Имя А.С. Пушкина и строки его стихов живут в нашей памяти, Огромную роль в становлении А.С.Пушкина как поэта сыграли, безусловно, его лицейские наставники, В презентации рассказывается о преподавателях Царскосельского лицея.
Презентация может быть использована на уроках литературы как в младших классах, так и в старших классах.
Вложение | Размер |
---|---|
litseyskie_nastavniki_a.ppt | 497 КБ |
Слайд 1
ЛИЦЕЙСКИЕ НАСТАВНИКИ А.С.ПУШКИНА ЗАТИКЯН ТОРГОМ 8«А» КЛАСССлайд 2
ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕЯ Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лице́й ) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С.Пушкина и воспетая им.
Слайд 3
ПРОГРАММА ЛИЦЕЯ Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году . Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 октября 1811 г. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
Слайд 4
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года ).
Слайд 5
ИЗУЧАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ За это время изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика ); исторические (российская и всеобщая история, физическая география ); физические и математические ( математика , начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование , верховая езда , плавание ).
Слайд 6
ЗДАНИЕ ЛИЦЕЯ Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В.П.Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.
Слайд 7
ВНЕКЛАССНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ В первые годы существования (1811—1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения ( А. С. Пушкин , А. А.Дельвиг , В. К. Кюхельбекер , В. Д. Вольховский , А. Д. Илличевский , К. К. Данзас , М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, другом Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.
Слайд 8
ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, - их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой.
Слайд 9
РАСПИСАНИЕ Вставали мы по звонку в шесть часов— Одевались — шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов — класс. В 9 — чай; прогулка — до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до часу — прогулка. В час обед. От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 — класс. В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам — танцы или фехтованье. Каждую субботу — баня. В половине 9 часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация. В 10 — вечерняя молитва — сон. И. Пущин
Слайд 10
ФОРМА ЛИЦЕИСТОВ Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна. У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом (см.: Сборник постановлений МНП. СПб., 1875, т. 1. С. 215. Приложение).
Слайд 11
УСТАВ ЛИЦЕЯ Основное правило доброй методы или способа учения - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие Из Устава Лицея ...руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитанников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей». Из раздела Устава «Изящные письмена, или словесность»
Слайд 12
ПЕРВЫЕ ВОСПИТАННИКИ Было 30 человек. Среди них кроме А.С.Пушкина его близкие друзья: И.И.Пущин В.К.Кюхельбекер А.А.Дельвиг И.В.Малиновский и др. 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками.
Слайд 13
ЛИЦЕЙСКИЕ ПЕДАГОГИ Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский (1765—1814). После его смерти, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт . Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были Александр Петрович Куницын ,1782-1840, (нравственные и политические науки); Николай Федорович Кошанский , 1781—1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев , 1785—1836, (физические и математические науки); Теппер де Фергюсон ,1768-после 1824, (музыка и хоровое пение) Александр Иванович Галич , 1783—1848, (русская словесность); Федор Богданович Эльснер , 1771—1832,(военные науки); Давид Иванович де Будри, 1756—1821, (французская словесность); Сергей Гаврилович Чириков, 1776—1853, (изящные искусства).
Слайд 14
ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ МАЛИНОВСКИЙ 1765-1814 Первый директор Царскосельского лицея (1811 — 1814). Выпускник Московского университета, дипломат, литератор. Автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М.М. Сперанского.
Слайд 15
НИКЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КОШАНСКИЙ 1781-1831 Профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1811 — 1828), доктор философии и свободных искусств. Умер в 1831 г. Кошанский был самым молодым по возрасту из профессоров Лицея и единственным из преподавателей, имевшим ученую степень. Это был человек передовых убеждений. Николай Федорович Кошанский безусловно сыграл огромную роль в литературном развитии воспитанников Лицея. Выпускник Иван Пущин рассказывал: «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили... Кошанский взял рукопись к себе. Это было чуть ли не в 811-м году, и никак не позже первых месяцев 12-го»
Слайд 16
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КУНИЦЫН 1783-1840 Адъюнкт-профессор (1811 — 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814—1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий. В черновике стихотворения «19 октября», написанного А.С. Пушкиным в 1825 году в честь годовщины Лицея, есть строки, посвященные Куницыну, строки признания его высоких заслуг: Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена...
Слайд 17
А.С. ПУШКИН "...Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению». Директор ИМПЕРАТОРСКОГО Царскосельского Лицея ВАСИЛИЙ МАЛИНОВСКИЙ
Слайд 18
НОВАЯ ЖИЗНЬ ЛИЦЕЯ Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Городецкая роспись
Астрономический календарь. Апрель, 2019
«Течет река Волга»
Сказка про Серого Зайку