В данной работе ученица размышляет о роли Конституции в жизни граждан нашей страны. Большое внимание она уделила не только правам, но и обязанностям жителей России.
Вложение | Размер |
---|---|
znaya_proshloe_svoikh_predkov.docx | 20.77 КБ |
Зная прошлое своих предков, мы не можем
не любить России, не можем не понимать её
исторических задач, не можем не болеть
сердцем её
нуждами и страданиями… Разве не так?
В. Пикуль
Я с детства влюблена в историю России. Вереницей проходили передо мной ратоборцы и хранители Русской земли, о которых я читала в исторических книгах. Героический Александр Невский, суровый Данила Галицкий, хитрый Иван Калита, победитель татар Дмитрий Донской, собиратель России Иван 3, великий Пётр и другие. Мне кажется, что без знаний о них и о других исторических деятелях моё представление о Родине было бы плоским, как нескончаемые выжженные степи.
Но у нас и интересное, динамичное настоящее. И, верю, великое будущее. Если бы меня спросили, как кратко определить, что такое демократия, я бы сказала: « Демократия – это когда закон не только охраняет моё здоровье и жизнь, но когда он считается со мной как с личностью, с моими желаниями и потребностями». И причёска, и одежда, и музыка, и многое другое должны быть такими, какие нравятся человеку. Но дело ещё и в том, чтобы я могла работать, где хочу, а не там, где «нужно стране»; чтобы в армии служили добровольно, а не заставляли мальчишек в унизительных моральных и физических условиях отбывать «почётную обязанность».
«Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение», - подметил К. Д. Ушинский. Трудно с ним не согласиться.
Когда-то на Руси народ жил ожиданием «доброго» царя. И вот появлялся царь, который умел донести до народа свою «заботу» о нём или продемонстрировать ему свои лучшие качества – ум, милосердие, храбрость. Народ готов был его любить и спокойнее переносил все невзгоды, ожидая улучшения своей жизни. Однако любой царь – добрый или недобрый – опирался на свою должностную власть: казнил и миловал, раздавал земли и отнимал их, увеличивал или снижал налоги. Такая власть называется авторитарной.
Другой распространённый вид политической власти – демократическая власть. Демократия определяется как народная форма правления. Народ облечён высшей властью и осуществляет её непосредственно, либо через своих представителей при свободной избирательной системе.
Слова «свобода» и «демократия» часто употребляются как одно и то же понятие. Но иногда авторитарные режимы и военные диктатуры пытаются завоевать поддержку народа. Для этого они выдают себя за демократическую власть, то есть власть в интересах народа.
Например, Гитлер пришёл к власти в результате достаточно свободных выборов, опираясь на пожелания народа. Но свободы фашизм не принёс. Вместо неё были вторая мировая война, миллионы загубленных жизней, гестапо, лагеря смерти, газовые камеры.
Сталина высшим руководителем избирал не народ, а узкий круг людей, которые потом были уничтожены. Но большинство народа его обожало и даже обожествляло. «Во имя» этого народа Сталин уничтожил лучшую его часть. Основная причина – стремление удержать высшую власть.
В обоих случаях получалась «демократия» без свободы.
Трудно представить общество, которое обходится без руководителя, где не принимаются законы, а у граждан нет хотя бы малейшей надежды на защиту их интересов и безопасности.
Между тем, первобытные люди без всего этого обходились. Но ведь и жили они в первобытном стаде, где всё определялось силой мышц, ловкостью, умением орудовать каменным топором. И только с появлением обычаев у людей появилась возможность жить по правилам, хотя и примитивным. С развитием человеческого общества у людей появилась потребность в защите от произвола тех, у кого была сила и власть. Но для этого человечеству пришлось пережить массу потрясений, самыми страшными и кровавыми среди них были революции.
В любом государстве происходит столкновение интересов разных людей. Одни хотят свободно продавать и покупать землю, другие – против этого. Одни считают, что им будет лучше жить с монархом, другие отдают предпочтение демократическому устройству общества. Кто-то убеждён, что только одна партия должна руководить страной, а другие требуют многопартийности. Кто-то за федерацию, кто-то – конфедерацию.
Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. То есть люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить в своей стране. Для этой цели и стали приниматься конституции.
Конституция – это основной закон страны. Именно о его содержании договариваются граждане. В нём определяется общественное и государственное устройство, избирательная система, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Император Александр 2 был убит народовольцами именно в тот день, когда познакомился с проектом конституции, которую он собирался даровать народу. Россия так и не увидела эту конституцию. Зато после 1917 года конституции принимались регулярно. Но они немногим принесли счастье. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, неимоверные лишения, период застоя – основные приметы того времени. Им на смену пришли афганская война, перестройка, путчи, экономическая и политическая нестабильность, спад производства, инфляция и безработица, обнищание многих людей.
