Данная работа может послужить примером написания работ к конференции "Первые шаги в науку"
Вложение | Размер |
---|---|
tab.1.doc | 34.5 КБ |
tab.2.doc | 68.5 КБ |
t3.doc | 118 КБ |
anekdoty.doc | 92.5 КБ |
Таблица 1
Таблица популярности анекдотов среди учащихся 3-х классов в 2013-2014 гг.
1.Отношение к анекдотам | |
нравиться слушать | 50% |
любят рассказывать | 22% |
нравиться слушать и рассказывать | 28% |
2.Анекдоты | |
улучшают настроение | 55% |
высмеивают человеческие недостатки | 2% |
заставляют смеяться | 42% |
не понимают их | 0% |
имеют свое мнение на этот счет | 1% |
3.Как часто рассказывают анекдоты | |
каждый день | 4% |
когда появляется новый анекдот | 41% |
когда хорошее настроение | 40% |
редко | 14% |
вообще не рассказывают | 1% |
Таблица 2.
Тематические группы анекдотов.
Анекдоты для взрослых. | Анекдоты для детей. |
про армию: -о плохом обеспечении солдат продуктами питания -о нежелании молодежи идти в армию -о тупоумии военноначальников -о непригодных для нормального существования условиях содержания солдат в казармах - о курьезных правдоподобных ситуациях | о животных |
про остроумие армянского радио | о героях мультфильмов |
про автомобили: -о неумении женщин водить машины -о пьяных водителях -о неудобстве вождения машин старого типа -об опасности вождения автомобилей - работе представителей ГАИ, то есть ГИБДД | |
про женщин: -о тупоумии, якобы присущем блондинкам -про извечное соперничество женщин -о женском уме -про злую ненавистную тещу | о взаимоотношениях детей и родителей |
о ситуациях, возникших в быту | о наивности и непосредственности детей |
про Вовочку | |
о работе милиции и судебных разбирательствах | |
о медицине в наше время | |
о тупоумии представителей народов Крайнего Севера | |
о рекламе и выпусках новостей | |
о взаимоотношениях мужчины и женщины | |
об отношениях между взрослыми и детьми | |
о спорте | |
о студенческой жизни | |
страшилки ( черный юмор) | |
о животных | |
политические | |
про героев фильмов | |
Таблица 3
Популярные герои анекдотов.
политические деятели действительные и вымышленные
военные деятели
непутевые, но остроумные дети недалекие представители
национальных меньшинств
постоянно обновляющиеся, противоборствующие
меняющиеся новые социальные члены семьи
типы людей
животные герои мультфильмов
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава 1. Возраст, жанровые особенности и история возникновения анекдота.
Глава 2. Формы и свойства анекдота.
Глава 3. Популярные герои анекдотов.
Глава 4. Тематические разновидности анекдотов.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Таблица 1. Результаты анкетирования
Таблица 2.Тематические группы анекдотов
Таблица 3.Популярные герои анекдотов
ВВЕДЕНИЕ.
Анекдот – устный, очень
короткий смешной рассказ
с неожиданной концовкой.
В.С. Бахтин.
Вряд ли найдётся взрослый или школьник, который не знает ни одного анекдота или откажется выслушать ещё один. Я тоже люблю слушать, рассказывать и даже сочинять анекдоты. Ведь они не только высмеивают человеческие недостатки, но и улучшают настроение, заставляют смеяться, а смех- это здоровье. Для многих анекдоты являются незаменимым лекарством от депрессий. Некоторые люди прибегают к их помощи, чтобы познакомиться с кем-нибудь или для того, чтобы расположить к себе собеседника. Анекдоты многофункциональны, сюжеты и приёмы их построения неисчерпаемы, постоянно меняются и обновляются. Мне захотелось изучить и систематизировать всю известную о них информации.
Результаты своих исследований я решила оформить в виде научного проекта, целью которого будет изучение особенностей анекдота как жанра устного народного творчества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть тематические разновидности анекдотов;
- изучить природу их возникновения;
- определить свойства и функциональные особенности анекдотов;
- исследовать возрастные изменения, происходящие с этим фольклорным жанром с течением времени;
- изучить формы, в которые облекается содержание анекдотов;
- рассмотреть основные типы его героев;
- результаты исследований систематизировать в виде таблиц;
- таблицы дополнить наглядными схемами и иллюстрациями.
