобольные.
Остальные российские подданные могли участвовать в выборах, если их социальное положение соответствовало ряду условий. По характеру этих условий все избиратели делились на 4 курии (крестьянскую, землевладельческую, городскую, и рабочую).
В выборах по крестьянской курии участвовали крестьяне-домохозяева.
В выборах по землевладельческой курии участвовали владельцы определенного количества земли или иной недвижимости (кроме торгово-промышленных заведений).
В выборах по городской курии участвовали владельцы городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщики и служащие.
В выборах по рабочей курии участвовали рабочие предприятия, где имелось не менее 50 работников.
Рождение Нижегородской избирательной комиссии.
Для проведения выборов впервые были созданы специальные органы – комиссии по делам о выборах в Государственную думу. Нижегородская губернская по делам о выборах в Государственную думу комиссия возникла в августе 1905 года. Её председателем, как и в прочих губерниях, стал председатель местного окружного суда (А.М. Ранг). По закону Комиссия включала в себя основных должностных лиц губернии. В неё вошли управляющий Нижегородской казённой палатой Н.Н. Нечаев (член Конституционно-демократической партии), председатель нижегородской губернской земской управы А.А. Савельев (историк-архивист, член Конституционно-демократической партии, дворянин-помещик, в будущем – трижды депутат Государственной думы), нижегородский городской голова А.М. Меморский (адвокат, много сделавший для развития городского хозяйства), нижегородский уездный предводитель дворянства А.А. Остафьев (помещик, земский деятель, будущий депутат Государственной думы), член Нижегородского окружного суда А.А. Черепанов, непременный член Нижегородского губернского присутствия И.В. Штевен и Старший фабричный инспектор Нижегородской губернии М.И. Селивановский. При Комиссии имелся свой делопроизводитель.
Первые выборы в Государственную думу по Нижегородскому городскому округу.
Если избирательным округом являлся город, то в голосовании участвовали только представители городской и рабочей курий. Городские избиратели прямым голосованием определяли большинство членов городского избирательного собрания. Рабочие сначала собирались на заводское собрание и там выбирали своих представителей на городской съезд уполномоченных от рабочих. Уполномоченные определяли членов городского избирательного собрания от рабочих. Городское избирательное собрание выбирало депутата (депутатов) Государственной думы от города.
Нижегородское городское избирательное собрание должно было включать в себя 80 членов. Одного из них избрали рабочие, а 79 определила городская курия. Избирательных участков было 4 (по числу полицейских частей, т.е. районов города). Они располагались: в Городской библиотеке (первый дом по левой стороне Б. Покровской, украшенный бюстами Пушкина, Толстого и Достоевского), Коммерческом клубе (нынешний Театр комедии), Бирже (казино «Лев» на пл. Маркина) и в Канавине.
Процедура голосования состояла в том, что избиратель заполнял избирательную записку (бюллетень) фамилиями желательных ему кандидатов в выборщики по данному участку.
Бланки бюллетеней для городских выборов должны были изготовляться городской управой и заблаговременно рассылаться избирателям, вместе с именным объявлением о времени и месте выборов, которое являлось пропуском на избирательный участок. Однако Нижегородская городская управа не стала утруждать себя рассылкой бюллетеней. Она лишь напечатала объявления в газетах о местах, где их можно получить. Учтя это, активисты нижегородской организации Конституционно-демократической партии заказали в типографии большое количество бюллетеней, куда печатным способом были внесены фамилии их кандидатов. В день выборов (19 марта 1906 г.) агитаторы конституционных демократов с пачками таких бюллетеней находились на избирательных участках и, как сообщал нижегородский полицмейстер, «не пренебрегали и такими поступками, что подменивали у малосознательных выборщиков бюллетени, составленные ими самими или другими партиями». В связи с этим представитель нижегородской организации «Союза Белого знамени» (основные соперники конституционных демократов, проигравшие им) «бывший купец» М.С. Сорокин подал жалобу в Нижегородскую губернскую по делам о выборах в Государственную думу комиссию, требуя отменить итоги голосования. Однако Нижегородская губернская по делам о выборах в Государственную думу комиссия (двое членов которой были конституционными демократами) оставила жалобу Сорокина без последствий.
Если не считать этого конфликта, то первые выборы в Государственную думу в Нижнем Новгороде обошлись без происшествий. Безопасность на них обеспечивали городовые с винтовками, стоявшие у входа. В вестибюле за порядком следили сторожа Городской управы. В качестве урн использовались высокие деревянные четырёхгранные ящики. Их верхние крышки были опечатаны и скреплены подписями членов Нижегородской избирательной комиссии.
Первые выборы в Государственную думу по Нижегородскому губернскому округу. Если избирательным округом являлась губерния, то в голосовании участвовали представители всех четырех курий. Они определяли членов губернского избирательного собрания.
Схема выборов членов Государственной думы от округа-губернии
|
На предварительном съезде уездных землевладельцев, как и на земских выборах, собирались те владельцы недвижимости, чья собственность была меньше установленного для данной местности ценза. Отличие состояло в том, что теперь в предварительном съезде могли участвовать не только собственники земли, но и её арендаторы. Мелкие землевладельцы посылали уполномоченных от себя на уездный съезд землевладельцев. Выборы по землевладельческой курии организовывал уездный предводитель дворянства.
Соответственно съезды городских избирателей готовил голова уездного города. Он отвечал за составление списков избирателей, должен был вывесить эти списки на всеобщее обозрение, оповестить о дате выборов каждого избирателя персональным приглашением.
Он же лично председательствовал на избирательном съезде, который проходил с 9 утра до 9 вечера.
Собрать волостной сход предписывал местный земский начальник (чиновник МВД, контролировавший органы крестьянского самоуправления). Открывал волостной сход и председательствовал на нём волостной старшина. Волостной сход выбирал представителей на уездный съезд уполномоченных от волостей.
Выборы по всем куриям проходили путём закрытой баллотировки.
На выборах в I Государственную думу Нижегородское губернское избирательное собрание состояло из 86 выборщиков. 38 из них представляли съезды уполномоченных от волостей, 27 – съезды уездных землевладельцев, 18 – городских избирателей, 3 – рабочих. Таким образом, в нём, как и во всех губернских избирательных собраниях страны, согласно норме закона, представители крестьянской курии составляли 42% выборщиков, выборщики-землевладельцы – 34%, городские выборщики – 23%, рабочие выборщики – 3%.
Для того чтобы стать депутатом не требовалось практически никаких материальных затрат. Достаточно было иметь доброе имя в своём селе, городе, цехе. Депутатом мог стать и рабочий «от станка», и простой крестьянин. Так из семи депутатов, выбранных Нижегородским губернским избирательным собранием закрытой баллотировкой в I Государственную думу, четверо были крестьяне. Это было характерно для всех губернских собраний. Государственная дума по своему составу являлась самым демократичным парламентом мира. В 1906-1907 гг. почти половину ее депутатов составляли крестьяне. Однако такой состав затруднял законотворческую деятельность Думы, поскольку большинство депутатов-крестьян имело только начальное образование (или вовсе никакого). Кроме того, депутаты-крестьяне выступали за конфискацию помещичьих земель, на что правительство пойти не могло.
Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 года. В результате 3 июня 1907 г. было введено новое положение о выборах. Избиратели были разделены на те же 4 курии. Однако соотношение между выборщиками от каждой из них существенно изменилось, прежде всего, за счет сокращения до 22% числа выборщиков от крестьян. Число выборщиков от курии землевладельцев возросло до 51%. Причем для крестьян возможность участвовать в выборах по этой курии была сильно затруднена. Землевладельческая курия приобрела преимущественно помещичий характер.
