Работа представлена на олимпиаду школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность".
Вложение | Размер |
---|---|
grishina_irina_shkola_210.docx | 18.97 КБ |
Комплексный анализ стихотворения
А.А. Ахматовой «Говорят дети»
Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица.
А.А. Ахматова
А.А. Ахматова разделила трагическую судьбу своей родины и своего народа. Она имела право говорить от имени поколения, перенёсшего тяготы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, репрессий 30-х годов, Великой Отечественной войны. А.А. Ахматова стойко выдержала годы запрета печати её произведений. Меня привлекает в её творчестве сочетание тонкой лиричности, исповедальности и мужественности.
Вот и стихотворение «Говорят дети», написанное в 1950 году, стало своеобразным откликом поэта на трагедию Великой Отечественной войны. После её окончания прошло всего пять лет, душевные раны людей ещё не зажили. А дети – это невинные жертвы войны. И не важно, о детях какой страны мы говорим. Детский голос слышен лирическому герою стихотворения из городов разных стран:
И в рупоре сегодня этот голос,
Пронзительный, как флейта. Он несётся
Из-под каштанов душного Парижа,
Из опустевших рейнских голосов,
Из Рима древнего.
Сравнение детского голоса с флейтой не случайно. Звук этого музыкального инструмента и нежен, и звонок. Именно такие интонации у детей. А перенос, который использует автор, подчёркивает стремительность ребёнка. Детский голос становится в этом стихотворении символом жизни, радости, он преодолевает трагедию и ужас войны. Жизнь берёт своё, несмотря ни на что. В этом произведении читатель не видит четкого образа ребенка, отсутствует его портрет, потому что он не важен, так как за этим ребенком «скрываются» души многих детей. Голос ребёнка является здесь собственно лирическим героем стихотворения. Для поэта этот образ очень дорог. Своё отношение к нему А.А. Ахматова выразила с помощью эпитетов и антитезы:
И звуков нет возвышенней и чище,
Не громкие, но слышны на весь мир.
С помощью гиперболы («слышны на весь мир») поэт показывает, что жизнь всё равно побеждает смерть, как зелёный росточек, пробивающийся сквозь камни.
Стихотворение можно разделить на две части: вначале читатель видит чистый и прекрасный пейзаж. А.А. Ахматова использует прием олицетворения («И лету рад и вольно дышит город»). Мы видим, как город живет, и всё в нём радуется лету, ветру, синему цвету моря, зелени лип, самой вечной жизни. Для передачи ощущения радости поэт использует метафору: «В садах впервые загорелись маки». Так ярко-красным цветом в первой строчке и начинается стихотворение. Это сразу создаёт радостную тональность в начале стихотворения. Автор любуется картиной летнего города, поэтому не случайны уменьшительно-ласкательные суффиксы (липок, лёгонькие).
Но в конце первой смысловой части, описания города А.А. Ахматова оставляет многоточие, то есть использует умолчание. Зачем? Наверное, для того, чтобы паузой провести границу между миром и войной. Пауза должна подчеркнуть различие этих миров и ужас прошедшей трагедии. Для выделения контраста используется и слово «вдруг» в начале строчки.
Эти горькие звуки – из хора, то есть их множество. И от этого ощущение величины горя лишь становится сильнее. В этом случае эпитеты «возвышенней и чище» «доводят» образ ребёнка до уровня трагедии. Здесь требуется торжественная интонация при чтении. Ребёнок рождается для жизни, любви, счастья. Но война не считается ни с кем.
И всё-таки голос ребёнка вновь врывается в мир. По-другому не может быть, иначе остановится жизнь. Поэтому
Ему никто не смеет возразить,
Остановить его и переспорить…
Да, голос ребёнка, который является в стихотворении своеобразным лирическим героем, обладает неимоверной силой. Его смерть не может победить. А ведь сколько было страха, трагедий, смертей. Недаром поэт пишет:
О, это тот сегодня говорит,
Кто над своей увидел колыбелью
Безумьем искажённые глаза,
Что прежде на него глядели,
Как две звезды, -
И это тот,
Кто спрашивал:
«Когда отца убили?»
Да, война закончилась, но боль не утихла, раны не зажили. В вопросе ребёнка и заключена его трагедия. Не случайно А.А. Ахматова использует вновь перенос – «и это тот». Таким образом она подчёркивает неоспоримое право детей на жизнь и радость.
Стихотворение заканчивается жизнеутверждающей интонацией. Её помогают создать эпитеты «светлоголовый, ясноглазый», лексический повтор слова «всеобщий». Да, А.А. Ахматова говорит о всех детях мира, потому что трагедия не знает границ и национальностей. Более того, поэт заканчивает стихотворение риторическим восклицанием:
Клянёмся,
Его мы сохраним для счастья мира!
И вновь читатель видит приём переноса. Таким образом интонация клятвы особо подчёркивается. Лирический герой чувствует свою ответственность за судьбу жизни на планете, за судьбу детского голоса.
Стихотворение не разделено на строфы. Это говорит о его смысловом единстве. Да, настроения, интонации в нём сменяются, но они имеют здесь более тесную связь, нежели стихотворение было бы разделено на строфы. Иначе оно потеряло бы своё своеобразие. Кроме того, в произведении строчки разной длины и рифма отсутствует, то есть автор использует белый стих. Это придаёт стихотворению разговорную интонацию. То есть автор будто бы разговаривает с читателем о том, что ему дорого, о чём он переживает. Кроме того, произведение называется «Говорят дети». На первом месте слово «говорят».
Итак, стихотворение А.А. Ахматовой и лиричное, и драматичное, и философское. Не случайна точная дата после него – 1 июня 1950 года. Ведь
1 июня отмечают международный день защиты ребёнка. Это один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году в Женеве на Всемирной конференции, посвящённой вопросам благополучия детей.
Гришина Ирина Олеговна, ученица 11 «А» класса ГБОУ СОШ № 210
Ах эта снежная зима
Карты планет и спутников Солнечной системы
Три загадки Солнца
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Басня "Две подруги"