Данная исследовательская работа по литературе составлена на примерах предсказаний будущего страны и своей собственнолй судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konferentsiyu_2011_god.doc | 97 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников
Предвидения и предсказания в литературе
Направление: гуманитарное
Секция: литературоведение
Ф.И.О. автора: Вострецова Виктория Владимировна
Школа: МОУ «Средняя школа с. Алымовка»
Руководитель: Горбунова Надежда Викторовна – учитель русского языка и литературы
Киренск, 2011
Оглавление
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Русские поэты ХХ века о собственной смерти
Николай Степанович Гумилев....................................................................................5
Осип Эмильевич Мандельштам.................................................................................7
Выводы по главе 1.......................................................................................................9
Глава 2.Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»……..10
Михаил Афанасьевич Булгаков................................................................................11
Андрей Платонович Платонов.................................................................................12
Евгений Иванович Замятин ….................................................................................13
Выводы по главе 2.....................................................................................................14
Заключение.................................................................................................................16
Список литературы....................................................................................................17
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение
Человека во все времена тревожил вопрос о его будущем, именно поэтому в разное время были популярны такие предсказатели, как Ванга, Нострадамус и другие. Но не только эти личности, а вообще одаренные люди способны предвидеть будущее, истории известны даже факты письменной фиксации этих предсказаний. Говорим мы сейчас о литературных деятелях и произведениях, тема предвидения в которых так или иначе затронута.
Литература — гуманитарная дисциплина, в ее рамки входит так же и философия, изучение общечеловеческого взаимодействия. На одной из консультаций по обществознанию мы повторяли тему «Истина как метод познания». Учитель читал: «Есть целый ряд провидческих высказываний, сделанных людьми, не считавшими это занятие основным и даже не догадывавшихся о своих способностях. Среди них немало литераторов...». Мне стало интересно найти некоторые подтверждения этому в русской литературе. За помощью я обратилась к своему учителю литературы, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе. Выбрав тему своей работы «Предвидения и предсказания русской литературы», мы поставили следующую цель — найти примеры предсказаний будущего страны и своей собственной судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов, проанализировать достоверность на конкретной исторической эпохе.
Поставленная цель определила и задачи:
1)Найти произведения писателей русской литературы, в которых могут встречаться предсказания как личного будущего, так и государственного.
2)Сопоставить найденный материал с историей.
3)Сделать вывод: насколько предсказание сбылось.
Из поставленных задач вытекает и план нашего исследования:
Глава 1
Русские поэты XX века о собственной смерти
Смертельные пророчества часто проявлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов. Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.
Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр Вампилов мимоходом черкнул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего тридцатипятилетия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка «как хочется прожить еще сто лет, - ну пусть не сто, хотя бы половину»! Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет. Владимир Высоцкий в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь-алфавит: я где-то уже «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало. Когда Валентин Пикуль ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Валентин Савич, русский родился 13 июля 1928г., умер 13 июля 19.. г.» Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.
Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях и других авторов. Например, Н. Гумилева, С. Есенина, О. Мандельштама.
Николай Степанович Гумилев
Употребляя выражение «поэтическое пророчество», авторы статей чаще всего приводят предсказания поэтами собственной смерти. Наиболее впечатляющим примером предвидения собственной судьбы является Николай Гумилев, неоднократно писавший о своей смерти в стихотворениях «Рабочий» (1916), «Я и Вы» (1918 г.), «Заблудившийся трамвая» (1919 г.), «Сонет», «В пустыне» (1908) (см. Приложение 1).
Анна Ахматова так отзывалась о стихотворении «Рабочий» : «Этот визионер и пророк предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы».
Из книги «Африканская охота. Из путевого дневника»:
«А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».
Имеется ли здесь предсказание о своей ранней гибели или речь идет об определенном жизненном настроении и идеале сильного, мужественного человека? Д.П.Святополк - Мирский писал: «В стихах Гумилева господствует редкая в русской литературе нота - любовь к приключениям и мужественный романтизм». Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. Гумилев не боялся смерти - он с ней играл. Об этом свидетельствует рассказ полковника А.В. Посажного: «В 1916 году, когда Александрийский гусарский полк стоял в окопах на Двине, шт.-ротмистру Посажному пришлось в течение почти двух месяцев жить в одной с Гумилевым хате. Однажды, идя в расположение 4-го эскадрона по открытому месту, шт. - ротмистры Шахназаров и Посажной и прапорщик Гумилев были неожиданно обстреляны с другого берега Двины немецким пулеметом. Шахназаров и Посажной быстро спрыгнули в окоп. Гумилев же нарочно остался на открытом... затем тоже спрыгнул с опасного места в окоп, где командующий эскадроном Шахназаров сильно разнес его за ненужную в подобной обстановке храбрость-стоять без цели на открытом месте под неприятельскими пулями».Надо заметить, что сам Гумилев в реальной жизни не переживал за то, что писал о своей смерти. Как сказал А.Н. Толстой, «смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами».
Многие считают, что у необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии В.Н. Тагаццева. 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 лет, б. дворянин, филолог, член коллегии издательства «Всемирная литература», женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петр. боев контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получил от организации деньги на технические надобности...Приговорить к высшей мере наказания - расстрелу»
В 1920 году, как будто заклиная свои предчувствия, поэт говорил: «Нет, я еще совсем не готов к смерти и не изжил всего, предназначенного мне. Мне еще много предстоит». Как-то, то ли в шутку, то ли всерьез, Гумилев сказал, что судьбою ему отпущено 53 года. Судьба сыграла с ним злую шутку, переменив цифры местами. Он погиб в 35. Но ведь 53 года Гумилеву исполнилось бы в 1939 году. Вряд ли пережил бы эти годы этот «рыцарь старого мира».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что прославленный поэт не только указал дату своей смерти, но и предвидел ее причины - участие в заговоре, и казнь, как следствие данной оппозиции.
Осип Эмильевич Мандельштам
Одним из поэтов, также предвидевших свою кончину, был Осип Мандельштам. Источником предчувствий смерти было необыкновенно чуткое восприятие проявления зла в этом мире и сознание своей трагической беспомощности перед лицом царящего в нем насилия.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей. (см. Приложение 2)
Эти строки явно свидетельствуют о том, что поэт противопоставляет себя эпохе, которая не воспринимает его не тем, кем он являлся на самом деле «Но не волк я…».
Уже в раннем, 1911 года, стихотворении из сборника «Камень» поэт писал:
Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда они везут меня.
И снова перед нами антитеза «Я- Люди», причем судьба лирического героя именно в их руках.
Это чувство не ослабело с годами, напротив, мы наблюдаем градацию противостояния, отчуждения между героем и эпохой, в которой пришлось прожить:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки (Век. 1922)
А через девять лет поэт написал пронзительные строки, в которых звучит полная покорность перед лицом постепенно надвигающейся насильственной смерти:
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи-
Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду,-
Я за всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесах топорище найду.
(«Сохрани мою речь навсегда...»1931 г.)
Предчувствия О. Мандельштама реальны. Его стихи стали поводом для ареста (он пишет и распространяет среди друзей и знакомых эпиграмму на Сталина : «Мы живем, под собою не чуя страны» (1933)). В мае 1934 года поэт был арестован и сослан в г. Чердынь - на -Каме, потом переведен в Воронеж. В 1937 году Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. 2 мая 1938 года Мандельштам вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь. О.Э Мандельштам погиб 27 декабря 1938 года под Владивостоком, в пересыльном лагере на Второй речке в тайниках подчиненного государству пространства.
Выводы по главе 1
Как же объяснить этот необычный дар ясновидения у творческих людей? В научных пророчествах мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах и космос, кишащий межпланетными путешественниками. Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды. Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»
Глава 2
Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков
Анализируя лирические произведения, я встретила строки, в которых говорится как о собственной судьбе, так и о доли государства не только Российского, но и других…
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»
Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят в пример стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830 г.) (см. Приложение 3.)
Рассмотрим данное произведение более подробно.
«Настанет год, России черный год» - Можно предположить, что в этих строках говорится о 1918 годе - тяжелом, траурном для страны, об этом свидетельствует эпитет «черный».
«Когда царей корона упадет»-1918 год - прекращение монаршеской власти и приход к власти большевиков, т.е не самовольное отречение от престола царя, а насильственное.
«Забудет чернь к ним прежнюю любовь» - под «чернью» понимается толпа (см. Приложение 3). Новая власть потеряла доверие в глазах толпы.
«И пища многих будет смерть и кровь» - в эти страшные годы Гражданская война(1914-1917 гг) захватила людей, которые ничего не могли сделать, кроме того, что постоянно сражаться
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон
Новая власть не только не может защитить невинных людей, но и диктует свои правила. Можно предположить, что имеются в виду массовые репрессии, которые оставили вдовами жен и сиротами детей.
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел
Смерть была массовой. Дух ее ходил между людьми, и они чувствовали ее
близкое присутствие. Тогда умереть своей смертью было редкостью.
И станет глад сей бедный край терзать
- годы массового голода.
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек
Цвет зарева — алый. Этот цвет издревле имеет значение трагического, страшного будущего, не предрекающего ничего хорошего. К власти приходит коммунизм (красные). «Мощный человек» - подразумевается В.И. Ленин - первый вождь после царской власти. Людей стали насильственно заставлять любить новую власть.
И ты его узнаешь и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож,
Ленин - человек, образ которого ассоциируется у людей с кровью и насилием. Не имея в руках оружия, он с помощью своей силы причинил им столько мук, сколько бы ни смог сделать никто другой.
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон,
На страдания людей никто не обращает внимания. Власть была настолько бездушна, что муки людей стали обычным состоянием
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом
Вспомните, как изображался вождь Ленин на фотографиях (в плаще с гордо поднятой головой). Мы можем сказать, что и тут Лермонтов не ошибся в описании человека, нагнетающего страх на народ.
Итак, можно сделать вывод о том, что в своем стихотворении «Предсказание» М.Ю. Лермонтов смоделировал развитие государства за два столетия до начала названных событий.
Михаил Афанасьевич Булгаков
М.А. Булгаков был своего рода пророком. Примером тому могут служить строки, написанные после окончания Первой мировой войны: «... западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!»
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в повести «Собачье сердце».
В 1925 году Булгаков написал «Собачье сердце». Его сатирическая фантастика предупреждает Россию о грядущих изменениях. Притом люди сами создадут такое положение. К власти придут большевики, обезоружить которых будет невозможно. Об этом и пытался предупредить нас автор. Вспомните, как Шариков вел себя, почувствовав небольшую свободу - громил все на своем пути, будь то горшок с цветком или чужая вещь. Булгаков предвидел «чистки» 30-х годов, уже среди самих коммунистов, когда одни карали других.
Истина произведения актуальна и сейчас - ученые стремятся создать что-то сверх человеческого разума. Но думают ли они о том, что последствия окажутся плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов»? Вряд ли...
Могу предположить, что должно пройти еще много лет, прежде чем стереотипы и мировоззрение людей поменяются. И произведение Булгакова «Собачье сердце» - тому доказательство.
Андрей Платонович Платонов
Настоящий писатель - это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель - это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано в литературе жанра утопии (см. Приложение 4). В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии (см. Приложение 4). Повесть «Котлован» А.П. Платонова является антиутопичной, то есть, заглядывая в будущее, несет недоброе пророчество.
Платонов показывает, что разрушение народной культуры в результате революционного эксперимента катастрофично по своим последствиям. Люди нужны только в качестве работников государству. Строительство котлована в повести - это строительство коммунизма. Платонов дает понять людям, читающим данное произведение, что «Светлого будущего», которое так ждут люди при такой политике, не будет. Он предвидит, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, страна возвратится к «военному коммунизму». Крестьянство же обречено на уничтожение. Человек будет работать до изнеможения, слабея как духовно, так и физически. А когда его силы будут уже на исходе, его выкинут как ненужную вещь. Через главного героя Вощева Платонов показывает, что станет с теми, кто не будет соответствовать сложившемуся режиму. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция - той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся - кто работать будет?».
«Платонов, в отличие от этих знаменитостей, практик, - подмечает писатель Андрей Битов. - Он не воображает будущее, он переживает его, он уже испытал его на опыте своей инженерной работы в строящемся социалистическом государстве... Платонов описывает то, как люди, работающие на этом котловане подавляли, убивали в себе мысли, тем самым превращаясь в безличную массу или колхоз (от названия ничего не меняется).
Евгений Иванович Замятин
Похожий сюжет развивается в романе Е.И. Замятина «Мы». Произведение проникнуто раздумьями о российской постреволюционной действительности. В нем угадываются мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. В романе в фантастическом и гротесковом облике предстает взгляд в будущее. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели», и здесь нетрудно провести параллель с современной писателю действительностью.
Перед нами разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства. Воздушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняв у него свободу и воспитав в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что «это счастье» - в отказе от «я» и в растворении в безличном «мы». Тем не менее, есть в произведении и оптимистичные ноты, которые оставляют надежду на то, что людей не так уж просто сделать бездушными роботами.
В то время предсказания Замятина казались нелепыми. Но в настоящее время мы осознаем, что еще до изобретения простого телевизора, разнообразных технологий, космоса, Е. Замятин увидел все это в будущем. Если прочитать некоторые отрывки произведения «Мы» (см. Приложение 5), то можно увидеть в них космос, роботов. Невероятно, но факт! Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Но не все поддаются такой операции. И остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме.
