КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА Л. ПАНТЕЛЕЕВА
“ДВЕ ЛЯГУШКИ”»
« Не отступать и не сдаваться»
О.С Тутукова
МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 234.
Для учащихся 2-го класса, программа «УМК начальная школа 21- век»
Цели:
Планируемы результаты.
Предметные
Метапредметные.
(познавательные УУД)
(коммуникативные УУД)
(регулятивные УУД)
(личностные УУД)
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, учебник, раздаточный материал, АРМ.
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnyy_list_uchenika.doc | 77 КБ |
konspekt_uroka_chteniya_osnova.doc | 400.5 КБ |
prezentatsiya_uroka.ppt | 2.63 МБ |
samoanaliz_uroka_osnovnoy.doc | 43.5 КБ |
Маршрутный лист ученика 2 класса.
____________________________________________________________________________
- ОТЛИЧНО - ХОРОШО - НАДО ПОДТЯНУТЬСЯ
Лиса | Трусишка, косой |
Медведь | Кумушка, Патрикеевна, сестричка |
Заяц | |
Петух | Косолапый |
Лягушка | Золотой гребешок |
____________________________________________________________________________
БАСНЯ СКАЗКА РАССКАЗ
Барахтаться | Не глубокая и не широкая траншея |
Канава | Делать беспорядочные движения, находясь в жидкости |
Погреб | Настойчивый, стойкий, непреклонный |
Бултыхаться | Кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов |
Упорный | Барахтаться, плескаться |
___________________________________________________________________________________________________________
городская | лесная | ||
Весёлая | |||
Настойчивая | |||
Храбрая | |||
Сильная | |||
Лентяйка | |||
Трусиха | |||
Волевая | |||
Безвольная | |||
Бодрая | |||
Унылая |
На уроке я узнал ...
Я запомню, что ...
Оказывается ...
Я очень рад ...
Теперь я знаю ...
«Не падай духом, борись, ищи,
не отступай и не сдавайся»
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА Л. ПАНТЕЛЕЕВА
“ДВЕ ЛЯГУШКИ”»
« Не отступать и не сдаваться»
О.С Тутукова
МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 234.
Для учащихся 2-го класса, программа «УМК начальная школа 21- век»
Цели:
Планируемы результаты.
Предметные
Метапредметные.
(познавательные УУД)
(коммуникативные УУД)
(регулятивные УУД)
(личностные УУД)
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, учебник, раздаточный материал, АРМ.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Учитель приветствует и знакомится с детьми.
Музыка «Улыбка»
Учитель: Здравствуйте уважаемые члены жюри и пока еще незнакомые мне ученики второго класса. Меня зовут ….. .Я приехала с Астраханской ….. Самое доброе знакомство начинается с улыбки и выражения радости от встречи. Я очень рада встрече с вами. Давайте друг другу улыбнемся.
Мы друг другу повернулись
Мы друг другу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
(слайд анимация улыбка)
П. Сообщение темы урока.
Ну- ка ты проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Учитель: Учебник, конверты с заданиями. У каждого из вас лежит маршрутный лист , на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться)
2.Работа по теме урока.
А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем нашего сегодняшнего урока?
Соедини название животного и его сказочное прозвище.( работа с таблицей).
(Проверка со слайда.)
Какое животное осталось без характеристики?(Лягушка)
Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях.
Где живёт лягушка?
-Кто же герой нашего сегодняшнего урока?(Оцените)
-Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым произведением , где герои не одна, а…
. Давайте его прослушаем.
(Аудиозапись произведения) прослушать
Учитель: Интересно было слушать это произведение? Почему?
Если бы вы были авторами, как бы вы назвали данное произведение?
(ответы детей……….)
Учитель: А автор назвал это произведение «Две лягушки»
(Высветить слайд с названием)
А кто ещё нас конкретно интересует в литературном произведении?( автор)
Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев
Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет.
Учитель: Работаем с маршрутным листом.
Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (проверим) (сказка)
I этап маршрутного листа.
Басня | Сказка | Рассказ |
Обведи правильный ответ |
Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:
(Сдайд: жили были, герои думают, говорят, повторы)
Я хочу вам немного подсказать прежде чем задать следующий вопрос.
Учитель: у этой сказки есть автор. Значит эта сказка -авторская?
Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова. слова.
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
II этап маршрутного листа. (словарная работа)
1. Барахтаться | неглубокая и неширокая траншея |
2. Канава | делать беспорядочные движения, находясь в жидкости |
3. Погреб | Настойчивый, стойкий, непреклонный |
4. Бултыхаться | кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов. |
5. Упрямый | барахтаться, плескаться |
Соедини слово с его значением |
Слайд на доске . Оцените себя.
Тренажёр для глаз
Работа с учебником (страница …..)
- Работаем с учебником. Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.
-Повторим правила самостоятельного чтения.
(1. Работать надо так,чтобы не мешать своим товарищам.
2.Тот. кто прочитал,может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к тексту
Будьте внимательны, читаем все произведение сразу, у меня приготовлено много вопросов.
Учитель: найдите в тексте.
Что случилось однажды с лягушками (они попали в погреб)
Как они оказались в горшке с сметаной
Почему лягушки не смогли выбраться? (у горшка очень высокие стенки)
Какие они были по характеру? (сильная, веселая, трусиха, лентяйка, соня. Слайд )
Скажите как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы детей)
Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя.
Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки?
Подобные ситуации бывают с людьми?
Учитель. Молодцы вы подметили главные черты в характере героев сказки. Давайте составим сравнительную характеристику главных героев. Работаем с маршрутным листом задание № 3…. (слайд с ответом)
III этап маршрутного листа.
1 лягушка (лесная) | Характеристики (соедини стрелками) | 2 лягушка( городская) |
Сильная | ||
Лентяйка | ||
Веселая | ||
Трусливая | ||
Храбрая | ||
Настойчивая | ||
Засоня | ||
Волевая | ||
Унылая | ||
Безвольная | ||
Соедини стрелками |
Учитель: Какую характеристику дали лесной лягушке? Городской?
С какой лягушки надо брать пример?
Для кого написал Л.Пантелеев сказку?( для детей)
А взрослые могут читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)
Вывод: И врослые и дети могут научиться из этой сказки чему?(Выход из трудной ситуации)
Проверка на слайде (самооценка сигнальные карточки)
Физкультминутка
Учитель: сейчас переходим к творческому заданию. Необходимо выбрать модель обложки для данного произведения. Давайте вспомним систему заместителей жанров и тематике.
Учитель: возьмите конверт № 1 и выберите правильную модель обложки. Посоветуйтесь. Докажите. (Сказка, сказка от животных, авторская сказка).
Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые, грустные, трудные. Какая ситуация была описана в этой истории? (трудная)
А.С.Пушкин сказал: «Сказка- ложь, да в ней намёк,добрым молодцам урок…;
- Что автор хотел показать этим произведением? (никогда не сдаваться). Подтвердите словами текста.
- В чем мудрость этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями)
Учитель: Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов как нужно вести себя в трудной ситуации.
Переход к эпиграфу Вы все молодцы, вы на уроке боролись, искали, находили правильные ответы. И если у вас что-нибудь, когда-нибудь не будет получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь, не злитесь, не ругайтесь.
Бороться и искать найти, и не сдаваться,
Хороший девиз во все времена.
Не стоит лишь в силах своих сомневаться.
И давайте скажем хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и не сдавайся»
Рефлексировать это значит анализировать свои поступки или даже мысли. Задумываться о том,почему вы поступили так и не иначе,от чего это зависило, к чему привело в итоге.
Спасибо дети за урок
Сегодня каждый мне помог
Моя визитка в добрый час
Пусть так же выручит и вас. (музыка бороться)
Домашнее задание как напоминание о нашем уроке.
Пословицы (вывесить на доске, и в буклет пословицы народов мира)
Глаза боятся, руки делают.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Храбрость - сестра победы.
Терпение и труд всё перетрут.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Тема урока: «Л.Пантелеев «Две лягушки» УМК «Начальная школа 21 века» Данный урок рассматривается в разделе уроков : О детях и для детей При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
Цели: формирование читательской компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; развитие умения аргументировать свою деятельность, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения.
Метапредметные.
При построении урока внимание было уделено формированию у учащихся УУД (универсальные учебные действия).
(познавательные УУД)
(коммуникативные УУД)
(регулятивные УУД)
(личностные УУД)
Цель ученика: буду учиться высказывать своё отношение к прочитанному , составлять модель- описание, модель обложки.
Данный урок является объяснения нового материала.
На первом этапе активизации формируем личностные УУД- мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность.
С первых минут возникает «интрига» Второй этап- актуализация знаний В начале урока учащиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и правильно их задавать. На этом этапе формировались следующие УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Учащиеся сами смогли определить тему урока и поставить цели.(Регулятивные УУД- формируем умение прогнозировать предстоящую работу). Для поддержания активности и внимания в урок была включена презентация. Герои сказки учили ребят в игровой форме осознанно подойти к процессу чтения, устанавливать причинно- следственные связи. Для активизации в работу была включена проверка, взаимопроверка, анализ оценивания.(Регулятивные УУД).
При работе над произведением , помимо формирования новых знаний . формировались следующие УУД :
Познавательные:
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
На этапе применения знания для понимания прочитанного была предложена работа в парах (Коммуникативные УУД).
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково - символического моделирования: сами составляли модель-описание, модель обложки на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
Элементы здоровьесбережения были использованы две физминутки, чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной атмосферы в классе.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы 21 века», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Солнечная система. Взгляд со стороны
Новый снимок Юпитера
Дымковский петушок
Нарисуем попугая цветными карандашами