Живое солдатское слово.
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoe_soldatskoe_slovo.docx | 31.69 КБ |
Введение
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач
Я часто забиралась к дедушке на колени и слушала его рассказы о своём прадеде Почуеве Степане Дмитриевиче. К сожалению, своего прадеда я видела только на фотографиях, но я горжусь им, потому что он оставил мне в наследство огромное богатство – мирное небо, родную землю, дорогих мне людей.
Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для стихов, песен шуток и смеха. И, тем не менее, песни и юмор всегда сопровождали солдата в походе, на привале, а иногда и в бою. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.
Исходя из выше сказанного, мы определили тему нашей работы – «Солдатский фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.»
Объектом данной работы является солдатский фольклор и его жанры.
Предметом – песни, стихотворения военных лет.
Гипотеза исследования – война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское слово.
Целью данной работы является сбор и систематизация материала о фольклоре времён Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Собрать информацию о военном фольклоре из разных видов исторических источников.
2.Поиск архивных материалов: документов, подтверждающих о существовании фольклора в годы войны через обращение в краеведческий музей, читальный зал районной библиотеки.
3.Провести анкетирование с учащимися 4 Д и 4 Е классов.
4. Представить собранный материал учащимся нашей школы.
Методы исследования:
Практическая значимость: наша работа может быть использована учителями начальных классов, истории, литературы для проведения внеклассных мероприятий и уроков.
I. Солдатский фольклор периода Великой Отечественной войны.
1.1. История создания.
Все мы любим девушку «Катюшу»,
Любо слышать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
А друзьям отвагу придает.
Великая Отечественная война была слишком народной, что бы в ней участвовали только профессиональные солдаты. На защиту Родины встал весь народ, именно от мала до велика.
С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания.
Вся история Великой Отечественной войны 1941-1945 писана подвигами. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою – могли только настоящие сыны и дочери своего народа, герои. Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней.
Как ни странно в дни войны,
Есть минуты тишины…
В русской армии одной из таких отдушин всегда был фольклор– живое солдатское слово.
По толковому словарю С.И. Ожегову «фолькло́р» — это народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы; создаваемая народом поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Творцы фольклора многочисленны. Он является выражением народных мыслей и чувств. На каждое событие, в какой-то степени значимое для членов общества, люди реагировали, в том числе и творчески, выражая свое отношение в песнях, анекдотах, поговорках или ярких словечках – присловьях.
Анализ фольклора военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать как о жизни советской армии, так и вообще о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой. Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. Так складывался особый воинский или солдатский фольклор. Именно в живом солдатском слове, неразрывно соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам.
1.2. Классификация фольклора в годы Великой Отечественной войны.
В разных информационных источниках мы нашли разные типы классификации жанров фольклора времён Великой Отечественной войны (Приложение)
Фольклор можно классифицировать по трем основным признакам (первый тип классификации):
1) Объект (герой) фольклорного произведения. Здесь можно выделить два основных объекта. Это образ своего – советского солдата, нашей Родины, народа. И другой объект – Враг: немец (фриц), Гитлер.
2) Жанр фольклорного произведения: стихи, частушки, анекдоты, песни – что можно рассматривать как критерий для классификации.
3) Тематика фольклорных произведений. Тематическая классификация фольклора способствует наиболее точному пониманию солдатского умонастроения (Приложение)
О чем только не думал русский воин – и о своей семье, и о павших в бою товарищах, и о живых еще друзьях! Он смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость... И воспевал доблесть своих сотоварищей (хотя порой был не прочь и пошутить над ними).
Вообще, фольклор Великой Отечественной войны значительно богаче, чем его обычно представляют. Кроме традиционных частушек, притч, стихов, поэм, были в ходу произведения народных острословов, порой имеющие чисто практическое значение, как, например, боевая инструкция: «Ворвавшись в занятый противником дом, если дверь заперта, ломай ее и бросай гранату; увидал противника, строчи из автомата».
Анализируя тематику солдатского фольклора, следует обратить внимание и на образ врага. «Фриц», «немец» – так называли советские солдаты немецких захватчиков. Кроме того, именовали еще его врагом и фашистом или же просто говорили: «он». Опираясь на солдатский фольклор, можно составить некий обобщенный «вражеский» образ. Жадность, пьянство, злость и трусость – вот его отличительные черты.
И все-таки более интересным, на наш взгляд, является фольклорный слой, посвященный советской армии в целом и ее солдату в частности. Это поистине неисчерпаемый кладезь устного солдатского творчества.
В источниках информации нам встретилась ещё одна классификация солдатского фольклора(Приложение).
1.3. Жанровое разнообразие военного фольклора.
Солдатский фольклор имеет следующее жанровое деление (Приложение 1).
Стихи
Неотъемлемой частью творчества были поэтические произведения - стихи, созданные в те «сороковые роковые», изучение и анализ которых помогут нам лучше понять солдатское мировоззрение.
Частушки, забавные сценки.
Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер.
Боевая инструкция, фронтовая мудрость.
Кроме традиционных частушек, стихов, анекдотов были в ходу произведения народных острословов, порой имеющие практическое значение, как, например, боевая инструкция или фронтовая мудрость.
Поговорки и пословицы.
О чем только не думал русский воин – и о своей семье, и о павших в бою товарищах, и о живых еще друзьях. Он смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Размышлял о жизни и о смерти.
