Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Или еще проще: многие просто вспомнят эпизод из фильма «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле.
Самый, пожалуй, романтический век, век балов и чудесной музыки, изысканных манер–это XIX век. Галантные кавалеры, красивые наряды, бурные мазурки, стремительный вальс, меланхоличный полонез захватывали танцующих. Именно на балах договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы. А сколько стрел сломал Амур о сердца молодых людей! Интрига была одной из неотъемлемых атрибутов великосветского бала.
В жизни девушки бал занимает особое место. Это своего рода обряд посвящения в общество взрослых.
Посылать билеты на бал полагалось заранее, чтобы гости, а скорее гостьи могли приготовиться: «нужна неделя или две для сборов и для заказов платья, наколок, прически по последней моде или по новому фасону».*
Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Платье для танцев было чуть короче, чем было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток.
Настоящая элегантность проявлялась в простоте и умении одеться гармонично. Простой скромный наряд девушки мог привлечь достойного жениха
Наверное, самое важное значение для успеха любого вечера имеет выбор музыки.
Бал по традиции открывался полонезом - танцем-шествием. Это был самый строгий и самый официальный танец со множеством поклонов и реверансов.
После полонеза следовал вальс. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным. В вихре вальса сначала закружилась Вена, а затем вся Европа.
Не менее популярными на балах были менуэт и гавот. Фавориты моды XVIII века, они пользовались популярностью и в XIX веке. Среди знаменитейших примеров такого рода можно назвать менуэты Гайдна и Моцарта.
Бал – это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века. Мы находим описание балов в поэме Е.А.Боратынского «Бал», в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине», в лермонтовском «Маскараде» и «Герое нашего времени», у Н.В.Гоголя в «Мертвых душах», у Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» и в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».
Бальные традиции XIX века продолжает век XX и XXI. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Он собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, представителей известных общественных организаций, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом.
Впереди – мой настоящий маленький бал – выпускной. Совсем скоро в вихре танца закружатся галантные и мужественные юноши, а девушки в своих длинных нарядах, с прическами XIX века, станут мягче и нежнее. Этот бал откроет дверь в новую, взрослую жизнь и, возможно, станет ступенькой к большому Венскому балу.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_balu.doc | 91.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
ШАРКНИ НОЖКОЙ, СДЕЛАЙ КНИКСЕН…
(БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА)
Творческую работу
выполнила
ученица 11 «Б»класса
Краснова Екатерина
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы высшей категории
Краснова Надежда Федоровна
Саратов
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ШАРКНИ НОЖКОЙ, СДЕЛАЙ КНИКСЕН……………..........................3
1.Бал в жизни русского общества………………………………………………….....5
2. Бальные наряды, аксессуары…………………………………………………….....8
3. «Я помню вальса звук прелестный…»……………………………………………11
4. Тема бала в русской классической литературе…………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………….......18
ПРИЛОЖЕНИЕ: слайды с иллюстрациями в электронном виде
ВВЕДЕНИЕ
Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Или еще проще: многие просто вспомнят эпизод из фильма «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле. Ведь всем кажется, что это прекрасное прошлое, которое не вернуть в наш стремительно развивающийся современный мир. Наверное, каждому из нас хотелось бы побывать хоть раз на балу и прикоснуться к этому прекрасному, волшебному действу.
В этом году меня тоже ждет бал – бал выпускной. Сердце заранее волнуется: ведь это торжество, ожидание радости, чего-то необычного, волшебного, за которым будет новое, еще не изведанное. Поэтому мне хотелось узнать как можно больше об этом действе. Как собирались барышни на бал? Каков был бальный этикет? Какая музыка звучала? Как проходил необычный вечер?
Самый, пожалуй, романтический век, век балов и чудесной музыки, изысканных манер – это XIX век. «Сегодня граф N дает бал в честь своей дочери…» примерно так могла выглядеть статья в светской хронике тех лет. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные, представители «высшего света». Галантные кавалеры, красивые наряды, бурные мазурки, стремительный вальс, меланхоличный полонез захватывали танцующих. Именно на балах договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы. А сколько стрел сломал Амур о сердца молодых людей! Интрига была одной из неотъемлемых атрибутов великосветского бала.
В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не так широко, и все же, надо отметить, что она является ключевой в произведения русских классиков.
Цель моей работы – показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества, и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет.
В работе использованы книги известных литературоведов и историков Ю.Лотмана, А.Валагина, Л.Черейского, Н.Марченко, М.Короткова, а также привлечены книги по истории музыки и танца Д.Кабалевского, В.Пасютинской.