Цель и задачи соответствуют основной идее исследования, которая состоит в выявлении причин возникновения и условий функционирования анекдотов в наше время.
В связи с этим, моя научная работа будет состоять из следующих частей:
Глава 1. Возраст, жанровые особенности и история возникновения анекдота.
Глава 2. Формы и свойства анекдота.
Глава 3. Популярные герои анекдотов.
Глава 4. Тематические разновидности анекдотов.
Заключение. Содержит полученные в результате проведённого исследования выводы.
Библиографический список представляет собой перечень литературных источников, использованных в процессе подготовке моего проекта.
Приложение состоит из таблиц и наглядных схем, систематизирующих собранный во время исследования материал.
ГЛАВА 1.
Возраст, жанровые особенности и история возникновения анекдота.
Может показаться, что анекдоты родились недавно. На самом деле они являются очень древним видом (жанром) устного народного творчества – коллективного, безымянного, имеющего, как сказки, частушки и песни, большое количество вариантов. Анекдот – близкий родственник бытовой сказки, где говорится о проделках поповского работника, ловкого солдата, бедного мужика.
Анекдот (от греч. « анекдотас » - неопубликованный) в первоначальном значении – рассказ о поучительном или смешном случае из жизни исторических деятелей, их остроумные или мудрые изречения. Совсем не обязательно, чтобы случай происходил или слова изрекались на самом деле.
Сохранилось множество анекдотов о древнегреческом философе Диогене (413 – 323 вв. до н.э.). Один из самых известных о том, как Диоген днём бродил по Афинам с зажженным фонарём и громко кричал: «Ищу человека! Эй, ищу человека!» А когда люди, следовавшие за ним, выражали удивление, он отвечал: «Я сказал – человека, а не дрянь! ».
В России анекдот тоже живёт с давних времён. В одном из сборников конца XVII столетия, например, приводится такая сценка. Думный дьяк обругал своего секретаря: «Экой ты дурак! » Тот, оборотясь, молвил в ответ: «Это правда, сударь, я то же хочу сказать!».
Знали и знают анекдоты в деревне. Крестьяне особенно любили анекдоты о глупцах. У каждого народа такие персонажи свои. У древних греков это были абдериты – жители города Абдеры. У немцев – шильдбюргеры (жители городка Шильда). У шведов – обитатели местечка Сёдерталь. У ирландцев – жители городка Керри. У русских до 1917 года в роли глупцов выступали пошехонцы и вятские мужики, а в послевоенные годы и по сей день – чукчи.
Вот, например, анекдот о вятичах:
Пришли вятские в Москву, увидели колокольню Ивана Великого. Один спрашивает: «Как туда затащили крест?» А другой отвечает: «Да очень просто! Колокольню нагнули да крест воткнули!».
Нередко одни и те же забавные истории можно услышать и о вятичах, и о пошехонцах: как они избу строили без окон, а потом свет туда мешками носили, как вдесятером из одного ружья стреляли, как корову на крышу поднимали, чтобы она там травинку съела.
Как видим, анекдоты возникли давно. Существуют они и по сей день. Но как долго живёт и функционирует каждый анекдот отдельно?
Вообще анекдоты, а политические особенно, живут недолго – ровно столько, сколько люди помнят о событии или о деятеле, который стал героем анекдота. Через несколько лет лишь старики будут помнить Брежнева, а значит, и передавать байки о нём: о его пиджаке с орденами, о его косноязычии («Брежневу обещали присвоить звание генералиссимуса , если он выговорит это слово»), о его бестолковости («На открытии Московской Олимпиады Брежнев читает: «О-о-о-о-о!», а помощник ему шепчет: «Леонид Ильич! Это не «о», а пять олимпийских колец ! »)
Бытовые анекдоты в отличие от политических живут на протяжении десятилетий, столетий и даже тысячелетий и переходят от народа к народу. До конца XX века дошёл античный анекдот: «Старик нёс вязанку дров и так утомился, что стал призывать смерть. А смерть тут как тут: «Звал меня?» Старик перепугался и говорит: «Звал, чтобы ты помогла мне вязанку на плечи поднять…»Этот анекдот знали и в Древней Руси. А последний раз он записан от вологодской женщины в 1980 году.
