В презентации представлен материал по песенному фольклору села Новоуральск, рассказано о работе учащихся и специфике песенного фольклора.
Вложение | Размер |
---|---|
pesennyy_folklor_sela_novouralsk.pptx | 1.64 МБ |
Слайд 1
МБОУ«Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области» «Оренбургский край- люби его и воспевай!» Русские народные песни села Новоуральск Выполнила : Колчева Мария , ученица 9 класса Руководитель: Гусева В.А.Слайд 2
Оренбургский край всегда характеризовала устойчивая песенная традиция. Она представлена казачьим песенным фольклором. Казачьи песни собирали и изучали: В.И. Даль, семья Языковых, М.И. Михайлов (поэт и революционный деятель), один из основателей ученой архивной комиссии в Оренбурге - А.В. Попов и др. Ценители казачьего фольклора как в дореволюционный период, так и в советское время. Одним из первых сборников, куда вошли оренбургские казачьи песни, собранные В. Далем, был сборник И.Л. Сахарова «Песни русского народа» (1838-1839 гг. ).
Слайд 3
Семья Языковых была помощницей П.В. Киреевского, именно от них он получил «богатые материалы» из Симбирска и Оренбургской губернии. Особое место уральским песням уделял современный исследователь Александр Иванович Лазарев. Он подчеркивал, что изучение «культур» региона углубляет наши представления об исторических и культурных связях той или иной местности с жизнью народа всей страны.
Слайд 4
Своеобразием фольклора Оренбуржья была развитая песенная традиция бытование различных песенных жанров. За всю историю бытования произошли изменения и в содержании, и в форме: многие казачьи лирические песни воспринимаются как исторические, народная песня сливается с литературной. Сама песня, как жанр, становится короче, соединяясь, а иногда и превращаясь в частушку. Именно эти особенности отразились в песенном фольклоре села Новоуральск .
Слайд 5
Ребята нашей школы собирают песенный фольклор села, занимаются проектной деятельностью и стараются бережно относится к песенному наследию. В песенном фольклоре бытует старинная лирическая песня, современная лирическая песня, частушка. Старинные песни - хранит старшее поколение. Современные - среднее. Все песни о любви (любовные), но разработка любовной темы различна. Старинные песни имеют драматическую окраску.
Слайд 6
Каждая песня по-своему передает лиризм, чувства героев, по-разному звучит в разном исполнении. Так было с песней «На речке, на речке», которую исполнили несколько певцов, демонстрируя индивидуальную манеру исполнения. Собраны варианты песни «Пряха».Для песен характерно обращение к природе, к птице.
Слайд 7
Современные песни села близки к частушке по оптимистическому звучанию и форме. Про такие песни М. Горький сказал: «Настоящая народная песня за внешней красотой не гонится, но умеет говорить самыми простыми словами ». Песни эти, близкие к частушке, говорят о сельском труде и любви («На горе колхоз», «На речке, на речке», «Во субботу день ненастный» и др.)
Слайд 8
Именно младшее поколение, в основном, знает песни общеизвестных авторов («Стану я черемухой» слова В. Бокова, музыка Н. Поликарпова и др.)
Слайд 9
Записи песен села Новоуральск показывают, что в настоящее время к народным лирическим песням присоединяются «жестокие романсы» ,есть казачьи песни, баллады. Среди них: «Вдоль по улице метелица метет» (слова неизвестного автора, музыка А. Варламова), «Позарастали стежки-дорожки»...)
Слайд 10
Записи песен подтверждают жизненность песенного фольклора, дают понять, какие песни лучше сохранились и шире бытуют. Они свидетельствуют о сложном процессе взаимоотношений различных песенных жанров.
Слайд 11
ПЕСНЯ МОЕЙ БАБУШКИ ( СОБРАНО ОТ Свиридовой Р.П.) Не бушуйте вы, ветры буйные , Не шумите вы, леса тёмные! Ты не плачь, не плачь, красна девица, Не слези лицо прекрасное! — Уж я рада бы не плакала, — Сами плачут очи ясные, Возрыдает ретиво сердце, Все тужа-плача по мило́м дружке; Что один у меня был свет ночью, Да и тот вон выкатается; Что один у меня был милой друг, Ах, и тот от меня отлучается — И тому-ли служба сказана, И дороженька широкая показана. Ты дородной доброй молодец, Удалая твоя головушка, Ты куда, мой свет, снаряжаешься? Во которую дальну сторону, Во которую незнакомую: Ты в Казань город, или в Астрахань, Или в матушку каменну Москву, Или в Новгород, или в Петербург? Ты возьми, возьми меня с собой, Назови ты меня родной сестрой Или душечкой молодой женой. — Что в ответ сказал доброй молодец: „Ах ты, свет мой, красна девица! Что нельзя мне взять тебя с собой, Мне нельзя тебя назвать сестрой Или душечкой молодой женой: Про то знают люди добрые, Все соседи приближенные, Что нет у меня родной сестры, Нет ни душечки молодой жены, Что одна у меня матушка, Да и та уже старехонька.“
Слайд 12
Лирическая песня «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул «сердечный друг». В песне героиня раскрывает свои чувства. Этому помогает композиция произведения - монолог. Песнь начинается обращением лирической героини к «ветрам буйным». Она говорит о них, как о живых существах («не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные, не тревожьте мои мысли скучные…»). Героиня изливает им всю душу, рассказывает о своем большом горе, словно просит посочувствовать и помочь чем-то. Она обращается к ветрам, как к матери или к очень близкому другу. Природа словно отражает душевное состояние девушки. В героине как будто все кипит, надвигаются темные страшные тучи. Она страдает и не знает, кому поведать об этом. И находит необходимого ей собеседника в природе. А ветры как будто переживают за героиню, они «бушуют», волнуются. В природе чувствуется сострадание, и словно скоро пойдет дождь – она заплачет. В произведении картина окружающего мира помогает прочувствовать состояние души лирической героини. Используется прием психологического параллелизма.
Слайд 13
П.П. Малый, уральский композитор, занимавшийся изучением оренбургского песенного фольклора, особое внимание уделил музыкальному своеобразию уральских песен, их богатству и разнообразию « ладовоинтонационного содержания». Именно с этой тоски зрения мы говорим не только об общих поэтических языковых чертах в оренбургской песне, но и об особенном языке песен села Новоуральск , где помимо фольклорной лексики, много украинизмов.
Слайд 14
Таким образом, записи песен села Новоуральск , Кувандыкского района дают возможность уловить своеобразие песенного фольклора, его движение, изменение и отношение народа к лирической песне.
Слайд 15
Беречь и хранить песенную традицию села очень важно, поэтому мы гордимся песенной династией Макаровых, успехами песенного коллектива Дома культуры села Новоуральск , который победил в девятом Всероссийском конкурсе-фестивале «Поет село родное»в 2013/14 году. Гордимся нашими бабушками и мамами, которые берегут душу русской народной песни.
Слайд 16
Источники: 1. Русское народное поэтическое творчество/ под ред.А.М Новиковой. -М,1995. 2. Словарь юного литературоведа. Состав. В.И.Новиков. -М,2000. З. Полная энциклопедия быта русского народа.-М.1996. 4. Лазутин С.Г. Композиция лирической песни. –М,1997. 5. Фольклорные записи песен села Новоуральск и фотоматериалы.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Ласточка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Для чего нужна астрономия?
Две лягушки