С данной работой выступили в республиканской НПК "Отечество", где мы в конкурсе экскурсоводов заняли 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
"М.Мунзук-- легендарный человек тувинского народа" | 47.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
НПК «Отечество»
Тема:
«Легендарный человек тувинского народа
— Максим Монгужукович Мунзук»
Выполнила:
Санчай Милиана — 7кл,
Ак-Дашская СОШ,
Руководитель:
Санчай Чочагай Сатовна —
учитель МБОУ Ак-Дашской СОШ
с.Ак-Даш, 2012
Оглавление:
Введение ….........................................................................................................
Главная часть:.....................................................................................................
1.Биография........................................................................................................
2 Кинороли Максима Мунзука.........................................................................
3 Об оскароносном фильме «Дерсу Узала».....................................................
Заключение........................................................................................................
План работы:
Введение
Главная часть:
1.Биография
2 Кинороли Максима Мунзука
3 Об оскароносном фильме «Дерсу Узала»
Заключение
Введение
15 сентября исполнился бы 100 лет народному артисту РСФСР и тувинской АССР Максиму Мунзуку. В связи с этим знаменательным событием в республике с 10 по 16 сентября 2012 г. проводился комплекс мероприятий, посвященных великому артисту: мастер-классы, кинопоказы, круглые столы, творческие лаборотории и мн.др.
Нашей студии «Шыяанам» посчастливилось быть свидетелями всех этих событий. Мы тоже представили фильм на экологическую тему «Капкан», где я сырал роль лисы и мужика-браконьера.
Национальный музей открыл выставку, посвященную великому артисту Тувы Максиму Монгужуковичу Мунзуку. На выставке представлены документы, фотографии, афиши личные вещи Максима Монгужуковича: по ним каждый посетитель сможет проследить основные вехи жизни этого великого человека, который прославил Туву на весь мир. Так и должно быть, бережно хранить память о замечательных людей - наша главная задача сегодняшнего поколения.
Цель работы: изучить творчество великого артиста, сохранить память о жизни и творчестве народного артиста, легендарного человека тувинского народа Максима Монгужуковича Мунзука.
Объект работы: жизнь и творчество Максима Мунзука, фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросава
Структура работы: работа состоит из введения и трех частей и заключения.
1. Биография
Народный артист России и Тувы, любимец публики, Почетный гражданин городов Дуарнене во Франции, Арсеньева во Владивостоке, Кызыла и Тандынского кожууна, кавалер ордена Дружбы народов, лауреат Государственной премии Тувинской АССР Максим Монгужукович Мунзук запомнился своим зрителям веселым, жизнерадостным, «озорным человеком с молодой душой». Родился он 15 сентября 1912 года в Межегее Оюннарского кожууна (Танды) в местечке Уургайлыг. Ему больше всего запомнилась жизнь в шалаше (а у бедных родителей даже юрты не было), раннее сиротство, голодное детство, непосильный труд на феодалов и редкие встречи с народными сказителями.
Творческую деятельность он начинал с музыки - руководил военным оркестром артиллерийского полка Тувинской Народной Республики (позже вошедшей в состав СССР). В 1939 году Максима Мунзука назначили руководителем впервые организованного в Туве театра-студии "Уран театр", и в историю тувинской культуры он вошел как один из основателей национального театра. Талант Максима Мунзука был поистине многосторонен - он был не только актером и режиссером, он собирателем национального музыкального фольклора, был певцом и композитором, занимался педагогической деятельностью. Им сыграно огромное число ролей самого различного характера и плана на сцене Тувинского музыкально-драматического театра имени В.Кок-оола. В кино Максим Мунзук дебютировал в 1971 году, в фильме "Пропажа свидетеля". Всего же актер сыграл более чем в двадцати лентах, среди них - "Предварительное расследование" (1978), "По следу властелина" (1979), "Последняя охота" (1979), "Прогулка, достойная мужчин" (1979), "Валентина" (1981), "Месть" (1990). Но наиболее выдающимся достижением Максима Мунзука стала заглавная роль в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала". Картина вышла на мировой экран в 1975 году и была отмечена многими кинематографическими наградами, в том числе и "Оскаром" как лучший иностранный фильм.
О семье Мунзук. Галина Мунзук — была актрисой тувинского театра, в настоящее время депутат Совета Федерации. Сын Эрес — был художник-декоратором театра, Светлана Мунзук — была режиссером тувинского телевидения, в настоящее время директор фонда «Дерсу Узала». Сын Мерген был командиром экипажа аэрофлота, неоднократно избирался депутатом верховного совета республики. Сын Орлан — инженер автотранспортного цеха Тувинских электрических сетей. Все Мунзуки хорошо играют на пианино, народных музыкальных инструментах, любят петь. Быстро, будто вода в горной реке течет время. В коловороте событий мы не замечаем тех изменений, котроые происходят на наших глазах. Батрак Монгужук не знал слова «артист». Он не мог даже представить, что его сын выучится грамоте, побывает в Японии, Франции, ФРГ, что внук будет летать за штурвалом самолета. Сегодня культуру увы невозможно представить без театральной династии Мунзуков. Всю свою жизнь народные артисты РСФСР Кара-кыс и Максим Мунзуки отдавали детям и творчеству.*
В 1994 году объявлен год семьи мира. Эту замечательную семью считали одним из семей мира из Тувы.