Таким образом, я пришла к выводу о том, что у каждого анекдота свой возраст, своя судьба. Более долговечны бытовые анекдоты, содержащие рассказы о насущных проблемах, многие из которых тревожили людей с давних времён и остались неразрешимыми и по сей день.
Глава 2.
Формы и свойства анекдота.
Формы анекдота бесконечно многообразны.
Это может быть одна фраза, например: «Хорошо зафиксированный больной не нуждается в анестезии ».
Может быть диалог, например: «Лысый мужик приходит в аптеку и спрашивает у фармацевта:
- У вас есть средство для восстановления волос?
- Вот возьмите этот флакон, это самое эффективное средство.
- Вы уверены?
- Абсолютно. Видите вон того человека с усами у кассы?
- Да.
- Так вот, это моя жена. Усы у неё выросли после того, как она попыталась открыть этот флакон зубами».
Часто это игра слов. Анекдот из времён сталинских репрессий: «На вокзале встретились приятели.
- Ты куда?
- На Волго - Дон (там строили канал). А ты?
- А я на долго вон (т.е. в ссылку)».
А это - уже из времён Горбачёва:
«Чем отличается демократия от демократизации?
- Тем же, чем канал от канализации».
Встречаются иногда развёрнутые рассказы.
Пример: Над океаном разбился самолёт. Выжил только английский лорд, который выбрался на необитаемый остров. Там он прожил несколько лет, пока его не нашли случайно проплывающие мимо на яхте двое его соотечественников. Они высадились к нему на остров, оглядели его хозяйство и спрашивают:
- Что это за хижина, которая стоит неподалёку?
- Это мой дом.
- А что это за большая красивая хижина рядом с вашим домом?
- Это мой клуб, я его посещаю.
- А что это за маленькая некрасивая избушка?
- А это клуб, который я полностью игнорирую.
И всё же чаще анекдоты поражают своей краткостью и лаконичностью.
Почти все анекдоты, которые рассказываются, посвящены событиям и героям сегодняшнего дня или недалекого прошлого.
ГЛАВА 3.
Популярные герои анекдотов.
Анекдоты постоянно обновляются, освежаются.
Так, в последние десятилетия родились циклы историй о Штирлице, Василии Ивановиче, чукче, Вовочке.
Часто героями анекдотов становятся:
Остальные типы героев являются менее популярными в современных анекдотах.
ГЛАВА 4.
Тематические разновидности анекдотов.
Существуют темы, которые интересны только взрослым, и темы, волнующие только детей.
Исходя из этого, я могу классифицировать анекдоты.
Так, в анекдотах для взрослых чаще всего речь идет:
I – про армию:
1) о плохом обеспечении солдат продуктами питания:
В солдатской столовой повесили плакат: «Пища обеспечивает победу в войне». Через некоторое время какой-то шутник приписал рядом: «Только как противник проберётся сюда, чтобы съесть её и отравиться?»
2) о нежелании молодёжи идти в армию:
- Где вы потеряли руку? На фронте?
- Да нет. Когда в военкомат тащили.
3) о тупоумии военноначальников и примитивном , буквальном понимании ими речи других:
Прапорщик приходит домой и говорит жене:
- Есть давай!
Жена жалуется:
- Я так устала. За весь день ни разу не присела…
Прапорщик сжалился над ней и заставил присесть её двести раз…
4) о непригодных для нормального существования условиях содержания солдат в казармах:
Разговор двух солдат:
- Вань, давай поселим козла в казарме на счастье, вроде талисман
- Так ведь воняет!
- Ничего привыкнет. Мы ведь привыкли!
5) о курьёзных правдоподобных ситуациях:
- Что делать, если парашют не раскрылся?
- Быстро-быстро маши руками.
Через некоторое время стук в иллюминаторе:
- А что дальше?
II – про остроумие армянского радио:
Может ли собака получить инфаркт?
- Может, если ей создать человеческие условия.
III – про автомобили:
1) о неумении женщин водить машины:
- Как дела у твоей жены с вождением машины?
- Прекрасно. Дороги постепенно начинают вести туда, куда она хочет ехать.
2) о пьяных водителях:
Пьяный мужчина врезается в столб и произносит:
- Ну ладно, я в доску пьяный , а ты куда под колёса лезешь?
3) о неудобстве вождения машин старого типа:
- Хорошая машина «Запорожец», шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.
4) об опасности вождения автомобилей:
Жена просит мужа:
- Милый давай купим автомобиль, повидаем свет.
- Какой: тот или этот?
5) о работе представителей ГАИ, то есть ГИБДД:
- Кто был на Руси первым гаишником?
- Соловей-Разбойник! Сидел на перепутье, свистел и дань взимал.
IV – про женщин:
1) о тупоумии , якобы присущем блондинкам:
- Почему блондинка открывает йогурт в магазине?
- Потому что на нём написано: «Открывать здесь!»
2) про извечное соперничество женщин, касающееся внешнего вида, возраста и здоровья:
Две дамы в купе поезда ведут разговор. Более кокетливая спрашивает:
- Сколько бы вы дали мне лет?
- Неужели, вам , своих мало?
3) о женском уме:
- Милый, ты каких больше любишь, умных или красивых?
- И тех, и других. И тебя я тоже люблю.
4) про злую ненавистную тёщу:
Зятя спрашивают:
- Почему тёща-то умерла?
- Да грибов ядовитых объелась!
- А почему шея синяя?
- Да есть не хотела!
V- о ситуациях, возникших в быту:
- У меня завелись клопы в диване.
- А ты пробовала выносить его на улицу?
- Пробовала. Они его обратно занесли.
VI – про Вовочку:
Урок химии:
- Скажи-ка, Вовочка, какие вещества не растворяются в воде?
- Рыбы!
VII – о работе милиции и судебных разбирательствах:
Судья:
- Гражданин Сидоров, так почему вы начали делать фальшивые деньги?
Подсудимый:
- Эх, гражданин судья, да если бы я умел делать настоящие, то только бы их делал.
VIII – о медицине в наше время:
Идёт операция.
- Коллега, мы, по-моему, отрезали лишнее…
- Отлично! Будет из чего выбирать, когда начнём пришивать.
IX – о тупоумии представителей народов Крайнего Севера:
Чукча сажает ночью картошку, его спрашивают:
- Почему ночью?
- Чтобы колорадский жук не увидел.
X – о рекламе и выпусках новостей:
Реклама.
- Коробка шоколадных конфет «Россия». Что может быть вкуснее?
- Вкуснее коробки могут, быть только конфеты!
XI – о взаимоотношениях мужчины и женщины:
Должен тебе признаться, что единственный мой недостаток – это искренность, моя ты косоглазая, кривоногая, толстушка!
XII – об отношениях между взрослыми и детьми:
Идут отец с дочкой.
- Пап, купи кедик !
- Вот ещё!
- Ну, купи кедики!
- И не подумаю!
- Ну, купи!
- Какие кеды, ты ещё коньки не сносила.
XIII – о спорте:
- Скажите, а зачем этому боксёру такие большие контактные линзы?
- До первого раунда это были очки.
XIV – о студенческой жизни:
- Профессор, почему вы мне ставите двойку? Разве я сделал много ошибок?
- Нет, только одну: сунули шпаргалку мимо кармана.
XV – страшилки (чёрный юмор):
Медведь поймал двух охотников и говорит:
- На первое – второе рассчитайся!
XVI – о животных:
Бежит по пустыне Тушканчик. Навстречу ему Черепаха, спрашивает:
- Почему ты бегаешь? И так ведь жарко!
- Когда бежишь, ветер обдувает, - отвечает Тушканчик.
Побегал Тушканчик. Возвращается обратно. А перед ним глыба льда. Черепаха замёрзла.
XVII – политические:
День выборов – единственный день, когда мужчина и женщина пользуются общей кабиной.
XVIII – про героев фильмов (Штирлиц, Чапаев и т.д.):
Штирлиц ехал на машине со скоростью 160 километров, рядом шёл Борман и делал вид , что прогуливается.
В анекдотах для детей речь идет:
Бегемот испачкался в муке, подходит к зеркалу и удивлённо говорит:
- Ничего себе, пельмешка!
Пятачок написал за Винни - Пуха речь. Выходит Винни - Пух на трибуну и читает:
- Хо, хо, хо, хо, хо, ох, ох, ох, ох…
Пятачок шепчет:
- Страничку переверни, это мы в «Крестики-нолики» играли.
- Машенька, - спрашивает отец. Отвечай, куда пропал твой дневник?
- Я его Катьке дала – родителей попугать.
Мальчик внимательно смотрит, как поят водой корову. Потом говорит осуждающе:
- Вот так молоко водой разбавляют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как указано во «Введении», основной целью моей работы было изучение особенностей анекдота, как жанра устного народного творчества.
Для достижения поставленной цели я, во-первых, изучила природу возникновения анекдота; во-вторых, определила свойства и функциональные особенности анекдота; в-третьих, рассмотрела его тематические разновидности и основные типы героев.
Результаты исследований я оформила в виде таблиц и наглядных схем, которые составляют содержание приложения.
В процессе изучения собранного по данной теме материала, я пришла к следующим выводам:
- анекдот (от греч. « анекдотас » - неопубликованный) – это рассказ о поучительном или смешном случае. Совсем необязательно, чтобы описываемая история была на самом деле.
- анекдот - очень древний жанр, устного народного творчества, близкий родственник бытовой сказки, где говорится о проделках ловкого и смекалистого солдата или бедного мужика;
- с древних времён и по сей день самыми популярными являются анекдоты о глупцах. У каждого народа такие персонажи свои: у древних греков это были абдериты – жители города Абдеры, у немцев – шильдбюргеры (жители городка Шильда ) , у шведов – обитатели местечка Сёдерталь, у ирландцев – жители городка Керри , у русских до 1917 года в роли глупцов выступали пошехонцы и вятские мужики, а в после военные годы и по сей день – чукчи;
- анекдот живёт ровно столько, сколько люди помнят о событии или о деятеле, который стал его героем. Поэтому наименее долговечными являются политические анекдоты, а бытовые живут на протяжении десятилетий, столетий и даже тысячелетий и переходят от народа к народу;
- формы анекдота разнообразны. Это может быть одна фраза («Меня постоянно преследуют умные мысли, но я быстрее») или диалог, или развёрнутый рассказ. Иногда это игра слов.
- почти все анекдоты посвящены сегодняшним или недавним событиям;
- анекдот неподкупен, зорок и точен. Осуждаемое в нём нарочито подчёркивается, преувеличивается порой до бессмыслицы, абсурда;
- в условиях жёсткой несвободы анекдоты показывали отношение народа ко всем важным событиям и явлениям действительности;
- они улучшают настроение, воспитывают в людах независимые мысли;
- анекдоты постоянно обновляются, освежаются;
- их героями часто являются политические деятели (Цезарь , Ленин , Путин); действительные и вымышленные политические деятели (Чапаев, Штирлиц); остроумные дети (Вовочка, Машенька); глупцы (чукча); недалёкие, примитивно воспринимающие действительность военные (прапорщик, полковник); противоборствующие члены семьи (тёща-зять, сноха-свекровь); животные; герои мультфильмов (Колобок, Чебурашка);
- анекдоты классифицируются:
Понятно, что современный анекдот не изучали ни в школах, ни в институтах, о нём нельзя было прочесть ни в каком учебнике. Впервые политические анекдоты в России стали публиковаться только в 1989 году. Собирание старого и нового, вечно меняющегося и обновляющегося репертуара анекдотов никогда не может считаться законченным.
Исследовать анекдоты необходимо: в них, как в зеркале, отражена вся история государства, рассказанная и оцененная самим народом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Источники.
Энциклопедии и дополнительные пособия.
Рисуют дети водопад
Загадочная система из шести экзопланет
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Спасибо тебе, дедушка!
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?