Долгие годы в России отсутствовали законы, обеспечивающие человеку его права. В декабре 1993 года бала принята Конституция Российской Федерации. Это самый главный, основной закон нашей страны. Уже во второй статье Конституции России говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Получается, что права и свободы гражданина существуют как бы отдельно от прав и свобод человека. Так записано в Конституции не случайно. Ранее в конституциях говорилось только о правах гражданина, которые государство преподносило ему в виде «подарка». Отсюда следовало, что гражданин всю жизнь должен был испытывать глубокую признательность государству за его доброту. И получалось, что не государство для человека, а человек для государства. Теперь, сказав о правах человека, Российская Конституция подчёркивает, что многие из прав являются естественными, присущими человеку с рождения: на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, на благоприятную окружающую среду и т.д. Тем самым, Конституция даёт понять, что главная ценность – человек, что он выше государства, и он вправе реализовывать свои индивидуальные интересы. А далее в Конституции РФ представлена целая глава «Права и свободы человека и гражданина». Эти права дают возможность ни от кого не зависеть, кроме закона. И не любого закона, который может принять, например, жестокий диктатор. Закона, который одобряется и принимается самим народом сознательно, то есть с желанием подчинить себя этому закону. Получается, что права нужны человеку для достижения им полной свободы. Без такой свободы невозможно достижение личного счастья. Пользуясь своими правами, человек может получить всё, что сделает его жизнь счастливее. Кроме того, права человека – мощное оружие против несправедливой власти. Представители такой власти всегда обладают привилегиями, то есть преимуществами перед другими гражданами.
Представителям такой власти нужно защищать свои привилегии. Следовательно, они будут стремиться держать народ в ежовых рукавицах, иначе он проголосует против такой власти. И ей придётся уйти. Или народ просто взбунтуется и отберёт власть.
А права человека лишают обладателей власти их привилегий. Например, свобода слова, собраний, право на организацию партий, на участие в свободных выборах т. д. могут привести к созданию такой партии, которая отберёт власть у тех, кто ею злоупотребляет в своих интересах.
Именно такой и была власть в нашей стране. Поэтому она вела жестокую войну с теми, кто боролся за права человека. Таких людей стали называть правозащитниками или диссидентами. Это и Андрей Дмитриевич Сахаров, и Александр Исаевич Солженицын, и многие другие. В 1974 году А. И. Солженицына выслали из страны. Как только ни называли его: и предатель, и клеветник. И всё это за то, что он был одним из активных участников правозащитного движения в нашей стране.
Свобода – естественное состояние человека, только свободный человек может быть счастливым. Свобода человека на протяжении всей истории человечества была высшей ценностью. И в Конституции России говорится: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Это означает, что человек, не совершивший никаких противозаконных действий, не должен лишаться свободы.
Человек в любое время может сесть в поезд и отправиться туда, куда хочет. Это можно сделать внутри страны, а можно пересечь границу. Это и есть осуществление естественного права человека на передвижение. Этого права наши граждане были лишены долгие годы. Даже в своей стране было немало запретных мест, а за рубеж большинство теперь уже пожилых людей так и не успели съездить. Такие поездки считались привилегией избранных. За границу без проблем выезжали те, кому особо доверяла власть. Ещё в середине 80-х для выезда за рубеж человек должен был пройти собеседование в парткомиссии при райкоме партии. Это касалось любого, даже если он не состоял в партии ( к тому же партия была одна-единственная). Сам факт существования этих комиссий как бы предупреждал партийные организации предприятий и учреждений: мол, смотрите, кого собираетесь выпустить за рубеж. А чтобы дойти до комиссии, нужно было получить характеристику на работе – в той самой партийной организации. Кроме комиссии райкома ещё надо было «пройти» ОВИР – отдел виз и регистраций, КГБ – Комитет государственной безопасности т. д.
Это право нарушалось и тем, что неугодного человека могли выпустить из страны и больше уже никогда в неё не пустить. Могли и просто выслать навсегда. А ещё действовала знаменитая прописка, она накрепко привязывала человека к тому месту, где он в настоящий момент жил.
В России естественное право человека на свободу передвижения восстановлено. С вопросом о праве на свободу передвижения тесно связана проблема эмиграции. Эмигранты – это люди, которые оставили свою родину и навсегда переселились в другие страны. Сейчас в России очень многое изменилось. Пока ещё велики экономические трудности. Но многие уже почувствовали вкус свободы, в том числе свободы передвижения. И сразу поутихла эмиграция. А многие из тех, кто поспешил уехать, стараются вернуться. Они понимают, что за демократической Россией – будущее. Да и не всем им там понравилось…
Правовое государство не может появиться само по себе и очень быстро. Сказываются долгие годы бесправия россиян, тем не менее, основы такого государства заложены. Теперь многое зависит от самих граждан, от их участия в создании правового государства. В их руках много рычагов влияния на власть. Один из них – демократические выборы. Каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право проголосовать за человека или группу людей (партию, движение и т.д.), которым он доверяет. Только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются только Конституции и законам.
Нет! К настоящей счастливой жизни подымают людей не сила, не принуждение. Человек должен почувствовать, что он хозяин своей судьбы, а не винтик в огромной государственной машине. Человек хочет быть хозяином над землёй не в песне, а на своём, пусть небольшом участке. Он должен есть хлеб, выращенный на его земле и его руками, а не «отпущенный» властями. Сегодня уже приняты законы, возрождающие крестьянство. Сегодня люди понимают, что свобода – это отсутствие иждивенчества. Я думаю, что свобода и демократия – это не только права, но и обязанность жить своим трудом. Люди спешат воспользоваться свободой, опираясь на права, предоставленные Конституцией.
Медведь и солнце
Лиса-охотница
Заяц, косач, медведь и весна
Именинный пирог
"Морская болезнь" у космонавтов