____________________________________________________________________________________
* Великий артист из рода оюннаров, Кызыл: 1992, стр.15
2. кинороли Максима Мунзука
Талантливым тувинским актером, режиссером, исполнителем и собирателем тувинских народных песен М.М.Мунзуком были сыграны немало ролей в художественных фильмах. Первый фильм о Туве с его участием — «Люди голубых рек», кинорежиссера Андрея Апсолона был снят киностудией «Ленфильм» в 1959 году, где он сыграл роль старика-колхозника Делгера.
«Фильм «Пропажа свидетеля» стал для папы трамплином на кинематографическом Олимпе» — пишет в своих воспоминаниях дочь Максима Мунгужуковича Светлана Мунзук. С 1972 по 1992 годы, после ухода на пенсию, Максим Мунгужукович снимался в 22 фильмах самых разных киностудий. Перед кинокамерой артист жил естественно, не меняя в себе ничего, вживался в роль крепко и был всегда убедителен. И кинорежиссеры его снимали охотно. В.Назаров («Мосфильм») снял его в двух фильмах: «Пропажа свидетеля» и «Голубка». Назовем неполный перечень его ролей в кинофильмах: «Предварительное расследование», А.Разумовский, лесник Арсе; «Сибириада», А. Михалков – Кончаловский, дед Ханты; «Валентина», Г.Панфилов, старый эвенк Еремеев; «Последняя охота» И.Шешиков, эскимосский шаман. И еще во многих лентах запечатлен облик тувинского актера, подкупающего везде обаянием и искренностью проживания на экране.
Владимир Хмельницкий со студии „Киевнаучфильм» прилашает тувинского актера сняться в совместном фильме «Алмазные тропы» об одной из ярких страниц советской геологии - открытии алмазных месторождений.*
_________________________________________________________________
*Великий артист из рода оюннаров.МП «Новости Тувы». Кызыл: 1992г.стр41
Потом получает приглашение на роль в фильм «Прогулка, достойная мужчин».
Пользующаяся в свое время популярностью серия фильмов об участковом Сережкине получает свое продолжение в фильме «Предварительное раследование». И здесь местный охотник Арсе помогает милиционеру выяснить тайну пропавших с дальневосточной речки тлотов.
Сродни образу Дерсу Узала видит зритель Максима Мунзука в фильме «По следу Властелина» в роли сторожа и охранника дальнего заповедника Угадайкина. Та же преданность природе, миру тайги, то же понимание вечной связи человека с миром животных. В фильме Михалкова-Кончаловского «Сибириада» он снимался в роли Федьки и дочь Галина Мунзук в роли Федькиной дочери. В 1979 году Красноярска снимало ленту к 35-летию Советской Тувы «Два времени - одна судьба». В эпизодах о тувинском театре также снимался М.Мунзук.
Именно для Максима Мунзука писал роль Ильи Еремеева в сценарии к фильму «Валентина» Глеб Панфилов, которого после съемок Мунзук назовет «советским Куросавой». В двухсерийном телевизионном художественном фильме «Схватка» Максим Мунзук снимался в дуэте с Арменом Джихарганяном. В этой же киноленте снялись Кара-кыс Мунзук, дочь Галина Мунзук в эпизодах внук Аяс.
Максим Мунзук снмается практически на всех киностудиях страны. После съемок фильма «Схватка» его приглашает киностудия имени А.Довженко для работы в фильме «Игорь Саввович».
На «Белорусьфильме» Мунзук ирает старика на собачьей упряжке в работе режиссера Оксаченко «Приказ». Роль старика узбека предлагают Мунзуку в в картине «Время летать» режиссера А.Сахарова. А в одной их последних киноработ Максим Мунзук играет роль старого калмыка — деда Анджа. Она — одна из главных в латышкой картине «Гадание на бараньей лопатке».
Казакский кинорежиссер Е.Шинарбаев приглашает Максима Мунзука сняться в киноленте «Месть».
Совмесной работой японской студии «Тоэй» и советского «Мосфильма» стала лента «Северное сияние», где Максим Мунзук сыграл роль старика эвенка. Этот роль считается одним из последних киноролей Максима Мунзука.
3 Об оскароносном фильме «Дерсу Узала»
Посмотрев кинокартину «Пропажа свидетеля» Акира Куросава, японский режиссер с мировым именем, утвердил его на главную роль в фильме «Дерсу Узала». Актер сыграл роль охотника-проводника русского исследователя Дальнего Востока Арсеньева. Так роль Дерсу Узала Максиму Мунзуку принесла известность международного плана и много наград. А самое главное для артиста было признание и благодарность его зрителей, простых людей. «Мунзук и Дерсу Узала — для нас, зрителей, одно и то же лицо. Лицо вековой мудрости и доброты, не проходящей даром человеческой старости» — писал, в то время, зритель, прикованный к постели, Сергей Коновалов из Воронежа.
Советско-японский фильм «Дерсу Узала» кинорежиссера Акиры Куросава в 1976 году получил высшую кинематографическую награду американской киноакадемии – «Оскара».*
В 1977 году Максиму Мунзуку была присуждена премия французских кинокритиков за лучшую актерскую игру в фильме « Дерсу Узала»**
Дерсу Узала1975
Фильм рассказыает об увлекательных путешествиях замечательно русского ученого и писателя В. Арсеньева. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала — мудрого, доброго и отважного человека,связанного с Арсеньевым искренней дружбой. Максим Мунзук принес на экран спокойное достоинство и тихую мудрость своего героя. _____________________________________________________________
*(По информации отдела культуры и искусства тувинского национального музея)Светлана Тулуш, пресс-секретарь музея.
**Васильев Владимир Николаевич. Путь на экран.Кызыл:1982, стр.179
И с приходом Дерсу Мунзука стало как-то спокойнее в отряде Арсеньева- Соломина. Со старым охотником гольдом можно было ничего не бояться: ни топких болот, ни бурных рек, ни коварных проделок и хунхузов. Ведь Дерсу все знает все умеет. И старый мудрый гольд постоянно находит подтверждения справедливости этого мнения о нем.
Мир для Дерсу — это реки и горы, деревья и звери, птицы и растения. Ведь недаром все, что населяет тайгу,он называет одним обобщающим словом - «люди». Какзакам из отряда Арсеньева странен и непонятен этот старый маленький охотник.
Вспомним эпизод, когда неострожный казак бросает остатки мяса в огонь. Дерсу Мунзук неузнаваем: всегда внешне спокойный, он вдруг начинает кричать на казака — придут сюда «люди», росомаха ли, мышь, тигр ли, съедят это мясо. Забота Дерсу о животных, как о своих друзьях, воспринимается нами как уподобление Дерсу самого себя животным и птицам. И потому ему в свою очередь непонятные действия казака.
Старый охотник верит в лесного духа — каньгу, и полно драматизма его искреннее переживание смерти огромного тигра Амбы, причина которой по мнению Дерсу, его случайный выстрел. Драматизм усиивается еще и тем, что все последующие выстрелы из ружья он объясняет не срарческой болезнью глаз, а местью все того же Амбы. Очень тонко подмечает смену настроения своего героя Максим Мунзук: Дерсу как-то вбирает голову в плечи, будто еще меньше ростом становится, притушается блеск его глаз. И наши зрительские сердца начинают биться.
Заключение
"Жизнь невозможно остановить, а значит, и время тоже. Не зря говорят: всему свое время. Действительно так: каждый рождается в свое время и живет в свое время. Имеем ли мы право не уважать минувшее время? Имеем ли мы право судить прошлое? Имеем ли мы право не прощать ошибок? У нас нет такого права. Но есть право анализировать, делать выбор и не повторять ошибок. А главное – помнить и хранить». Эта цитата – из записей Максима Мунзука 1994 года.
Я тоже согласна с этими словами мудрого человека.
«Я был страстным охотником,ежегодно зимой уходил в тайгу. Но после 1974 года не мог поднять руку на зверя. Помните, у Дерсу: вода-люди, огонь-люди,дерево- люди,росомаха – люди. Все живое вокруг – люди, и Дерсу живет не один, а среди людей в тайге по законам добрососедства.» - вспоминает оскарносец. Он и фильм Дерсу Узала прославляли нашу Туву во весь мир. Он остается в наших сердцах всегда! Почему? Потому, что он легендарный человек нашей тувинской земли. Мудрость тувинского народа. Гордость тувинской земли.
Я изучив образа Максима Мунзука ни как не могу понять, как вообще жилось такому мудрому человеку среди нас, среди «простых» людей. Меня поразило его гуманизм. Он для меня остается неповторимой личностью, человеком-загадкой, которой нет разгадки.
Литература:
5. Шын // Максим Мунзук — Дерсу Узала, 2005г, июль 28
6. Эне созу//Мунзуктар. 1994г, сентябрь
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем зимние домики
Философские стихи Кристины Россетти
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ералаш