Количество выборщиков от городской курии чуть возросло (до 24%). Зато было ликвидировано 19 из 26 городских избирательных округов (поскольку там обычно проходили кандидаты от оппозиции). Лишился своего отдельного представительства в Государственной думе и Нижний Новгород. Теперь его жители участвовали в выборах по Нижегородскому губернскому округу.
Городские избиратели в зависимости от своего имущественного положения были разделены на 2 съезда. По первому съезду голосовали крупные собственники. Они избирали 2/3 городских выборщиков. Мелкие собственники, служащие и квартиросъемщики, голосовавшие по второму съезду, избирали только 1/3 городских выборщиков, хотя численно их было гораздо больше.
Выборы в Учредительное собрание. Положение о выборах в Учредительное собрание было опубликовано 22 июля 1917 г. в «Вестнике Временного правительства». При его подготовке переводились и анализировались тексты избирательных законов Франции, Германии, Бельгии, Норвегии и других стран. В итоге российское избирательное законодательство оказалось одним из самых демократичных в мире.
граждане получали право голоса с 20 лет (в большинстве европейских стран возрастной ценз равнялся 21 году)
получили избирательное право женщины (в то время женщины имели право голоса только в Норвегии, Дании, Австралии и некоторых американских штатах)
Как правило, каждая губерния представляла собой отдельный избирательный округ. Кроме того, избирательными округами являлись флоты (Черноморский и Балтийский) и фронты. Число депутатов от округа (их могло быть от 1 до 36) определялось количеством избирателей в нем. Один депутат в среднем приходился на 200 тысяч жителей. Нижегородский губернский округ должен был выбрать 9 депутатов.
Избиратели голосовали не за отдельных кандидатов, а за кандидатские списки. Эти списки должны были регистрироваться в каждом округе. Для выдвижения списка требовалось не менее ста подписей избирателей данного округа. Свои списки выдвигали партии, избирательные объединения, группы избирателей.
Полагающееся на округ число депутатских мандатов должно было распределяться между избирательными объединениями пропорционально числу голосов, отданных за их списки. Поэтому данная система называлась «пропорциональной».
Согласно математическому правилу, гласящему, что произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов, чтобы определить, сколько депутатских мест приходиться на тот или иной список, число голосов поданных за каждый список, умножалось на число распределяемых депутатских мандатов от округа и делилось на общее число избирателей, принявших участие в голосовании. В результате получалась дробь. Ее целая часть и определяла соответствующее доле той или иной партии число депутатов от округа.
Тяжесть работ по составлению списков избирателей легла на городские и земские управы. Общее руководство выборным процессом осуществляла Нижегородская окружная по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия. Её председателем стал помещик П.А. Демидов (член губкома Конституционно-демократической партии, бывший председатель губернской земской управы). Его товарищем (заместителем) назначили В.В. Кикина (товарища прокурора Окружного суда). В состав комиссии вошли также представители городских самоуправлений и уездных земств.
Избирательная записка (бюллетень) представляла собой 1/8 листа писчей бумаги с напечатанным на ней кандидатским списком. Всего на места в Учредительном собрании по Нижегородскому округу претендовали 12 избирательных объединений. Соответственно каждый избиратель, придя на участок, получал 12 разных бюллетеней. Один из них он вкладывал в полученный тут же конверт, собственноручно заклеивал его и передавал председателю участковой избирательной комиссии. Тот при всеобщем обозрении опускал конверт в избирательный ящик.
Выборы в Учредительное собрание состоялись уже после Октябрьской революции, 12-14 ноября 1917 г., и прошли без особых нарушений. Результаты подсчёта голосов были официально объявлены 3 декабря 1917 года. Победили в Нижегородской губернии, как и по России в целом социалисты-революционеры.