1.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным…
Е.Боратынский
В XIX веке бал становится обязательным атрибутом придворной аристократической светской жизни. М.В.Коротков в книге «Путешествие в историю русского быта» пишет: «Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали».[1]∗
Традиционно бальные сезоны начинались поздней осенью, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб. Разгорался праздник зимой, на Рождество, (25 декабря по старому стилю) и заканчивался в последний день Масленицы. В остальное время года балы устраивались редко. Не принято было веселиться в период постов, особенно Великого, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»:
…съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы, в трауре, так балу дать нельзя…
И в другом месте:
…балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Самыми чопорными и скучными балами были придворные официальные балы. На них собирались тысячи гостей. Такими балами славился Санкт-Петербург, но любили их и в Москве. Московское дворянство являлось особым культурным феноменом эпохи и представляло собой оппозицию чопорному великосветскому обществу Петербурга. Многие писатели отмечали контраст между патриархальной, «милой сердцу» истинно русского человека Москвой и холодным, надменным Петербургом.
Неофициальный характер города налагал отпечаток и на балы. Они часто носили семейный характер. В Москву было принято ездить за невестами. Вспомним пушкинское «…в Москву, на ярмарку невест». В стихотворении «Всеволожскому» поэт с улыбкой называет город «премилой старушкой»:
В почтовой кичке, в шушуне,
Москва – премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавой, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
В провинции часто давались общественные балы. Средства на них собирались в складчину, либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.
Проводились и благотворительные балы. В залах устраивали благотворительную торговлю, и все вырученные средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавшего от стихийного бедствия и т.п.
В первой половине дня в частных домах или у танцмейстера Иогеля устраивались детские балы. Туда привозили и совсем маленьких детей, и девочек 12-14 лет, потому как 15-16лет – это уже возможный возраст для замужества. Здесь непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство. Вот как описывает детский бал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир», когда на бал приходят прибывшие в отпуск молодые офицеры Николай Ростов и Василий Денисов: «У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подростков, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами подростки, танцевавшие до упаду; это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы… находя в них самое лучшее веселье. В тот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, тем еще более пустили славу эти балы».
Таким образом, мы видим, что в жизни девушки бал занимает особое место. Это своего рода обряд посвящения в общество взрослых.
Обязательной частью бала был ужин, который отличался от повседневного изысканностью блюд. Так как ужин отодвигался на поздний вечер, даже ночь, то он обычно предлагался в облегченном варианте. В разных источниках часто упоминается гурьевская каша, которую придумал повар графа Д.А.Гурьева. Она готовилась из манки на сливочных пенках вместе с грецкими орехами, ананасами и множеством других фруктов. Само собой разумеется, что из кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон.
Русские балы отличались своим размахом и великолепием. У Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» читаем: «Бал был чудесный: зала прекрасная с великолепными хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный…». Иностранцы называли русские балы «сказочными».
2.БАЛЬНЫЕ НАРЯДЫ, АКСЕССУАРЫ
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них
Горят уборы головные.
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды, легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.
Е.Боратынский
Посылать билеты на бал полагалось заранее, чтобы гости, а скорее гостьи могли приготовиться: «нужна неделя или две для сборов и для заказов платья, наколок, прически по последней моде или по новому фасону».[2]∗
Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Дамское бальное платье XIX века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонкой и легкой материи – шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть короче, чем было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось срочно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир»: домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за нетанцующую.
Молоденькие девушки появлялись в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпку без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. Вспомните, знаменитый малиновый берет Татьяны из романа А.Пушкина «Евгений Онегин». Мужчины появлялись на балах без головных уборов.
Нетанцующие дамы (а в их разряд переходили особы 26-28 лет, мужчины таковыми становились с 35 лет) приезжали на праздник в длинных платьях из плотной и тяжелой материи: бального бархата, шелкового штофа, шерсти. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся сорти де баль.
В произведениях русских писателей встречаем такие описания нарядов.
«Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее… Они (девочки Ростовы) были в белых кисейных платьях с розовыми лентами». (Л.Толстой «Война и мир»).
«Анна была не в лиловом, как этого непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была несметна… На точеной крепкой шее была нитка жемчуга».(Л.Толстой «Анна Каренина»).
«…Сквозь толпу приближалась к гостиной княгиня Лиговская и за нею князь Степан Степаныч. Она была одета со вкусом, только строгие законы моды могли заметить с важностью, что на ней было слишком много бриллиантов». (М.Лермонтов «Княгиня Лиговская»).
«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». (Л.Н.Толстой «После бала»).
Настоящая элегантность проявлялась в простоте и умении одеться гармонично. Простой скромный наряд девушки мог привлечь достойного жениха. У Е.Боратынского в поэме «Бал» читаем:
И суетится, и кипит
Толпа поклонников ревнивых;
Толкует, ловит каждый взгляд.
Шутя, несчастных и счастливых
Вертушки милые творят.
Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмачки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в XIX веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты одевать в таких случаях почему-то не возбранялось.
3. «Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ…»
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный,
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
И.Бунин
Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека позапрошлого века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений- там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать…
Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот музыка и праздничное сияние…
Наверное, самое важное значение для успеха любого вечера имеет выбор музыки.
Бал по традиции открывался полонезом - танцем-шествием. Это был самый строгий и самый официальный танец со множеством поклонов и реверансов. Родился он в Польше в XVII веке, а на Руси его называли «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза - восхищение прекрасной дамой. Широко известны полонезы Шопена, Глинки, Козловского, Мусоргского (опера «Борис Годунов»), Прокофьева («Война и мир»). Из-за медленного темпа и несложной техники исполнения в танце могли участвовать все присутствующие, невзирая на возраст. Танцующие пары переходили из бальной залы в смежные комнаты и даже шествовали через весь дом.
Вот как увидел этот праздник поэт Е.Боратынский:
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров…
После полонеза следовал вальс. В основе вальс был народным танцем и нравился поклонникам Руссо за «близость к натуре». Это был простенький танец на два такта, а не на три, как сейчас. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным. В вихре вальса сначала закружилась Вена, а затем вся Европа (вальсы Штрауса, П. Чайковского).
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой –
так писал о вальсе А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»(гл.5, XLI).
Строгие нравы не одобряли вальс. В «Критическом и систематическом словаре для придворного этикета» госпожа Жанлис, известная в свое время писательница и моралистка, возмущалась: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который прижимает ее к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое вальс! Современная молодежь настолько естественна, что ставя ни во что утонченность, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы».
М.Ю.Лермонтов, сам блистательный танцор, так описывает вальсирование Григория Александровича Печорина и княжны Мэри: «…она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей. Она вальсирует удивительно хорошо…».
Насколько чувственным был этот танец, говорит и другое произведение М.Лермонтова – пьеса «Маскарад». На балу во время вальса разыгрывается драматическая история: Арбенин, поддавшись чувству ревности, отравил ни в чем перед ним не повинную жену свою Нину. Композитор Глазунов, сочиняя музыку к постановке лермонтовского «Маскарада», в сцене бала, то есть в главной сцене пьесы, предложил исполнять «Вальс-фантазию» Глинки. Вероятно, он почувствовал в музыке Глинки что-то очень близкое к тому, что происходит в лермонтовской драме, а спустя несколько десятилетий, вальс к «Маскараду» написал известный композитор Арам Хачатурян.
Нельзя не вспомнить и дошедшие до нас два вальса А.С.Грибоедова и его бессмертную комедию «Горе от ума», где действие разворачивается на балу. Вспоминая игру Александра Сергеевича, современники говорили, что у него «звуки сыпались, как ровный мелкий жемчуг по клавишам». Нина Чавчавадзе, жена и друг Грибоедова, любила играть нежную мелодию вальса.
Не менее популярными на балах были менуэт и гавот. Фавориты моды XVIII века, они пользовались популярностью и в XIX веке. Среди знаменитейших примеров такого рода можно назвать менуэты Гайдна и Моцарта.
Многие русские композиторы связывали свое творчество с произведениями А.Пушкина. Среди них – Михаил Иванович Глинка, современник Грибоедова, Лермонтова, Гоголя. Глинка написал множество романсов, которые любили исполнять и на балах, и в литературных салонах Москвы и Петербурга.
Таким образом, мы видим, что музыка, танец имеют свой язык, и слова часто бессильны там, где говорит музыка. Она способна раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки чувств. Не случайно судьбы многих литературных героев связаны с классической музыкой.
4. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Бал – это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века, своеобразный «хронотроп, который выполняет многообразные сюжетные символические функции».[3]∗ Мы находим описание балов в поэме Е.А.Боратынского «Бал», в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине», в лермонтовском «Маскараде» и «Герое нашего времени», у Н.В.Гоголя в «Мертвых душах», у Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» и в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».
Во всех перечисленных произведениях русской классической литературы бал рассматривается по-разному.
У Н.В.Гоголя в поэме «Мертвые души» сцена бала не играет существенной роли. Вместе с автором мы наблюдаем, как Чичиков собирается на бал. «От самого создания света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов: подмигнул бровью и губами и сделал кое-что языком… Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты, мордашка этакой!» - и стал одеваться». Мы видим , как хитроумный Чичиков обманывает всех, получает уважение и благосклонность высшего света города N.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сцена на балу в доме Фамусова является ключевой. Вот после суеты приготовлений появляются первые гости – Горичи. Наталья Дмитриевна полна оживления и кокетства, войдя в залу, прихорашивается и ищет глазами того, кто бы мог полюбоваться ею, замечает Чацкого, рассказывает ему о своем «приобретении» - муже. Затем появляется старуха Хлестова со своим «прелестным шпицем», князья Тугоуховские, влекомые шестью щебечущими дочерьми. Едва появившись на балу, они ищут себе женихов. Язвительная и высокомерная графиня Хрюмина, гордящаяся своей знатностью и французским языком, «отъявленный мошенник» Загорецкий и властная Хлестова, привезшая арапку, Скалозуб, важно преподающий всем устав, - каждый из гостей воодушевлен самоутверждением, и потому не очень нежны друг к другу. Дух общей вражды поддерживается и соревнованием в тщеславии, и поисками женихов. Молчалин в таком обществе необходим « как шумовой отвод»:
Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут впору карточку вотрет!
Присутствие же Чацкого всех раздражает, он уже успел досадить каждому. Оскорблены их лучшие порывы, основания их жизни Чацкий не признает. Раздражение общества ищет выхода и наконец прорывается слухом о его сумасшествии. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой показывает, как откровенно стало одиночество героя: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам».
Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Это их озлобляет, дразнит. Смесь страха и желания потешиться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: «С ума сошел!».
Сцены бала в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» условно можно распределить на три группы: Петербургский бал (1гл.) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (8гл.); Московский бал в Благородном собрании (7гл.); бал на именинах Татьяны в деревне (5гл.). Эти сцены также являются ключевыми. Описание балов, на которые приезжает Онегин, быт, одежда героя, его поведение раскрывают читателю его интеллектуальный облик. Мы видим, как на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.
В «Маскараде» М.Ю.Лермонтова бал становится роковым, Здесь плетутся интриги, разгадываются тайны, из-за нелепого случая, связанного с браслетом, Арбенин отравляет свою жену, а в «Герое нашего времени», где Печорин вьет сети своей игры, заманивая в нее Мери, но сам же становится жертвой Грушницкого, попадая в сети его игры.
Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описывает первый бал Наташи Ростовой на протяжении 4 глав (гл. XIV- XVII,т.II, ч.III). Танцующая Наташа покоряет людей бьющей и играющей в ней жизненной силой. На балу князь Андрей Болконский и Наташа представлены друг другу. Это было какое-то внезапное единение чувств и мыслей двух малознакомых людей. Музыка, танец становятся мерилом душевного равновесия героини, в котором сочетаются духовное и природное начала.
В другом произведении Л.Н.Толстого «После бала» контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцены бала и экзекуция. Автор настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии Ивана Васильевича. Подробно описано поведение полковника с его «ласковой, радостной улыбкой» на балу и «грозно и злобно нахмурившегося» при исполнении наказания.
Так или иначе, а сценам бала русские писатели XIX века уделяли особое место. Как справедливо замечает Ю.Лотман, бал – это «и образ пустой формы, этикетности, и арена соперничества, и холодная, леденящая стихия, и мир чувственных страстей».[4]∗
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что бал был в XIX веке обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни и играл важную роль в жизни русского общества. Церемония балов была строго расписана. Не допускалось никаких вольностей, соблюдался этикет. Особое внимание уделялось бальной одежде и искусству танца.
Бал был не только церемониальным мероприятием, но и местом амурных флиртов и развлечением. Поэтому не случайно тема бала в литературе являлась ключевой. На бальном паркете кто-то принимал важное решение, находил свою первую любовь, а кто-то расставался навсегда. Здесь проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Бальные традиции XIX века продолжает век XX и XXI. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Он собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, представителей известных общественных организаций, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом.
Для меня бал является самым ярким и красочным эпизодом в художественных произведениях. Впереди – мой настоящий маленький бал – выпускной. Совсем скоро в вихре танца закружатся галантные и мужественные юноши, а девушки в своих длинных нарядах, с прическами XIX века, станут мягче и нежнее. Этот бал откроет дверь в новую, взрослую жизнь и, возможно, станет ступенькой к большому Венскому балу.
Список использованной литературы
1.Валагин А. А.Грибоедов «Горе от ума». М.,1992.
2. Грибоедов А.С. Горе от ума. М.,1974.
3.Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. М.,1995.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1976.
5. Коротков М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1993.
6. Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 томах. М.,1990.
7. Литература в школе № 1,2004.
8. Лотман Ю.В.В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
9. Лотман Ю.В. История русской культуры первой половины 19 века. М., 1989.
10. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Литература в школе №2,1998.
11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. М.,1994.
12. Сливицкая О.В. «Война и мир» Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1992.
13. Черейский Л.А. Современники Пушкина. Л. 1981.
[1]∗ Коротков М.В. Путешествие в историю русского быта. М.,1993,с.45
[2]∗ Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Литература в школе, №2, 1998
[3]∗ Лотман Ю.В. История русской культуры первой половины 19 века. М., 1989, с. 98.
[4]∗ Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988, с. 102
У меня в портфеле
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Без сердца что поймём?