Научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannaya_rezba_na_fasadakh_domov_28_marta_2014.doc | 65.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Поповка
Учебно-исследовательская работа на тему:
«Художественная резьба по дереву
в оформлении фасадов домов - культурное наследие с. Поповка»
Авторы: Ульянина Евгения 7 класс
Трошина Анастасия 7 класс
Руководитель: Шалухина Галина Николаевна
2014 год
Оглавление
1 Введение
2 Традиции русской архитектурной резьбы
3 Художественная резьба на фасадах домов с. Поповка
а) разновидности домовой резьбы
б) загадочная тайна узоров
в) народные умельцы
г) выводы:
4 Использованные материалы
« Дерево является основным природным материалом, который помогал выжить человеку с незапамятных времён. Из дерева можно было построить дом, смастерить инструменты и массу других необходимых для жизни предметов…»
1Введение
Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси еще в языческие времена. Тогда она носила в основном культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.
Уже тогда сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины — торцы подкровельных слег и т.д. Практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада. С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться.
Даже в селах одного района, в городе Хвалынске в художественной резьбе есть преобладание других мотивов и рисунков.
Выбрав данную тему, мы поставили следующие задачи:
1 Изучить виды и значение художественной деревянной резьбы в нашем селе
2 Сохранить материал по культурному наследию наших предков
3 Воспитывать уважение и благодарность к мастерству жителей села, умение видеть красоту и неповторимость родных мест.
Актуальность нашей работы мы видим в том, чтобы раскрыть еще одну страничку из истории нашего села и его жителей. Мы любим нашу малую Родину, а это значит , что мы должны многое о ней знать.
В нашем селе всего 344 домовладения. Большинство домов деревянные, которые сохранили историю художественной резьбы, самобытность села. Каждый фасад дома неповторим и имеет свой характер, как и его хозяева. Мы, в течение трех экскурсий, фотографировали, наблюдали, сравнивали мастерство наших сельчан. В экскурсиях по улицам села участвовали учащиеся 7-8 классов. Затем авторы работы искали дополнительный материал по деревянной резьбе, обрабатывали фотоматериалы экскурсий, составляли презентацию, расспрашивали старших о талантливых резчиках по дереву.
2 Традиции русской архитектурной резьбы
Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.
В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других — глухую, в-третьих — прорезную. Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).
В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба).
Выделим следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (ее разновидность — накладная резьба). Самый древний вид — плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей — выемчатую, долбленую, городчатую и др. Наиболее распространенный мотив плоской резьбы — геометрический. На балконах, крылечках, верхнем наличнике окон и дверей многих старых деревянных домов вырезан круг с расходящимися лучами. Это символическое изображение солнца восходит к языческим представлениям о мире. С древними магическими заклинаниями, вероятно, связаны и другие геометрические фигуры, характерные для плоской резьбы, — круги, кресты, звезды, ромбы и т.д.
Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам бревен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двускатных крышах русских изб. Ему чаще всего придавали форму конской головы, первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц — оленя, гуся, лебедя и т.д.
Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делают достаточно редко, хотя подобные услуги предлагают народные умельцы и даже фирмы. Помимо торцов бревен и охлупня скульптурными изображениями различных животных и птиц подчас украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях.
Рельефная резьба чаще называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент — растительный, реже встречаются изображения различных животных.
3 Художественная резьба на фасадах домов в селе Поповка
а) разновидности домовой резьбы
В селе Поповка наиболее распространены геометрическая резьба по дереву (это подвид плоскостной резьбы) и разновидность домовой резьбы — сквозная (также называемая прорезной, пропильной, ажурной). Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. А красота в том, что сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придает дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т.е. резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.
Окна обрамлены декоративными наличниками. Почти все они украшены резьбой - так называемыми полотенцами. Полотенце — вертикальная резная доска на фронтоне или по бокам наличников.
Часто из-под современных кровлей выглядывает подзор — резная доска или ряд коротких вертикальных резных дощечек, окаймляющих свесы кровли в виде сплошного кружева.
По кромкам домов идет горизонтальная полоса орнамента – фриз.
Узнали мы и о других названиях деревянной резьбы: крылья, или причелины, — украшенные резьбой две доски на фронтоне, закрывающие от влаги торцы подкровельных слег. Кисть — нижняя свешивающаяся часть причелины,.
Охлупень (в старину) — бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык ее скатов. Конек — верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.
б) загадочная тайна узоров
Рассматривая разные узоры на фасадах домов, мы заинтересовались, что же они означают?
Традиционная русская резьба, которой окружали оконные проёмы, являлась не только украшением, сколько продуманной системой охранительных символов, своеобразных оберегов открытых входов в дом, поскольку застеклённая часть казалась уязвимой, доступной для злых духов. С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Здесь небо условно обозначено традиционной «крышей», обозначающей «твердь», а боковины скромно украшены полотенцами с мелкими шариками – символическими капельками дождя. В некоторых наличниках в «крышу» вкладывается основное значение, она как бы являет единый мощный оберег, символизируя своеобразное «прикрытие» дома от всех возможных напастей.
Чаще всего присутствует условный знак солнца: по боковинам окна и справа, и слева закреплены накладные, вырубленные из дерева, выпуклые ромбы различной конфигурации, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой). Изображение светила, как и его условного знака, считалось защитой от тьмы, от ночной нечисти. Тот факт, что они расположены как бы по кругу, а не только в верхней части наличника и в боковинах, но также и в нижней части, означает, что они круглосуточно со всех сторон оберегают доступ в дом. Следует отметить, что удлинённый ромб на нижней доске наличника (так называемая подоконная) ассоциировался также и с символикой земли, плодородного поля.