Выборы в Советы по Конституциям 1918 и 1924 годов. В начале 1918 г. большевики ликвидировали Учредительное собрание, земства и городские думы. Согласно конституции РСФСР 1918 г. основными органами власти на местах и в центре являлись Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Таким образом, выборы перестали быть всеобщими. Избирательных прав лишались «эксплуататоры» (те, кто использовал наёмный труд), частные торговцы, священники, бывшие полицейские и ряд других категорий населения.
Выборы были коллективными и проходили в форме избирательных собраний. На них присутствовали члены одного профсоюза (железнодорожники, металлисты, «советские работники» и т.д.). Избирательные собрания проходили либо на самом предприятии, либо в клубах, Городском театре и т.п. Граждане, не объединённые в профсоюзы, порайонно собирались на отдельные избирательные собрания.
Задолго до избирательного собрания составлялись списки лишённых избирательных прав, которые вывешивались для всеобщего обозрения в помещении избирательного участка и в витринах магазинов. О дне и месте избирательного собрания избирателей за 10–15 дней оповещали именными повестками. А накануне и в день собрания специально созданные группы из комсомольцев и пионеров проходили по домам, чтобы напомнить избирателям об их долге. Организаторами избирательного процесса были структуры Российской (затем – Всесоюзной) коммунистической партии (большевиков).
Избирательные собрания в большинстве случаев проводились в дни отдыха, а если в рабочие дни, то по вечерам.
Выборы утратили тайность. Они проходили путём открытого голосования – поднятием рук «за» или «против» за каждого кандидата. Подсчёт голосов производился «счётчиками», выбранными прямо на собрании.
Прямыми были выборы только низших Советов – городских и сельских. Волостные советы созывались из представителей сельских Советов. Уездные съезды Советов формировались из делегатов сельских Советов и Советов небольших городов (не свыше 10 тысяч жителей). Губернский съезд Советов составляли представители городских Советов и волостных съездов. (В случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы депутатов на губернский съезд проводились уездными съездами). Нижегородский Губернский съезд Советов выбирал делегатов на Всероссийский (а после образования СССР – на Всесоюзный) съезд Советов. Один депутат избирался на 10 тысяч сельских и 2 тысячи городских жителей. Таким образом, выборы были неравными.
Выборы в Верховный Совет СССР по Конституции 1936 года. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. значительно демократизировала процедуру голосования. Выборы вновь стали всеобщими, прямыми, равными и тайными. Всем гражданам СССР, достигшим 18 лет, независимо от социального происхождения и прошлой деятельности, предоставлялось право участвовать в выборах депутатов и быть избранными. Исключение составляли умалишенные и лица, осуждённые судом с лишением избирательных прав. Списки избирателей составлялись и публиковались Районными советами депутатов трудящихся. Каждый гражданин имел право одного голоса и участвовал в выборах в Советы всех уровней непосредственно. Съезды Советов упразднялись. Все Советы отныне именовались Советами трудящихся.
В 1937 г. состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР. Горьковская область была разделена на несколько избирательных округов. Например, в состав Горьковско-Ленинского округа вошли 4 района заречной части Горького: Автозаводский, Сормовский, Ленинский и Кагановичский. В каждом округе создавались избирательные участки. Они были территориальными и специальными (в родильных домах, больницах, воинских частях). Их обслуживали участковые избирательные комиссии, образовывавшиеся и утверждавшиеся Районными советами депутатов трудящихся. Председателями участковых избирательных комиссий, как правило, назначались коммунисты.
Первым этапом избирательной компании являлось выдвижение кандидатов в депутаты. Состав кандидатов согласовывался высшими и местными органами ВКП (б), а затем озвучивался на предвыборных собраниях. Одна кандидатура называлась в Совет Национальностей, другая в Совет Союза (палаты Верховного Совета СССР). Так, например, на предвыборном собрании, состоявшемся 27 октября 1937 г. в клубе с. Наруксово, колхозник Дьяков рекомендовал выдвинуть кандидатом в депутаты Совета национальностей по Горьковскому избирательном округу лётчика Валерия Павловича Чкалова. Работник Наруксовской машинно-тракторной станции Сидоров предложил выдвинуть кандидатом в депутаты Совета Союза председателя Лукояновского райисполкома В.В. Верендякина. На предвыборных собраниях также выбирались представители на Окружное предвыборное собрание. Там принималось решение, кого включить в бюллетени для голосования по данному округу.
После определения кандидатов в депутаты, избирательные комиссии начинали готовиться ко дню голосования. Помещение, где находился избирательный участок, украшалось государственным флагом и лозунгами. Внутри него выделялись 4 комнаты: комната ожиданий, комната для избирательной комиссии, комната для голосования и детская комната. В комнате ожиданий ставили буфет и организовывали торговлю. Кроме того, считалось необходимым обеспечить и досуг избирателей. По возможности в комнату ожиданий приносили шахматы, шашки, патефон, бильярд, газеты. В детской комнате (где имелись детские кроватки и столики) голосующие родители могли оставить под наблюдением воспитательниц своих детей. В комнате для голосования размещались избирательные кабины, внутри которых находились стол, стул и чернильница с ручкой.
Следует сказать, что именно в ходе выборов в Верховный Совет СССР в 1937 г. была отработана техническая сторона обеспечения процедуры голосования, во многом применяемая до сих пор.
Заключение
Итак, в ходе данной работы была рассмотрена история местных выборных органов на Нижегородской земле.
Как было уже замечено, самоуправление в России имеет глубокие корни и в период до 1917 г. существовало в двух формах – местное и сословное. Местное самоуправление осуществлялось на определенной территории и с начала XVII в. носило преимущественно хозяйственный характер. Сословное самоуправление возникло как следствие сословного характера российской монархии и первоначально было тесно связано с местным самоуправлением. Данная особенность отчетливо проявилась в документах Архивного фонда Нижегородской области.
В период XVII–нач.XVIII вв. в Нижнем Новгороде действовала земская изба – орган сословно-выборного самоуправления посадского и свободного крестьянского (черносошного) населения. Судя по сохранившимся документам, земская изба распоряжалась общинной землей, осуществляла раскладку и сбор податей, наблюдала за исполнением повинностей, ведала мерами, весами, выполняла полицейские и судебные функции по второстепенным гражданским и уголовным делом. В состав земской избы входили: земский староста, избиравшийся на 1-2 года из посадских людей города (в 1611 г. эту должность исполнял Кузьма Минин), земский судья – его заместитель, а также земский дьячок, отвечавший за делопроизводство. В помощь им избирались по волостям Нижегородского уезда земские целовальники, выполнявшие преимущественно хозяйственные функции. Земская изба полностью контролировалась приказной избой (орган административного управления региона); земские староста и судья подчинялись воеводе и приказному дьяку.
Кроме самоуправления для посадско-крестьянского населения, в этот же период существовало и самоуправление для служилых людей (дворян и детей боярских) – так называемый «город», ведавший вопросами организации и прохождения военной и административной службы. Во главе этого органа стоял городничий, выбиравшийся из числа наиболее значительных дворян Нижегородского уезда. Так, в XVII в. должность городничего на протяжении ряда лет исполнял Дмитрий Жданов (род известен с XVI в.). В ходе реформ Петра I (1710–нач.1720–ых гг.) была предпринята попытка придать органам местного самоуправления большую самостоятельность и за счет этого сократить административный аппарат. С этой целью создавалась управленческая «вертикаль», во главе которой стоял Главный магистрат в столице, приравненный по статусу к коллегиям (центральным органам управления), а на местах – губернские и городовые магистраты, а также ратуши (в небольших городах). К магистратам и ратушам переходили функции земских изб, но только в отношении городского населения (то есть купечества и посадских ремесленников). Личный состав магистратов и ратуш формировался на выборной основе из местного купечества и, по замыслу реформаторов, должен был стать независимой ветвью административной и судебной власти. На практике это, однако, не получилось, и уже со второй четверти XVIII в. (то есть вскоре после смерти Петра I) магистраты и ратуши утратили административные функции, а с 1775 г. превратились в судебные органы по делам купцов и мещан. Архивные фонды этих учреждений свидетельствуют, что занимались они преимущественно взысканием долгов по закладным документам, раскладкой казенных повинностей, а также хозяйственными вопросами (ремонт и благоустройство городов). В своей практической деятельности члены магистрата и ратманы всецело зависели от губернатора и чинов губернского правления; окончательно магистраты были ликвидированы Указом Сената от 13 апреля 1866г., а ратуши – после введения новых судебных уставов в губернии в 1869г.
