Человек владеет двумя взглядами. Один из них охватывает видимое, другой же-невидимое, и этот взор принято называть мысленным.
Для чего дан нам мысленный взор? Для того чтобы осмыслить себя в системе временных координат. Для того чтобы, оборачивая свой взгляд в прошлое и обращая его в будущее, проверять жизнь нынешнюю важнейшим: достойно ли продолжаем мы лучшие деяния минувшего во имя лучшего грядущего?
Вложение | Размер |
---|---|
kakim_dolzhen_byt_uchitel_ilzira.doc | 40.5 КБ |
Выполнила:
Мирзаянова Ильзира
студентка 2 курса ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж»
Руководитель:
Мифтахова Г.Х.
преподаватель английского языка ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж»
Каким должен быть учитель «новой школы»?
Человек владеет двумя взглядами. Один из них охватывает видимое, другой же-невидимое, и этот взор принято называть мысленным.
Для чего дан нам мысленный взор? Для того чтобы осмыслить себя в системе временных координат. Для того чтобы, оборачивая свой взгляд в прошлое и обращая его в будущее, проверять жизнь нынешнюю важнейшим: достойно ли продолжаем мы лучшие деяния минувшего во имя лучшего грядущего?
Мысленный взор человека в прошлое и будущее широк и многозначен. Он проникает во все сущее, и нет для него неодолимых стен. Есть, однако, одно непременное условие, наполняющее мысленный взор подлинной осмысленностью. Это условие-умение видеть невидимое. Только внимательно вглядываясь в окружающее, только пристально и честно рассматривая истины и вопросы нашей современности и непременно - думая, и обязательно - сражаясь, иначе говоря, вырабатывая свое отношение к реальной жизни, может человек сознавать прошлое и предугадывать будущее во всей их объективной значительности.
Я уже написала: что мысленный взор человека в прошлое и будущее широк и многозначен. И все же, при всей этой широте, о чем бьется ум людской раньше всего? О жизни доброй и праведной. О человеке, - каким он был, каков он есть, каким он станет. И о том, конечно же, как воспитать хорошего, доброго, разумного гражданина будущих дней. Как воспитать сегодня человека завтрашней жизни. Не правда ли: высокая эта мысль педагогична?
Испанский классик Мигель де Унамуно заметил в одной своей книге:
«Всякий живой человек носит в себе семь добродетельных и семь противоположных им смертных грехов: он высокомерен и робок, обжорлив и воздержан, похотлив и целомудрен, завистлив и милосерд, скуп и щедр, ленив и прилежен, гневен и терпелив. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля».
В хлесткой этой форме я решительно выступаю против одного - против того, что добродетель и греховность из себя человек «извлекает» сам. Зло и добро из человека извлекает окружение, идеи, царствующие в государстве, в котором он живет. Зло и добро, греховность и добродетель человеческую создает воспитание. Когда мы говорим о воспитании – следует точно уяснить цель, какую оно преследует. Обратимся к живому дню, к нашей жизни и нынешним детям. Впрочем, и к их родителям, вроде бы воспитанным уже, взрослым – к матерям и отцам, чей долг в том, чтобы на суду своей совести ответить за своих же детей.
Уверен, человек воспитывается всю жизнь – не зря же мировая литература столь убедительно и много раз справедливо показывала: даже у гробовой доски, в последний миг своей, человек что-то такое справедливое понял, может, даже самое высшее уяснил-прозрел истину.
Несовершенен человек, давным- давно доказана эта истина.
Труд педагога бесконечен и беспрерывен.
Нет, мы не можем признать пока, что каждая душа сверкает чистым золотом. Человек – конструкция непростая, и новые времена – как бы ни поспешала за ними мысль – несут нам новые усложнения. Это во– первых.
Во – вторых, педагогика - повторю слова героя своей повести «Благие намерения»- дисциплина неточная. Добавлю только: и точной быть и не может. Бесконечность – это, пожалуй, единственный термин точной математики, принимаемый воспитанием.
Бесконечность вариантов, рожденных бесконечностью человеческой души, человеческих характеров, создает ситуацию, когда работа воспитывающего всякий раз становится неповторимой и хотя бы уже одним этим обстоятельством означается приметами мастерства. Как нет у настоящего чеканщика- мастера двух одинаковых работ, так и у настоящего педагога нет двух одинаковых воспитанников: и похожи, да не одинаковы.
И в- третьих, не то ли и есть главная особенность воспитания, что воспитатель чаще, чем кто иной, заходит в лабиринты человеческой бесконечности, забредает в тупики, бьется, чтобы выйти - или не выйти.
И худ тот педагог, кто стыдится своего невыхода из тупика. Педагогика – дело не только оптимистическое, но еще и пессимистическое. Педагогика и драматической может быть, точнее, должна фиксировать, понимать, анализировать ситуации не только приятственные, когда победил учитель, но и такие, когда оказался побежденным он - что делать, оказался, да, так бывает часто.
Самое дурное, что может быть на белом свете,- воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни сразу в жизни не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся». Или «Я не сумел».
Дурная педагогика отвечает без запинки на все вопросы, у нее на все сложности жизни есть беззадумчивые ответы. Такая педагогика болеет за одно - за свой престиж. Ей наплевать на воспитуемого. Не от того ли срывается на крик учитель в классе? Стучит указкой по столу? Выходит из себя?
Впрочем, все мы - люди, и минутную слабость надо суметь понять. Надо в ней разобраться. Это тоже педагогика.
Свод ошибок- с их тщательным описанием - для педагогики дело важное не менее, чем собрание безошибочных правил и рецептов. Не зря же педагогика- дисциплина неточная.
А жизнь сложна и без устали предлагает нам все новые сложности. Растущий человек испытывает своей, часто неокрепшей душой множество влияний,- увы, не всегда положительных. А от жизни никуда не деться.
Мысленный взгляд в будущее дан человеку для того, чтобы выкорчевывать
трудное в настоящем, приближать будущее. И это - светлый долг воспитателя.
Многое (если не все) в работе с детьми зависит от учителя. Моя мама работает в школе 28 лет. И всегда задает себе один и тот же вопрос: «Как добиться исключительной грамотности, чувства стиля, трепетного, восторженного, бережного отношения к русской и зарубежной классике, развитой речи, страсти к чтению, умения слушать себя и других, умения анализировать.» Она считает, что всего этого можно добиться. Неважно, какими методами - стандартными или нестандартными... Главное, учитель должен быть нестандартным. Приветствуя новые формы работы, мама, тем не менее, думает, что надо соблюдать чувство меры.
Необычность занятий должна быть мотивированна: или это мощный заключительный аккорд, или введение в тему, или же совсем новая, нестандартная тема, по которой еще нет подсказки.
И еще, часто ли учитель говорит своим ученикам: «Этот поэт мне ближе, чем тот?» Или: «Здесь я не могу согласиться с автором этой статьи». Или: «Не нужно огорчаться, я тоже очень трудно постигла Сашу Соколова».
Исходя из опыта, мама пришла к выводу, ведь общая нейтральная оценка творчества писателя не трогает современного ученика. Ему гораздо ближе, понятнее, интереснее отношение к произведению самого учителя. Свое личное восприятие каждой определенной программной темы она вносит в уроке. Это дает неожиданные, поразительные результаты: поток вопросов, споры, расширение круга читаемой литературы, формирование и оттачивание вкуса. И как следствие, крепнет доверие к учителю, который спорит, доказывает, а где-то и соглашается с выбором или аргументом. Возникает СОТВОРЧЕСТВО учителя с учениками, в котором реализуется индивидуальность, неповторимость каждого.
Уроки литературы- уроки самоопределения. Исследовательская работа учащихся, постановка и решение жизненно-важных проблем, поиски новых концепций литературного произведения- все это выполнимо, если атмосфера урока носит творческий характер, а ответы, находки учеников воспринимаются учителем как факт нравственного самосознания, как поступок.
Мамины стремления:
-выработать у учащихся собственное отношение к художественной концепции писателя, а значит и к жизненным проблемам;
-помочь увидеть неповторимость, индивидуальность того или иного писателя, его стилевое своеобразие;
-воспитать читателя мыслящего, умеющего выразить личностное отношение к произведению, открывая интересное, значительное не только в книге, но и в себе. Кратко это звучит так: «Я читаю, я понимаю, я оцениваю себя».
Михаил Бахтин, поэт, писал: «Жизнь и искусство взаимоответственны. Поэт должен понимать, что в прошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни (не поэт) пусть знает, что в бесполезности искусства виновата его нетребовательность и несерьёзность его жизненных вопросов».
Нетребовательность и несерьёзность жизненных вопросов привела к тому, что достаточно долгое время уничтожался тот культурный пласт, который необходим для раскрытия природных дарований, насаждается низкопробный масскульт, делается ставка на понижение всех сфер человеческой жизни: нравственной, интеллектуальной, гражданской. Но! Без интеллектуального потенциала нации нет её исторического выживания. Сохранение, развитие интеллектуального и нравственного потенциала учащихся - одна их основных задач работающего учителя.
На горке
Неньютоновская жидкость
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Солдатская шинель
Философские стихи Кристины Россетти