В условных растительных знаках, направленных вверх и вниз воплощалось движение времени – от прошлого, к настоящему и далее к будущему, растительный элемент в ряде случаев ассоциируется с мировым древом.
С древности символом солнца являлось также изображение креста. В резьбе это чаще всего крест с равными по размеру концами.
Карниз изливает небесную влагу с помощью образов женских грудей, орошающих землю. Под карнизом чередуются шестиконечные звёзды, обозначающие громовые знаки, и круги со сквозными отверстиями, несущими смысл земли, засеянной зернами. Снизу этот ряд подчёркивается двумя рядами круглых отверстий, подведённых волнистыми линиями, – неисчерпаемыми запасами необходимой для урожая влаги.
Символика резьбы старых мастеров вкладывала в каждую деталь глубокий смысл и эстетическое чувство.
в) народные умельцы
В селе старожилы помнят Дорофеева Ивана Даниловича. Он украсил весь свой дом резьбой: резные наличники, подзор, фриз. Сейчас старенький дом Ивана Даниловича пустует, но творение мастера оживляет дом, делает его приветливым, словно нам шлют поклон из прошлых столетий. Свое мастерство вложил Иван Данилович (народ ласково звал его Иван Даныч) и во многие дома односельчан.
Также сохранил в себе все традиции старинной резьбы дом, в котором жил Федоров Иов Федосеевич. Он был известным резчиком, и до сих пор его творчество радует и восхищает.
Мастерами своего дела были жители села Штарев Николай Иванович, Акимов Иван Антонович. Они знали характер каждой породы дерева, в их «золотых руках» все спорилось.
Из бесед с жителями села мы узнали, что украшением домов занимались целые семейные династии: Трошин Василий Григорьевич, его сыновья - Трошин Иван Васильевич, Трошин Григорий Васильевич, который еще умел раскрашивать деревянную мебель причудливыми узорами. Долгое время в семье хранились специальные инструменты, применяемые для резьбы: топор, долото, фуганок, рубанок, ножовка с мелкими и ножовка с косыми зубами, поперечная ножовка, набор стамесок, лобзик. Отличным плотником является их родственник - Поликарпов Александр Андреевич. Много сделал он добрых дел в селе, его безотказность и доброжелательный характер ценят и уважают сельчане.
Всю жизнь проработал с деревом Елизаров Николай Николаевич, он знает все тонкости плотницкого дела.
Среди всех домов с деревянной резьбой мы сразу определяли старинные прорезные узоры, они были самые оригинальные, необычные, воздушные. Те, что помладше, содержали плоскую геометрическую резьбу, разукрашенную, в основном, в зеленые и голубые цвета.
Встречались нам сохранившиеся узорные ворота, изгороди и даже старая банька с узорчатым карнизом. Мы словно увидели впервые родное село.
Несмотря на то, что новые владельцы домов начинают вставлять пластиковые окна, использовать современный строительный материал в отделке жилища, они не торопятся снимать красивую деревянную резьбу, и она смело вживается в новый фасад дома. Даже на красных и белых кирпичных домах хозяева стараются выделить наличники окон разноцветной краской, видно живы традиции наших предков.
г) выводы:
Пока в нашем селе есть дома со старинными узорами, мы чувствуем связь поколений. Много лет мы ходили по улицам нашего села и не замечали этой красоты, до того все было обыденным, родным. Заинтересовавшись одним домом, мы открыли для себя много удивительного, прекрасного, каждый дом имеет свое неповторимое лицо, рассказывает нам о творческих людях - наших земляках. Мы знаем еще не все имена (работа будет продолжена), но сделали для себя вывод, как народные умельцы любили свое дело, трудились так, чтобы достучаться до сердец потомков.
Сейчас есть много фирм, занимающихся художественной резьбой. Красивые, точные современные узоры, выполненные, скорее всего современными станками и инструментами, да и стоят они недешево. Только мы считаем, что они не заменят рукотворные настоящие узорные украшения, в которых умельцы вкладывали свою душу, любовь к своему селу и его жителям. Каждая резьба, по-своему уникальна и неповторима, так как у каждого мастера свое видение и понимание.
Благодаря нашим сельчанам-умельцам создан своеобразный облик села, который отражает его культурное наследие и историческое прошлое.
Деревянным кружевом улица полна,
Солнцем нежным залита красота села.
Окна узорчатые, словно рушники,
И кайма волнистая – берега реки.
Дома голубоглазые тянуться рядком
И тихонько шепчутся теплым вечерком:
Как умельцы русские наряжали их,
Из души и творчества нити сотворив.
Весточка из дерева тянется в века,
В ней живет история моего села! (Шалухина Г. Н.)
Резьба по дереву – это искусство, которое неразрывно связано с природой. Сотворить неповторимые и уникальные узоры можно, только прочувствовав естественную красоту дерева, поэтому произведениями мастеров резьбы мы всегда будем искренне восхищаться.
Использованные материалы:
Интернет-ресурсы
Материалы из бесед с жителями села
Фотоматериалы с. Поповка
Юрий Визбор. Милая моя
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем пшеничное поле гуашью
Подарок