Выводы по главе 2
Поскольку будущее есть продолжение настоящего, то у человека есть возможность с помощью естественных способностей строить определенный образ некоторых грядущих событий. Каким же образом происходит это таинственное предчувствие будущего? Увидеть ведь можно только то, что есть, а то, что есть - это уже не будущее, а настоящее. И когда о будущем говорят, что его «видят», то видят не его - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже налицо. Не будущее, следовательно, а настоящее предстает видящим, и по нему предсказывается будущее, представляющееся душе... Не каждый человек обладает таким даром. Это и делает честь данным писателям
Заключение
Рассмотрев некоторые произведения русских поэтов и прозаиков, содержащие предсказание как собственной судьбы, так и участь государства, я пришла к следующим выводам:
В заключение стоит отметить, что тема предвидения весьма актуальна и неоднозначна. Этим и объясняется интерес многих людей к ней. В своей работе мы затронули лишь часть произведений, посвященных данной теме, но в будущем мы планируем более подробно рассмотреть пророческие произведения зарубежных авторов.
Список литературы
1) Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию -М: Вако, 2010. - 350 с.
2)Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений /Агеносов В.В. И др.; под.ред. В.В.Агеносова.-13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 492 с.: ил.
3)Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Том 1-й. - М.: Правда, 1988. - 720 с.
4)Мандельштам О. Отклик неба: стихотворения, критическая проза. - Алма-Ата: Жазушы, 1989 - 288 с.
5)Предсказания в литературе. www/predskazaniya.ru.
6)Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов: Учпедгиз, 1955. - 179 с.
7)Торкунова Т.В. Как писать сочинение: Айрис, 1996. - 222 с.
8) Французская революция. Кн V: Террор в порядке дня. Гл.3.
9)Энциклопедия русской литературы: CD — диск,: М, 2008.
10)Юрьева О.Ю. Серебряный век русской поэзии (учебное пособие). - Иркутск:
Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2001. - 311 с.
Приложение 1.
Николай Гумилев
Рабочий
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век...
Все товарищи его давно заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
1916
Я и Вы
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!
1918
Заблудившийся трамвай
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, - конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет.
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода -
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И все ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
1921
Сонет
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман...но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
В пустыне
Давно вода в мехах иссякла,
Но как собака не умру:
Я в память дивного Геракла
Сперва отдам себя костру.
И пусть, пылая, жалят сучья,
Грозит чернеющий Эреб,
Какое странное созвучье
У двух враждующих судеб!..
Пред смертью все, Терсит и Гектор,
Равно ничтожны и славны,
Я также выпью сладкий нектар
В полях лазоревой страны.
1908
Приложение 2.
Осип Мандельштам
Как кони медленно ступают...
Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.
А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу
Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.
1911
Век
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь - строительница хлещет
Горлом и земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником волна.
Словно нежный хрящ ребенка
Век младенческой земли.
Снова в жертву, как ягненка,
Темя жизни принесли
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.
И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.
Кровь - строительница хлещет
Горлом из земных вещей
И горящей рыбой мещет
В берег теплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб
1922
Сохрани мою речь навсегда...
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я- непризнанный брат, отщепенец в народной семье-
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи,
Как, нацелясь на смерть, городки зашибают в саду-
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесах топорище найду.
1931
Приложение 3.
М.Ю. Лермонтов
Предсказание
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
1830
А.С. Пушкин
Поэт и толпа
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
"Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?"
Поэт
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь Бог!., так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Чернь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; -
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, - полезный труд! –
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
1828
Приложение 4.
Утопия - (от гр. utopos, u-нет, topos- место,-место,которого нет)- произведение, изображающее фантазию писателя, неосуществимую в жизни мечту , как существующее в действительности.
Так назвал английский мыслитель Томас Мор (XV в.) свою фантастическую повесть об острове Утопия, где люди живут в условиях осуществленного в жизни идеального, по представлениям писателя, общественного строя.
Антиутопия - фантастическое изображение будущего человечества в негативном аспекте. Например: Оруэлл «1984», Е. Замятин «Мы».
Приложение 5.
Цитаты из романа Е. Замятина «Мы»
1) «Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. 1000 лет назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах,-быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово».
2) «И я вижу: пульсирует и переливается что-то в стеклянных соках «ИНТЕГРАЛА»; я вижу: «ИНТЕГРАЛ» мыслит о великом и страшном своем будущем, о тяжком грузе неизбежного счастья, которое он понесет туда вверх, вам, неведомым, вам, вечно ищущим и никогда не находящем. Счастье вы найдете и будите счастливы,- вы обязаны быть счастливыми и уже недолго вам ждать».
3) «Я видел: по Тэйлору, размеренно и быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. По стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища- краны, и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла» свои грузы. И это было одно: очеловеченные, совершенные люди. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка. Скорее-вниз,к ним, с ними!»
4) «Знакомо ли вам это чувство: когда на аэро мчишься ввысь по синей спирали, окно открыто, в лицо свистит вихрь-земли нет, о земле забываешь, земля так же далеко от вас, как Сатурн, Юпитер, Венера? Так я живу теперь».
Зимний дуб
Барсучья кладовая. Александр Барков
Весёлая кукушка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Иван Васильевич меняет профессию