Дальнейшее реформирование самоуправления происходило в результате издания Екатериной II жалованных грамот городам и дворянству (21.04.1785 г.). На основании этих документов сословное самоуправление было окончательно отделено от местного: возникли губернское и уездные дворянские депутатские собрания, а позднее – купеческие и мещанские управы, возглавляемые старостами (крестьяне своего сословного самоуправления не имели). Одновременно в губернских и уездных городах создавались городские думы. Они являлись распорядительными органами самоуправления, осуществляли административные и налоговые функции, ведали благоустройством городов. Городские думы состояли из гласных от шести групп населения города, принадлежность к которым была обусловлена имущественным цензом и общественным положением (всеобщего избирательного права в России до 1917 г. не было). Городские думы избирали городского голову и исполнительный орган – шестигласную думу, в которой каждая из шести групп населения имела по одному гласному. Председателем этого постоянно действующего учреждения был городской голова. Он же был председателем сиротского суда. Деятельность шестигласных дум проходила под опекой губернатора, наблюдавшего за распределением финансовых средств и принимавшего отчеты о расходовании сумм.
Новым этапом в развитии местного самоуправления стали реформы 1860–ых годов (так называемые «великие реформы Александра II»). Отмена крепостного права позволила ввести самоуправление и для крестьян, так что в этот период органы самоуправления создавались отдельно для городского и сельского населения (городское и земское самоуправление, соответственно). По «Городовому положению» 1870г. система выборов в городские думы была изменена: выборы в шестигласные думы были отменены, их исполнительные функции были переданы вновь созданным выборным исполнительным органам – городским управам. Нижегородская городская управа состояла из отделений: счетно-податного, хозяйственного, строительного и отделения секретаря управы. Каждое отделение имело несколько «столов» (отделов). Кроме того, 23 февраля 1863 г. в Нижнем Новгороде было учреждено городское депутатское собрание с целью определения принадлежности жителей города к сословиям и внесения сведений о них в «обывательскую» книгу. В феврале 1871г. по постановлению Нижегородской городской думы для ведения такой книги была создана особая комиссия. 17 декабря 1871г. по постановлению городской думы комиссия была закрыта, и все ее дела переданы в городскую управу. Городская управа также создавала временные комиссии, призванные решать вопросы городского благоустройства, налогообложения, хозяйственные или связанные с проведением благотворительных акций. Городские думы и городские управы ликвидированы в 1918г.
По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденному 1 января 1864г., были созданы органы земского самоуправления (то есть самоуправление в сельской местности). Распорядительными органами земств были губернское и уездные земские собрания, а исполнительными – губернские и уездные земские управы. Земское собрание (и управу) возглавлял председатель; на эту должность избирались, как правило, видные представители местного дворянства. Выборы депутатов земских учреждений проходили раз в три года – от землевладельцев (помещиков) и от крестьян (в последнем случае - через выборщиков, избиравшихся на сельских и волостных сходах). В сферу компетенции земских собраний входили: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен, приютов, наблюдение за местной торговлей и промышленностью, ветеринарная служба, организация кредита и страхового дела, улучшение существования кустарных промыслов, ведение земской статистики.
Выборы в земские учреждения Нижегородской губернии впервые прошли в 1865г. после подготовительной работы по составлению списков избирателей и ведомостей о сельских обществах. Было избрано 402 гласных (в том числе 189 от землевладельцев, 175 от сельских обществ). Следует отметить, что, судя по документальным отчетам, активность избирателей на первых выборах была незначительной. Все избранные председатели уездных земских управ принадлежали к видным нижегородским дворянским фамилиям.
Первое губернское земское собрание открылось 29 ноября 1865г.; на этом заседании была избрана губернская земская управа, начавшая свою работу 31 декабря 1865г. В дальнейшем губернское земское собрание на своих съездах определяло основные направления деятельности земств в губернии и утверждало бюджет. Бюджеты земств складывались из доходов, поступающих от земского имущества, обложения недвижимых имуществ – земель, лесов, промышленных заведений, сборов документов на право торговли и промыслов. Первоначально до 50% средств шло на содержание аппарата, но по мере возрастания бюджета, доля затрат на само земство составила всего 5%. Практическую работу земских учреждений осуществляла земская управа как орган исполнительной власти, включавшая наряду с выборными членами, работавшими на общественных началах, и штатных сотрудников (профессиональных инженеров, экономистов, врачей и др.).
Городское и земское самоуправление в Нижегородской губернии выдвинуло ряд выдающихся общественных деятелей, среди которых - Н.Ф.Анненский, А.А.Савельев, Д.В.Сироткин, историки-архивисты А.С.Гациский и А.Я.Садовский и др. Судя по документам, сохранившимся достаточно полно, органы самоуправления немало сделали для экономического и культурного развития региона. Вместе с тем, мемуарные источники (воспоминания, личная переписка) отмечают недовольство земцев постоянным контролем и мелочной опекой со стороны губернской администрации и полицейских органов: органы самоуправления всецело подчинялись губернскому по земским и городским делам присутствию, возглавляемому губернатором, а в уездах – уездным полицейским исправникам. В неофициальных документах и периодической печати того времени постоянно осуждался административный нажим (в особенности на земство), усилившийся в результате проведения контрреформ начала 1890-ых гг. и введения института земских начальников («начальники над земством» – чиновники, назначавшиеся губернской администрацией специально для контроля над самоуправлением). Неоднократно возникали конфликты в связи с избранием на должности городских голов и председателей земских управ лиц, против которых возражала администрация (так, купец-старообрядец Д.В.Сироткин, избранный городским головой, долго не утверждался в должности по религиозным мотивам). В итоге к началу XX в. деятельность органов местного самоуправления была сведена к решению хозяйственных вопросов; никаких административных полномочий эти органы не имели. Все это вызывало сильное раздражение со стороны деятелей местного самоуправления, недовольных и цензовой системой выборов.
Земские учреждения были ликвидированы в начале 1918 г. Волостные земские управы, созданные законом Временного правительства от 21 мая 1917г. как органы земского всесословного самоуправления, унаследовали также административные, финансовые и хозяйственные функции упраздненных волостных сходов, правлений, судов и старшин. Впрочем, к работе они приступить не успели. Судя по официальным документам и воспоминаниям, идея Советов депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования и обладающих всей полнотой административной, судебной и финансово-хозяйственной власти на данной территории, встречала поддержку и одобрение значительной части общественных деятелей, возглавлявших органы местного самоуправления в Нижегородской губернии. Вероятно, поэтому многие из них симпатизировали умеренным направлениям революционного движения (преимущественно конституционным демократам). Некоторые деятели после 1917 г. продолжали работать в местных Советах депутатов (например, П.А.Демидов – последний председатель губернской земской управы и губернский комиссар от Временного правительства); у других (А.А.Савельева, о.Федора Владимирского) сыновья принимали активное участие в революционном движении и в дальнейшем занимали видные государственные и правительственные посты.
Литература
Упрямый зяблик
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Разлука
Мастер-класс "Корзиночка"