Научно-исследовательская работа на уроке литературы. 5 класс
Вложение | Размер |
---|---|
nir_al.tsvet_.doc | 65.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кызыла
Научно-исследовательская работа
Черты народной сказки в сказке С.Т.Аксакова
«Аленький цветочек»
Выполнила:
Ученица 5е класса Ханмаа Айдана
Научный руководитель:
Салчак Роланда Май-ооловна
КЫЗЫЛ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сказка – один из основных видов УНТ……………………………………... 4
2. Сказки народные и литературные…………………………………………… 5
2.1.Особенности русских народных сказок…………………………… 5
2.2.Особенности литературной сказки………………………………… 6
3.Черты народной сказки в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»……. 7
Заключение ………………………………………………………………………. 9
Список литературы ………………………………………………………………10
Введение
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.
С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедли-
вости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов,
композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы,
создаются оперы и балеты. Сказки к нам пришли из глубокой древности.
Создавались они талантливыми людьми и передавались из уст в уста. Так появлялись народные сказки.
Народные сказки вдохновляли многих писателей на создание собствен-
ных сказок, которые стали называться авторскими или литературными.
Цель нашей работы – найти черты народной сказки в сказке С.Т. Аксако-
ва «Аленький цветочек».
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме;
- выявить черты русской народной сказки;
- сравнить сказку «Аленький цветочек» с народными сказками, найти общие
черты.
Сказка – один из основных видов УНТ.
Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI
века. Образовано от слова «казать», имело значение: перечень, список, точное
описание. Современное значение приобретает с XVII века.
По своему содержанию сказки делятся на три группы:
- сказки о животных - самый древний вид сказки. Героями в них являются животные. Они разговаривают и ведут себя как люди;
- бытовые сказки. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости;
- волшебные сказки. Герои в них побеждают врагов, сталкиваясь с волшебными силами. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы.
Сказки народные и литературные.
Как было выше сказано сказки делятся на:
Народные | Литературные |
произведения устного творчества; коллективное творчество; могут иметь несколько вариантов | создаются в письменной форме; конкретный автор; один вариант |
Особенности русских народных сказок.
В построении, содержании и языке всех видов народных сказок есть общее:
1. Есть зачин (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.п.) и концовка (стали жить-поживать да добра наживать).
2. Троекратные повторы схожих событий.
3. Присказки – устойчивые сказочные выражения (ни в сказке сказать,
ни пером описать; скоро сказка сказывается да не скоро дело делается и др.).
4. Постоянные эпитеты (добрый конь, красна девушка, добрый молодец, серый волк). Часто в русских сказках определения ставятся после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; красавица писаная. Характерны также краткие формы прилагательных-определений: красно солнце; буйну голову повесил.
5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных и имен
Прилагательных (братец миленький; солнышко и др.). Все это делает изложение плавным, напевным и эмоциональным.
6. Преувеличения (гипербола).
7. Просторечные слова и выражения.
8. Благополучный финал.
Особенности литературной сказки.
Литературная сказка в отличие от народной имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается следующими особенностями:
подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний
облик героев.
исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что ценит, что ненавидит.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены
общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Расцвет литературной сказки (как европейской, так и отечественной)
произошел в начале XIX в. И именно с этого времени начинается активное собирание и изучение произведений устного народного творчества. Исследование фольклорных традиций дает представление о народных корнях литературной сказки.
Черты народной сказки в сказке «Аленький цветочек».
«Аленький цветочек» - одна из таких сказок, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Это чистая, добрая сказка. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых.
Сравнивая сказку «Аленький цветочек» и народную сказку «Иван –
Крестьянский сын и чудо-юдо», мы убедились, что в сказке Аксакова есть
черты, присущие народной.
«Аленький цветочек» | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» |
Зачин | |
В некиим царстве, в некиим государ- стве жил-был богатый купец. Много у него было всякого богатства… | В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха… |
Концовка | |
И стали жить да поживать, добра на- живать. Я сама там была, пива-мед пила,по усам текло, да в рот не попало | И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять. Здесь и сказке конец. |
Присказка | |
Много ли, мало ли времени прошло; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; ни в сказке сказать ,ни пером описать | Долго ли, коротко ли; Много ли, мало ли проехали |
Число «3» | |
Было у того купца три дочери, все три красавицы; три подарка; через три дня и три ночи должна была воротиться меньшая купеческая дочь | Было у старика и старухи три сына; три боя с чудом-юдом; три чудо-юдовы жены |
Постоянные эпитеты | |
Солнце красное, лес дремучий, яства сахарные, честной купец, красавица писаная, батюшка родимый… | Мечи булатные, добрый молодец, сырая земля, чудо-юдо поганое |
Волшебные силы, предметы | |
Зверь лесной, чудо морское; аленький цветочек, перстень, венец из каменьев самоцветных, тувалет хрустальный. | Чудо-юдо, огненный палец, волшебные превращения чудо-юдовых жен |
Уменьшительно-ласкательные суффискы | |
Батюшка, дороженька, аленький цве- точек | Иванушка, батюшка, матушка, яблонька, платочек |
Преувеличения | |
Блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася нод ногами… | Вдруг сырая земля закачалась, воды в реке взволновались, ветер завыл… |
Борьба со злом | |
Побеждает добро | Побеждает добро |
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что в содержании, построении, языке сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» есть общие черты с народной: есть зачин и концовка, используются присказки, троекратные повторы, преувеличения, постоянные эпитеты, волшебные предметы и образы. Сказка имеет благополучный финал.
Список литературы.
1. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл.нац.шк.
/ М.Г.Ахметзянов и др.- СПб, 2002.
2. Толковый словарь русского языка/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.-М.,1999.
3. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1 – М.: Аванта+,2001
4. С.Т.Аксаков. Аленький цветочек. – М., 1991.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Зимний лес в вашем доме
Свинья под дубом
Северное сияние
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью