. История Родины- это история жизни отдельных людей. Судьбы разных людей как ручейки стекаются вместе, образуя реку- жизнь. Особенно важны в истории судьбы ярких талантливых людей. Их жизнь полна событий, они приносят людям радость своим трудом. Одним из таких людей был наш земляк, Садртдинов Агалям- талантливый мастер и плотник, ветеран Великой Отечественной войны. Он прошел огненные версты ,но не утратил чувства прекрасного, не ожесточился, а наоборот , мечтал о счастливом будущем. Хотелось бы чтобы он , и предметы, сделанные его руками не забылись, а сохранились для будущих поколений.Встреча с такими людьми, как Агалям Сарваевич, помогает узнать историю родного края, понять, как много сил и души вложили наши предки в народную культуру .
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_zemlyaka.docx | 67.61 КБ |
Выполнил: ученик 8 класса
МОБУ СОШ с. Тучубаево
Зарипов Артур
Руководитель: учитель истории
МОБУ СОШ с. Тучубаево
Зарипова Эльвира Фанисовна
2
Оглавление
1. Введение.
2. Цели и задачи.
3. Основная часть.
3.1. Исследование творчества Садртдинова Агаляма.
4. Выводы и заключения.
5. Приложения.
3
Введение
Изучение истории родного края необходимо для лучшего понимания истории. История Родины- это история жизни отдельных людей. Судьбы разных людей как ручейки стекаются вместе, образуя реку- жизнь. Особенно важны в истории судьбы ярких талантливых людей. Их жизнь полна событий, они приносят людям радость своим трудом. Одним из таких людей был наш земляк, Садртдинов Агалям- талантливый мастер и плотник, ветеран Великой Отечественной войны. Он прошел огненные версты ,но не утратил чувства прекрасного, не ожесточился, а наоборот , мечтал о счастливом будущем. Хотелось бы чтобы он , и предметы, сделанные его руками не забылись, а сохранились для будущих поколений.Встреча с такими людьми, как Агалям Сарваевич, помогает узнать историю родного края, понять, как много сил и души вложили наши предки в народную культуру .
4
2.Цели и задачи:
Цель : описание и сохранение творчества Садртдинова Агаляма.
Задачи: 1.Изучение предметов, сделанных руками мастера, сбор фотографий, газетных статей о нем.
2.Опрос родственников и односельчан.
5
3. Основная часть.
История состоит из действий и поступков людей. Одни люди украшают нашу жизнь, а другие – наоборот, совершают плохие поступки. Мне хотелось бы рассказать о человеке, который старался сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей красивей, освещал окружающих своим талантом и трудолюбием. Это житель нашей деревни Садртдинов Агалям Сарваевич. Если ехать по деревне в сторону Каргалов- слева по дороге издалека можно увидеть дом, который выделяется среди обычных домов сельчан. Этот дом невольно привлекает внимание окружающих украшениями, резными узорами на доме, на воротах. ( см. приложение №3).От дома исходит тепло и свет. Конечно же, это тепло и свет человеческих рук. В этом чудесно украшенном доме живет семья Садртдинова Агаляма. Агалям абый- так уважительно звали его односельчане, не был ни профессиональным плотником, ни художником. Сейчас его нет среди нас, но о нем нам рассказала его дочь, Фарида. Родился он в простой крестьянской семье 23 июля 1924 года. Вырос в д. Тучубаево, в 1942 году был направлен на службу на Дальний Восток. Прошел огненные версты войны, в звании сержанта участвовал в освобождении Маньчжурии от японских самураев. Служил в химических войсках на Дальневосточном фронте по специальности химик-дегазатор. О чем есть запись в военном билете № 2840320. За боевые заслуги награжден «Орденом Отечествен-ной войны» 2 степени №9 255797 . (см. приложения). Также Приказом Верховного Главнокоман-дующего ему объявлена благодарность «..за отличные боевые действия в боях с японцами ..» (см приложение). В 1950г вернулся в родную деревню... Выжил после тяжелых ранений- инвалид 2 группы Великой Отечественной войны.
6
После войны жизнь забросила его вместе с несколькими односельчанами в г. Ревда, Свердловской области. Он устроился на завод рабочим. Здесь ему было суждено
познакомиться с с уроженкой Аскинского района Фахимой. Молодые люди полюбили друг друга. Заветной мечтой , повидавшего многое паренька, стало желание построить собственный дом, украсить его своими руками. В 1956 году он вместе с семьей возвращается в родную деревню. Работает в колхозе бригадиром, бухгал -
тером по механизации, 18 лет работал кузнецом на кузнице. 12 лет работал в клубе кочегаром. Не перечислить все те профессии, которыми он овладел. Агалям абый стал главой дружной семьи, вырастил четверых детей.
В 1980 году сбывается мечта- семья переезжает в новый
просторный дом. Каждый день, придя с работы, Агалям абый вооружается линейкой, циркулем, карандашом, топором – и начинает творить. Сначала изготовил гардины для штор. Потом шкафы и столы. Затем потихоньку разные сувениры, подсвечники, веретена, кухонные принадлежности. Слух о талантливом мастере доходит до Янаульского района. Оттуда приезжают с просьбой сделать наличники для окон. Так Янаул стал украшаться трудом мастера. А каких только сувениров нет в этом доме. Когда начался возврат к религиозным основам, Агалям абый смастерил шкатулку- мечеть с тремя куполами. Он очень сожалел о том, что нет в родной деревне мечети.
« Эту шкатулку я сделал для успокоения души, с желая возвращения уважения к религии, -говорил мастер. - Кто знает, может, когда- нибудь и в Тучубаево появится такая мечеть…»
Если откинуть крышку шкатулки, то внутри ее написана краткая история деревни. И так каждый предмет, сделанный
7
руками Агалям абыя, имеет свою историю, и об этом имеется надпись. Например, один из платяных шкафов, сделанный в 1961 году, посвящен полету в космос Ю.А. Гагарина. Или
вечный календарь на ножках, изготовленный в 1983 году-
память о выходе на пенсию. И так многое другое. Выставочными работами полон дом. Вещи, сделанные от души, он не соглашался продать, не смотря на уговоры. «Мастерить на продажу я не могу, годы не те, да и здоровья нет. Да и пенсию во время дают, Живем в достатке, зачем мне их продавать?» - говорил мастер. Щедрость его души проявлялась в том, что он дарил свои изделия , особенно пожилым односельчанам. Его просили сделать палку- трость, веретено, коромысло- все это он делал с любовью и дарил бабушкам- женщинам пережившим годы войны . От этих подарков им становилось теплей . Как понятно из моего рассказа, Агалям абый не получил специального образования, его узоры не взяты из книг и журналов. Они рождены в голове мастера. Он переносил свои идеи на куски липы, сушеной ели и добавлял свое мастерство и талант.
Агалям абыя нет среди нас. Но живут предметы, созданные его руками, передающие тепло его рук и сердца. Его дом по-прежнему украшает деревню и радует местных жителей. Его творения – гордость местного краеведческого музея. Сохранились газетные статьи .Его имя живет в его творениях. Такие люди остаются в истории деревни, их имена передаются из поколения в поколение. И его внуки гордятся своим дедом.
8
Заключение
В данной работе мной и членами краеведческого кружка была проделана большая работа. Мы опросили местных жителей и узнали много интересного о мастерах-умельцах нашей деревни . Ведь материальная культура менее сохранена , чем духовная. И поэтому ее нужно особенно беречь и изучать. Творчеством Агалям абыя интересуется молодежь, у него учились мастерству и терпению. И сейчас много продолжателей его дела. Таким образом , воспитывается интерес к истории дерев ни и страны. Нужно продолжать заниматься поиском талантливых мастеров, которые могут быть забыты незаслуженно.
Приложение №1
Любимое яичко
Финист - Ясный сокол
Сторож
Лиса и волк
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна