Работа ученика Хертека Сайын-Белека соответствует требованиям создания проектной деятельности. Реализация проекта осуществлена в 2014 году в виде экскурсии в город Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_u.t.docx | 18.14 КБ |
Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми
Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 9 города Кызыла Республики Тыва Куулар У.Т.
Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития у детей всех способностей и дарований, чтобы в дальнейшем они могли реализовать себя в профессиональной деятельности. При решении актуальных проблем современной цивилизации общество в первую очередь возлагает надежду на именно на одаренных детей. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей – это поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей. Поэтому в МБОУ гимназии № 9 города Кызыла Республики Тыва в рамках осуществления ФГОС работает над проектом «Научно-методическое сопровождение одаренных детей – стратегический вектор процветания России». Функционирует дополнительное образование, где работают узкие специалисты по разным направлениям.
В федеральной целевой программе “Одаренные дети”, опубликованной в 2003 году, указано, что в процессе обучения одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Как уже было сказано, проектную и исследовательскую работу в качестве новых, прогрессивных форм в школьном образовании принято относить к «Инновационным педагогическим технологиям». «Эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию».
С 2008 года в МЭЛ реализуется надпредметный (межпредметный) проект «Наш земляк – Сергей Шойгу». Межпредметные проекты - это проекты в смежных предметных областях: гуманитарной, естественнонаучной и музыкально-эстетической. Так как в деятельности школьников 12-13 лет самым важным является психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения, то свой проект по повести «Дорогие мои мальчишки» мы назвали «Сказка и реальность: возможны ли вместе…» Данный творческий исследовательский межпредметный проект - возможность познакомить учащихся с жизнью Сергея Шойгу, историей города Чадан, родного города своего земляка и города Кызыл. Один из проблемных вопросов «Что же ты любишь на этой земле?», который решался в ходе проекта, помогал осуществлению воспитания духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, с общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Целью проекта также было обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений, создания своих иллюстраций к тексту.
Стартовая презентация учителя по проекту познакомила учащихся с целями и задачами проекта, вызывала интерес к теме. Для родителей учащихся учителем был подготовлен буклет и выставлен в форуме на сайте МЭЛ, таким образом, родители были проинформированы об участии детей в проекте. Учащиеся с 5 по 11 классы в соответствии со своими желаниями и умениями выбрали тот вид работы, который им по силам, наиболее интересен, соответствует виду их мыслительной деятельности (правополушарные и левополушарные дети). Таким образом, были сформированы группы историков, литераторов, художников, фотографов, экскурсоводов. При распределении обязанностей учитывалось желание учащихся, а также умение рассуждать, делать выводы, оформлять проектную работу.
Далее необходимо провести с учащимися каждой группы обсуждение плана работы, определить лидера, который поддерживает связь с учителем, ведет оценочный лист и указывает, какой вклад вносит каждый в общее дело по созданию проекта.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
1.Посетить музей имени «Буян-Бадыргы» в г. Чадане.
2. Совершить экскурсию в г. Чадан.
3. Историкам провести поиск материала по теме «Родословная семьи Шойгу».
4. Литераторам подготовить материал по теме: «Герой нашего времени – Сергей Шойгу».
5. Фотографам провести фотосессию "Все про нашего земляка".
Марши для детей в классической музыке
Медведь и солнце
Загадка Бабы-Яги
Этот древний-древний-древний мир!
Хрюк на ёлке