Кроме того, меткие выражения, ставшие в годы войны крылатыми, регулярно переносились на плакаты с такими же меткими изображениями и рисунками.
Народная песня.
Народная песня вдохновляла бойцов на подвиги, была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. В годы войны в городах и в сёлах звучали фронтовые песни. Они разносились различными путями – пели раненые в госпиталях, пели демобилизованные в вагонах поездов.
Фронтовики, вернувшись домой, стремились сохранить свои песни военной поры. Некоторые песни поются до сих пор.
Фольклор отражал душу человека на войне. Он возникал под влиянием чувств и переживаний. Русский воин смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Воспевал доблесть своих сотоварищей.
На разных этапах войны имели распространение те темы фольклорных произведений, которые наиболее точно отражали настроения людей в связи с изменением положения на фронтах.
II. Мои исследования.
2.1. Воспоминания прадеда.
Люди, прошедшие войну, — кладезь замечательных историй, забавных и грустных, поучительных и невероятных. В основном эти байки, притчи живут лишь в памяти ветеранов, их близких и потом так и уходят вместе с ними. А как хочется, чтоб не уходили: ни люди, ни их истории…
Мой прадед, Почуев Степан Дмитриевич, любил рассказывать притчу, которая случилась с ним на фронте. Её мне рассказал мой дед Почуев Николай Степанович (Приложение 3)
Мой прадед родился 17 июля 1907г. в деревне Ново-ГеоргиевкаТуймазинского района, в семье крестьянина. Кроме Степана Дмитриевича в семье было еще четверо детей: Митрофан, Тимофей, Мария и Аксиния. Родители работали в колхозе, и воспитанием братьев занимались старшие сестры. На них возлагались обязанности и по хозяйству.
До войны Степан Дмитриевич работал механиком в колхозе. С началом войны, прадед и его братья ушли на фронт. Многое довелось испытать и пережить прадедушке: и отступления, и гибель брата, товарищей. В одном из боёв был ранен в руку, долго лежал в госпитале. Вылечившись, снова поехал на передовую. Через несколько дней был ранен повторно. Опять госпиталь, лечение, а из госпиталя сразу в бой.
До ноября 1942 г. от прадеда не было ни одного письма. В семье потеряли надежду, что он жив. Первое письмо пришло лишь в марте 1943г. В письмах прадедушка писал о тяжелых и кровопролитных боях, о минутах отдыха. Во время таких коротких минутах отдыха, солдаты и пели свои любимые песни, частушки.
2.2. Анкетирование учащихся. Анализ полученных данных.
В опросе приняли участие учащиеся 4 Д и 4 Е классов. Им было предложено ответить на вопросы (Приложение 5)
На первый вопрос «Как вы думаете, было ли место фольклору в суровое военное время?» 32 % учащихся ответили «да», 68% - «нет».
На второй вопрос «Какие песни, стихотворения военных лет вы знаете?» Самая известная песня среди учащихся – «Катюша», ее знают 100% учащихся, 44% - «Смуглянка», 32 % - « В землянке», 46 % - «Три танкиста», 37 % - «Алеша».
На третий вопрос «Можно ли узнать о жизни советского солдата в годы войны через фольклор?» 48 % ответили «да», 52% - «нет».
По результатам опроса можно сделать вывод, что учащиеся очень мало знают о военном фольклоре. С этой целью нами были разработаны и проведены классные часы, на которых учащиеся ознакомились с тематикой солдатского фольклора, его жанровым разнообразием.
Заключение
Фольклор времён Великой Отечественной войны - это только кусочек огромного и красочного мира солдатского слова, осколок «зеркала» солдатской души. Сегодня, незаслуженно забытые, произведения военного фольклора известны лишь узкому кругу специалистов и сохранились в памяти тех, кто пережил войну.
Гипотеза исследования о том, что фольклор военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать о жизни советской армии в годы Великой Отечественной войны, о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой, национальном самосознании народа подтвердилась.
Фронтовой фольклор – это песенная летопись войны, подобная котлу, в котором переваривались, перемешивались все народные традиции, а сама война определяла его тематику, и придавала особый колорит фольклорным произведениям.
В этой работе мы попытались создать представление о воинском фольклоре времен Великой Отечественной.
Это часть нашей истории, нашей культуры. И поэтому его необходимо бережно собирать и изучать.
Список использованной литературы
1. Гончарова А.В. Народные устные рассказы о Великой Отечественной войне и художественная проза 40-80-х годов - Тверь: Золотая буква, 2005.
2. Гончарова А.В. О жанровой специфике устных мемуарных рассказов Великой Отечественной войны // Фольклор Великой Отечественной войны, 2005.
3.Кузнецов А.А., Дневник войны - Ярославль, 1993.
4. Лагздынь Г.Р. Старые дневники и пожелтевшие фотографии, 2009.
5.Москва военная, 1941—1945. Мемуары и архивные документы.- М.: Мосархив,1995.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1997.
7. Пушкарев Л.Н. Досуг фронтового госпиталя: [фронтовой фольклор в годы Великой Отечественной войны] // Вопросы истории, 2005, № 2, с. 149-152.
8. Энциклопедия для детей . История России, ч. 3.- М.: Аванта, 2009.
Разноцветное дерево
Подарок
Как зима кончилась
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна