Выступление на ежегодной конференции в ЕГУ им. Бунина
Вложение | Размер |
---|---|
popova_3.doc | 79.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Доклад
на тему: «Тихая Родина
в творчестве И.А.Бунина»
Выполнили
ученицы 6Б класса
Попова Ирина,
Джангутаева Анна,
Трубицына Ангелина
Руководитель учитель русского языка и литературы
Шустова Лариса Владимировна
2014
В русской литературе творчество Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место уже потому, что среди отечественных литераторов двадцатого века не столь уж много можно насчитать тех, кто удостоился всемирного признания в виде Нобелевской премии. И несмотря на то что вполне можно понять тех, кто скептически относится к подобному лауреатству как таковому, все-таки это неоспоримый факт причастности к избранному кругу великих деятелей мировой культуры. Творчество любого художника невозможно понять без взгляда на ту обстановку, в которой он жил.
В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни:
Грустно видеть, как много страданья,
И тоски, и нужды на Руси!
С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру. Многие стихотворения отразили состояние души молодого Бунина, его внутренний мир, тонкий и богатый оттенками чувств. Умная, тихая лирика была похожа на разговор с близким другом, но поражала современников высокой техникой и артистизмом. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка. Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. К. Паустовский очень ценил Бунина, говоря, что каждая его строка четкая, как струна.
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии, а затем в имении Озёрки (Орловская губерния, ныне Липецкая область, Становлянский район, Петрищевское сельское поселение) среди «моря хлебов, трав, цветов». Мир ребёнка ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: "Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной». Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка.
Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин "воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь". Он знал и любил русскую деревню.
К крестьянскому труду проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". В 1901 году вышел первый поэтический сборник Бунина «Листопад». В него вошла и поэма с одноименным названием.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Поэт прощается с детством, миром мечтаний. Родина предстает в стихотворениях сборника в замечательных картинах природы, вызывающей море чувств и эмоций. Образ осени – наиболее часто встречающийся в пейзажной лирике Бунина. С него начиналось поэтическое творчество поэта, и до конца жизни этот образ золотым сиянием освещает его стихи. В поэме «Листопад» осень «оживает»: А. Блок писал о Бунине, что «так знать и любить природу мало кто умеет», и добавлял, что Бунин «претендует на одно из главных мест в русской поэзии». Горький сравнивал Бунина-художника с Левитаном по мастерству в создании пейзажа.
Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками. Эти же качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков.
«...Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе... вероятно, его увлекательные рассказы... пробудили во мне страсть к стихотворчеству...» — писал Иван Алексеевич спустя годы.
«Подземным ростом души» назвал А. Блок время раннего творческого развития. Для И. Бунина оно совпало с «озерским» периодом, определяемым так и названием места пребывания юного дарования, и страстной жаждой духовного наполнения, которой жил будущий писатель в родовом поместье.
«Вот я и в Озерках… За последнее время я как-то странно живу – неопределенно, – где день, где ночь, – и потому, когда попадаю в Озерки, в тишину небольшой деревушки, я особенно сильно замечаю эту тишину, отдыхаю ото всего, что приходится и думать, и чувствовать… К тому же со вчерашнего вечера я очень спокойно и счастливо настроен, так что день прошел очень хорошо, с самого утра, когда я часов в одиннадцать проснулся в своей комнате. Солнце ударяло в открытые окна и мухи весело шумели на верхних стеклах… Последнее произвело на меня особенно-деревенское впечатление, и я долго и с удовлетворением вслушивался в тишину летнего полдня; долго глядел, как солнце и ветер тихо играли в легких и прозрачных листьях кленов, которые стоят у меня под окном, как в поле на противоположном косогоре оставляет ветер подвижный след, убегая темною струею по хлебам…
Ласточки без крика одна за другою скользили в саду, а где-то, должно быть, кухаркина девочка напевала тонким-тонким голоском…
И такая тишина обнимала со всех сторон, так тихо плыли облака по небу, а я сидел на окне, щурился от солнца, вслушивался и весь наполнялся и грустью, и радостью, и «предчувствием будущего и сожалением о прошлом». Это начало письма, адресованного Варваре Пащенко, поражает проникновенным лиризмом, удивительной точностью передачи состояния «очарованной души» в один из летних озерских дней.
Детство в творчестве Бунина - символ самого ценного и важного в мире и душе человека. Для писателя это период жизни, который не только запоминается на всю жизнь, но и отражается на мировоззрении и характере человека, потому что именно в детстве (у «истока дней») человек формируется как личность.
Уже здесь чувствуется умение Бунина художественно достоверно воспроизводить увиденное, замечать в повседневном нечто совершенно новое, способное вызывать к жизни великое разнообразие подчас противоречивых переживаний. В лирике И. А. Бунина отражена тема памяти, прошлого, загадка времени:
Синие обои полиняли,
Образа, дагерротипы сняли.
Только там остался синий цвет,
Где они висели много лет.
Позабыло сердце, позабыло
Многое, что некогда любило!
Только тех, кого уж больше нет,
Сохранился незабвенный след.
Через все наследие Бунина проходят устойчивые тенденции в развитии образа детства: православная традиция, воспоминания, взаимоотношения «отцов и детей», проблема семьи. Печаль об ушедшем детстве появляется у Бунина в поэтических образах-воспоминаниях уже в самых ранних его произведениях. Он вспоминает детские радости, забавы и печали, муки одиночества. В «память сердца» о детстве входят и образы родителей, наставников, отношение к ним писателя.
До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.
Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца.
В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь.
Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.
«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.
Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!». Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.
Память детства» в поэзии Бунина связана также с мотивом сна, образами звезд и звездного неба, тишины («На глазки синие, прелестные.», «Звезда над темными далекими лесами.», «Летняя ночь», «Матери», «Зеленый цвет морской воды.», «Земной, чужой душе закат.» и др.).
В стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер… », написанном в 1892 году, показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера. Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи» , «по лугам холодный сумрак лег» , «ямы светят тихою водой» . Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем» , слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой» , «чутко внемлет шороху деревьев» . Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От этих строк веет тишиной, покоем. Бунин дает в стихотворении два световых плана, а именно, весенний день и весеннюю ночь.
Мы узнаём в каждом образе этого стихотворения свой родной край. Ночное небо, звон ручья, шорох деревьев, свежий запах зелени - всё это представляется нам при прочтении стихотворения. Родина – место, где человек родился, где он ощущает духовную сопричастность со всем, что его окружает.
В стихотворении «Вечер», написано Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта, где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить с автором, занят рутинной бумажной работой. Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения. Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера. Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа. Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься над собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора.
Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.
Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа — стихотворение «Русская весна».
Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение «Высоко полный месяц стоит…». Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики («Осень», «Осенний пейзаж», «В степи»).
Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы.
Лирика И. А. Бунина восхищает своей патриотичностью. Ещё в ранних стихотворениях поэт выражал непреодолимую скорбь о России, о её обречённости на нищету и страдания.
Ранние стихи полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой. В стихотворении «Оттепель» передана гармония поэта и мира:
И, упиваясь красотой,
Лишь в ней дыша полней и шире,
Я знаю, — все живое в мире
Живет в одной любви со мной.
В стихотворении “Родине” (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране. Страдания Родины не иссякнут — в том не вина, а беда страны, поэтому автор не указывает виновников, не предлагает пути избавления от несчастий, а лишь сочувствует старцу без крова и ломтика хлеба и всей стране, где существуют такие старцы и, главное, где есть люди, которые не слышат их мольбы.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогий видом черных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Поэт выражает беспредельную любовь к Отчизне, искренне сочувствует её покинутости. Он сравнивает её участь с судьбою неоценённой матери, которой гнушается её собственный сын:
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей...
Бунин сравнивает Родину с самым дорогим человеком — Матерью. Он проводит параллель между этими образами и сочувствует обеим. Он показывает неблагодарность и бездеятельность «сына», который:
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела...
И «сын», стыдясь Родины в её нынешнем состоянии убогости, всё же осознаёт это. Он взирает на неё с улыбкой состраданья, подспудно чувствуя, что в увядании России его вина. Да, Россия увядает, но всё же живёт. И её патриоты всегда будут ею любоваться.
Любовь к родной природе отражена в стихотворении «В стороне далёкой от родного края...». Лирический герой восхищается необъятной и, к сожалению, недоступной для созерцания красотой природы: он живёт на чужбине. Сны и мечты, самое заветное, он обращает к Родине:
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая берёза,
Озими да пашни — и апрельский день.
Весна напоминает лирическому герою его молодость, проведённую в родной стороне, сближает его с недосягаемой Родиной. Он завидует Весне, которую ничто не сковывает, которая имеет возможность наслаждаться привольем родимых просторов. Он хочет возвратиться и тешит себя смутной надеждой.
Мотив Родины, раскрытый в том же ключе, звучит и в стихотворении «Далеко за морем...». Подобно предыдущему, оно содержит переживания поэта, вынужденного находиться вдали от родного края.
Судьба разлучила поэта с Отчизной, обрекла маяться на чужбине, где всё тускло, незнакомо: небо, волны, закат. Здесь — всё тоска. Всё вокруг напоминает ему о милой стороне:
И знакомой грустью
Сердце сладко ноет:
Кажется, что снова
По степи родимой
Еду я просёлком...
Бунина привлекают простота и естественность Руси, где и закат алеет ярче, и всё кажется прекраснее. Он любуется Родиной, превозносит её красоту. Эти чувства отразились и в стихотворении «Родина».
Под небом мёртвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Поэт воспевает и эту угрюмость, и подобный кроткой печали молочно-синий туман, и мёртвенно-свинцовую пелену зимнего дня. Несмотря на изнурённость, угрюмость и мрачность, Россия красива и сильна.
В своей лирике Бунин отразил беззаветную, преданную любовь к Родине.
Видя социально-политическое положение России, он сочувствовал ей, стране с великими возможностями. Его как истинного патриота притягивали, а не отталкивали «убогие хаты», равно как — величие природы, сила духа страны, её богатая история. И сохранившаяся на века живая естественность.
В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:
… В радости моей — всегда тоска, в тоске всегда — таинственная сладость.
«…Проснешься, подойдешь к окну, растворишь окно – и все исчезнет совершенно: день свежий, немного пасмурный, но какой-то бодрящий; ветер так и охватывает… Чувство молодости, силы и счастья сразу разольется по всему организму. «Нет, мол, лучше простудиться, чем лежать, лучше верить, чем быть холодным и вялым»… И уйдешь в поле, в лес, уже желтый и полуобнаженный, подымешься куда-нибудь на возвышенность и покорно отдаешься какой-то тихой, хорошей печали. О чем? Мало ли о чем… Да и осень к тому же уже чувствуется. Глядишь и видишь, как ветреный день чист и прозрачен, как широко, необычайно широко раздвинулись пустынные дали… Вместе с настроением еще значительнее и поэтичнее кажется и этот полуосенний день и эти дали и эти поэтично унылые поля…»
Запах антоновки и другие, с раннего детства привычные и дорогие поэту, - признаки сельской жизни, означающие торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий (рассказ «Антоновские яблоки» 1890) символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых — разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб («И снилось мне…», «Мир опустел… Земля остыла…»).
Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто «холодна», но это обманчивая «холодность».
Творчество Бунина активно исследовалось еще при жизни писателя, интерес к нему не угасал на протяжении всего XX века, новый бурный подъем буниноведения пришелся на 1990-2000-е годы, что нашло отражение в выходе нового собрания сочинений Бунина, а также отдельных изданий текстов, библиографических и эпистолярных материалов, публикации научных монографий, проведении конференций, посвященных наследию писателя (традиционных ежегодных международных конференций в Воронеже, Орле и Ельце). Количество научных статей, посвященных Бунину, на данный момент исчисляется тысячами, однако в произведениях писателя многое до сих пор кажется таинственным, непознанным.
Литература и интернетресурсы
1.Поэма “Листопад”
2.Рассказ “Антоновские яблоки"
3. Повесть “Деревня”
4. Повесть “Суходол”
5. Книга “Чаша жизни”…
6. Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»
7. Сборник ''Темные аллеи"
8. Повесть " Митина любовь"
9. «По бунинским тропам (редкие находки)» Т. Г. Кирющенко.
10.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 11.http://www.dissercat.com/content/obraz-detstva-v-tvorcheskom-nasledii-ia-12.bunina#ixzz3GTdXfwA9
13.http://www.dissercat.com/content/obraz-detstva-v-tvorcheskom-nasledii-ia-bunina#ixzz3GTeFKXB3
Загадка Бабы-Яги
Сказка "Морозко"
Заколдованная буква
Сказка "Узнай-зеркала"
Волшебная фортепианная музыка